Рабочая программа по технологии курс Самоопределения 9 класс

Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮТЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СЕМЯЧКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«РАССМОТРЕНО»

на заседании МО

Протокол № 1

от «____» августа2014г

______________________

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

_____________/Г.Н.Высоцкий/


Приказ № __

от «__»августа2015г.



«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора школы по УВР

___________________

/Т.И.Ефименко/


«____» августа 2015г.



Рабочая программа по технологии курс Самоопределения 9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по Технологии

9 класса

на 2015 - 2016 учебный год.


Составитель : Коршунова И.М.

учитель технологии

I квалификационной категории






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования «Технология». Программы начального и основного общего образования» М. «Вентана - Граф», 2010 по направлению «Технология» в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089, учебного плана МБОУ Семячковская СОШ

Курс «Профессиональное самоопределение школьников» является состав­ным компонентом предпрофильной подготовки выпускников основной школы.

Курс рассчитан на 34 часов (1 час в неделю)

Цель курса - оказать учащимся 9 класса общеобразовательных учрежде­ний помощь в подготовке к адекватному профессиональному самоопределению в соответствии со своими интересами и склонностями, профессиональными способностями и возможностями и с учетом потребностей рынка труда в кад­рах.

Специфической особенностью данного курса является то, что его изучение должно осуществляться в процессе выполнения творческого проекта «Мой вы­бор».

Задачи курса:

1. Вооружить учащихся знаниями основ жизненного и профессионального самоопределения.

2. Сформировать у школьников представление о мире труда и профессий.

3. Оказать учащимся помощь в выявлении своих профессиональных спо­собностей и возможностей.

4. Ознакомить выпускников основной школы с путями и средствами ак­тивной подготовки к адекватному профессиональному самоопределе­нию.

5. Создать условия для выполнения и защиты учащимися творческого проекта «Мой выбор».

Основным методом изучения курса «Профессиональное самоопределение школьников» является метод проектов, основными конструктами которого являются понятия «проект» и «проектная деятельность».

Выполненные проекты обсуж­даются и защищаются.

Выполнение учащимися в процессе занятий по курсу творческого проекта «Мой выбор» позволяет:

- осуществлять в единстве теоретическую и практическую подготовку школьников к обоснованному профессиональному самоопределению;

- реализовать все компоненты профессиональной ориентации (профпро-свещение, профдиагностику, профконсультацию, профотбор (подбор), профадаптацию, профвоспитание);

- активировать деятельность учащихся по подготовке к адекватному профессиональному самоопределению. Во время защиты проекта уча­щиеся представляют его печатную или электронную презентацию.

В процессе выполнения творческого проекта «Мой выбор» учащиеся должны осуществлять профессиональные пробы, моделирующие в той или иной степени их будущую профессиональную деятельность. В качестве профпроб могут выступать материальные изделия, информационные продукты, док­лады, номера художественной самодеятельности, воспитательные мероприятия и др.

Значительная часть занятий (30%) отводится на развивающую профдиагностику, которая предполагает использование комплекса психологических мето­дик, обеспечивающих, с одной стороны, диагностирование профессионально важных качеств учащихся, и их развитие, с другой стороны.

Программа развивающей профдиагносгики охватывает следующие сферы личности:

- мотивационную (интересы, склонности, мотивы выбора профессии);

- психологическую (особенности психических процессов);

- типологическую (темперамент, характер, тип личности);

- когнитивную (знание мира профессий, своих профессиональных спо­собностей и возможностей, основ жизненного и профессионального са­моопределения);

- эмоционально-волевую (чувства, эмоции, воля).

В процессе изучения курса используются следующие профдиагностические методики:

- опросник для выявления уровня готовности школьников к профессио­нальному самоопределению;

- карта интересов;

- опросник профессиональной готовности (ОПГ);

- анкета мотивов выбора профессии;

- шкала потребностей в достижении;

- опросник темперамента;

- методика «Мой характер»;

- методика определения склонностей;

- тест Дж. Холланда «Тип личности»;

- карта здоровья;

- тест «Уровень самооценки»;

- карта самоконтроля готовности к профессиональному самоопределе­нию.

Помимо вышеперечисленных, в процессе изучения курса используются и другие методы: беседа, рассказ, объяснение, диспут, викторина, наблюдение, экскурсия, профконсультация и др.

В ходе изучения курса широко применяются мнемосхемы. Применение мнемосхем дает возможность не только оперативно развивать память учащихся, но и другие психические процессы, такие, как мышление, восприятие, наблю­дательность. Мнемосхемы возбуждают мыслительную деятельность школьни­ков, обеспечивают переход информации из кратковременной памяти в долго­временную и обратно, а также развивают мыслительные процессы, последова­тельность и логику мышления. Они выполняют опорную функцию мышления. Мнемосхемы позволяют также более целенаправленно организовать самостоя­тельную работу учащихся.

По каждому разделу курса проводится тестовый контроль знаний с по­мощью специально разработанных контрольно-измерительных материалов.

Разрабатывается конкретный план проведения каждого занятия, который включает в себя:

- формулировку цели и задач занятия;

- отбор содержания изучаемого материала;

- выбор основных методов и организационных форм обучения;

- разработку дидактического и материально-технического оснащения занятия

Учебно-методическое обеспечение курса:

Учебник: Ретивых М.В.,Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников. Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. - Брянск: Издательство Брянского госуниверситета, 2005. - 183 с.

Дополнительная литература:

1.Рекомендации по изучению курса «Профессиональное самоопределение школьников» - Ретевых М.В., Симоненко В.Д.

2. «Как выбрать профессию» - Ретевых М.В., Симоненко В.Д.

Учебно - тематический план


п/п


Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

1

ОСНОВЫ ЖИЗНЕННОГО И ПРОФЕССИОНОЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

6

5

1

2

МИР ТРУДА И ПРОФЕССИЙ

6

5

1

3

ЧЕЛОВЕК И ПРОФЕССИЯ

10

9

1

4

СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ

12

10

2

Итого:

34

29

5

Учащиеся должны знать и понимать:

- сущность жизненного самоопределения;

- сущность и структуру процесса профессионального са­моопределения;

- правила выбора профессии и типичные ошибки при этом выборе;

- многообразие мира труда и профессий, способы их классификации и анализа;

- состояние рынка труда и его требования к современно­му профессионалу;

- профессионально важные качества своей личности, свои

профессиональные способности и возможности;

- способы и средства анализа профессиональной деятель­ности;

- методику выполнения профессиональных проб;

- структуру предпрофильной подготовки и профильного обучения;

- пути получения профессионального образования;

- возможности получения профессиональной консультации;

- этапы, способы и средства профессионального самораз­вития и самовоспитания;

- этапы принятия решения о профессиональном выборе;

- структуру, порядок оформления и защиты творческого проекта «Мой выбор».

Учащиеся должны уметь:

• пользоваться источниками информации о профессиях, профессиональ­ных учебных заведениях и рынке труда;

• определять формулу профессии;

• проводить общий анализ профессиональной деятельности, анализиро­вать требования профессий к человеку;

• выявлять свои профессионально важные качества;

• соотносить свои возможности с требованиями будущей профессии;

• выполнять профессиональные пробы;

• пользоваться профессиограммами и психограммами;

• выбирать способ приобретения будущей профессии;

• получать профессиональную консультацию;

• заполнять карту самоконтроля своей готовности к профессиональному самоопределению;

• выполнять, оформлять и защищать творческий проект «Мой выбор» с электронной презентацией.

У учащихся должны быть сформированы:

• убежденность в необходимости своевременного и правильного выбора будущей профессии, потребность в адекватном профессиональном са­моопределении;

• профессиональная направленность: профессиональные интересы и склонности, мотивы выбора профессии, профессиональный идеал;

• профессиональное самосознание: осознание себя как субъекта будущей профессиональной деятельности;

• профессиональное намерение: знание пути дальнейшего продолжения образования, условий поступления в выбранное профессиональное учебное заведение и перспектив профессионального роста.

Содержание курса «Самоопределение»

1. ОСНОВЫ ЖИЗНЕННОГО И ПРОФЕССИОНОЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ - 6 ЧАСОВ

Жизненное самоопределение человека., Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития., Значение, ситуация и правила выбора профессии., Типичные ошибки при выборе профессии., Творческий проект: «Мой выбор»: сущность и структура., Тестовый контроль знаний по разделу

2. МИР ТРУДА И ПРОФЕССИЙ - 6 ЧАСОВ

Профессия и специальность: происхождение и сущность., Многообразие мира профессий, Классификация профессии. Формула профессии, Профессиональная деятельность и карьера человека., Рынок труда и его требования к профессионалу., Тестовый контроль знаний по разделу

3. ЧЕЛОВЕК И ПРОФЕССИЯ - 10 ЧАСОВ

Профессионально важные качества человека, Интересы и склонности. Мотивы выбора профессии., Особенности психических процессов и выбор профессии, Темперамент и выбор профессии, Характер и выбор профессии, Роль способностей в профессиональной деятельности, Тип личности и выбор профессии, Профессиональная деятельность и здоровье, Профессиональная пригодность и самооценка, Тестовый контроль знаний по разделу

4. СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ - 12 ЧАСОВ

Анализ профессиональной деятельности, Профессиональные пробы и творческие проекты, Профессиональное обучение и предпрофильная подготовка, Пути получения профессионального образования, Профессиональная консультация, Профессиональное саморазвитие самовоспитание., Готовность к профессиональному самоопределению, Начальное профессиональное образование: правила приема. Перечень учебных заведений в Брянской области., Высшее профессиональное образование: правила приема. Перечень учебных заведений в Брянской области., Психологические тренинги, Творческий проект «Мой выбор»: защита.


ЛИТЕРАТУРА

1. М. В. Ретивых, В, Д, Симоненко.: Рекомендации по изучению курса «Профессиональное самоопределение школьников». Книга для учителя. - Брянск: БИПКРО, 2007. - 140 с.

2. Ретивых Е.М. Культура профессионального самоопределения: Учебно-методическое пособие. - Брянск: Изд-во БГУ, 2003. - 97 с.

3. Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Как помочь выбрать профессию. - Ту­ла: Приокск. книжное изд-во, 1990. - 132 с.

4. Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников. - Брянск: Изд-во БГУ, 2007. - 183 с.

5. Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение // Технология


© 2010-2022