Урок 5 класс Производство хлопчатобумажных и льняных тканей

Цель урока "Производство хлопчатобумажных и льняных тканей"--знакомство учащихся со способами  производством тканей,cо способами определения лицевой и изнаночной сторон тканей,со способами определения  долевой нити ткани,развитие творческой и познавательной активности на уроке,развитие мыслительной деятельности,умения сотрудничать в коллективе и доводить начатое дело до конца.Учащиеся на уроке учатся составлять карточки и работать в группе.В конце урока учащиеся  составляют отчет по новой теме ,...
Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по материаловедению в 5 классе.

Тема: Производство хлопчатобумажных и льняных тканей.

Цель:

  1. Образовательная - ознакомить с историей производства хлопчатобумажных и льняных тканей. Научить определять направление долевой нити, лицевую и изнаночную стороны ткани.

  2. Развивающая - развитие мыслительной способности, умение анализировать и сопоставлять.

  3. Воспитательная - содействовать воспитанию творческой активности, интересу к труду.

Методы обучения: Беседа, наглядно-иллюстрационные, практический.

Оборудование и материалы: таблица классификации волокон, коллекция тканей, схема модели полотняного переплетения, коробочки гербария с хлопком и льном, образцы тканей, толстая игла.

Тип занятия: комбинированный.

Межпредметные связи:

Русский язык и литература - умение пользоваться терминами.

История - исторические события, связанные с производством ткани.

ОБЖ - техника безопасности при работе с колющими предметами.

Время: 45 x 2.

План урока:

  1. Организационный момент:

    • Проверка готовности к уроку;

    • Проверка отсутствующих.

  2. Изложение нового материала:

    • рассказ о производстве ткани;

    • сообщения об истории прядения и ткачества.

  3. Проведение физкультурной минутки.

  4. Закрепление нового материала (тест).

  5. Практическая часть.

  6. Подведение итогов:

    • анализ выполненных работ;

    • оценка знаний учащихся.

  7. Домашнее задание.

  8. Уборка рабочих мест.

Учащиеся разделены на 3 группы, которые заранее готовят сообщения на определенные темы.

Ход урока:

Ткань - материал, с которым мы сталкиваемся постоянно.

Вопросы:

  • Что прочнее: ткань или бумага?

  • Где используют ткань?

Обобщить ответы учащихся, рассказать о делении тканей на бытовые, технические и социальные.

Для изучения структуры тканей раздать учащимся по образцу ткани полотняного переплетения.

Задание.

Толстой иглой вынуть нити из ткани, рассмотреть, как они переплетаются между собой.

Вопросы:


  • Из чего состоит нить?

  • Как нити переплетаются в ткани?

  • Все ли нити одинаковые по толщине?

Отвечая на вопросы, учащиеся делают вывод, что нить состоит из волокон, перекрученных между собой.

Все волокна делятся на натуральные и химические (табл. Текстильные волокна).

Еще в глубокой древности человек научился соединять отдельные короткие и тонкие волокна в длинные - пряжу и делать из нее ткань. Чтобы получить пряжу, люди использовали волокна, которые могли получить в тех природных условиях, которые их окружали. Сначала это были волокна дикорастущих растений, потом шерсть животных, а затем волокна культурных растений - льна и конопли.

1 сообщение учащихся (Получение волокон из кенафа, джута, конопли).

Производство ткани - это прядение, ткачество, отделка.

Волокном для производства хлопчатобумажной ткани служит растение хлопчатник, а льняной ткани - лен.

Показать коробочку гербария с хлопком и льном. Если из хлопка удалить семена, то будет обыкновенная вата.

Задание:

Вынуть из ваты тонкие пучки и попробовать их скрутить. Повторяя это движение, пытаемся сделать нить как можно длиннее.

Прядение - процесс получения пряжи из волокон.

2 сообщение учащихся (Из истории прядения).

Пряжу получают на прядильных фабриках. Сначала волокна поступают на прядильную фабрику, где из спутанной массы волокон небольшой прочности получают непрерывную, прочную, ровную нить (пряжу). Волокно разрыхляют на мелкие клочки при помощи игл разрыхлительной машины. Затем в трепальной с помощью специального барабана из волокон удаляют примеси. Потом волокна идут на чесальную машину, где их разделяют на отдельные волокна, распрямляют и превращают в толстый жгут (ленту). На ленточной машине ленту выравнивают по толщине. На ровничной машине ленту вытягивают и подкручивают. На прядильных машинах из ровницы получают пряжу путем скручивания и вытягивания. Затем пряжа идет на ткацкую фабрику, где из нее получают ткань.

3 сообщение учащихся (Из истории ткачества).

Процесс получения пряжи из волокон называется ткачество.

Основные процессы ткацкого производства:


  • образование ткацкого зева;

  • протягивание поперечной нити;

  • наматывание ткани на товарный валик.

Нити, идущие вдоль ткацкого станка, называют основными (долевые нити), нити, идущие поперек ткацкого станка, называют уточными. По краю ткацкого станка образуется кромка, которая предотвращает ткань от осыпания.

Способы определения основной и уточной нитей:


  • по направлению нити основы ткань не тянется или тянется плохо, а по направлению нити утка - хорошо;

  • нити основы более тонкие и прочные, нити утка толстые и пушистые;

  • по звуку: при резком растяжении основной нити звук звонкий, уточной глухой;

  • по кромке: нить основы проходит вдоль кромки, нить утка поперек.

Ткань имеет две стороны: лицевую и изнаночную. Ткань, снятая с ткацкого станка, имеет грязновато-серый или желтый цвет. Ее подвергают отделке: опаливают, отбеливают, пропитывают различными растворами, красят. Все эти операции производят с лицевой стороны, поэтому она более гладкая и на ней меньше узелков и пороков. Рисунок печатают с помощью печатных машин с лицевой стороны, которая, в свою очередь, более яркая, чем изнаночная.

Практическая работа:

Определение долевой нити ткани, лицевой и изнаночной стороны ткани.

Каждая группа учащихся получает карточку-задание и набор образцов тканей. Учащиеся должны выбрать соответствующие и наклеить их на карту. Группа девочек делает отчет по теме «Что мы узнали о тканях?».

Дополнительный материал к уроку



«Получение волокон из кенафа, джута и конопли».

Большое распространение получили волокна, вырабатываемые из стеблей растений. Такие волокна называют лубяными. Волокна из стеблей большей частью грубые, прочные и жесткие - это волокна кенафа, джута и конопли.

Кенаф возделывается в основном в Индии, Китае, Иране, Пакистане. Волокно кенафа отличается высокой прочностью гигроскопичностью. Из него изготавливают мешковину, брезент, шпагат.

Джут возделывают в тропических районах Азии, Африки, Америки и Австралии. Волокно джута используют для изготовления технических, упаковочных, мебельных тканей, и ковровых изделий.

Конопля - очень древняя культура, выращивается для получения волокна преимущественно в Индии, Китае, Монголии, России. Из стеблей конопли получают волокно (пеньку), из которого делают морские канаты, веревки, парусину.

«Из истории прядения»

Для производства ткани крестьяне выращивали лен и коноплю. Стебли льна долго вымачивали в речной воде. Наружная оболочка сгнивала, а внутреннюю часть стеблей вытаскивали на берег, сушили, трепали, мяли, и очищали от примесей. После этого лен чесали на гребне с редкими и длинными зубьями. Так получали льняную кудель - волокно для прядения нитей. Кудель закрепляли в верхней части прялки. Левой рукой пряха вытягивала прядево, а правой, вращала веретено.

Более древним растением является конопля. Также как и лен, коноплю вымачивали, но не мяли мялкой, а толкли в ступе пестом. Из мягких стеблей получали кудель и пряли пряжу. Это был тяжелый труд, но к 14 годам все девочки в крестьянских семьях очень умело обращались с веретеном.

«Из истории ткачества»

В каждой крестьянской семье был ткацкий стан, на котором изготавливали ткань полотняного переплетения. Занимались также тканьем на дощечках - изготавливали пояса. Снятые со станка холсты отбеливали: складывали в кадки и заливали раствором древесной золы и воды. Затем холст раскатывали по траве на солнечном месте, смачивали водой в течение дня, чтобы лучше «выгорал», а зимой в ясные морозные дни его раскладывали по сугробам. Этот процесс назывался «зорить» ткань. И наконец, холст мокрым складывали в бочку, пересыпая золой, заливали горячей водой и кипятили.

Высушенные холсты красили. В качестве красителей в ткачестве использовали кору деревьев, траву, листья, цветы.

Тест.

Обвести букву соответствующего варианта ответа.


  1. Используются для производства пряжи


  1. толокно

  2. веретено

  3. волокно

  4. суровье.


  1. К текстильным волокнам не относятся


  1. хлопчатник

  2. хлопок

  3. лен

  4. кенаф.


  1. Натуральное волокно животного происхождения


  1. хлопок

  2. канва

  3. пенька

  4. шерсть.


  1. Тонкая нить из скрученных волокон


  1. соломка

  2. пряжа

  3. волосок

  4. ворсинка.


  1. Процесс переплетения нити основы и утка.


  1. ткачество

  2. прядение

  3. вязание

  4. скручивание.



  1. Нить, идущая вдоль ткани


  1. пряжа

  2. кромка

  3. основа

  4. канва.


  1. Поперечная нить в ткани


  1. виток

  2. моток

  3. узелок

  4. уток.


  1. Придание красивого внешнего вида пряжи


  1. очистка

  2. отделка

  3. окраска

  4. сушка.


  1. Сторона ткани с гладкой поверхностью и четким рисунком


  1. лицевая

  2. изнаночная

  3. плоская

  4. внутренняя.

© 2010-2022