Проект русская деревянная игрушка

Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Проект русская деревянная игрушка.

Иркутская область, село Малышевка, Муниципальное казенное образовательное учреждение.

Малышевская средняя общеобразовательная школа.

Мирсанов Иннокентий Григорьевич

Аннотация

Значительное место в художественных промыслах России занимает игрушка, именно с нее человек начинает познавать окружающий его мир. В России игрушку делали повсеместно, изначально между делом, чтобы детей потешить, со временем это стало особым ремеслом. Работали целыми семьями с утра до вечера, детей приучали к работе с трех лет, к восьми годам они уже были мастерами. Сегодня, когда современный рынок насаждает систему западных ценностей, всё больше уходит от нас традиционная культура. В частности, русская игрушка. Барби, диснеевские персонажи, Шрек и другие - вот те герои, которые интересны современным детям. А где же наша деревянная игрушка, которая являлась основным методом традиционного народного воспитания и почему она отошла на второй план. Ведь идеальная игрушка для ребенка - это игрушка из дерева. На ощупь это твердый, нежный и теплый материал, разрешенный даже грудным младенцам. И игрушки из дерева известны с самых древних времен. Не задумывались, почему из всех предложенных игрушек ребенок выберет непременно деревянную? Откуда у детей любовь к деревянным лошадкам и матрешкам? Наверное, они интуитивно чувствуют, что такие игрушки более полезны. Ведь они изготовлены из натурального материала - дерева, впитавшего в себя энергию солнца. Такие игрушки сохранили в себе это природное тепло и несут положительную энергетику. Примечательно, что за рубежом, например, в Австрии, Германии в магазинах преобладают деревянные игрушки как наиболее экологичные и безопасные для детей. Пластмассовых почти нет, ведь пластик может оказаться токсичным. Наши предки тоже предпочитали мастерить игрушки из дерева для своих детей, так как знали, что они для здоровья намного полезнее. Одной из самых известных традиционных деревянных игрушек является матрешка. Все дети без исключения любят играть с ней. И это не удивительно - матрешка - одна из первых развивающих игрушек. Сейчас и в наших магазинах наряду с пластмассовыми изделиями стали появляться и красивые деревянные игрушки - фигурки различных животных, домики с прорезями для фигурок разной формы, пирамидки, кубики. Для их производства используются ценные породы деревьев, произрастающих в экологически чистых районах. Наша работа интересна тем, что что прослеживает историю развития промысла деревянной игрушки, забвения и возрождения.





Цель проектной работы являлось исследование истории создания и развития русской деревянной игрушки, ее значение в развитие познавательного интереса в воспитание детей на Руси. Отношение родителей и детей к игрушкам из древесины.

При написании работы использован реферативно - исследовательский метод

При написании работы , проанализировали литературные источники, работу с интернетом , пришли к определённому выводу, что наша деревянная игрушка всегда пользовалась спросом у взрослых как родителей и у детей разного возраста как познавательно - занимательный материал.

В практической части мы провели исследования по отношению родителей и детей к деревянной игрушке. И теперь можно с уверенностью заявить, что наша русская деревянная игрушка пользуется спросом. Причиной падения интереса к игрушкам из древесины в конце XX века и в начале XXI считаем падение экономики в нашей стране и коммерческий интерес .





План работы .

Так чтобы выяснить и оценить историю создания и развития и предназначения деревянной игрушки, которые могут представлять познавательные интересы, провели определённую работу. Целью небольшой работы (кроме основной исследование истории создания и развития русской деревянной игрушки, ее значение в развитие познавательного интереса и воспитание детей на Руси, отношение родителей и детей к игрушкам из древесины). Стали исследования, где в первые в архивных данных появились упоминания о деревянной игрушке. В каких зонах существовал промысел по изготовлению игрушек. Провели работу с литературой с интернетом. С помощью опроса выяснили отношение к деревянной игрушке.

Для провели исследовательский опрос:

  1. Провели опрос родителей - учителей, которые вырастили и растят детей.

  2. Провели опрос среди учащихся нашей школы.

ИСТОРИЯ ДЕРЕВЯННОЙ ИГРУШКИ

Самые первые простейшие игрушки представляли собой слегка подправленные ножом сучки с интересными изгибами. Чаще всего это были птицы, настороженно вытянувшие шеи или нахохлившиеся. Художественная форма подобных игрушек диктовалась особенностями строения дерева. Эти игрушки делали всегда и везде, где был лес. Первое упоминание о деревянной игрушке встречается в письменных источниках ХVII века. Там было указано, что во время царских визитов в Троице-Сергиевский монастырь, который был в то время местом богомолья русских царей, инфантам, помимо сладостей, покупали также потешные возки, деревянных коней и птичек. Существует предание, что первые деревянные игрушки вырезал сам настоятель лавры Сергий Радонежский и одаривал ими детей богомольцев. Примечательно, что достаточно долгое время игрушки крестьянских и царских детей изготавливались в одних и тех же мастерских. Так, в записях от 1721 года, детям Петра I было "куплено в Москве на торгу разных игрушек... живства числом осьмнадцать - кони, коровы, олени, бараны, лебеди, петухи, утки, а также трое детей и город с солдатами". В России исторически сложились три крупных зоны изготовления игрушек: Север, Поволжье и Подмосковье. Здесь закреплялись технические и художественные приемы, определившие стилевое своеобразие местных изделий. До нас в основном дошли образцы XIX века. От XVIII столетия почти ничего не сохранилось. А об игрушках XVII века можно узнать лишь по документам того времени. О произведениях более ранних эпох сообщают археологи. При раскопках в Новгороде, Старой Ладоге, на реке Ояти они обнаружили древние деревянные игрушки, хорошо сохранившиеся во влажной почве. Простейшие игрушки представляют собой слегка подправленные ножом сучки с неожиданными изгибами. Часто это плывущие птицы, настороженно вытянувшие шеи или нахохлившиеся. Художественная форма подобных игрушек диктовалась особенностями строения дерева. Эти игрушки делали всегда и везде, где есть лес, поэтому датировать эти образцы затруднительно. Возможно, они были сделаны в XIX веке. Такие игрушки связаны с древней традицией изготовления охотничьих чучел-"маних" и предметов домашнего обихода из пней, коряг и суков. В Вятской стороне возник необычный тип игрушки, "моховики" - сумрачные дровосеки и старухи с вязанками хвороста, сверченные из мха, коры и лыка. Руки у них из еловых шишек, лица деревянные, подрисованные карандашом. Об их производстве почти ничего не известно. В 1890 году на Всемирной выставке в Париже эти игрушки были "с восторгом встречены парижанами", - как писалось в отчетном докладе Вятского земства.

Северная игрушка представлена наиболее характерными образцами. Это куклы-бабы, кони, птицы, упряжки, лодки, погремушки-головоломки. Их немного, но интерпретация очень различна. На Онежском полуострове были сделаны куклы-"панки", столбоватые фигуры с конусообразной или круглой головой и плоско стесанной лицевой частью. Они строго фронтальны. Глаза, рот, нос обозначены впадинами и врезами, рун пот или они едва намечены. Скупой орнамент исполнен порезками, выжжен раскаленным гвоздем. Ученые видят в суровом идольском характере онежских кукол связь с культовыми фигурками предков.

Коники - это и кони-колоды, на которых дети ездят верхом, и небольшие фигурки. Форма их подчинена вытянутому бруску дерева, из которого они сделаны. Фигурки эти преувеличенно грузны по пропорциям, массивны. У них четко выражены грани туловища, ноги кубоватые. В силуэте преобладают горизонтальные и вертикальные линии. Позы коников с Мезени и Печоры более динамичны: мощные шеи их круто изогнуты, ноги, на которые опирается могучее тело животного, не всегда расчленены, но поставлены словно в беге. Монолитности, эпической величавостью кони близки монументальной скульптуре охлупней и тем фигурам, которые украшают северные ковши и солоницы. Такие игрушки нигде но продавались. Их делали для себя и соседских детей из отходов дерева, строя дома, карбасы. Поэтому подобные игрушки, хотя и были распространены на Севере, теперь в музейных коллекциях представляют большую редкость. Основные типы северных игрушек просуществовали до начала XX столетия, кирилловские делались и в 1930-е годы. А на Онежском полуострове, на Мезени, Печоре и сейчас иногда вырубят из чурбака традиционную архаичную фигурку.

В Поволжье изготовляли пары и тройки лошадей, кукол, карусели, мельницы, погремушки, свистульки, вертушки. В этих игрушках исчезла массивность большого куска дерева, их делают из дошечек, щепочек, круглых палочек. «Щепной товар» или «топорщина» называли эти игрушки. Игрушки расписывали свободной кистевой росписью, чаще всего простыми незамысловатыми орнаментами в виде точек, линий, цветов.

Среди игрушек Владимирской губернии наиболее известны куклы-бабы, птички, коники которые в отличии от северных коней имеют вытянутые в верх массивные шеи. В Нижегородской области центрами производства топорно-щепной игрушки были села Пурех, Лыськово, Федосеево. Здесь изготавливали коней, каталки, мельницы, пароходы, паровозики, кукольную мебель, карусели со скрипичной музыкой. Самая распространенная игрушка это экипаж. В отличии от владимирских экипажей, нижегородские кони имели выгнутые, склоненные до земли шеи. Готовые изделия украшались свободной кистьевой росписью. Особенностью феодосеевской игрушки является желтый олифленный цвет, по которому рисовали алые цветы с зеленными листьями, изображения птиц, зверей, человека.

Конь-огонь из дерева .

Позднее среди поволжской игрушки появились коньки-скакунки с обозначенным телом и ногами, ветряные меленки, качели. Сравнительно редко мастера изображают человека, люди лишь составляют ритм, элемент общей композиции, поэтому "рубятся" схематично, условно - в виде четырехгранного столбика или пирамидки, изображающей всадника на коне или ребенка на качели. Любимым детищем поволжских мастеров был конь. Мчащийся силуэт с крутым выгибом шеи, со своей откровенной оторванностью от реальных форм, как бы символизировал ту стремительность, которая была свойственна древнему божеству солнца. Это наследие языческих времен, когда наши предки верили, что солнце ездит на коне и принимает его облик. Деревянная фигурка коня была и игрушкой и оберегом-символом солнца, хранящим от бед и помогающим в делах.

Крупнейшим игрушечным центром Подмосковья был и остается Сергеев Посад. В1879 г. из Сергеева Посада в Москву было отправлено 21328 пуда игрушечного товара. В это время там работало 1055 кустарей в 333 мастерских. Основной выпускаемой продукцией были резные, расписанные куклы из цельного куска дерева: барыни, гусары, щелкунчики, макеты церквей. Мастеров называли «балабешниками» от названия чурки из которой резали фигурку - «балабешки».

Свой особы тип неокрашенной игрушки создали жители села Богородское, которые делали неокрашенные игрушки для Сергиева Посада

Богородская деревянная игрушка

Можно предположить, что появление первой игрушки связано с желанием человека выразить свою любовь к детям. Село Богородское находится рядом с крупнейшим в России монастырем, Троице-Сергиевой Лаврой. Поэтому, возможно, что первыми резными деревянными игрушками одаривал детей сам святой Сергий Радонежский. А может быть, деревянные игрушки-забавы появились благодаря усилиям любящего отца или дедушки, который подобрал для ее изготовления простой и доступный материал - дерево и сделал игрушку подвижной, занимательной, вызывающей улыбку ребенка.

К сожалению, сейчас невозможно точно восстановить события, которые происходили в ХІV веке, но сам «возраст» богородской игрушки вызывает искреннее восхищение и желание поклониться тем людям, которые на протяжении многих лет, передавая из поколения в поколение секреты мастерства, развивая и совершенствуя свое искусство, донесли до современного ребенка эту чудо-игрушку.

Эстетическую и педагогическую ценность богородской резной игрушки трудно описать словами. Наверное, это связано с тем, что на протяжении столетий мудрый народный ум вложил в нее так много, что все время возникает ощущение чего-то недосказанного. Отметим самое главное.

Богородская игрушка - рукотворная. Она вручную вырезается из дерева (березы, липы, осины, сосны) и не окрашивается. Благодаря этому, сохраняется природный цвет дерева, его тепло и очень приятная на ощупь поверхность, безупречная в гигиеническом отношении для маленького ребенка.

Богородская деревянная игрушка вызывает у детей особый интерес и чувство радости благодаря тому, что она с движением. Подвижность отдельных частей игрушки и простота механизма, приводящего их в движение, расширяет возможности использования игрушки в педагогическом процессе.

Самым маленьким детям взрослые с помощью богородской игрушки могут показать театрализованное представление: собрались курочки в кружок и клюют зернышки, сел медвежонок на качели и раскачивается и т.п. Действия деревянных фигурок вызывают смех, побуждают к звукопроизношению: тук-тук, кач-кач и т.п.

Точеная игрушка

Подмосковье славилось и изготовлением точеной игрушки. Делали лото, шахматы, посудные наборы, погремушки, деревянные яйца, пирамидки, бирюльки, а сначала XX века известную во всем мире, символ России - матрешку.

Матрешка считается традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гостей, но далеко не каждый знает историю возникновения матрешки.

Появилась матрешка в 1890 году. Ее прообразом стала точеная фигурка буддийского святого Фукурума, которую привезли с острова Хонсю в подмосковную усадьбу Абрамцево. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, она оказалась разъемной, и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять.

По образу этой игрушки токарь Василий Звездочкин выточил фигурки, а художник Сергей Малютин расписал их. Он изобразил на фигурках девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца. Распространенным именем в то время было имя Матрена - так и появилась Матрешка.

Исследовательский опрос.

Задаваемые вопросы учителям - родителям :

  1. Приобретали вы своим детям деревянные игрушки?

  2. Какому материалу вы отдаете предпочтение, для изготовления игрушек? ( дерево или другие материалы)

Задаваемые вопросы учащимся:

  1. Какое отношение у вас к деревянным игрушкам?

  2. Из какого материала желательно бы, были сделаны игрушки? ( дерево или другие материалы)







Приложение 1.

Результаты исследовательского опроса. Задаваемые вопросы учителям - родителям : 1. Приобретали вы своим детям деревянные игрушки?

2. Какому материалу вы отдаете предпочтение, для изготовления игрушек ? ( дерево или другие материалы)

Задаваемые вопросы учащимся:

1. Какое отношение у вас к деревянным игрушкам?

2. Из какого материала желательно бы были сделаны игрушки? ( дерево или другие материалы)

Имя отчество

Вопрос ы учителям

Вопросы учащимся.

1 вопр.

2 вопрос

1 вопрос

2 вопрос

да

нет

дерево

Другие материалы

Полож.

Отрицатл.

дерево

Другие материалы

1

Римма Романовна.

+

+


2

Ольга Викторовна

+

+


3

Галина Константиновна

+

+


4

Светлана Георгиевна.

+

+


5

Вера Ивановна

+

+


6

Татьяна Викторовна

+

+


7

Александра Васильевна

+

+


8

Виктор Степанович

+

+


9

Елена Сергеевна

+

+


10

Оксана Петровна

+

+


11

Людмила Геннадьевна

+

+


12

Наталья Алексеевна

+

+


13

Татьяна Савельевна

+

+


14

Вера Николаевна

+

+


15

Татьяна Анатольевна

+

+


16

Игорь Викторович

+

+


17

Валентина Константиновна

+

+


18

Олег Васильевич

+

+


19

Любовь Викторовна.

+


20

Светлана Викторовна

+

+


21

Иннокентий Григорьевич

+

+


21

Мама

+

+


22

Папа

+

+


23

5 класс


6

5

6

5

24

6 класс


7

8

7

8

25

7 класс


7

6

7

6

26

8 класс


2

1

2

1

27

9 класс


6

4

6

4

28

10 класс


4

1

3

1

29

11класс


8

3

5

6

30

Итого.

19

6

14

10

40

26

36

30

Вывод.

Народные промыслы занимают важное место в культуре и искусстве России. Народное искусство - это живой, чистый родник, который несет в себе особое историческое, эстетическое, национально-психологическое и нравственное содержание, необходимое всем россиянам и особенно детям на этапе становления их личности. Особое место среди изделий народного искусства принадлежит игрушке. Каждый человек независимо от возраста помнит игрушки своего детства. Поэтому очень важно, чтобы эти первые жизненные и культурные ориентиры были созданы добрыми руками, чтобы в них отразились национальные и культурные традиции. Поэтому при воспитании детей дошкольного возраста одной из основных задач, стоящих перед родителями и педагогами, должно являться знакомство детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. Можно предположить, что появление первой игрушки связано с желанием человека выразить свою любовь к детям. Поэтому, возможно, что первыми резными , деревянными игрушками стали игрушки-забавы которые появились благодаря усилиям любящего отца или дедушки, который подобрал для ее изготовления простой и доступный материал - дерево и сделал игрушку подвижной, занимательной, вызывающей улыбку ребенка. К сожалению, сейчас невозможно точно восстановить события, которые происходили в ХІV -XV веках, но сам «возраст» деревянной игрушки вызывает искреннее восхищение и желание поклониться тем людям, которые на протяжении многих лет, передавая из поколения в поколение секреты мастерства, развивая и совершенствуя свое искусство, донесли до современного ребенка эту чудо-игрушку. Эстетическую и педагогическую ценность деревянной игрушки трудно описать словами. Наверное, это связано с тем, что на протяжении столетий мудрый народный ум вложил в нее так много, что все время возникает ощущение чего-то недосказанного. Отметим самое главное. Деревянная игрушка - рукотворная. Она вручную вырезается из дерева (березы, липы, осины, сосны) и не окрашивается. Благодаря этому, сохраняется природный цвет дерева, его тепло и очень приятная на ощупь поверхность, безупречная в гигиеническом отношении для маленького ребенка.

Деревянная игрушка вызывает у детей особый интерес и чувство радости благодаря тому, что она с движением. Подвижность отдельных частей игрушки и простота механизма, приводящего их в движение, расширяет возможности использования игрушки в педагогическом процессе. Самым маленьким детям взрослые с помощью игрушек можно показать театрализованное представление: собрались курочки в кружок и клюют зернышки, сел медвежонок на качели и раскачивается и т.п. Действия деревянных фигурок вызывают смех, побуждают к звукопроизношению: тук-тук, кач-кач и т.п. Когда ребенок начнет терять интерес к восприятию игрушки, он обязательно захочет сам поэкспериментировать с ней. Игрушки приводятся в движение так просто, что малыш очень скоро сам овладеет действиями с ней и будет кормить курочек, качать медвежонка и т.п. Простые и однообразные движения игрушек завораживают, успокаивают, доставляют удовольствие. Возможность экспериментировать с игрушкой и при этом добиваться результата имеет очень большое значение для развития личности маленького ребенка. В процессе действий с игрушкой у малыша просто и естественно проявляется любознательность, познавательная активность, инициативность, а полученный результат способствует формированию уверенности в себе и своих возможностях. Идеальная игрушка, это игрушка из дерева.

Литература:

1. Дайн Г.Л. Русская игрушка. Москва «Советская Россия».1987 г.

2. Русская деревянная игрушка. Изд. «Художник РСФСР» Ленинград.1968 г.

3. Романовский С.Т. Похвальное слово лошади//НОВАЯ ИГРУШЕЧКА .-1995 .-N 7 .- С.48-49












© 2010-2022