Урок-путешествие по теме: «Русский народный костюм»

 "Урок  - путешествие по теме: "Русский народный костюм" идет как урок изучение истории русского быта. Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.  Изучение различных элементов руского народного костюма, его история. Ну и конечно изучение традиций русского быта. Виды костюмов разн...
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-путешествие по теме: «Русский народный костюм»

Цель: Обобщить знания о русском народном костюме.

Задачи:

Образовательные - закрепить знания о традиционном русском костюме.

Воспитательные - воспитывать интерес к предмету и к русской народной культуре.

Развивающие - развивать устную речь через защиту творческого проекта

- развивать мелкую моторику при изготовлении фенечки

- корректировать и развивать память и восприятие материала при работе с компьютерной презентацией, документацией творческого проекта.

Тип урока: комбинированный.

Материалы для учителя: презентация «русский народный костюм», частушки, загадки.

Музыкальный ряд: русская народная музыка.

Материалы для учащихся: атласная лента 2 видов, иголка, ножницы, творческие проекты.

Ход урока

  1. Приветствие и проверка готовности к уроку.

(играет музыка русская народная) я вхожу в кабинет.

_ Здравствуйте дорогие гости. Как мы рады вашей встречи. Я предлагаю вам отвлечься от всего и окунуться в мир русского народного костюма. Вспомним историю костюма и его виды. (Название темы урока слайд № 1)

- Ну что начнем? (играет музыка и в класс заходят девочки друг за другом и поют частушки и танцуют).

Как надену я рубаху

И поневу синюю.

Вы такую девочку

Не сыщите красивую. (Соня жукова).

Я оскольская девчонка

Голубые глазки.

На мне нова одежонка

Словно я из сказки. (Лена Узун)

Белгородские девчонки

Очень весело живут.

В своих новеньких нарядах

Никогда не подведут. (Оля Зажигина)

Я девчонка озорная,

На мне рубаха расписная.

Сорока золоченая

И юбочка парчовая. (Маша Прокуратова)

Ивнянские девочки,

Девочки припевочки.

Сарафаны новые

И сами чернобровые. ( учитель)

Я надену армячок,

Еще шляпу на бочок.

Белгородские девчата

Попадутся на крючок. (Олеся Астапенко)

- Какие же молодцы наши девчонки. Спасибо садитесь.

Актуализация опорных знаний.

Учитель: «Красна девица идет, (показ слайда №2)

Словно павушка плывет,

На ней платье голубое,

Лента алая в косе,

На головушке перо»

- О каком образе говорится в этом стихотворении?

Дети: В этом стихотворении говорится о русской девушке.

Учитель: С кем автор сравнивает русскую девушку? И почему?

Дети: Он сравнивает ее с «павушкой» которая одета в красивый русский костюм, на голове венец или кокошник. Плыла словно павушка. Молодая девушка выставляла всегда косу на показ.

Учитель: Образ женщины издавна был почитаем в русском народном творчестве и часто он не отделим от образа птицы - древнейшего символа добра и благополучия.

(показ слайда №3)

Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества. Какие элементы русского костюма вы видите: назовите (слайд №3) В старину носили не только домашнюю одежду, но и праздничную. И сейчас мы с вами посмотрим сценку.

(показ сценки про одежду)

Действующие лица: (муж и жена)

Автор: Пришел муж с работы. Уставший, да и говорит жене.

Муж: Эй, жена открывай сундуки, доставай наряды, пойдем на праздник.

Жена: Ой, да, да. Я припасла тут одежды. Кокрас для праздника. Вот одену я поневу с передником, да и пойду. (передник должна вытянуть и показать)

Муж: Ты, что жена сума сошла. Нужно ведь нарядно одеться. В этом только в хлев ходить, да скотину кормить.

Жена: Ну, вот этот передник чай подойдет?

Муж: Чай подойдет.

Жена: А плат - то, какой одеть? А вот надену этот плат. Он наряднее.

Муж: А мне тогда годится, красна рубаха, да пояс золотой.

Жена: Ну вот оделись, да пойдем (уходят под ручку с музыкой)

- Спасибо девочкам.

2. Изложение материала.

На уроках мы все вместе сшили праздничный русский народный костюм (показ слайда №4). Каждая из вас продемонстрирует элементы костюма и о нем расскажет.

Просмотр презентации.

На крыльце стоит его старуха (показ слайда №5)

В дорогой собольей душегрейке.

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые перстки,

На ногах красные сапожки.

Учитель: Скажите, а из какой сказки эти строки?

Дети: Из сказки «Золотая рыбка»

Учитель: А какие виды одежды вы нашли в этом стихотворении? (душегрейка, кичка, сапожки).

Учитель: просмотр слайда №6

Рассмотрим древнерусскую одежду:

Неправда ли проста и хороша?

Наряды древних скифов послужили,

Пожалуй, прототипом для нее.

Итак, что прежде женщины носили?

У всех деталей имя есть свое:

(показ слайдов №7, №8, №9, №10)

На севере носили сарафаны

Из однотонной ткани из холста, (рассказывает про сарафан Оля Зажигина)

(показ слайдов №11, №12, №13

А на рубахах вышивка всегда

Событиям особым отвечала- (рассказывает про рубаху Олеся Астапенко)

(показ слайдов №14, 15, 16, 17,18)

На севере кокошник надевали,

Расшитые узорами венца.(рассказывает про кокошник Соня Жукова)

(показ слайдов №19, 20, 21)

А душегрейки душу грели

И радовали яркий глаз (рассказывает про душегрейку Лена Узун)

(выскакивает Маша Прокуратова и говорит)

- А про меня-то вы забыли? Я тоже сшила сарафан! А почему же только в старину-то и сейчас носят сарафаны. Я вот сшила такой сарафан (и рассказывает о нем кратко). Показ слайдов №22,23.

Учитель: Посмотрев на картинки, скажите мне, что же на Руси носили мужики: перечислите (показ слайда №24)

А молодой парень носил:…. (показ слайда №25)

3. Практическая часть.

Учитель: (показ слайда № 26)

Посмотрите, на каждом из костюмов, есть по подолу, по низу рукава, по краю плата, по горловине вышивка. Это был своеобразный оберег, чтобы нечистая сила не вселилась в человека, их еще называли оберегами.

(показ слайда № 27)

Оберег - это предмет, оберегающий владельца от бед, защищает дом, приносит любовь, счастье. Обереги бывают разные: гребни, животные, домовые, куклы, обереги украшения. Я предлагаю вам сделать оборег- фенечку на руку.

Выполнение оберега по этапам.

4. Заключение.

Оберег мы выполнили и сейчас оденем его на руку.

Наше путешествие закончилось, и мы возвращаемся в наше время. Но традиции остаются с нами.

Мы русские люди! (слайд № 28)

И пусть традиции русского стиля никогда не уходят из нашего быта, а передаются из поколения к поколению.

Спасибо за работу! (слайд № 29)

До свидания





© 2010-2022