Рабочая программа дополнительного образования кружок Рукодельница

Рабочая программа  дополнительного образования кружок "Рукодельница" разработана для  образовательных учреждений 1 и 2 вида, где обучаются дети с нарушением слуха. Программа может быть использована в работе с учащимися 2-5 классов. Программный материал подобран таким образом , чтобы заинтересовать учащихся, развить их творческие способности. Программой предусмотрено несколько разделов по работе с различными материалами. при разработке программы учитывались  психофизические особенности развития д...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Кружковая работа призвана предоставить дополнительные условия для выявления и развития задатков и способностей школьников. Глубоко неверно, что данная сфера - второстепенная по сравнению с уроками, что её задача -«занять» свободное время ребёнка. Известно, что у ребёнка нет свободного времени: он развивается каждую минуту. Но не все дети рождаются со способностью ума, не все могут проявить себя в учебе. У некоторых дарования лежат в других в других психофизических сферах личности человека: в мышечной (физической), в образно-художественной, в эмоционально-волевой и т.п. Подлинно гуманное отношение к ребёнку возможно лишь тогда, когда признают, уважают все области самопроявления человека, а не только его успеваемость на уроках. Если ребёнок нашел себя в технике, рисовании, пении, в спорте, то это же прекрасно. Обществу нужны люди с разными талантами. Все они могут принести пользу и улучшить жизнь.

Внеурочная деятельность строится по принципу добровольности, поэтому её содержание в большой степени должно отвечать индивидуальные устремления учащихся. Внеурочная работа дает педагогу возможность проводить разнообразные занятия, развивающие способности детей, воспитывающие интерес к науке и технике, любовь к творчеству.

Цель программы создание условий для развития художественно-творческих способностей учащихся посредством декоративно-прикладного творчества.

Задачи внеурочной работы:

-создание условий для формирования художественно-творческой активности учащихся;

-формирование навыков и приемов работы с различными видами материалов:

-привлечение учащихся к активному участию в общественно-полезной деятельности;

-развитие индивидуальных интересов, склонностей и способностей учащихся;

-стимулирование инициативы и самостоятельности;

-воспитание гармонично развитой личности.

Продолжительность программы : 140 часов (4 часа в неделю)

Программа состоит из учебных модулей:, « Изделия из бумаги», «Изделия из ткани и пряжи».

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

-личностно-ориентированного подхода, (признание уникальности и самобытности каждого ученика)

-природосообразности ( учитывается возраст обучающихся, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности);

-культуросообразности ( приобщение обучающихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности);

-свободы выбора решений и самостоятельности их реализации

-сотрудничества и ответственности

-сознательного усвоения обучающимися учебного материала;

-систематичности, последовательности и наглядности обучения.

В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный ,эвристический, деятельностный, исследовательский.

Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы. Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учеников. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу учащихся. Она предполагает оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать выработке навыков самостоятельной работы. В ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Групповая форма работы позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами, так как каждый обучающийся может научиться конкретному приёму на отдельном образце, который является частью изделия. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых творческих пар или подгрупп с учетом их возраста и опыта.

В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий:

-типовое занятие, (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение),

- собеседование,

-экскурсия,

-практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определённых навыков,

-самостоятельное изготовление конкретного изделия,

-учебная игра.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

-вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам

-текущий, проводимый в ходе учебного занятия по данной теме. Он позволяет обучающимся усвоить последовательность технологических операций.

-рубежный, который проводиться после завершения изучения каждого блока. Он закрепляет знания и умения, связанные технологической характеристикой изделия.

-итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.

Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.

Кружковая работа планируется исходя из интереса детей к данному виду деятельности. Хорошо организованная, продуманная деятельность ребёнка в кружке помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, доводить начатое дело до конца,

В кружке «Рукодельница», организованном на базе школьной швейной мастерской, объединились учащиеся разных классов, которые хотят заниматься различными видами прикладного искусства, получают удовольствие и радость от занятий в кружке. Проведение кружковой работы невозможно без многовариативного подхода, так как дети в силу своих творческих способностей и разноуровневой подготовки не могут выполнять одинаковые по сложности задания. Для того, чтобы создать ситуацию успеха, чтобы у детей не пропало желание творить прекрасное своими руками, подбираются однотипные по внешнему виду и назначению изделия, которые отличаются уровнем сложности изготовления. В такой ситуации более слабый и менее подготовленный ребёнок не чувствует себя ущербным, не думает, что он хуже других.






















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД



Раздел / Тема

Кол-во часов

раздел

тема

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1


2.

Изделия из бумаги и картона.

74


2.1

Бумага и картон. Свойства бумаги и картона.


1

2.2

Картина «Цветы»


3

2.3

Фоторамка «Мозаика».


3

2.4

Панно «Подсолнухи».


4

2.5

Сувенир «Сердечко».


2

2.6

Петушки из ладошек.


4

2.7

Дерево «Сердечки».


3

2.8

Подставка под яйцо «Ягодка».


4

2.9

Подставка под яйцо «Ромашка»


4

2.10

Аппликация «Павлин».


4

2.11

Аппликация «Шишка».


4

2.12

Модульное оригами.


2

2.13

Звезда.


3

2.14

Фоторамка «школа».


4

2.15

Лотос.


3

2.16

Ажуры и узоры.


15

2.17

Елочные гирлянды.


3

2.18

Снежинки.


2

2.19

Елочные шары.


3

2.20

Панно «Победа».


3

3.

Изделия из ткани и пряжи.

30


3.1

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека


1

3.2

Пряжа. Виды и свойства ткани.


3

3.3

Аппликация из резаных нитей «Одуванчик».


3

3.4

Картины из плетеных цепочек: техника выполнения.


1

3.5

Картина «Ромашка»


3

3.6

Картина «Дельфин»


3

3.7

Картина «Цыплята»


4

3.8

Ваза.


3

3.9

Ткань. Ассортимент и свойства тканей.


1

3.10

Аппликация «Цветы в вазе»


3

3.11

Подсолнухи.


5

4.

Изделия из полимеров

35


4.1

Свойства полимеров. Инструменты и материалы для работы с полимерами. Правила ТБ


2

4.2

Игра «кошки-мышки»


5

4.3

Игра «Летающий шарик»


2

4.4

Картина из ложек.


7

4.5

Лилия


3

4.6

Подснежник


5

4.7

Пингвин


3

4.8

Панно на диске.


4

4.9

Панно «дерево»


4


Итого: 140 часов




СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1.Вводное занятие -1 час.

Оснащение учебной мастерской. Правила техники безопасности и личной гигиены при работе в мастерской, правила поведения в чрезвычайной ситуации. Изучение плана эвакуации.

Раздел 2. Изделия из картона и бумаги - 74 часа.

Тема 2.1. Свойства бумаги и картона. Бумага, картон, Виды бумаги и картона. Инструменты и приспособления для работы. Правила техники безопасности при работе ножницами.

Тема 2.2. Картина «Цветы». (3 часа)

Изготовление основы картины. Вырезание цветов по шаблону. Приклеивание деталей картины. Окончательная отделка изделия.

Тема 2.3. Фоторамка «Мозаика». (3 часа)

Разметка и вырезание основы фоторамки. Вырезание деталей мозаики. Наклеивание деталей на основу.

Тема 2.4. Панно «Подсолнухи». (4 часа)

Разметка деталей на бумаге. Вырезание деталей. Плетение деталей забора и подсолнухов. Закрепление деталей на основе.

Тема 2.5. Сувенир «Сердце». (2 часа)

Изготовление выкройки. Вырезание деталей. Соединение деталей техникой плетения.

Тема 2.6. Петушки из ладошек. (4 часа)

Изготовление основы. Вырезание деталей по контуру. Наклеивание деталей на основу. Изготовление клюва, глаз, гребешка. Окончательная отделка изделия.

Тема 2.7. Дерево «Сердечки». (3 часа)

Разметка деталей по шаблону. Вырезание деталей. Наклеивание деталей на основу.

Тема 2.8. Подставка под яйцо «Ромашка». (4 часа)

Изготовление эскиза подставки. Изготовление основы подставки. Разметка и вырезание деталей. Наклеивание деталей на основу. Окончательная отделка изделия.

Тема 2.9. Подставка под яйцо «Ягодка». (4 часа)

Изготовление эскиза подставки. Изготовление основы подставки. Разметка и вырезание деталей. Наклеивание деталей на основу. Окончательная отделка изделия.

Тема 2.10. Аппликация «Павлин». (4 часа)

Изготовление основы. Разметка деталей по шаблону. Вырезание деталей. Наклеивание деталей на основу.

Тема 2.11. Аппликация «Шишка». (4 часа)

Разметка деталей шишки по шаблону. Вырезание деталей шишки. Моделирование деталей шишки и наклеивание деталей на основу. Изготовление еловой ветки. Окончательная отделка изделия.

Тема 2.12. Модульное оригами. (2 часа)

Модульное оригами. Бумажный модуль. Инструменты и материалы для изготовления модуля. Упражнения в складывании модуля по схеме.

Тема 2.13. Звезда. (3 часа)

Разметка заготовок для модулей. Вырезание заготовок для модулей. Складывание модулей. Сборка изделия.

Тема 2.14. Фоторамка «Школа». (4 часа)

Разметка модулей. Вырезание модулей. Складывание модулей. Сборка изделия.

Тема 2.15. Лотос. (3 часа)

Лотос. Разметка модулей. Вырезание модулей. Складывание модулей. Изготовление лотоса.

Тема 2.16. Ажуры и узоры. (15 часов)

Разметка и измерение. Упражнения в выполнении измерений и разметки. Вырезание ажурных салфеток. Орнамент и узор. Виды орнаментов: геометрический, растительный. Виды узоров. Основы построения узоров в круге, квадрате. Построение узора в круге. Построение узора в квадрате. Многослойные узоры, техника выполнения. Изготовление многослойного узора: разметка деталей, вырезание деталей. Наклеивание деталей на основу. Объемные прорези. Тренировочные упражнения в изготовлении прорезей. Изготовление объемной игрушки с использованием техники объемных прорезей.

Тема 2.17. Елочные гирлянды. (3часа)

Разметка деталей по шаблону. Вырезание деталей. Сборка и украшение изделия.

Тема 2.18. Снежинки. (2 часа)

Вырезание ажурных снежинок. Вырезание объемных снежинок.

Тема 2.19. Елочные шары. (3 часа)

Складывание и вырезание заготовок. Сборка шариков. Украшение шариков.

Тема 2.20. Панно «Победа». (4 часа)

Изготовление основы панно. Разметка и вырезание деталей. Изготовление цветов. Изготовление салюта. Закрепление деталей на основу.

Раздел 3. Изделия из ткани и пряжи. (30 часов)

Тема 3.1.Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (1час).

Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека. Старинное рукоделие - вязание крючком.

Тема 3.2. Пряжа. (3 часа).

Пряжа. Ассортимент и свойства пряжи. Правила безопасной работы с пряжей. Крючок. Подбор Техника безопасности при работе крючком. Воздушная петля. Вязание цепочек из воздушных петель.

Тема 3.3. Аппликация из резаных нитей «Одуванчик» (3часа).

Подбор инструментов и материалов. Изготовление шаблона. Нарезание заготовок закрепление заготовок на основе.

Тема 3.4. Картины из плетеных цепочек: техника исполнения (1час).

Техника изготовления картин из цепочек. Способы перевода рисунка на основу.

Тема 3.5. Картина «Ромашка» (3 часа).

Картина «Ромашка». Перевод рисунка на основу. Вязание цепочек. Закрепление цепочек на основе.

Тема 3.6. Картина «Дельфин» (3часа).

Картина «Дельфин». Перевод рисунка на основу. Вязание цепочек. Закрепление цепочек на основе.

Тема 3.7. Картина «Цыплята» (4часа).

Картина «Цыплята». Перевод рисунка на основу. Вязание цепочек. Закрепление цепочек на основе.

Тема 3.8. Ваза (3часа).

Ваза. Подбор материалов, подготовка основы. Вязание цепочек. Закрепление цепочек на основе.

Тема 3.9. Ткани. Ассортимент и свойства ткани.(1час)

Ткани. Ассортимент и свойства тканей. Правила безопасной работы с тканями.

Тема 3.10. Аппликация «Цветы в вазе». (3часа)

Изготовление основы. Подбор материалов. Вырезание элементов аппликации. Закрепление деталей аппликации на основе.

Тема 3.11. Подсолнухи. (5часов)

Раскрой деталей по шаблону. Изготовление лепестков подсолнуха. Изготовление сердцевины. Изготовление листьев и стебля. Сборка изделия.

Раздел 4. Изделия из полимеров (35 часов)

Тема 4.1. Работа с полимерами. (2 часа)

Свойства полимеров. Инструменты и материалы для работы с полимерами. Правила ТБ

Тема 4.2. Игра «Кошки-мышки» ( 5 часов)

Составление плана работы. Разметка деталей кошки. Вырезание деталей кошки. Обработка деталей кошки. Сборка кошки. Разметка и вырезание деталей мышки. Сборка изделия.

Тема 4.3. Игра «летающий шарик» (2 часа)

Составление плана работы. Разметка деталей игрушки. Вырезание деталей. Сборка изделия.

Тема 4.4. Картина из ложек (7 часов)

Изготовление основы картины. Изготовление эскиза панно. Вырезание деталей вазы. Наклеивание деталей вазы на основу. Изготовление цветов. Изготовление стеблей и листьев. Закрепление деталей на картине.

Тема 4.5. Лилия ( 3 часа)

Изготовление лепестков. Сборка цветка. Изготовление листа и сборка изделия.

Тема 4.6. Подснежник (5 часов)

Изготовление лепестков. Изготовление стеблей и листьев. Сборка цветка. Изготовление вазы. Отделка вазы.

Тема 4.7. Пингвин (3 часа)

Разметка деталей игрушки «Пингвин». Вырезание деталей. Сборка изделия.

Тема 4.8 Панно на диске (4часа)

Разметка деталей. Вырезание деталей цветков и листьев. Изготовление деталей цветов в технике «квиллинг». Изготовление листьев в технике «квиллинг». Закрепление деталей на основе- диске.

Тема 4.9. Изготовление панно «Дерево» (4часа)

Разметка и вырезание деталей панно. Изготовление основы. Закрепление деталей на основе. Окончательная отделка изделия.

После окончания обучения обучающиеся должны знать:

-правила техники безопасности и охраны труда при работе в мастерских;

-технологию выполнения ручных стежков и швов;

-способы перевода рисунка на ткань;

-различные приемы работы с бумагой и картоном

-значение декоративно-прикладного искусства в жизни человека;

-правила подбора крючка в зависимости от толщины пряжи;

-правила вязание цепочки из воздушных петель;

-способы перевода рисунка на основу;

-правила посадки и постановки рук во время работы;

-правила раскроя ткани по шаблону;

-виды и свойства бумаги;

-правила выполнения измерений и разметки;

-правила построения узоров в квадрате и круге;

-технологию выполнения многослойных узоров;

- правила выполнения прорезных изделий;

-этапы изготовления изделий из пряжи и ткани;

После окончания обучения обучающиеся должны уметь:

-делать эскизы;

-строить узор в квадрате и круге;

-выполнять измерения и разметку;

-выполнять все стадии изготовления изделия из бумаги и картона, пряжи и ткани;

-изготавливать изделия из бумаги, картона, пряжи и ткани в объеме программного материала;

-вязать цепочку из воздушных петель;

-переводить рисунок на основу;

-выполнять аппликацию из цепочек;

-выполнять простейшие ручные швы;

-выполнять раскрой ткани по шаблону;

-экономно раскладывать выкройки на ткань;

-доводить начатое дело до конца.

Учебно-методическое обеспечение

и техническое оснащение

Оборудование: столы, стулья, утюг электрический, , доска для влажно-тепловой обработки изделий;

Инструменты: линейки, угольники, карандаши, шаблоны, резцы, иголки, булавки , ножницы, кисточки, нож для бумаги, шило, пяльцы.

Материалы: лоскуты ткани, клей, нитки, пряжа, бумага, картон, гофрированная бумага, акварельные краски, гуашь, мыло, мел, , яичные ячейки, проволока, журналы, цветная бумага.

Учебно-наглядные пособия: таблицы, инструкции, образцы швов, образцы тканей, рисунки, плакаты, речевой материал, коллекция «Нитки», выкройки, образцы изделий, инструкционные карты;



Литература

журналы «Школа и производство»,

О.И.Нагель Художественное лоскутное шитьё, Москва

Школьная пресса 2004г.

Баева Т.Н. Домашняя мастерская, Москва

Легпромбытиздат 1991г.


Чернякова В.Н. Технология обработки ткани, Москва

Просвещение 1997г.

Коротеева Л.А. Золушка становится принцессой, Москва

Педагогика-пресс 1992г.

Еременко Т.И. Иголка-волшебница, Москва

Просвещение 1988

Журналы «Диана креатив»

Материалы из интернета








© 2010-2022