Урок на тему: Технология сверления

Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5 класс «Трудовое обучение»

Тема: Технология сверления

Цели:

Образовательная: Ознакомление учащихся с технологией сверления отверстий ручным инструментом. Сформировать у учащихся представление о процессе получения отверстий в материале, научить учащихся приемам сверления отверстий ручным инструментом.

Развивающая: Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету. Содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку.

Воспитательная: Способствовать воспитанию у учащихся уважения к работающему человеку.

Задачи урока:

  1. Познакомить с инструментами для сверления.

  2. Научить школьников безопасным приемам сверления.

  3. Выполнить отверстия с помощью коловорота, ручной дрели.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

Методы проведения урока:

  1. Репродуктивный, словесный (рассказ, инструктажи, опрос, беседа);

  2. Наглядно - демонстрационный (демонстрация презентации "Сверление отверстий", приемов работы, инструментов для сверления);

  3. Метод упражнений (выполнение учащимися практической работы);

  4. Метод проверки знаний, умений, навыков (анализ практической работы, ответы на вопросы, отгадывание кроссворда).

Наглядные пособия:

Презентация "Сверление отверстий", коловорот, ручная дрель, различные виды сверл, спиральные сверла большого диаметра, бруски для демонстрации сверления.

Оборудование: подкладные доски, шило, тиски, заготовки, столярный инструмент.

Структура урока.

  1. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока, целей, задач.

III. Повторение.

IV. Изложение программного материала.

V. Самостоятельная работа

VI. Практическая работа. Вводный инструктаж.

VI Закрепление пройденного материала.

Организация рабочего места.

Текущий инструктаж.

Заключительный инструктаж

VIII. Проверка, подведение итогов урока.

IX. Домашнее задание

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока, целей, задач. С лайд № 1

III. Повторение (Слайд 2)

Для повторения ранее изученного материала предлагается учащимся ответить на следующие вопросы:

  • С какой технологической операции начинается изготовление изделий с помощью лобзика?

  • Как правильно закрепить пилочку в рамке лобзика?

  • Какими способами можно перенести рисунок или эскиз изделия на заготовку?

  • Какова последовательность изготовление деталей, имеющих внешние и внутренние контуры?

  • Какие правила безопасности необходимо соблюдать при работе с лобзиком?



  1. Изложение программного материала. Слайд 4.

1.Иллюстративный рассказ.

К сверлению прибегают тогда, когда в древесине необходимо получить отверстия цилиндрической формы. Они могут понадобиться при соединении деталей при помощи шурупов, болтов и шипов, при креплении к дереву и изделиям из него фурнитуры. Каждый из вас неоднократно видел, как сверлят отверстия. Возможно, вы сами вместе с папой или дедушкой выполняли данную операцию. Расскажите, что вам известно о сверлении.

- Сформулируйте, какую операцию называют сверлением.

После ответов учеников - 4 слайд

Записать определение в тетради.

- Каким инструментом выполняют сверление?

Слайд 5. Существует большое количество видов сверл, мы познакомимся лишь с некоторыми из них.

Ознакомление учащихся со сверлами, назначении и особенностях сверл.

Слайд 6. Но на уроках все эти сверла нам не потребуются, мы используем 4 вида сверл: ложечное, перовое, винтовое, спиральное. Учащиеся записывают в тетради виды сверл.

Подробное ознакомление с основными видами сверл.

Ложечными сверлами выбирают отверстия разной глубины. Их диаметр - 3-16 мм, длина - 50-125 мм. Такие сверла снабжены специальным желобком, через который выбрасывается стружка.

Перовые сверла предназначены для сверления неглубоких отверстий поперек волокон. Из-за плохого удаления стружки такими сверлами трудно выполнить глубокие отверстия.

Винтовые сверла используют для глубоких отверстий поперек волокон. На конце этих сверл имеется винт с мелкой резьбой.

Спиральные сверла предназначены для сверления отверстий различной глубины. Так как стружка хорошо удаляется по канавкам, отверстия получаются чистыми.

Слайд 7.

Мы чаше других будем использовать в работе спиральное сверло, поэтому его разберем подробнее. Существуют сверла с цилиндрическим
хвостовиком (диаметром от 0.1 до 20 мм) и с коническим хвостовиком (от 6 до 80 мм).

- Какой элемент называется хвостовиком?

Выбор сверла с тем или иным хвостовиком зависит от того, как мы его будем закреплять в дальнейшем: с цилиндрическим хвостовиком - в дрель, коловорот. С коническим хвостовиком - в патрон сверлильного станка.

Слайд 8.

У спирального сверла различают следующие элементы: рабочая часть, лапка, режущая часть, хвостовик, шейка, канавка. раздать учащимся сверла большого диаметра. Ученики находят каждую часть на сверле, разбирают назначение каждой части сверла. (Выдать рисунки с изображением сверла, учащиеся вклеивают их в тетради.

Слайд 9.

Но просто одним сверлом просверлить отверстие очень сложно, требуется его закрепить. Посмотрите на экран, возможно, вам знакомы инструменты для ручного сверления. (На слайде последовательно появляются инструменты для сверления с соответствующими подписями).

Буравчик, коловорот, дрель с закрытым приводом и дрель с открытым приводом.

Учитель рассказывает об основных деталях инструментов и их назначении.

Учащиеся записывают названия инструментов в тетрадь.

Слайд 10. закрепление заготовки во время сверления

Слайд 11. Процесс резания выполняется совмещением 2 движений.

Возвратно - поступательное - движение подачи.
Вращательное - движение резания.

Слайд 12. Отверстия в детали могут быть сквозными и глухими.

Слайд 14. Правила безопасной работы при ручном сверлении.

"При сверлении под заготовку подкладывают доску и крепят к верстаку.

"При сверлении необходимо соблюдать осторожность, четкость, точность, быть внимательным и сосредоточенным.

"Следует обязательно надежно закреплять заготовку и подкладную доску.

"Прочно и надежно закреплять сверло в патроне.

"Ручку дрели, коловорота вращать без усилий.

"Класть инструмент на верстак сверлом от себя.

V Самостоятельная работа.(по учебнику).

Учитель:

-Прочитайте материал в учебнике параграф 10 стр. 66-77 о процессе сверления.

-Какие инструменты существуют для закрепления сверла? (коловорот, ручная дрель)

Учитель:

Хвостовая часть сверла предназначена для закрепления его в патроне коловорота или ручной дрели

Давайте рассмотрим устройство коловорота… (показать на инструменте)

! Направление вращения сверла должно быть таким, чтобы режущие кромки врезались в обрабатываемый материал и срезали стружку.

Каким образом нужно производить сверление? (Ответы учащихся)

Рассказ учителя с последовательной демонстрацией выполнения работы

Последовательность сверления: (сделать запись в тетради)

1. До начала сверления намечают отверстия (карандашом).

2. Ставят сверло в отмеченную точку перпендикулярно к перпендикулярно к поверхности заготовки;

3. Ладонью левой руки нужно нажать на упор;

4. Вращать заготовку по часовой стрелке.

Режущая часть снимает стружку, которая отводится через винтовые канавки, расположенные на направляющей части.

Техника безопасности.

1) При сверлении под заготовку подкладывают доску и крепят к верстаку

2) При сверлении необходимо соблюдать осторожность, четкость, точность, быть внимательным и сосредоточенным

3) Следует обязательно надежно закреплять заготовку и подкладную доску.

4) Прочно и надежно закреплять сверло в патроне.

5) Ручку дрели, коловорота вращать без усилий.

6) Класть инструмент на верстак сверлом от себя.

VI. Практическая работа.

Практическая работа Изготовление подставки для сверл

1. Вводный инструктаж

  • Разметить заготовку размерами 150Х100Х50

  • Разметить место для отверстий разных величин в 5 рядов, в каждом ряду по 6 отверстий.

  • Просверлить отверстия

  • Зачистить изделие и покрыть лаком.

2. Текущий инструктаж.

Корректировка хода практической работы.

Учитель:

  • Вы можете самостоятельно выбрать форму изделия для его изготовления. В технологической карте дан порядок выполнения работы.

Прежде чем приступить к изготовлению изделия, нужно вспомнить правила техники безопасности при работе с инструментами (ножовкой, рашпилем и коловоротом)

3.Заключительный инструктаж.

4.Разбор успехов и ошибок в работе.

VI I. Закрепление

Что называется отверстием? (углубление в детали)

Какие виды отверстий вы знаете? (Сквозное - проходящее через всю заготовку; глухое - не имеющее сквозного выхода)

Как определить диаметр сверла? (на хвостовике проставляют размер диаметра сверла,; можно измерить диаметр отверстия ШЦ)

Из каких основных частей состоит коловорот? (упор (головка), рукоятка вращения (колено), патрон)

Из каких частей состоит ручная дрель? (упор, нажимная рукоятка, рукоятка вращения, патрон)

VIII. Итог урока. Разбор ошибок допущенных при работе.

Оценка практической работы.

Рефлексия

-Как бы вы оценили свою работу на уроке? (работу своей группы, пары).

По каким критериям?

Ваше эмоциональное состояние? (до и после урока)

IX. Домашнее задание. Параграф 10 выучить виды сверл и формы и виды отверстий.

8

© 2010-2022