Развитие творческих способностей учащихся средствами урочной деятельности по технологии

Родителям, занятым зарабатыванием на жизнь, порой совершенно некогда уделить внимание творческому развитию ребенка, и они даже не предполагают, чем можно увлечь своего ребенка. И этот пробел как раз можно восполнить на уроках технологии. Но надо помнить, что все-таки у каждого ребенка свои творческие возможности. Один одолеет высокую планку, а другому достаточно перейти порог. Причем, по нашему наблюдению, творческие способности не всегда зависят от умственных.
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие творческих способностей учащихся средствами урочной деятельности по технологии

Серебрякова Ю.А.

учитель технологии МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21» г.Ульяновск, Россия


О развитии творческих способностей сегодня говорят очень много. Но что же это такое - «творчество». В словаре синонимов мы читаем: «творческий - изобретательный, зиждительный, созидательный, поэтический»[1]. Иное определение в толковом словаре С.И.Ожегова «творческий - ТВОРЧЕСТВО- создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей» [2]. Для нас здесь ключевое слово СОЗДАНИЕ, т.к. считаем, что творческая личность может создавать не только что-то новое, но и блестяще исполнять и использовать то, что уже создано. Но все ли дети обладают творческими способностями и что это за способность: врожденный дар, который достался ребенку с генами, или приобретенная способность? Часто именно от родителей можно услышать: мой ребенок такой же безрукий, как и я, у нас нет никаких талантов и способностей к чему либо. На вопрос: «А чем Вы пробовали заниматься и что у Вас не получается?» ответ обескураживает: «Ничем, мы же ничего не умеем». Одна знакомая очень расстраивалась по поводу своей и дочкиной «безрукости», но однажды попала на наше занятие , где мы изготавливали мыло из мыльной основы, и была поражена, что есть такой вид деятельности. Теперь все друзья имеют у себя дома авторское мыло от знакомой и её дочки. Вторая знакомая вместе с ребенком увлеклась изготовлением гелевых свечек, причем их занимает больше вопрос оформления этих свечек. К чему эти примеры? Просто родителям, занятым зарабатыванием на жизнь, порой совершенно некогда уделить внимание творческому развитию ребенка, и они даже не предполагают, чем можно увлечь своего ребенка. И этот пробел как раз можно восполнить на уроках технологии. Мы считаем, что творчеству можно и нужно научить, т.к. творческое начало является не только природным качеством. Уже с пятого класса ученицы включаются в творческую деятельность через выполнение творческих проектов: изучение каждого раздела завершается обычно выполнением такового. И в выполнении творческого проекта нет определенных рамок: ребенок может включить свою фантазию и сделать что-то совершенно новое, а можно модернизировать уже существующее, в крайнем случае, скопировать чьё-то изобретение.

Мы не видим ничего страшного в копировании чужих изделий, особенно в начале творческой деятельности. Научившись выполнять работу по готовым шаблонам, у ребенка вскоре появится потребность сделать что-то свое, не похожее ни на что. Но в любом случае - творит ребенок что-то новое или копирует - у него должна быть, прежде всего, мотивация и ребенок должен обладать определенными качествами:

- уметь ставить перед собой цель;

- уметь организовать свою деятельность для достижения поставленной цели;

- уметь находить и решать проблему.

Учитель должен помочь ученику развивать именно эти качества для раскрытия творческого потенциала. Творческое отношение к труду - это и воспитание любви к делу, стремление познать его и добиться в нем успеха. Мы любим, заниматься тем, что хорошо у нас получается, где можем достичь определенных результатов. Но надо помнить, что все-таки у каждого ребенка свои творческие возможности. Один одолеет высокую планку, а другому достаточно перейти порог. Причем, по нашему наблюдению, творческие способности не всегда зависят от умственных. Совсем нередко троечница имеет твердую пятерку по технологии, а круглой отличнице с трудом даются вязание на спицах или крючком. И чтобы ребенок не потерял интереса к творческой деятельности, задания должны быть дифференцированы. Такова наша позиция не только на внеурочных занятиях, но и на уроках. Для детей, которым трудно даются «ручные» работы допускаем выполнение работ более простых в исполнении. Особенно поощряем творческие групповые работы. Вот где разгораются дискуссии, где фонтанируют идеи и где даже ребенок с высоким уровнем тревожности не боится оказаться неуспешным. К тому же при совместном выполнении задания происходит взаимообучение, каждый ученик вносит свою лепту в общую работу.

У каждого ребенка есть определенные способности и таланты. Дети по своей природе любознательны. И именно это позволяет проявить себя, если направить действия в нужное русло. Именно учитель может и должен помочь ребенку в развитии и формировании творческих способностей. Помочь учащемуся обрести, а не потерять возможность для самореализации и помнить, что «творческие личности - это национальное достояние и богатство нашей страны» [3].



Список литературы

  1. Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык

  2. Электронная библиотека RoyalLib.Com, 2010-2015. Контактный e-mail: [email protected] Ожегов Сергей Иванович & Шведова Наталия Юльевна
    Толковый словарь русского языка

  1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru Капусткина Е.В. «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС»



© 2010-2022