- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа по технологии курс Самоопределения 9 класс
Рабочая программа по технологии курс Самоопределения 9 класс
Раздел | Технология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Коршунова И.М. |
Дата | 12.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮТЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СЕМЯЧКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«РАССМОТРЕНО»
на заседании МО
Протокол № 1
от «____» августа2014г
______________________
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
_____________/Г.Н.Высоцкий/
Приказ № __
от «__»августа2015г.
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора школы по УВР
___________________
/Т.И.Ефименко/
«____» августа 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Технологии
9 класса
на 2015 - 2016 учебный год.
Составитель : Коршунова И.М.
учитель технологии
I квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования «Технология». Программы начального и основного общего образования» М. «Вентана - Граф», 2010 по направлению «Технология» в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089, учебного плана МБОУ Семячковская СОШ
Курс «Профессиональное самоопределение школьников» является составным компонентом предпрофильной подготовки выпускников основной школы.
Курс рассчитан на 34 часов (1 час в неделю)
Цель курса - оказать учащимся 9 класса общеобразовательных учреждений помощь в подготовке к адекватному профессиональному самоопределению в соответствии со своими интересами и склонностями, профессиональными способностями и возможностями и с учетом потребностей рынка труда в кадрах.
Специфической особенностью данного курса является то, что его изучение должно осуществляться в процессе выполнения творческого проекта «Мой выбор».
Задачи курса:
1. Вооружить учащихся знаниями основ жизненного и профессионального самоопределения.
2. Сформировать у школьников представление о мире труда и профессий.
3. Оказать учащимся помощь в выявлении своих профессиональных способностей и возможностей.
4. Ознакомить выпускников основной школы с путями и средствами активной подготовки к адекватному профессиональному самоопределению.
5. Создать условия для выполнения и защиты учащимися творческого проекта «Мой выбор».
Основным методом изучения курса «Профессиональное самоопределение школьников» является метод проектов, основными конструктами которого являются понятия «проект» и «проектная деятельность».
Выполненные проекты обсуждаются и защищаются.
Выполнение учащимися в процессе занятий по курсу творческого проекта «Мой выбор» позволяет:
- осуществлять в единстве теоретическую и практическую подготовку школьников к обоснованному профессиональному самоопределению;
- реализовать все компоненты профессиональной ориентации (профпро-свещение, профдиагностику, профконсультацию, профотбор (подбор), профадаптацию, профвоспитание);
- активировать деятельность учащихся по подготовке к адекватному профессиональному самоопределению. Во время защиты проекта учащиеся представляют его печатную или электронную презентацию.
В процессе выполнения творческого проекта «Мой выбор» учащиеся должны осуществлять профессиональные пробы, моделирующие в той или иной степени их будущую профессиональную деятельность. В качестве профпроб могут выступать материальные изделия, информационные продукты, доклады, номера художественной самодеятельности, воспитательные мероприятия и др.
Значительная часть занятий (30%) отводится на развивающую профдиагностику, которая предполагает использование комплекса психологических методик, обеспечивающих, с одной стороны, диагностирование профессионально важных качеств учащихся, и их развитие, с другой стороны.
Программа развивающей профдиагносгики охватывает следующие сферы личности:
- мотивационную (интересы, склонности, мотивы выбора профессии);
- психологическую (особенности психических процессов);
- типологическую (темперамент, характер, тип личности);
- когнитивную (знание мира профессий, своих профессиональных способностей и возможностей, основ жизненного и профессионального самоопределения);
- эмоционально-волевую (чувства, эмоции, воля).
В процессе изучения курса используются следующие профдиагностические методики:
- опросник для выявления уровня готовности школьников к профессиональному самоопределению;
- карта интересов;
- опросник профессиональной готовности (ОПГ);
- анкета мотивов выбора профессии;
- шкала потребностей в достижении;
- опросник темперамента;
- методика «Мой характер»;
- методика определения склонностей;
- тест Дж. Холланда «Тип личности»;
- карта здоровья;
- тест «Уровень самооценки»;
- карта самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.
Помимо вышеперечисленных, в процессе изучения курса используются и другие методы: беседа, рассказ, объяснение, диспут, викторина, наблюдение, экскурсия, профконсультация и др.
В ходе изучения курса широко применяются мнемосхемы. Применение мнемосхем дает возможность не только оперативно развивать память учащихся, но и другие психические процессы, такие, как мышление, восприятие, наблюдательность. Мнемосхемы возбуждают мыслительную деятельность школьников, обеспечивают переход информации из кратковременной памяти в долговременную и обратно, а также развивают мыслительные процессы, последовательность и логику мышления. Они выполняют опорную функцию мышления. Мнемосхемы позволяют также более целенаправленно организовать самостоятельную работу учащихся.
По каждому разделу курса проводится тестовый контроль знаний с помощью специально разработанных контрольно-измерительных материалов.
Разрабатывается конкретный план проведения каждого занятия, который включает в себя:
- формулировку цели и задач занятия;
- отбор содержания изучаемого материала;
- выбор основных методов и организационных форм обучения;
- разработку дидактического и материально-технического оснащения занятия
Учебно-методическое обеспечение курса:
Учебник: Ретивых М.В.,Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников. Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. - Брянск: Издательство Брянского госуниверситета, 2005. - 183 с.
Дополнительная литература:
1.Рекомендации по изучению курса «Профессиональное самоопределение школьников» - Ретевых М.В., Симоненко В.Д.
2. «Как выбрать профессию» - Ретевых М.В., Симоненко В.Д.
Учебно - тематический план
№ п/п
Название темы
Количество часов
общее
теория
практика
1
ОСНОВЫ ЖИЗНЕННОГО И ПРОФЕССИОНОЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
6
5
1
2
МИР ТРУДА И ПРОФЕССИЙ
6
5
1
3
ЧЕЛОВЕК И ПРОФЕССИЯ
10
9
1
4
СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ
12
10
2
Итого:
34
29
5
Учащиеся должны знать и понимать:
- сущность жизненного самоопределения;
- сущность и структуру процесса профессионального самоопределения;
- правила выбора профессии и типичные ошибки при этом выборе;
- многообразие мира труда и профессий, способы их классификации и анализа;
- состояние рынка труда и его требования к современному профессионалу;
- профессионально важные качества своей личности, свои
профессиональные способности и возможности;
- способы и средства анализа профессиональной деятельности;
- методику выполнения профессиональных проб;
- структуру предпрофильной подготовки и профильного обучения;
- пути получения профессионального образования;
- возможности получения профессиональной консультации;
- этапы, способы и средства профессионального саморазвития и самовоспитания;
- этапы принятия решения о профессиональном выборе;
- структуру, порядок оформления и защиты творческого проекта «Мой выбор».
Учащиеся должны уметь:
• пользоваться источниками информации о профессиях, профессиональных учебных заведениях и рынке труда;
• определять формулу профессии;
• проводить общий анализ профессиональной деятельности, анализировать требования профессий к человеку;
• выявлять свои профессионально важные качества;
• соотносить свои возможности с требованиями будущей профессии;
• выполнять профессиональные пробы;
• пользоваться профессиограммами и психограммами;
• выбирать способ приобретения будущей профессии;
• получать профессиональную консультацию;
• заполнять карту самоконтроля своей готовности к профессиональному самоопределению;
• выполнять, оформлять и защищать творческий проект «Мой выбор» с электронной презентацией.
У учащихся должны быть сформированы:
• убежденность в необходимости своевременного и правильного выбора будущей профессии, потребность в адекватном профессиональном самоопределении;
• профессиональная направленность: профессиональные интересы и склонности, мотивы выбора профессии, профессиональный идеал;
• профессиональное самосознание: осознание себя как субъекта будущей профессиональной деятельности;
• профессиональное намерение: знание пути дальнейшего продолжения образования, условий поступления в выбранное профессиональное учебное заведение и перспектив профессионального роста.
Содержание курса «Самоопределение»
1. ОСНОВЫ ЖИЗНЕННОГО И ПРОФЕССИОНОЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ - 6 ЧАСОВ
Жизненное самоопределение человека., Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития., Значение, ситуация и правила выбора профессии., Типичные ошибки при выборе профессии., Творческий проект: «Мой выбор»: сущность и структура., Тестовый контроль знаний по разделу
2. МИР ТРУДА И ПРОФЕССИЙ - 6 ЧАСОВ
Профессия и специальность: происхождение и сущность., Многообразие мира профессий, Классификация профессии. Формула профессии, Профессиональная деятельность и карьера человека., Рынок труда и его требования к профессионалу., Тестовый контроль знаний по разделу
3. ЧЕЛОВЕК И ПРОФЕССИЯ - 10 ЧАСОВ
Профессионально важные качества человека, Интересы и склонности. Мотивы выбора профессии., Особенности психических процессов и выбор профессии, Темперамент и выбор профессии, Характер и выбор профессии, Роль способностей в профессиональной деятельности, Тип личности и выбор профессии, Профессиональная деятельность и здоровье, Профессиональная пригодность и самооценка, Тестовый контроль знаний по разделу
4. СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ - 12 ЧАСОВ
Анализ профессиональной деятельности, Профессиональные пробы и творческие проекты, Профессиональное обучение и предпрофильная подготовка, Пути получения профессионального образования, Профессиональная консультация, Профессиональное саморазвитие самовоспитание., Готовность к профессиональному самоопределению, Начальное профессиональное образование: правила приема. Перечень учебных заведений в Брянской области., Высшее профессиональное образование: правила приема. Перечень учебных заведений в Брянской области., Психологические тренинги, Творческий проект «Мой выбор»: защита.
ЛИТЕРАТУРА
1. М. В. Ретивых, В, Д, Симоненко.: Рекомендации по изучению курса «Профессиональное самоопределение школьников». Книга для учителя. - Брянск: БИПКРО, 2007. - 140 с.
2. Ретивых Е.М. Культура профессионального самоопределения: Учебно-методическое пособие. - Брянск: Изд-во БГУ, 2003. - 97 с.
3. Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Как помочь выбрать профессию. - Тула: Приокск. книжное изд-во, 1990. - 132 с.
4. Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников. - Брянск: Изд-во БГУ, 2007. - 183 с.
5. Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение // Технология