Технология Развития Критического Мышлени

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 107»





МАСТЕР-КЛАСС

по теме:

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО

МЫШЛЕНИЯ



Калачик М.А.

учитель нач.кл.




г.Новокузнецк

2012г.

Использование Технологии Развития Крити­ческого Мышления. Наиболее эффективно на уроках чтения и окружающего мира при изучении таких тем, по которым могут быть составлены интересные, познавательные тексты. Данная технология предлагает набор взаимосвязанных методов обучения и методических приёмов, которые ориентированы на создание условий для сво­бодного развития каждой личности и благодаря которым учащиеся могут активно работать на уроках и приобретать знания.

Назовем основные педагогические результаты применения технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»:

появляется возможность соединить в обра­зовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками обще­ния, так как, с одной стороны, в ходе учебной деятельности моделируется и анализируется про­цесс познания на всех его этапах, а с другой - вся учебная деятельность на уроке строится на субъект-субъектных взаимоотношениях «учитель-уче­ник», «ученик-группа», «ученик-ученик»;

повышается ответственность за качество собс­твенного образования;

формируются навыки работы с информаци­онными источниками разных типов, с большими объемами информации;

раскрывается творческий потенциал школьни­ков.

Данный опыт имеет преимущества по отношению к другим методам обучения, а именно:

  • Учащиеся развивают в себе ряд качеств, которые направлены на готовность к планированию, гибкости, настойчивости, готовности исправлять свои ошибки, поиску компромиссных решений, осознанию,

  • они формируется самостоятельное мышление, вооружает способами и методами самостоятельной работы, дает возможность самостоятельно управлять образовательным процессом в системе «ученик-учитель»

  • В данной технологии содержится много методических приемов, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности.

  • на каждой из стадий урока используются свои методические приемы.

Теория. Технология критического мышления - это "изобретение" американской педагогики. Она основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения. Специалисты по психологии и смежным с ней наукам дали несколько понятий термина "критическое мышление", но все они довольно близки по смыслу. Так, например, по определению американского психолога Д. Халперн "критическое мышление - это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата».

В основе технологии РКМ лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии - «вызов - осмысление - рефлексия».

  1. Стадия вызова. Первый этап работы направ­лен на актуализацию и обобщение имеющихся зна­ний по изучаемой теме, формирование личност­ной заинтересованности каждого ученика в получении новой информации. На данном этапе работы необходимо вызвать интерес к теме и мо­тивировать школьников к активной учебной деятельности. На стадии вызова целесообразно соче­тать индивидуальную и групповую формы работы.

  2. Стадия осмысления. Главными задачами второго этапа являются: создание устойчивой мо­тивации школьника на активное получение новой информации; соотнесение полученной информа­ции с тем, что школьнику уже известно; последу­ющая систематизация информации. В процессе такой работы школьники учатся ставить вопросы, определять собственную позицию, выполнять различные логические операции. Задача учителя на данном этапе заключается в том, чтобы с помо­щью ряда методических приемов помочь учени­кам отследить сам процесс познания (получения новых знаний) и понимания.

III. Стадия рефлексии. Орга­низация работы школьников на третьем этапе на­правлена на целостное осмысление и присвоение информации; выработку собственного отношения к изучаемому материалу; выявление «белых пя­тен» (отсутствие информации по каким-либо воп­росам), формулирование познавательных задач и проблем для дальнейшего продвижения в инфор­мационном поле («стадия нового вызова»); анализ всего процесса изучения материала.

Приемы.

  1. "Дерево предсказаний"

Прием "Дерево предсказаний" заимствован авторами у американского коллеги Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. В оригинале этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.


  1. Система маркировки текста «ИНСЕРТ»

На стадии осмысления предлагается система маркировки текста (чтение с пометками), чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

v (галочка) - этим знаком помечается информация, которая уже известна ученикам;

- (минус) - помечается то, что противоречит их представлению;

+ (плюс) - помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

? (вопросительный знак) ставиться, если что-то неясно, возникло желание узнать побольше.

Далее, читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. После прочтения текста учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу: v - + ?

На стадии рефлексии происходит последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

  1. Чтение с остановками

Для использование данного приема важно, чтобы текст был абсолютно неизвестным для данной аудитории, с динамичным, событийным сюжетом, с неожиданной развязкой и «открытым» проблемным финалом. Текст заранее делится на смысловые части, где будет делаться остановка. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков. Возможно использование типов вопросов, основанных на таксономии Блума (узнавание и вызов полученной информации, ее интерпретация, оценка, применение, логическое обобщение, целостное восприятие причинно-следственных связей, выделение «частного» в контексте «общего») Данный прием целесообразно использовать на стадии осмысления, дополняя его другими приемами на стадии вызова и рефлексии.

4.Синквейн

На стадии рефлексии возможно создание синквейна - стихотворения из 5 строк (от французского «5»), которое строится по следующим правилам:

в первой строчке тема назвается одним словом (обычно существительным);

во второй строчке дается описание темы в двух словах (два прилагательных);

в третьей строчке дается описание действия в рамках данной темы тремясловами;

в четвертой строке - фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме;

в пятой строке - повторение сути темы другим словом на эмоциональном или философско-обобщенном уровне.

5.«Шесть шляп мышления»

«Шесть шляп мышления» используются на стадии рефлексии, при подведении итогов работы на уроке. Каждому ученику предлагается выбрать одну из шляп по цвету. Цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить.

Красная шляпа предполагает выражение своих чувств, без объяснения причин их возникновения.

Белая - перечень фактов.

Черная - выявление недостатков и их обоснование (негативное мышление).

Желтая - позитивное мышление, что было хорошего и почему.

Ученики, выбравшие зеленую шляпу, ищут ответы на вопрос, где и как можно применить изученный материал. Синяя шляпа предполагает общий, философский вывод.

Учащихся можно объединить в группы по цвету шляп.


Ход МАСТЕР-КЛАССА

  1. Стадия ВЫЗОВ

Тема урока «СЛОНЫ»

  1. Как методический прием «Дерево предсказаний» используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова».

Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

II. Стадия ОСМЫСЛЕНИЕ

1.Система маркировки текста «ИНСЕРТ»

На стадии осмысления предлагается система маркировки текста (чтение с пометками), чтобы подразделить заключенную в нем информацию.

Обучающимся предлагается текст:

Слоны- это высокие толстокожие животные тропических областей Азии и Африки, которые питаются молодыми побегами деревьев и кустарников. Также слоны являются единственными в мире животными, которые не умеют прыгать.

Самая, наверное, главная особенность любого слона - его хобот, который является одновременно носом и верхней губой. Хоботом слона управляют более 40 тысяч мышц, поэтому он одинаково виртуозно поднимает и тяжелое бревно, и соломинку. На конце хобота африканского слона два пальцеобразных выроста, приспособленных для удобного захвата, у индийского слона такой «палец» всего один.

Бивни растут у слона всю жизнь и являются показателем его возраста. Слоны бывают «право-» и «леворукими», потому что они приспосабливаются работать правым или левым бивнем. Бивни у слонов могут быть не только неодинаковой величины, но формы, а также расти вбок - по бивням и форме ушей ученые различают слонов.

Старый африканский слон, когда спит стоя, тяжелые бивни кладет обычно на суки деревьев или термитник.

Ученые подсчитали, что слон кормится не менее 16 часов в сутки и за это время съедает от 45 до 450 кг растительности - травы и листьев. Как правило, ежесуточный рацион может составлять до 300 кг.

Хобот способен удержать в себе 7,5 литра воды. Наполнив его водой, слон сворачивает хобот, его конец засовывает в рот и дует. Вода бежит ему прямо в горло.

Живут слоны стадами. В стаде 15-30 слоних со слонятами. Молодые слоны и обычно один старый слон. Вожаки, как правило, старые слонихи. Такое стадо - одна большая семья, в нем все близкие родственники. В Африке стада иногда собираются вместе до нескольких сот и даже тысяч слонов. Старые слоны часто коротают жизнь в одиночестве. Стада молодых слонов обычно путешествует совместно со стадом слоних и их детенышей.

Слоны - общественные животные, которые приветствуют друг друга особым ритуалом. Одним из них является объятие, когда слоны обвивают хоботы друг друга. При виде поскользнувшегося в грязи слоненка взрослый слон непременно протянет ему хобот и поставит его на землю. Точно так же, как люди держат своих детей за руку. Слоненок держится за хобот своей матери. Слоны сохраняют верность своему стаду. Слоны умеют смеяться.

Слоны, как и киты, главным образом общаются посредством низкочастотных шумов, не слышимых человеческому уху, для связи друг с другом на расстоянии в несколько километров (10 миль).

Слоны могут слышать ногами точно так же, как ушами, улавливая сверхнизкочастотные звуки, проходящие через землю. Вот уже более 20 лет известно, что африканские слоны могут общаться на настолько низких частотах, что человеческое ухо не может уловить эти звуки. Выяснилось, что слоны могут отправлять сейсмические волны на расстояние почти в два километра.

22 сентября в мире отмечается как День Защиты слонов.

Продолжительность жизни у слонов, как у человека, и, как правило, они живут до 70 лет.

2.Чтение с остановками

Обучающимся предлагается художественный текст абсолютно неизвестный для данной аудитории, с динамичным, событийным сюжетом, с неожиданной развязкой и «открытым» проблемным финалом.

1 часть

В одной стране - Африке жил был огромный Серый слон, он такой здоровенный, как грузовая машина. Шел он как-то по своим делам через джунгли и услышал плач ребенка. (Как вы думаете, что произошло?)Слон решил узнать, что случилось. Он раздвинул своим огромным хоботом заросли кустов и увидел маленького необычного слоненка, он был розового цвета, и раза в два меньше, чем серые слонята. (Почему слоненок был необычный?) Большой слон решил, что здесь что-то произошло, раз малыш оказался один посреди джунглей и плачет. Слон поинтересовался у малыша, что случилось, а слоненок начал жалобным тоненьким голосочком рассказывать, что произошло:

- Я только родился, маму видел всего раз и то одним глазком, потом меня мамуля поцеловала и положила спать в колыбельку, а проснулся я посреди джунглей сам. Мне страшно, я голодный и хочу пить. Где мама? (Как вы считаете, что могло случиться?)

2 часть

- Сейчас пойдем в мой город слонов, там поговорим со старейшинами, может они что-то знают, или видели когда-нибудь таких необычных слоников, как ты, - ответил Серый слон.

Когда они дошли до города слонов, их уже встречали старейшины- самые мудрые и старые слоны. Старейшины внимательно изучили малыша, они долго рассматривали его, затем измеряли, потом трогали, нюхали и даже лизнули. (Предположите, что скажут старейшины?) Их вердикт был таков:

- Малышу поможем, ведь он наш родственник, хоть и дальний. Раз ты его нашел, тебе и доводить дело до конца. Отправляйся, Серый слон, искать родителей малыша.

И снова они вдвоем побрели по джунглям в поисках родителей. Так они дошли до города людей. Подойдя ближе слоны, увидели необычное строение - это был цирковой шатер, вокруг него стояли шатры поменьше - для животных и актерской труппы. Везде было шумно - играл духовой оркестр, летали воздушные шары. От всей этой суматохи слон растерялся и не знал, что делать.

3 часть

Но тут из маленького шатра вышел грустный пудель, увидел слона и сказал:(Что мог сказать пудель?)

- Такой большой слон! У нас тоже есть слоны, но они поменьше и розового цвета, У них сегодня произошла беда: когда машина везла их семейство через джунгли, из машины выпал их новорожденный малыш. Сколько слоненка не искали так найти и не смогли -да разве в джунглях что найдешь?

А Серый слон и отвечает:

- Я вот нашел, вашего слоненка, а тебе слоненок, похоже , я нашел родителей.

Они пошли в шатер к слонам, родители были счастливы, увидев свою пропажу, они его и обнимали и целовали и плакали от радости.

Уходя Серый слон пообещал прийти на выступление малыша, а слоненок радостно махал ему вслед своим хоботом и говорил:

- Я буду ждать.

(Что могло произойти дальше?)

III. Стадия РЕФЛЕКСИЯ

На стадии рефлексии возможно создание синквейна - стихотворения из 5 строк (от французского «5»).

«Шесть шляп мышления»

«Шесть шляп мышления» используются на стадии рефлексии, при подведении итогов работы на уроке. Каждому ученику предлагается выбрать одну из шляп по цвету. Цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить.

IV. Подведение итогов.

© 2010-2022