Активизация познавательной деятельности на уроках технологии

Мой педагогический принцип: “Если не творчески, то зачем?”. Ученикам я часто напоминаю мудрые слова М.Горького: “Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества”. Я стремлюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело.   Предмет “Технология” - особенный. Он не только формирует у детей политех...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Перед выступлением проводится профориентационный тренинг «Какие профессии я знаю». Каждой группе даётся часто используемая буква: А, Б, В, Д, Н, П, Р, М. На заранее приготовленных листах участники пишут профессии, названия которых начинаются на эту букву. Затем выдаются другие буквы: Э,Ю, Я, Ф,Ч,Ш,Х,З. И на другой стороне листа пишутся профессии на новую букву. Тренинг позволяет выявить знание профессий, отсутствие различия между профессией и специальностью, что позволяет более точно планировать дальнейшую работу по профориентации.

Мой педагогический принцип: "Если не творчески, то зачем?". Ученикам я часто напоминаю мудрые слова М.Горького: "Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества". Я стремлюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело.

Предмет "Технология" - особенный. Он не только формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, но и дает им возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду.

Общество - сложный организм, в котором все ячейки тесно взаимосвязаны и от деятельности каждой из них зависит эффективность жизнедеятельности общества в целом.

В организме на место отживающих клеток приходят новые. Так и в обществе каждую секунду рождаются новые люди, которые пока ничего не знают; ни правил, ни норм, ни законов, согласно которым живут их родители. Всему их нужно обучить, чтобы они стали самостоятельными членами общества, активными участниками его жизни, способными обучать новое поколение.

Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит, называется социализацией.

Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.

В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:

  1. первичная - усвоение норм и ценностей ребенком;

  2. вторичная - усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

Школа вместе с родителями несёт ответственность за первичную социализацию.

Для осмысленного усвоения знаний и умений учащимся необходима собственная познавательная деятельность. Активизация ее - важнейшая задача учителя. Хочу поделиться некоторыми приемами,

Методы развития познавательного интереса.

Как сделать, чтобы учащиеся не только не потеряли интереса к предмету, но и сами бы стремились к получению новых знаний и умений? Выход я вижу в использовании на уроках методов развития познавательного интереса. Данная группа методов предполагает большое количество приемов:

- использование игр и игровых приемов на уроках;

Целью игрового обучения является обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку, усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность.

Игра вызывает чувство соревнования, желание победить, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность. В процессе игры постоянно создаются ситуации, требующие немедленного разрешения, что ведет к формированию умения делать выбор и нести за него ответственность. А это требует самостоятельного решения, инициативы, развитого мышления.

Создавая игровые моменты на уроках технологии необходимо учитывать интересы учащихся. Ведь многие игры, которыми мы увлекались в детстве, не представляют интереса для наших детей и даже бывают им непонятны. И наоборот, то, чем увлекаются сейчас школьники, может вызвать у учителя в лучшем случае недоумение.

выстраивание вокруг учебного материала приключенческого сюжета;

(нестандартная ситуация в дороге)

- стимулирование занимательным сюжетом;

(придумать сказку, закончить рассказ)

- создание ситуации творческого поиска и др.

-(авторская поздравительная открытка)

-решение проблемных задач;

(нестандартное использование самых обычных предметов)

-участие в творческих проектах;

(мастер-классы, поиск информации, оформление проекта, защита)

-внеклассные мероприятия, конкурсы и викторины;

-профориентационная работа

-информационная служба «Спрашивалка»

Данные методы используются на уроках и в начальной и в средней школе.

В этом учебном году мы впервые работаем в 9-11 классах, где профориентационная работа носит более серьёзный характер и является чуть ли не самым важным элементом успешной социализации личности.

Выбор профессии определяет зачастую то, как сложится вся жизнь, и не взирая на нравственные качества, этические нормы и эстетические потребности любому из наших учащихся рано или поздно придётся выбирать, для того чтобы выбор был успешным и безошибочным учащиеся должны владеть обширной информацией, полученной не только от родителей, сверстников, но и собранной и изученной самостоятельно.

Как подтолкнуть ненавязчиво и осторожно к поиску такой информации?

Был проведён тренинг, аналогичный тому, который мы провели в начале моего выступления, а потом было предложено провести ещё раз через пару недель.

Результаты ощутимо изменились.

Для учащихся 9 классов, уже сейчас практически 100% ориентированных на высшее образование, рекомендована программой «Карта интересов», результат опроса удивляет учащихся и заставляет искать различную информацию для более точного определения своих наклонностей.

Было задано домашнее сочинение рассказать о профессии одного из родителей,и когда учащимся не хватало информации полученной от взрослых, они добавляли данные из интернета.

Очень редко звучали названия рабочих профессий, поэтому следующим заданием было назвать только рабочие профессии и описать одну из них. При этом наблюдались ошибки при использовании понятий профессия и специальность, и тогда появилась потребность в понятийной работе.

Конечно невозможно познакомить с профессией чисто теоретически, и здесь большим подспорьем были бы экскурсии, но в данный момент практически ни одно предприятие не готово к сотрудничеству. Остаётся делать всё возможное для правильного выбора жизненного пути.

В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:

  1. биологическая наследственность;

  2. физическое окружение;

  3. культура, социальное окружение;

  4. групповой опыт;

  5. индивидуальный опыт.

Модель социализации определяется тем, каким ценностям привержено общество, какой тип социальных взаимодействий должен быть воспроизведен. Социализация организуется так, чтобы обеспечить воспроизводство свойств социальной системы. Если главная ценность общества - свобода личности, оно и формирует такие условия. Когда личности предоставляются определенные условия, она обучается самостоятельности и ответственности, уважению к своей и чужой индивидуальности. Это проявляется повсеместно: в семье, школе, в вузе, на работе и др. Причем, эта либеральная модель социализации предполагает органическое единство свободы и ответственности.

Процесс социализации человека продолжается всю его жизнь, но особо интенсивно он протекает в молодые годы. Именно тогда создается фундамент духовного развития личности, что увеличивает значение качества воспитания, повышает ответственность общества, задающего определенную систему координат воспитательного процесса, который включает в себя формирование мировоззрения, опирающегося на общечеловеческие и духовные ценности; развитие творческого мышления; развитие высокой социальной активности, целеустремленности, потребности и умение работать в коллективе, стремление к новому и способность находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях; потребность в постоянном самообразовании и формировании профессиональных качеств; способность самостоятельно принимать решения; уважение к законам, моральным ценностям; социальную ответственность, гражданское мужество, развивает чувство внутренней свободы и собственного достоинства; воспитание национального самосознания российского гражданина.

Социализация - сложный, жизненно важный процесс. От него во многом зависит как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как личность.

В заключение проводится групповая работа над синквейном. Каждая группа получает ключевое слово: общество, личность, социализация, профессия, квалификация, специальность, самопознание.

© 2010-2022