- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа по ручному труду Мир увлечений
Рабочая программа по ручному труду Мир увлечений
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Масленникова Е.П. |
Дата | 09.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Брюховская специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида».
«Согласовано» «Утверждаю»
Педагогический совет школы Директор
Протокол №1 от _______________Л.И.Гросич
«____»___________2013 г. «____» _____________2013 г.
Рабочая программа
для обучающихся по ручному труду
«Мир увлечений»
группа девочек
Подготовила Маслленникова Е.П.
2013-2014 г.г.
Пояснительная записка.
Разнообразие форм и методов дополнительного образования способствует развитию интересов и наклонностей детей.
Воспитатель должен помочь каждому ребенку осознать жизненную необходимость и полезность своего труда, вызвать интерес к трудовой деятельности.
Воспитать в каждом ребенке живой интерес к труду, раскрыть наклонности, признание, утвердить личное увлечение делом, привить эстетические навыки - это и есть сущность воспитательной работы.
Данная программа составлена на основе книги Г.Д. Дульнева « Основы трудового обучения во вспомогательной школе». Учитывая возрастные и физические возможности детей они поделены на группы : группа (с1по5 кл.) и группа (8-9кл.)
Программа включает в себя такие виды работ, как рукоделие:
- макраме, вязание крючком, вязание спицами, (гр.девочек 8- 9кл.)
- обьемные работы из гофрокартона , изонить, оригами (гр. 1-5кл.).
Программа разработана для обучающихся (в основном девочек) 1-9 классов один час в неделю.
Она признана развивать творческие способности девочек, готовить их к современной взрослой жизни воспитывать трудолюбие, формировать эстетический вкус, чувство гармонии, способствует гарантии социализации личности в обществе, знакомит с народными традициями.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования. Несмотря на прогресс индустрии и глобальный промышленный рост, изделие, выполненное своими руками, всегда будет цениться, и мастерица не будет не замечена.
В программу включены различные формы занятий:
наблюдения, теоретические и практические занятия, беседы , выставка готовых изделий и книжных иллюстраций.
Цель: раскрывать его личностные задатки обучающихся, прививать любовь к народным традициям.
Задачи.
-
Коррекция мелкой моторики, пространственной ориентации, двигательной активности.
-
Формировать умение по планированию работы, подготовки рабочего места, подборки нужного материала для работы, подбирать цветовую гамму при вязании.
-
Развивать силу воли, приучив себя доводить начатое дело до конца, выполнять организационные моменты - подготовка рабочего места, выбор пряжи , цвета, уборка рабочего места.
Методы обучения:
-
Словесный
-
Иллюстрированный
-
Практический
-
Теоретический
-
Репродуктивный
Ожидаемые результаты:
К концу учебного года воспитанники должны:
-владеть приемами работы по изготовлению изделий из данных материалов,
- уметь планировать работу, готовить рабочее место, выбрать необходимый дополнительный материал, инструменты и оборудование для работы,
- владеть навыками по составлению композиции ( распределение отдельных деталей в обьемных работах),
-применять полученные навыки и знания на практике.
-изготовить 1-2 законченные работы.
Методы отслеживания:
- отслеживание по выработанным критериям( прилагаются)
- участие в выставках.
Содержание программы.
1.Вводное занятие.
Традиционные виды рукоделия. Рукоделия в вашей семье -1час.
Знакомство с предстоящими работами:
1гр.-(с 1 по 4кл.) 2гр.-( с 5 по 9кл.)
-
изделия из гофрокартона,
-
изделия оригами.
-
изделия из шпагата
-
изонить
-
изделия, связанные крючком
-
изделия, связанные спицами
Правила поведения на занятиях. Правила техники безопасности на занятиях по ручному труду . Подготовка рабочего места.
2. Инструменты и материалы:
Гофрокартон, клей ПВА, ножницы ,линейка, стержень пустой для продавливания линии, пряжа, крючок. спицы, шпагат, игла для изонити, толстый картон, нитки( мулине ,ирис)
3. Шаблон, рисунок:
-наглядное пособие,
-выбор изделия по книге.
-подбор нитей, крючка.
-подбор цветных полосок.
4. Выполнение изделий:
Изделие из гофрокартона-3час.
-выполнение работ по образцу:
Индивидуальные работы - 3час.
Изделие из пряжи - крючком 7час.
-выполнение работ по образцу:
Индивидуальные работы-7 час
Изделие из пряжи спицами -6час
Индивидуальные работы
Работа изонитью. -5 час
-выполнение работ по образцу.
Индивидуальные работы-3час.
Коллективная работа (картина)-2час
Оригами-7 час.
Индивидуальная работа -
Используемая литература.
1.Женские журналы по рукоделию: «Ручная работа», «Валентина», «Лиза» и
2 .Объемные фигуры в технике « квилллинг».
3. Т.Терешкевич «Рукоделие для дома»,103 оригинальные идеи. «Феникс» 2004г.
4.М.Максимова, М. Кузьмина. «Послушные узелки».
Календарно - тематическое планирование
Ручной труд «Мир увлечений»
№ п\п
Тема занятия
Кол-во часов
Сроки проведения
Цели занятия
Оборудование
1
Вводное занятие. «Знакомство содержанием предстоящих занятий». ТБ и правила поведения на занятиях ручного труда.
1
- ознакомить воспитанников с темами занятий,
-заинтересовать предстоящей работой, показом образцов изделий из гофро картона, пряжи, шпагата, ниток «ирис».
тематические картинки, образцы изделий.
2
«Изготовление цветка (гвоздика)».
1
- ознакомить с новым видом работы из гофрированной бумаги.
- формировать умение выбрать по цвету и правильно применить,
- развивать познавательный интерес в процессе показа образцов, подготовка рабочего места.
гофрированная бумага, клей ПВА, ножницы, линейка, образец изделия.
3
«Изготовление открытки ко дню Учителя».
1
- развитие мелкой моторики, пространственной ориентации в процессе составления композиции,
- воспитание настойчивости ,терпения, привитие аккуратности, самостоятельности.
картон цветной, клей ПВА , ножницы , линейка.
4
Продолжение изготовления открытки.
1
- отработка полученных навыков.
картон цветной, клей ПВА , ножницы , линейка.
5
Завершить работы по изготовлению открыток.
Оформление ее.
1
- развитие пространственной ориентации в процессе составления композиции,
- формировать умение по подборке цветовой гаммы.
- воспитание терпения, желания достичь конечного результата.
- привитие аккуратности.
клей ПВА, картон.
6
«Поделки из овощей и природного материала к дню Урожая».
1
- формирование умения распределять работу между членами подгруппы, учитывая способности каждого, привитие аккуратности, терпения и желания довести работу до конца.
природный материал, овощи, резаки.
7
«Изделие «Кисть винограда». Из гофрокартона.
1
- ознакомить с новым видом работы из гофрированной бумаги.
- формировать умение выбрать по цвету и правильно применить,
- развивать познавательный интерес в процессе показа образцов, подготовка рабочего места.
гофрированная бумага, клей ПВА, ножницы, линейка, образец изделий.
8
«Изделие «Гномик». Из гофрокартона.
1
- ознакомить с новым видом работы из гофрированной бумаги.
- формировать умение выбрать по цвету и правильно применить,
- развивать познавательный интерес в процессе показа образцов, подготовка рабочего места.
гофрированная бумага, клей ПВА, ножницы, линейка, образец изделий.
9
«Картина «Цыпленок».
1
- развитие мелкой моторики,
- привитие аккуратности и терпения при выполнении работы,
- развитие пространственной ориентации.
10
Вводное занятие. « Вязание крючком». ( Простые приемы вязания крючком)
1
- формировать интерес к декоративно - прикладному творчеству, - развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий,
- воспитывать уважение к труду.
книги и журналы по вязанию, стенд по технике безопасности, единые требования безопасности во время работы, в работе с иглой, булавками, с ножницами.
11
«Цепочка из воздушных петель, полу столбик».
1
- научить вязать цепочку из воздушных петель,
- формировать добросовестное отношение к труду,
- развивать внимание, аккуратность.
образцы, пряжа , крючок, ножницы.
12
Продолжение работу по теме.
1
- научить вязать столбик без накида, с накидом;
- развивать внимание , аккуратность; воспитывать в детях взаимопомощь, добросовестность,
- развивать мелкую моторику рук.
образцы, пряжа, крючок, ножницы.
13
«Основные приемы вязания крючком».
1
- научить пышные столбики;
- воспитывать точность и аккуратность;
- развивать творческое воображение.
образцы, пряжа ,крючок, ножницы.
14
«Вязание по кругу».
1
- научить вязать по принципу « вязание по кругу»,
- привить уважение к традициям декоративно- прикладного творчества,
- развивать исполнительские умения, внимание.
образец, пряжа, крючок, ножницы.
15
«Вязание салфетки».
1
- развивать стремление к углублению знаний;
- научить пользоваться схемами;
- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи,
- воспитывать самостоятельность.
нитки х/б, пряжа, крючок, ножницы.
16
«Продолжение вязание салфетки».
1
- формировать умение видеть красоту посредством изготовления изделия;
- воспитывать уважение к труду; воспитывать усидчивость и аккуратность.
17
«Работа методом « Изонить» (Вышивание острого угла). Знакомство с правилами ТБ. при работе с иглой.
1
- познакомить с новым видом работы; дать понятие о стежке,
- научить делать разметку по линейке, учить выполнять прямые стежки,
- развитие мышления, воображения, развивать моторику пальцев, воспитывать трудолюбие.
нитки, игла, линейка, карандаш, картон, образец.
18
«Изонить»(вышивание тупого угла).
1
- познакомить с новым видом работы; дать понятие о стежке,
- научить делать разметку по линейке, учить выполнять прямые стежки,
- развитие мышления, воображения, развивать моторику пальцев, воспитывать трудолюбие.
игла, нитки, линейка, карандаш, картон , образец..
19
«Вышивка простых рисунков методом изонити» (снеговик, елочка).
1
- развивать мелкую моторику рук,
- развивать творческие навыки,
- воспитывать аккуратность, усидчивость, внимание.
картон , карандаш, линейка, игла, ножницы.
20
«Вышивка картины методом изонити».
1
- учить применять приемы вышивания в индивидуальных работах ;
- развивать эстетический и художественный вкус;
- воспитывать усидчивость и аккуратность.
бархатная бумага, игла, линейка, циркуль, ножницы.
21
«Продолжение работы. Оформление работы в рамку».
1
- обобщить полученные теоретические и практические знания,
- развивать познавательный интерес к декоративно - прикладному творчеству; добиваться,
- увидеть красоту своего труда.
рамка, выполненная работа.
22
«Вязание на спицах. Виды петель и их образование». Инструктаж по ТБ.
1
- развивать стремление к углублению знаний;
- освоить технику вязания лицевой петли, закрепление последнего ряда.
пряжа, спицы, ножницы, образец.
23
«Вязание лицевыми петлями (квадрат 10 на 10см)».
1
- воспитывать усидчивость, аккуратность и трудолюбие;
- отработать навык вязания лицевыми петлями,
- развивать познавательный интерес к декоративно - прикладному творчеству.
спицы, пряжа, линейка.
24
«Вязание изнаночными петлями (квадрат 10 на 10см)».
1
- развивать стремление к углублению знаний;
- освоить технику вязания изнаночной петли;
- воспитывать трудолюбие и усидчивость.
спицы, пряжа.
25
«Вязание по кругу на 4 -х спицах (резинка)».
1
- закрепление полученных ранее знаний лицевыми изнаночными петлями.
пряжа, спицы.
26
«Вязание платочной вязкой (шарф)».
1
-научить вязанию платочной вязкой (только лицевыми петлями - туда и обратно),
- воспитывать трудолюбие и аккуратность;
- развивать самостоятельность, умение доводить начатое до конца.
спицы, пряжа.
27
Продолжение вязания изделия шарфа.
1
- воспитывать трудолюбие и аккуратность;
- умение до конца доводить начатое дело.
пряжа, спицы.
28
«Оригами - это просто. Знакомство с новым видом сгибания бумаги».
11
- научить новому методу складывания бумаги (базовые формы);
- заинтересовать детей новым видом ручного труда,
- показ готовых изделий.
бумага для оригами, образец, клей ПВА.
29
«Изготовление цветка -тюльпан».
1
- развивать творческие способности, воображение; самостоятельность и аккуратность при сгибании бумаги.
бумага для оригами, образец; клей ПВА.
30
«Коллективное панно (корзина с подснежниками)».
1
- воспитывать аккуратность, эстетический вкус;
- развивать глазомер чувство формы;
- умение доводить начатое дело до конца.
бумага для оригами, клей ПВА, картон.
31
«Изготовление домашних животных методом оригами (собачка,котенок)».
1
- учить выполнять задание в точной последовательности;
- развивать ловкость движения пальцев, глазомер;
- соблюдать порядок на рабочем столе.
игрушки, образец изделия, бумага для оригами, клей ПВА.
32
«Птицы - оригами (голубь)».
1
- научить соблюдать последовательности сгибания бумаги;
- развивать способность к точным движениям пальцев;
- воспитывать аккуратность и бережное использование бумаги.
бумага для оригами, клей ПВА, образец.
33
«Цветочная полянка» (коллективная работа).
1
- научить изготовлению цветов соблюдая модульные схемы,
- развивать творческое воображение,
- воспитывать аккуратность и бережливость, эстетический вкус.
бумага для оригами, клей ПВА, картон, образцы цветов.
34
Итоговое занятие.
1
- обобщить полученные знания, развивать познавательный интерес к декоративно - прикладному творчеству,
- создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества.
столы, стулья, ручки, бумага.