- Преподавателю
- Технология
- Обобщение опыта работы по теме самообразования: «Способы активации учебной деятельности через разнообразные формы проведения уроков
Обобщение опыта работы по теме самообразования: «Способы активации учебной деятельности через разнообразные формы проведения уроков
Раздел | Технология |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Зайцева А.В. |
Дата | 11.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Краевое государственное казённое специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Арсеньевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»
Автор : Зайцева Анна Владимировна -
Учитель технологии,
I квалификационной категории
г. Арсеньев
В современном образовательном процессе основной организационной формой передачи знаний, умений, навыков является урок. Урок в школе VIII вида требует особых навыков и подхода со стороны учителя, это урок с использованием специальных коррекционных воспитательных и образовательных методов с целью обучения детей с проблемами умственного развития. Прежде всего, учитель должен помнить, что урок для особенных детей и обычные педагогические технологии могут оказаться бездейственными. Подготовка урока в школе VIII вида - ответственный и кропотливый труд, требующий самоотдачи педагога.
Любой урок, даже самый простой по своей структуре, представляет собой довольно сложную деятельность учителя и ученика. Каждое звено урока в школе VIII вида предъявляет свои специфические требования. Деятельность умственно отсталых учащихся на уроке очень изменчива, мотивация и работоспособность их не всегда соответствует конкретным условиям обучения и в связи с этим возрастает роль соответствия способов организации урока умственно отсталого ученика.
Важное коррекционное значение этого процесса состоит в выявлении и учете нереализованных познавательных возможностей учащихся. Из-за неравномерной деятельности учащихся на уроке огромное значение для учителя имеет знание фаз работоспособности ученика. У умственно отсталого ученика слишком растянута фаза пониженной работоспособности, а фаза повышенной сильно сокращена. Фаза вторичного снижения работоспособности наступает преждевременно.
Урок может проводиться в традиционной и нетрадиционной форме. При традиционной форме учащийся, как правило, является пассивным объектом обучения. В этом есть свои плюсы и минусы.
Современные педагоги постоянно ищут новые формы "оживления" процесса объяснения материала и обратной связи, которые помогут активизировать всех учащихся, повысить их интерес к занятиям и вместе с тем обеспечат быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала.
По своему назначению он может быть:
-
урок изучения нового учебного материала
-
урок совершенствования знаний, умений и навыков
-
урок обобщения и систематизации
-
комбинированный урок
-
урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Перечисленные типы урока в «чистом» виде в школьной практике встречаются редко. Как правило, в ходе отдельных уроков осуществляются сразу все функции, причем доминирует только одна, например ознакомление учащихся с новым материалом или контроль и оценка результатов обучения. Остальные функции носят вспомогательный характер, например проверка знаний выступает в качестве условия подготовки к проработке с учащимися новой темы урока.
Нетрадиционный урок -
предполагает импровизированное учебное занятие со свободной структурой. Это попытка повышения эффективности обучения возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.
Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога и учащихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности учащихся на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения.
Такие уроки появились как своего рода "ответ" учителей на ситуацию снижения интереса учащихся к занятиям. На этих уроках учащиеся развиваются в личностно - ориентированном образовании. Оно помогает ребёнку стать культурной личностью, поддерживая всё то хорошее, что заложено в него от природы. Учитель пользуется предлагаемыми материалами, создавая условия для проявления деятельности личностных структур сознания: критичности, мотивирования, рефлексии и т. д.
Нетрадиционные уроки в моей работе занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. При разработке уроков я преследую определённые цели, реализую их в конкретных формах.
Например:
- развитие осмысленного отношения к знаниям: урок-защита знаний, урок - защита идей, урок-встреча.
- становление творческих способностей учащихся: урок-сказка, урок-бенефис, урок-творчество.
- расширение кругозора: урок -экскурсия, урок -путешествие.
- развитие нестандартных умений учебной работы: парный опрос, работа в группах, экспресс- опрос.
- стимулирование познавательного интереса: урок-КВН, урок "Что? Где? Когда?", урок-викторина.
Для педагога нетрадиционная форма урока - это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.
При проведении отрытых уроков нетрадиционная форма является всегда выигрышной, так как в ней представлены не только игровые моменты, но и оригинальная подача материала. Занятость учащихся через различные формы коллективной и групповой работы. Групповые формы работы позволяют создать более широкие контакты между школьниками.
Актуальность такой работы, по моему мнению, выражается в создании условий для самореализации личности учащегося, повышение статуса ученика, значимости его личных вкладов в решении общих задач. Использование на уроках нетрадиционных форм работы приносит свои результаты:
- у учащихся возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность.
- меняется характер взаимоотношения между учащимися.
- растёт самокритичность.
- формируются навыки учебного делового общения.
Для меня важно, что бы мои уроки запомнились детям, поэтому я пытаюсь использовать в своей работе нетрадиционные формы и методы обучения, которые помогают мне создать урок более увлекательным.
Использование рассматриваемой мною новации определяет главное в нетрадиционном уроке.
- отказ от шаблона, от рутины в проведении.
- максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность. Различные формы групповой работы.
- не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
- развитие функции общения.
- скрытая дифференциация учащегося по учебным возможностям, способностям и склонностям.
В период работы с 2011 по 2014 годы
мною были проведены открытые уроки:
-
2011 г. Урок в 7 классе по теме « Пижама. Ориентировка по образцу, крою. Швы, применяемые при пошиве, отделка»
-
2012 г. Урок в 8 классе по теме « Цельнокроеное платье. Обобщение знаний»
-
2013 г. Урок в 9 классе по теме « Этапы производства одежды на швейной фабрике»
-
2014 г. Урок - викторина в 9 классе «Путешествие по морям профессий»
-
2014 г. Урок - сказка в 4 классе по теме « Выполнение работы в технике оригами « Рыбки в аквариуме»»
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников за счёт использования нетрадиционных форм урока.
Нетрадиционные формы урока:
-
ролевые игры;
-
урок-спектакль;
-
исполнение сказочного сюжета;
-
смотр знаний;
-
урок фантазирования;
-
урок-игра;
-
деловая игра;
-
урок-зачет;
-
урок взаимообучения;
-
урок-путешествие;
-
круглый стол или конференция;
-
урок-состязание;
-
урок взаимообучения;
-
урок открытых мыслей;
-
урок-восхождение;
-
урок-соревнование;
-
урок-диалог;
-
урок-КВН;
-
мозговая атака;
-
урок-викторина;
-
игра "Следствие ведут знатоки";
-
актуальное интервью;
-
аукцион знаний;
-
имитационно-ролевое моделирование;
-
урок-диспут;
-
моделирование мышления учащихся;
-
урок-турнир;
-
ролевая деловая игра;
-
урок-эврика;
-
урок-лекция;
-
игра "Волшебный конверт";
-
межпредметный интегрированный урок;
-
урок-конкурс;
-
урок творчества;
-
лекция-конференция; лекция-провокация; лекция-диалог.
Изученные мною материалы:
-
Е. Е. Гугучкина. «Нестандартные уроки в начальной школе.» - Издательство "Учитель" 2000 г.
-
С.В. Кульневич. «Нетрадиционные уроки в начальной школе.» - Издательство "Учитель" - 2часть, 2002 г.
-
Журнал «Справочник классного руководителя».- Издательство: ЗАО "МЦФЗР" 2012 г.
-
Кепп Т.А, статья « Нетрадиционные формы проведения уроков». Журнал «Начальная школа». - Издательский дом "Первое сентября", 2009 г.
-
Публикация на тему « Нетрадиционные формы урока».
-
Автор статьи Андрей Нестеров :: 1.05.2011
Приложение № 2
Итоги успеваемости учащихся за период обучения 2010 - 2011 уч.г.
№
Ф.И. учащегося
6 - а кл
1ч.
2ч.
3ч.
4ч.
год
1
Гудкова Олеся
3
4
4
4
4
2
Гуськова Олеся
3
3
3
4
3
3
Митрофанова
5
5
5
5
5
4
Пинчук Света
4
4
4
4
4
5
Рогова Оля
4
4
4
4
4
Средний бал
3,8
4
4
4.2
4
Качество знаний
60
80
80
100
80
Итоги успеваемости учащихся за период обучения 2011 - 2012 уч.г.
№
Ф.И. учащегося
7 - а кл
1ч.
2ч.
3ч.
4ч.
год
1
Гудкова Олеся
4
4
4
4
4
2
Гуськова Олеся
3
3
4
4
4
3
Митрофанова
5
5
5
5
5
4
Пинчук Света
4
4
5
4
4
5
Рогова Оля
4
4
4
4
4
Средний бал
4
4
4,4
4.2
4.2
Качество знаний
80
80
100
100
100
Итоги успеваемости учащихся за период обучения 2012 - 2013 уч.г.
№
Ф.И. учащегося
8 - а кл
1ч.
2ч.
3ч.
4ч.
год
1
Гудкова Олеся
4
н/а
4
4
4
2
Гуськова Олеся
4
3
3
4
4
3
Митрофанова
5
5
5
5
5
4
Пинчук Света
5
4
4
4
4
5
Рогова Оля
4
4
4
5
4
Средний бал
4,4
4
4
4.4
4
Качество знаний
100
75
80
100
100
Итоги успеваемости учащихся за период обучения 2013 - 2014 уч.г.
№
Ф.И. учащегося
9 - а кл (2013 - 14)
1ч.
к/р
тест
2ч.
к\р
Тест1/2
1/2
1
Гудкова Олеся
4
4
-
4
-
3
4
2
Гуськова Олеся
4
-
-
4
-
-
4
3
Митрофанова
5
5
5
5
5
5
5
4
Пинчук Света
4
4
5
5
4
5
4.5
5
Рогова Оля
5
5
4
5
5
4
5
Средний бал
4,4
4,5
4.6
4,6
4,6
4.3
4,5
Качество знаний
100
100
100
100
100
75
100