• Преподавателю
  • Технология
  • Обобщение опыта работы по теме самообразования: «Способы активации учебной деятельности через разнообразные формы проведения уроков

Обобщение опыта работы по теме самообразования: «Способы активации учебной деятельности через разнообразные формы проведения уроков

Раздел Технология
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение опыта работы по теме самообразования: «Способы активации учебной деятельности через разнообразные формы проведения уроковКраевое государственное казённое специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Арсеньевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»







Автор : Зайцева Анна Владимировна -

Учитель технологии,

I квалификационной категории


г. Арсеньев


В современном образовательном процессе основной организационной формой передачи знаний, умений, навыков является урок. Урок в школе VIII вида требует особых навыков и подхода со стороны учителя, это урок с использованием специальных коррекционных воспитательных и образовательных методов с целью обучения детей с проблемами умственного развития. Прежде всего, учитель должен помнить, что урок для особенных детей и обычные педагогические технологии могут оказаться бездейственными. Подготовка урока в школе VIII вида - ответственный и кропотливый труд, требующий самоотдачи педагога.

Любой урок, даже самый простой по своей структуре, представляет собой довольно сложную деятельность учителя и ученика. Каждое звено урока в школе VIII вида предъявляет свои специфические требования. Деятельность умственно отсталых учащихся на уроке очень изменчива, мотивация и работоспособность их не всегда соответствует конкретным условиям обучения и в связи с этим возрастает роль соответствия способов организации урока умственно отсталого ученика.

Важное коррекционное значение этого процесса состоит в выявлении и учете нереализованных познавательных возможностей учащихся. Из-за неравномерной деятельности учащихся на уроке огромное значение для учителя имеет знание фаз работоспособности ученика. У умственно отсталого ученика слишком растянута фаза пониженной работоспособности, а фаза повышенной сильно сокращена. Фаза вторичного снижения работоспособности наступает преждевременно.

Урок может проводиться в традиционной и нетрадиционной форме. При традиционной форме учащийся, как правило, является пассивным объектом обучения. В этом есть свои плюсы и минусы.

Современные педагоги постоянно ищут новые формы "оживления" процесса объяснения материала и обратной связи, которые помогут активизировать всех учащихся, повысить их интерес к занятиям и вместе с тем обеспечат быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала.

По своему назначению он может быть:

  1. урок изучения нового учебного материала

  2. урок совершенствования знаний, умений и навыков

  3. урок обобщения и систематизации

  4. комбинированный урок

  5. урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Перечисленные типы урока в «чистом» виде в школьной практике встречаются редко. Как правило, в ходе отдельных уроков осуществляются сразу все функции, причем доминирует только одна, например ознакомление учащихся с новым материалом или контроль и оценка результатов обучения. Остальные функции носят вспомогательный характер, например проверка знаний выступает в качестве условия подготовки к проработке с учащимися новой темы урока.

Нетрадиционный урок -

предполагает импровизированное учебное занятие со свободной структурой. Это попытка повышения эффективности обучения возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.

Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога и учащихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности учащихся на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения.

Такие уроки появились как своего рода "ответ" учителей на ситуацию снижения интереса учащихся к занятиям. На этих уроках учащиеся развиваются в личностно - ориентированном образовании. Оно помогает ребёнку стать культурной личностью, поддерживая всё то хорошее, что заложено в него от природы. Учитель пользуется предлагаемыми материалами, создавая условия для проявления деятельности личностных структур сознания: критичности, мотивирования, рефлексии и т. д.

Нетрадиционные уроки в моей работе занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. При разработке уроков я преследую определённые цели, реализую их в конкретных формах.

Например:

- развитие осмысленного отношения к знаниям: урок-защита знаний, урок - защита идей, урок-встреча.

- становление творческих способностей учащихся: урок-сказка, урок-бенефис, урок-творчество.

- расширение кругозора: урок -экскурсия, урок -путешествие.

- развитие нестандартных умений учебной работы: парный опрос, работа в группах, экспресс- опрос.

- стимулирование познавательного интереса: урок-КВН, урок "Что? Где? Когда?", урок-викторина.

Для педагога нетрадиционная форма урока - это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

При проведении отрытых уроков нетрадиционная форма является всегда выигрышной, так как в ней представлены не только игровые моменты, но и оригинальная подача материала. Занятость учащихся через различные формы коллективной и групповой работы. Групповые формы работы позволяют создать более широкие контакты между школьниками.

Актуальность такой работы, по моему мнению, выражается в создании условий для самореализации личности учащегося, повышение статуса ученика, значимости его личных вкладов в решении общих задач. Использование на уроках нетрадиционных форм работы приносит свои результаты:

- у учащихся возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность.

- меняется характер взаимоотношения между учащимися.

- растёт самокритичность.

- формируются навыки учебного делового общения.

Для меня важно, что бы мои уроки запомнились детям, поэтому я пытаюсь использовать в своей работе нетрадиционные формы и методы обучения, которые помогают мне создать урок более увлекательным.

Использование рассматриваемой мною новации определяет главное в нетрадиционном уроке.

- отказ от шаблона, от рутины в проведении.

- максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность. Различные формы групповой работы.

- не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.

- развитие функции общения.

- скрытая дифференциация учащегося по учебным возможностям, способностям и склонностям.

В период работы с 2011 по 2014 годы

мною были проведены открытые уроки:


  1. 2011 г. Урок в 7 классе по теме « Пижама. Ориентировка по образцу, крою. Швы, применяемые при пошиве, отделка»

  2. 2012 г. Урок в 8 классе по теме « Цельнокроеное платье. Обобщение знаний»

  3. 2013 г. Урок в 9 классе по теме « Этапы производства одежды на швейной фабрике»

  4. 2014 г. Урок - викторина в 9 классе «Путешествие по морям профессий»

  5. 2014 г. Урок - сказка в 4 классе по теме « Выполнение работы в технике оригами « Рыбки в аквариуме»»

Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников за счёт использования нетрадиционных форм урока.



Нетрадиционные формы урока:



  1. ролевые игры;

  2. урок-спектакль;

  3. исполнение сказочного сюжета;

  4. смотр знаний;

  5. урок фантазирования;

  6. урок-игра;

  7. деловая игра;

  8. урок-зачет; Обобщение опыта работы по теме самообразования: «Способы активации учебной деятельности через разнообразные формы проведения уроков

  9. урок взаимообучения;

  10. урок-путешествие;

  11. круглый стол или конференция;

  12. урок-состязание;

  13. урок взаимообучения;

  14. урок открытых мыслей;

  15. урок-восхождение;

  16. урок-соревнование;

  17. урок-диалог;

  18. урок-КВН;

  19. мозговая атака;

  20. урок-викторина;

  21. игра "Следствие ведут знатоки";

  22. актуальное интервью;

  23. аукцион знаний;

  24. имитационно-ролевое моделирование;

  25. урок-диспут;

  26. моделирование мышления учащихся;

  27. урок-турнир;

  28. ролевая деловая игра;

  29. урок-эврика;

  30. урок-лекция;

  31. игра "Волшебный конверт";

  32. межпредметный интегрированный урок;

  33. урок-конкурс;

  34. урок творчества;

  35. лекция-конференция; лекция-провокация; лекция-диалог.



Изученные мною материалы:

  1. Е. Е. Гугучкина. «Нестандартные уроки в начальной школе.» - Издательство "Учитель" 2000 г.


  1. С.В. Кульневич. «Нетрадиционные уроки в начальной школе.» - Издательство "Учитель" - 2часть, 2002 г.


  1. Журнал «Справочник классного руководителя».- Издательство: ЗАО "МЦФЗР" 2012 г.


  1. Кепп Т.А, статья « Нетрадиционные формы проведения уроков». Журнал «Начальная школа». - Издательский дом "Первое сентября", 2009 г.


  1. Публикация на тему « Нетрадиционные формы урока».

  2. Автор статьи Андрей Нестеров :: 1.05.2011

Обобщение опыта работы по теме самообразования: «Способы активации учебной деятельности через разнообразные формы проведения уроков







Приложение № 2

Итоги успеваемости учащихся за период обучения 2010 - 2011 уч.г.

Ф.И. учащегося

6 - а кл

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

год

1

Гудкова Олеся

3

4

4

4

4

2

Гуськова Олеся

3

3

3

4

3

3

Митрофанова

5

5

5

5

5

4

Пинчук Света

4

4

4

4

4

5

Рогова Оля

4

4

4

4

4

Средний бал

3,8

4

4

4.2

4

Качество знаний

60

80

80

100

80





Итоги успеваемости учащихся за период обучения 2011 - 2012 уч.г.

Ф.И. учащегося

7 - а кл

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

год

1

Гудкова Олеся

4

4

4

4

4

2

Гуськова Олеся

3

3

4

4

4

3

Митрофанова

5

5

5

5

5

4

Пинчук Света

4

4

5

4

4

5

Рогова Оля

4

4

4

4

4

Средний бал

4

4

4,4

4.2

4.2

Качество знаний

80

80

100

100

100





Итоги успеваемости учащихся за период обучения 2012 - 2013 уч.г.

Ф.И. учащегося

8 - а кл

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

год

1

Гудкова Олеся

4

н/а

4

4

4

2

Гуськова Олеся

4

3

3

4

4

3

Митрофанова

5

5

5

5

5

4

Пинчук Света

5

4

4

4

4

5

Рогова Оля

4

4

4

5

4

Средний бал

4,4

4

4

4.4

4

Качество знаний

100

75

80

100

100

Итоги успеваемости учащихся за период обучения 2013 - 2014 уч.г.

Ф.И. учащегося

9 - а кл (2013 - 14)

1ч.

к/р

тест

2ч.

к\р

Тест1/2

1/2

1

Гудкова Олеся

4

4

-

4

-

3

4

2

Гуськова Олеся

4

-

-

4

-

-

4

3

Митрофанова

5

5

5

5

5

5

5

4

Пинчук Света

4

4

5

5

4

5

4.5

5

Рогова Оля

5

5

4

5

5

4

5

Средний бал

4,4

4,5

4.6

4,6

4,6

4.3

4,5

Качество знаний

100

100

100

100

100

75

100









© 2010-2022