- Преподавателю
- Технология
- Урок-путешествие по теме: «Русский народный костюм»
Урок-путешествие по теме: «Русский народный костюм»
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ильина М.А. |
Дата | 15.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок-путешествие по теме: «Русский народный костюм»
Цель: Обобщить знания о русском народном костюме.
Задачи:
Образовательные - закрепить знания о традиционном русском костюме.
Воспитательные - воспитывать интерес к предмету и к русской народной культуре.
Развивающие - развивать устную речь через защиту творческого проекта
- развивать мелкую моторику при изготовлении фенечки
- корректировать и развивать память и восприятие материала при работе с компьютерной презентацией, документацией творческого проекта.
Тип урока: комбинированный.
Материалы для учителя: презентация «русский народный костюм», частушки, загадки.
Музыкальный ряд: русская народная музыка.
Материалы для учащихся: атласная лента 2 видов, иголка, ножницы, творческие проекты.
Ход урока
-
Приветствие и проверка готовности к уроку.
(играет музыка русская народная) я вхожу в кабинет.
_ Здравствуйте дорогие гости. Как мы рады вашей встречи. Я предлагаю вам отвлечься от всего и окунуться в мир русского народного костюма. Вспомним историю костюма и его виды. (Название темы урока слайд № 1)
- Ну что начнем? (играет музыка и в класс заходят девочки друг за другом и поют частушки и танцуют).
Как надену я рубаху
И поневу синюю.
Вы такую девочку
Не сыщите красивую. (Соня жукова).
Я оскольская девчонка
Голубые глазки.
На мне нова одежонка
Словно я из сказки. (Лена Узун)
Белгородские девчонки
Очень весело живут.
В своих новеньких нарядах
Никогда не подведут. (Оля Зажигина)
Я девчонка озорная,
На мне рубаха расписная.
Сорока золоченая
И юбочка парчовая. (Маша Прокуратова)
Ивнянские девочки,
Девочки припевочки.
Сарафаны новые
И сами чернобровые. ( учитель)
Я надену армячок,
Еще шляпу на бочок.
Белгородские девчата
Попадутся на крючок. (Олеся Астапенко)
- Какие же молодцы наши девчонки. Спасибо садитесь.
Актуализация опорных знаний.
Учитель: «Красна девица идет, (показ слайда №2)
Словно павушка плывет,
На ней платье голубое,
Лента алая в косе,
На головушке перо»
- О каком образе говорится в этом стихотворении?
Дети: В этом стихотворении говорится о русской девушке.
Учитель: С кем автор сравнивает русскую девушку? И почему?
Дети: Он сравнивает ее с «павушкой» которая одета в красивый русский костюм, на голове венец или кокошник. Плыла словно павушка. Молодая девушка выставляла всегда косу на показ.
Учитель: Образ женщины издавна был почитаем в русском народном творчестве и часто он не отделим от образа птицы - древнейшего символа добра и благополучия.
(показ слайда №3)
Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества. Какие элементы русского костюма вы видите: назовите (слайд №3) В старину носили не только домашнюю одежду, но и праздничную. И сейчас мы с вами посмотрим сценку.
(показ сценки про одежду)
Действующие лица: (муж и жена)
Автор: Пришел муж с работы. Уставший, да и говорит жене.
Муж: Эй, жена открывай сундуки, доставай наряды, пойдем на праздник.
Жена: Ой, да, да. Я припасла тут одежды. Кокрас для праздника. Вот одену я поневу с передником, да и пойду. (передник должна вытянуть и показать)
Муж: Ты, что жена сума сошла. Нужно ведь нарядно одеться. В этом только в хлев ходить, да скотину кормить.
Жена: Ну, вот этот передник чай подойдет?
Муж: Чай подойдет.
Жена: А плат - то, какой одеть? А вот надену этот плат. Он наряднее.
Муж: А мне тогда годится, красна рубаха, да пояс золотой.
Жена: Ну вот оделись, да пойдем (уходят под ручку с музыкой)
- Спасибо девочкам.
2. Изложение материала.
На уроках мы все вместе сшили праздничный русский народный костюм (показ слайда №4). Каждая из вас продемонстрирует элементы костюма и о нем расскажет.
Просмотр презентации.
На крыльце стоит его старуха (показ слайда №5)
В дорогой собольей душегрейке.
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстки,
На ногах красные сапожки.
Учитель: Скажите, а из какой сказки эти строки?
Дети: Из сказки «Золотая рыбка»
Учитель: А какие виды одежды вы нашли в этом стихотворении? (душегрейка, кичка, сапожки).
Учитель: просмотр слайда №6
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Неправда ли проста и хороша?
Наряды древних скифов послужили,
Пожалуй, прототипом для нее.
Итак, что прежде женщины носили?
У всех деталей имя есть свое:
(показ слайдов №7, №8, №9, №10)
На севере носили сарафаны
Из однотонной ткани из холста, (рассказывает про сарафан Оля Зажигина)
(показ слайдов №11, №12, №13
А на рубахах вышивка всегда
Событиям особым отвечала- (рассказывает про рубаху Олеся Астапенко)
(показ слайдов №14, 15, 16, 17,18)
На севере кокошник надевали,
Расшитые узорами венца.(рассказывает про кокошник Соня Жукова)
(показ слайдов №19, 20, 21)
А душегрейки душу грели
И радовали яркий глаз (рассказывает про душегрейку Лена Узун)
(выскакивает Маша Прокуратова и говорит)
- А про меня-то вы забыли? Я тоже сшила сарафан! А почему же только в старину-то и сейчас носят сарафаны. Я вот сшила такой сарафан (и рассказывает о нем кратко). Показ слайдов №22,23.
Учитель: Посмотрев на картинки, скажите мне, что же на Руси носили мужики: перечислите (показ слайда №24)
А молодой парень носил:…. (показ слайда №25)
3. Практическая часть.
Учитель: (показ слайда № 26)
Посмотрите, на каждом из костюмов, есть по подолу, по низу рукава, по краю плата, по горловине вышивка. Это был своеобразный оберег, чтобы нечистая сила не вселилась в человека, их еще называли оберегами.
(показ слайда № 27)
Оберег - это предмет, оберегающий владельца от бед, защищает дом, приносит любовь, счастье. Обереги бывают разные: гребни, животные, домовые, куклы, обереги украшения. Я предлагаю вам сделать оборег- фенечку на руку.
Выполнение оберега по этапам.
4. Заключение.
Оберег мы выполнили и сейчас оденем его на руку.
Наше путешествие закончилось, и мы возвращаемся в наше время. Но традиции остаются с нами.
Мы русские люди! (слайд № 28)
И пусть традиции русского стиля никогда не уходят из нашего быта, а передаются из поколения к поколению.
Спасибо за работу! (слайд № 29)
До свидания