Курс Основы финансовой грамотности

Данный материал - это авторская разработка программы по основам финансовой грамотности (базовый и профильный уровень). Назначение данной программы состоит в том, чтобы обеспечить доступность, эффективность, практическую направленность финансово-экономического образования учащихся.      Курс «Основы финансовой грамотности» рассчитан на учащихся школ, лицеев, гимназий, колледжей на III ступени обучения и представлена в двух вариантах: 34 часа в год (базовый уровень – знакомство с азами финансовой ...
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


Авторская образовательная программа «Основы финансовой грамотности»



Назначение данной программы состоит в том, чтобы обеспечить доступность, эффективность, практическую направленность финансово-экономического образования учащихся.

Курс «Основы финансовой грамотности» рассчитан на учащихся школ, лицеев, гимназий, колледжей на III ступени обучения и представлена в двух вариантах:

  1. 34 часа в год (базовый уровень - знакомство с азами финансовой грамотности, формирование навыков работы с основными финансовыми инструментами, законами финансового рынка и нормативными документами, изучение основ финансовой арифметики);

  2. 68 часов в год (профильный уровень - предполагает углубленное изучение структуры, участников и регуляторов финансового и фондового рынков, существующих финансовых инструментов и т.д.).

Кроме этого, возможно разбить данную программу на модули по разделам курса и преподавать интегрировано в курсе «Экономика» или «Обществознание» в зависимости от количества выделенных часов.

Образовательная программа содержит следующие материалы: учебно-тематическое планирование в двух вариантах (34 и 68 часов в год), программу в двух вариантах соответственно, дидактические материалы (выборочная подборка в качестве примера) - разработки уроков, презентации к урокам.

Автор: учитель экономики ГОУ Гимназии № 1583

Минигалина Анастасия Николаевна



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


«Нужно продолжать общую работу по улучшению финансовой грамотности наших людей, формировать в целом позитивное отношение и к финансовым институтам, и к тем процедурам, которые существуют».

Д.А. Медведев

Президент Российской Федерации


«…надо создавать по-настоящему массовый класс инвесторов. Люди, даже со скромными накоплениями, должны получить возможность приумножать их, вкладывая в различные отрасли национальной экономики».

В.В.Путин

Премьер-министр Российской федерации,

Председатель Всероссийской политической

Партии «Единая Россия»

В городской целевой программе развития образования в городе Москве «Столичное образование - 5» говорится о необходимости создания условий и инновационных механизмов развития системы столичного образования как основы формирования человеческого потенциала и социального обновления региона.

Разработка программы элективного курса «Основы финансовой грамотности» нацелена на обеспечение эффективной реализации целей программы «Столичное образование - 5» в сфере школьного экономического образования.

Работа над образовательной программой позволила глубже понять назначение инновационной составляющей в дополнительном школьном финансово-экономическом образовании, определить особенности организации образовательного процесса в новых условиях.

Назначение данной программы состоит в том, чтобы обеспечить доступность, эффективность, практическую направленность финансово-экономического образования учащихся.

Школа, как один из важнейших социальных институтов, должна оказывать помощь учащимся в адаптации к современным экономическим условиям жизни и будущей профессиональной деятельности.

Усиление практической составляющей образовательного процесса в различных учебных дисциплинах (в том числе и в экономике), повышение уровня финансовой грамотности и культуры разумного потребления, особенно в детской и молодежной среде, является одной из задач Городской целевой программы развития образования «Столичное образование - 5» на 2009-2011 годы.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда…».

Необходимость подготовки экономически и финансово образованного кадрового резерва для действующих предприятий малого и среднего бизнеса, и формирования социальной базы для роста численности новых предпринимательских структур, повышения инновационной составляющей в структуре малого бизнеса города Москвы требует реализации комплекса мер по отбору и социальному продвижению активных учащихся, имеющих способности к предпринимательской деятельности и финансовому анализу.

Возможность выявления этих способностей, знакомства с основами финансовой грамотности, получения практических навыков в области хозяйственной деятельности необходимо предоставить молодежи уже на этапе школьного образования. Необходимо так же прививать молодому человеку важнейшие навыки финансового планирования, объяснять схемы предоставления финансовых услуг. Только в этом случае он будет чувствовать себя уверенно в жизни, где материальное благополучие каждый устраивает себе сам.

Однако отсутствие базовых знаний о правилах грамотного и безопасного предпринимательского, инвестиционного, потребительского поведения, технологии заимствования на финансовом рынке приводит к тому, что ряды разорившихся предпринимателей, обманутых инвесторов и потребителей, ненадежных заемщиков пополняются людьми совсем молодыми.

В настоящее время финансовый сектор в России представляет собой одну из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики, поэтому об уровне финансовой грамотности населения судят по тому количеству финансовых услуг, которыми оно пользуется. Опрос, проведенный в ноябре 2009 года Национальным агентством финансовых исследований, показал, что 35% россиян предпочитают хранить наличные сбережения дома, 52% респондентов заявили, что услуги финансовых институтов для них сложны и непонятны, и только 13% опрошенных готовы вкладывать свои деньги в перспективные проекты.

Таким образом, финансовый рынок для неподготовленного человека напоминает джунгли, в которых легко заблудиться и попасть в неприятную ситуацию. Причина здесь в том, что представления населения о финансовых институтах формировались стихийно, под воздействием, с одной стороны, заманчивой рекламы, с другой - примеров мрачных эпизодов новейшей истории. Достаточно вспомнить экономические катаклизмы: финансовые пирамиды, кризис 1998 года, банковский кризис 2004 года. Конечно, сейчас уже не 90-е годы, когда почти все население страны верило в силу финансовых пирамид. Однако, «обжегшись» один раз на МММ, «Властилине» или дефолте, граждане боятся участвовать в финансовой жизни страны.

Говорят, что всему виной - доверчивость, но если бы проблема была только в этом, тогда бы не росли невозвраты кредитов, и люди не продавали бы за бесценок акции, доставшиеся им в процессе приватизации. То есть не только доверчивость, но и финансовая безграмотность вредит каждому из нас.

Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5-10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты все плотнее входят в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем.

При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся - это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.

Сегодня ребёнок готов учиться самому современному и необходимому. Учиться сам и учить своих родителей. Научив ребёнка азам финансовой грамотности, мы действительно сделаем первый шаг к массовому финансовому образованию.

«Создание эффективной национальной системы финансового просвещения в настоящее время является актуальной стратегической задачей российского общества».

Н.Н. Калинкина

Социальный заказ учащихся и их родителей на дополнительные образовательные услуги.

Сегодня перед школой стоит задача подготовить гражданина, способного интегрироваться в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества; личность, способную к сотрудничеству с людьми разнообразных управленческих подходов, умеющую реализовать право свободного выбора взглядов и убеждений.

Формирование нового экономического, политического мышления - важная задача школы.

Создание необходимой обществу системы образования возможно при организации соответствующего образовательного пространства в округе, школе, а для этого необходимо проводить качественный анализ деятельности по выбранному направлению.

Суть проблемно-ориентированного анализа - выявить сильные и слабые стороны деятельности, определить конкретные пути их решения.

Двоякая направленность анализа:

- от социального заказа и условий (педагогических, учебно-методических, материальных, финансовых) деятельности - к ожидаемому результату;

- от планируемого результата - к «реальному результату» позволит определить направление дальнейшей деятельности.

Социальный заказ на дополнительное образование - это отражение интересов всех участников образовательного процесса: учащихся и педагогов, родителей, а также образовательных учреждений, общества, государства.

Социальный заказ включает следующие компоненты:

  • государственный заказ (определяется нормативными документами в области образования);

  • потребности обучающихся, ожидания родителей;

  • профессионально-педагогические потребности педагогов;

  • ожидания учреждений профессионального образования.

Наличие социального заказа родителей и учащихся средних общеобразовательных учреждений на получение дополнительного экономического образования, в том числе его прикладных аспектов - финансовой грамотности, основ потребительских знаний требует от образовательного учреждения разработки образовательных программ практической направленности по данной тематике.

Курс «Основы финансовой грамотности» - инновация в школьном образовании. А как известно, внедрение чего-то нового - это всегда долгий, сложный, но, тем не менее, очень интересный процесс. Начинать трудно, но с каждым шагом учащиеся будут приобретать все новые и новые знания об окружающем их мире бизнеса и финансов.

Программа элективного курса рассчитана на учащихся школ, лицеев, гимназий, колледжей на III ступени обучения и представлена в двух вариантах:

  1. 34 часа в год (базовый уровень - знакомство с азами финансовой грамотности, формирование навыков работы с основными финансовыми инструментами, законами финансового рынка и нормативными документами, изучение основ финансовой арифметики);

  2. 68 часов в год (профильный уровень - предполагает углубленное изучение структуры, участников и регуляторов финансового и фондового рынков, существующих финансовых инструментов и т.д.).

Кроме этого, возможно разбить данную программу на модули по разделам курса и преподавать интегрировано в курсе «Экономика» или «Обществознание» в зависимости от количества выделенных часов.

Элективный курс содержит следующие материалы: учебно-тематическое планирование в двух вариантах (34 и 68 часов в год), программу в двух вариантах соответственно, дидактические материалы (выборочная подборка в качестве примера) - разработки уроков, презентации к урокам.

Ресурсное обеспечение элективного курса:

  • временное (аудиторная работа/самостоятельная работа);

  • технологический ресурс (лекции, семинары, имитационные игры, тестирование, работа в малых группах, работа за компьютером с интерактивными образовательными ресурсами);

  • технический ресурс (аудиторный фонд, Интерактивная доска, ПК, учебные материалы Интернета, интерактивные образовательные ресурсы, мультимедиа, DVD плеер с комплектном демонстрационных материалов и фильмов);

  • индивидуальный ресурс (тетрадь для записей, ПК для выполнения самостоятельной работы).

Элективный курс «Основы финансовой грамотности» предполагает создание в рамках образовательного учреждения, отдельного урока экономической практико-ориентированной образовательной среды. Так, например, если речь идет о деньгах, то необходимо работать с настоящими банковскими купюрами, если речь идет о фондовом рынке, то учащиеся работают в торговом терминале в on-line режиме. Так же необходимо использовать деловые игры, которые активизируют не только познавательную, но и воспитательную деятельность. Игровая технология позволяет учащимся побывать в роли специалиста, потребителя и на «практике» увидеть результаты собственной деятельности.

Кроме того, создание такой среды в образовательном учреждении предполагает изменение подхода к обучению школьников основам финансовой грамотности. Школа, оставаясь главным звеном в образовательном процессе, перестает быть единственным источником учебной информации. В образовательное пространство должны войти профессиональные участники финансового рынка, общественные и некоммерческие организации, занимающиеся просвещением по данному прикладному направлению экономического образования.

Изучение данного курса в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

  • актуализация дополнительного экономического образования школьников с приоритетом практической, прикладной направленности образовательного процесса;

  • повышение социальной адаптации и профессиональной ориентации старшеклассников;

  • развитие финансово-экономического образа мышления; способности к личному самоопределению и самореализации;

  • воспитание ответственности за экономические и финансовые решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

  • формирование опыта рационального экономического поведения; освоение знаний по финансовой грамотности для будущей работы в качестве специалиста и эффективной самореализации в экономической сфере.

Задачи изучения курса:

  • усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой информации;

  • формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;

  • развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;

  • выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово - экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей в финансовой сфере, сопровождающееся графической интерпретацией и их критическим рассмотрением;

  • освоение технологии использования интерактивных обучающих программ в процессе обучения и для решения типичных экономических задач;

  • формирование информационной культуры школьников, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом рынке.

  • формирование сетевого взаимодействия образовательного учреждения с профессиональными участниками финансового рынка, представителями регулирующих, общественных и некоммерческих организаций.

Результативностью работы по данной образовательной программе можно считать возросший интерес обучающихся к финансовой сфере и ее прикладным аспектам, что выражается не только в их активном участии в мероприятиях различного уровня (конкурсы, олимпиады, выставки, интеллектуальные марафоны), но и в количестве победителей и призеров:

  • Победитель Первого открытого городского конкурса «Трейдеров» в номинации «Самый активный игрок на бирже»;

  • Победитель Окружного фестиваля «Северное созвездие» в рамках XI городского фестиваля «Юные таланты Московии» в номинации «Экономика»;

  • Победитель Окружного конкурса проектных работ «Горизонты открытий» - 2009;

  • Три призера III Всероссийской научно-практической конференции школьников «Технопарк» (секция: Экономические аспекты промышленного производства);

  • Команда победителей конкурса «Лучший предпринимательский проект студенческой и учащейся молодежи города Москвы»;

  • Победитель окружного конкурса проектно-исследовательских работ по экономике, финансам и предпринимательству «Это наша Россия, а мы - ее будущее»;

  • Победитель командного креативного турнира на XII городской научно-практической конференции по экономике и предпринимательству;

  • Призеры VI Всероссийского конкурса по программе SAGE "Школьники за продвижение глобального предпринимательства" (город Тула);

  • Команда призеров Второй окружной финансовой недели Московского открытого образовательного марафона «Личная финансовая безопасность»;

  • Команда победителей Городского открытого конкурса «Звездный управляющий»;

  • Команда победителей Всероссийского конкурса по программе SAGE "Школьники за продвижение глобального предпринимательства" (город Тула);

  • Команда победителей Международного конкурса по программе SAGE "Школьники за продвижение глобального предпринимательства" (ЮАР) в номинациях «Лучший предпринимательский проект» и «Дебют года».

Трансляция опыта по работе в данном направлении представлена в следующих публикациях:

  1. Методические рекомендации по подготовке и проведению деловой игры «Школьный банк». Научно-методический сборник «Практико-ориентированное обучение экономике. Учительская лаборатория». Научно-методические рекомендации по организации экономического образования / Под ред. Калининой Н.Н. - М.: МИОО, 2008.

  2. Интеграция курса «Финансовая грамотность и основы потребительских знаний» в экономическое образование Центра поддержки и развития одаренных детей и молодежи «Мыслитель». Научно-методический сборник «Инновационная и экспериментальная работа в экономическом образовании. Формирование ЭПОС / Под ред. Калининой Н.Н. - М.: МИОО, 2009.

  3. Реализация программы экономического образования через создание бизнес-инкубатора. Сборник статей «Содержание и организационно - педагогические условия проектной деятельности учащихся в образовательном процессе / Под ред. Портянской Л.Л. - М., 2008.

  4. Роль учителя экономики в организации финансового образования молодежи. Научно-методический сборник «Инновационная и экспериментальная работа в экономическом образовании. Формирование ЭПОС» / Под ред. Калининой Н.Н. - М.: МИОО, 2010.

  5. Методические разработки. Графические способы технического анализа рынка ценных бумаг (конспект урока для 10-11 класса). Научно-методический сборник «Инновационная и экспериментальная работа в экономическом образовании. Формирование ЭПОС» / Под ред. Калининой Н.Н. - М.: МИОО, 2010.

Элективный курс «Основы финансовой грамотности» прошел апробацию в школах Северного округа города Москвы (ГОУ СОШ 213, 1125, Гимназии № 1583) и получил положительные отзывы от учителей, реализующих данную образовательную программу, а также был высоко оценен следующими специалистами:

  • к.п.н., методист ГОУ МЦ СОУО, координатор инновационных проектов СОУО ДО г. Москвы Гончарова О.В.

  • д.э.н., к.п.н., заведующая кафедрой МИОО Калинина Н.Н.

  • к.э.н., доцент кафедры «менеджмента» МГОУ Чекан А.А.

  • к.соц.н., доцент кафедры «Экономика и менеджмент НИОКР» МАИ Байдакова Н.Н.







Учебно-тематическое планирование элективного курса

«Основы финансовой грамотности»

(34 часа в год - базовый уровень)



п/п

Наименование раздела и темы

Количество

часов

1

Раздел I. Личное финансовое планирование

Тема 1. Роль денег в нашей жизни

Тема 2. Потребление или инвестиции?

Тема 3. Активы в трех измерениях. Враг личного капитала

Тема 4. Модель трех капиталов

Тема 5. Ресурсосбережение - основа финансового благополучия

5

1

1

1

1

1

2

Раздел II. Финансы и кредит1

Тема 1. Основные понятия кредитования. Виды кредитов.

Тема 2. Что такое кредитная история заемщика?

Тема 3. Арифметика кредитов

Тема 4. Плюсы и минусы моментальных кредитов

Тема 5. Финансовые пирамиды

Тема 6. Ипотека. Арифметика ипотеки

9

1

2

2

1

1

2

3

Раздел III. Расчетно-кассовые операции

Тема 1. Обмен валют. Банковская ячейка и банковский перевод

Тема 2. Банковские карты: риски и управление ими

2

1

1

4

Раздел IV. Инвестиции

Тема 1. Основные правила инвестирования: как покупать и продавать ценные бумаги

Тема 2. Инвестиции в драгоценные металлы

Тема 3. Что такое ПИФы?

Тема 4. Депозиты и их виды

Тема 5. Управляющие компании

6


2

1

1

1

1

5

Раздел V. Страхование2

Тема 1. Участники страхового рынка

Тема 2. Личное страхование

Тема 3. Страховые накопительные программы

Тема 4. Мошенники на рынке страховых услуг

5

1

2

1

1

6

Раздел VI. Пенсии

Тема 1. Государственное пенсионное страхование

Тема 2. Профессиональные участники пенсионной системы

Тема 3. Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?

3

1

1

1

7

Раздел VII. Жилье в собственность: миф или реальность

Тема 1. Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью решить квартирный вопрос

Тема 2. Социальный найм жилья

2


1

1

8

Итоговые дискуссии

2


Всего

34


1 Материалы Финансовой мастерской Светланы Бик, президента Национальной лиги независимых финансовых советников, руководителя интернет-проекта "Финансовый рынок из первых уст" (с разрешения автора)

2 Учебно-методическая литература: Архипов А.П. «Азбука страхования»







Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности»

(34 часа в год - базовый уровень)


Раздел 1. Личное финансовое планирование

Деньги и их виды. Электронные деньги. Доходы и расходы. Финансовый план. Активы и пассивы. Инвестиции. Ликвидность. Надежность. Доходность. Бюджет. Способы выбора активов. Текущий капитал. Резервный капитал. Инвестиционный капитал. Энергосберегающие технологии. Компактные люминесцентные лампы и светодиоды. Экономия на масштабах.

Раздел 2. Финансы и кредит

Кредитование. Сбережения. Финансовые расчеты. Процентная ставка. Ставка рефинансирования Центрального банка. Целевой кредит. Потребительский кредит. Овердрафт. Ипотечный кредит. Условия кредита: срок, процентная ставка, комиссия, обеспечение кредита, поручитель. Кредитная история заемщика. Реестродержатели. Арифметика кредитов: методы дисконтирования и капитализации, простые и сложные проценты. Тело кредита. Эффективная процентная ставка. Аннуитетный платеж. Паушальный процент. Финансовые пирамиды. Финансовые мошенничества. Коллекторские агентства.

Раздел 3. Рассчетно-кассовые операции

Покупка. Продажа. Курс покупки. Курс продажи. Валютный курс. Банковская ячейка. Депозитарий. Банковский перевод: безналичные переводы, банковские дни, перевод на получателя. Дорожный чек. Филиальная сеть банков. Банк-корреспондент. Банковские карты: дебетовые, дебетовые карты с овердрафтом, кредитные карты. Платежные системы. Операционный риск. Риск мошенничества.

Раздел 4. Инвестиции

Инвестиции. Горизонт инвестирования. Отношение к риску. Типовые инвестиционные стратегии: защитная, консервативная, сбалансированная, агрессивная. Активный инвестор. Пассивный инвестор. Диверсификация. Тайминг. Фондовый рынок. Фондовые индексы. Биржа. Брокер. Трейдер. Котировки. Долговые бумаги. Долевые бумаги. Вексель. Эмитент. Эмиссия. Номинал. Облигация. Купон. Дисконт. Акцепт. Дефолт эмитента. Кредитный рейтинг. Ценовой риск. Акция. Мажоритарный и миноритарный акционеры. Совет директоров. Дивиденды. Доходность акции. Голубые фишки. Обычные и привилегированные акции. Конвертируемые акции. Коносамент. ПИФ. Инвестиционная декларация. Стоимость чистых активов. Реестродержатель. Специальный депозитарий. Аудитор. Открытый, закрытый, интервальный ПИФы. Надбавка. Категории ПИФов: фонды денежного рынка, фонды облигаций, фонды акций, фонды смешанных инвестиций (акции, облигации). Индексные ПИФы. Волатильность. Общие фонды банковского управления. Вклад до востребования. Срочный вклад (депозит). Депозитный договор. Номинальная и реальная ставки. Пополняемый депозит. Депозит с возможностью досрочного частичного снятия. Мультивалютный депозит. Страхование депозита. Агентство по страхованию вкладов.

Раздел 5. Страхование

Страховой тариф. Страховая премия. Страховой случай. Стоимость страхового ущерба. Избыточное страхование. Недострахование. Страховщик. Страхователь. Застрахованный. Выгодоприобретатель. Посредники на страховом рынке. Агенты. Брокеры. Страховой фонд. Страховые резервы, их расчет и сохранение. Платежеспособность страховщиков. Сострахование и перестрахование. Личное страхование. Страхование жизни. Медицинское страхование. Обязательное и добровольное медицинское страхование. Страхование граждан, выезжающих за рубеж. Страхование имущества. Страховые накопительные программы. Мошенники на рынке страховых услуг

Раздел 6. Пенсии

Государственная пенсия. Страховая часть. Накопительная часть. Государственная управляющая компания. Частная управляющая компания. Негосударственный пенсионный фонд.

Раздел 7. Жилье в собственность: миф или реальность

Жилищные накопительные кооперативы. Первоначальный взнос. Договор социального найма жилья. Наимодатель. Наниматель. Жилищный кодекс.





Учебно-тематический план элективного курса

«Основы финансовой грамотности»

(68 часов в год - профильный уровень)



п/п

Наименование раздела и темы

Количество

часов

1

10 КЛАСС

Раздел I. Личное финансовое планирование

Тема 1. Роль денег в нашей жизни

Тема 2. Потребление или инвестиции?

Тема 3. Активы в трех измерениях. Враг личного капитала

Тема 4. Модель трех капиталов

Тема 5. Ресурсосбережение - основа финансового благополучия


5

1

1

1

1

1

2

Раздел II. Финансы и кредит

Тема 1. Основные понятия кредитования. Виды кредитов.

Тема 2. Кредитная история заемщика

Тема 3. Арифметика кредитов

Тема 4. Моментальный кредит: удобно, но не всегда выгодно

Тема 5. Финансовые пирамиды

7

1

2

2

1

1

3

Раздел III. Ипотека

Тема 1. Что такое ипотека? Виды ипотеки.

Тема 2. Арифметика ипотеки

2

1

1

4

Раздел IV. Инвестиции

Тема 1. Основные правила инвестирования: как покупать и продавать ценные бумаги

Тема 2. Инвестиции в драгоценные металлы

Тема 3. Что такое ПИФы?

Тема 4. Депозиты и их виды

Тема 5. Управляющие компании

6

2


1

1

1

1

5

Раздел V. Страхование

Тема 1. Экономика и финансы страхования

Тема 2. Личное страхование

Тема 3. Страхование имущества

Тема 4. Страхование ответственности

Тема 5. Страховые накопительные программы

Тема 6. Мошенники на рынке страховых услуг

Тема 7. Основные тенденции развития мирового страхового рынка

7

1

1

1

1

1

1

1

6

Раздел VI. Пенсии

Тема 1. Береги деньги смолоду или как копить на пенсию

Тема 2. Профессиональные участники пенсионной системы

Тема 3. Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?

3

1

1

1

7

Раздел VI. Свое жилье - миф или реальность?

Тема 1. Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью решить квартирный вопрос

Тема 2. Социальный найм жилья

2

1


1

8

Итоговые дискуссии

2


Всего за 10 класс

34

9

11 КЛАСС

Повторение материала, пройденного в 10-ом классе

  • Личное финансовое планирование

  • Финансы и кредит. Ипотека

  • Инвестиции

  • Страхование

  • Пенсии и социальный найм жилья


5

1

1

1

1

1

10

Раздел I. Финансовый рынок

Тема 1. Финансовый рынок: структура, участники, инструменты

Тема 2. Регуляторы финансового рынка

Тема 3. Финансовый рынок через призму закона

Тема 4. Финансовая информация - как ее читать и понимать. Фондовые индексы.

5

2

1

1

1

11

Раздел II. Рынок ценных бумаг

Тема 1. Рынок ценных бумаг как часть финансового рынка, его роль и значение для экономики. Структура рынка.

Тема 2. Профессиональные участники рынка ценных бумаг. Закон «О рынке ценных бумаг»

2

1


1


12

Раздел III. Ценные бумаги

Тема 1. Облигации: характеристика и классификация

Тема 2. Понятие, виды и фундаментальные свойства акций. Закон «Об акционерных обществах»

Тема 3. Конвертируемые ценные бумаги

Тема 4. Права, варранты, депозитарные расписки

Тема 5. Векселя и банковские сертификаты

Тема 6. Производные финансовые инструменты

Тема 7. Риск и доходность на рынке ценных бумаг

11

2

2


1

1

1

2

2

13

Раздел IV. Сделки с ценными бумагами

Тема 1. Биржевая торговля. Виды бирж

Тема 2. Технический анализ рынка ценных бумаг

Тема 3. Финансовое планирование. Три стадии управления личным капиталом. Формирование портфеля

Тема 4. Как оформить наследство по ценным бумагам

7

2

3


2

1

14

Раздел V. Аспекты налогооблажения

Тема 1. Как заполнить налоговую декларацию

Тема 2. Налоговые вычеты как их оформить и получить

2

1

1

15

Итоговые дискуссии

2


Всего

34






Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности»

(68 часов в год - профильный уровень)


Раздел 1. Личное финансовое планирование

Деньги и их виды. Электронные деньги. Доходы и расходы. Финансовый план. Активы и пассивы. Инвестиции. Ликвидность. Надежность. Доходность. Бюджет. Способы выбора активов. Текущий капитал. Резервный капитал. Инвестиционный капитал. Энергосберегающие технологии. Компактные люминесцентные лампы и светодиоды. Экономия на масштабах.

Раздел 2. Финансы и кредит

Кредитование. Сбережения. Финансовые расчеты. Процентная ставка. Ставка рефинансирования Центрального банка. Целевой кредит. Потребительский кредит. Овердрафт. Ипотечный кредит. Условия кредита: срок, процентная ставка, комиссия, обеспечение кредита, поручитель. Кредитная история заемщика. Реестродержатели. Арифметика кредитов: методы дисконтирования и капитализации, простые и сложные проценты. Тело кредита. Эффективная процентная ставка. Аннуитетный платеж. Паушальный платеж. Финансовые пирамиды. Финансовые мошенничества. Коллекторские агентства.

Раздел 3. Ипотека

Ипотечный кредит. Условия кредита: срок, процентная ставка, комиссия, обеспечение кредита, поручитель. Эффективная процентная ставка. Аннуитетный платеж. Паушальный процент.

Раздел 4. Инвестиции

Инвестиции. Горизонт инвестирования. Отношение к риску. Типовые инвестиционные стратегии: защитная, консервативная, сбалансированная, агрессивная. Активный инвестор. Пассивный инвестор. Диверсификация. Тайминг. Фондовый рынок. Фондовые индексы. Биржа. Брокер. Трейдер. Котировки. Долговые бумаги. Долевые бумаги. Вексель. Эмитент. Эмиссия. Номинал. Облигация. Купон. Дисконт. Акцепт. Дефолт эмитента. Кредитный рейтинг. Ценовой риск. Акция. Мажоритарный и миноритарный акционеры. Совет директоров. Дивиденды. Доходность акции. Голубые фишки. Обычные и привилегированные акции. Конвертируемые акции. Коносамент. ПИФ. Инвестиционная декларация. Стоимость чистых активов. Реестродержатель. Специальный депозитарий. Аудитор. Открытый, закрытый, интервальный ПИФы. Надбавка. Категории ПИФов: фонды денежного рынка, фонды облигаций, фонды акций, фонды смешанных инвестиций (акции, облигации). Индексные ПИФы. Волатильность. Общие фонды банковского управления. Вклад до востребования. Срочный вклад (депозит). Депозитный договор. Номинальная и реальная ставки. Пополняемый депозит. Депозит с возможностью досрочного частичного снятия. Мультивалютный депозит. Страхование депозита. Агентство по страхованию вкладов.

Раздел 5. Страхование

Страховой тариф. Страховая премия. Страховой случай. Стоимость страхового ущерба. Избыточное страхование. Недострахование. Страховщик. Страхователь. Застрахованный. Выгодоприобретатель. Посредники на страховом рынке. Агенты. Брокеры. Страховой фонд. Страховые резервы, их расчет и сохранение. Платежеспособность страховщиков. Сострахование и перестрахование. Личное страхование. Страхование жизни. Медицинское страхование. Обязательное и добровольное медицинское страхование. Страхование граждан, выезжающих за рубеж. Страхование имущества. Страховые накопительные программы. Мошенники на рынке страховых услуг

Раздел 6. Пенсии

Государственная пенсия. Страховая часть. Накопительная часть. Государственная управляющая компания. Частная управляющая компания. Негосударственный пенсионный фонд.

Раздел 7. Жилье в собственность: миф или реальность

Жилищные накопительные кооперативы. Первоначальный взнос. Договор социального найма жилья. Наимодатель. Наниматель. Жилищный кодекс.

Раздел 8. Финансовый рынок

Финансовый рынок: структура, участники, инструменты. Понятие финансового рынка, его роль и значение. Стоимость денег. Перемещение денег в пространстве и во времени. Основные поставщики и потребители финансовых ресурсов. Регуляторы финансового рынка. Финансовый рынок через призму закона

Раздел 9. Рынок ценных бумаг

Рынок ценных бумаг как часть финансового рынка, его роль и значение для экономики. Структура рынка. Понятие рынка ценных бумаг. Инвесторы и эмитенты. Профессиональные участники фондового рынка. Закон «О рынке ценных бумаг». Профессиональные требования к специалистам, работающим на фондовом рынке. Риск и доходность на фондовом рынке.

Раздел 10. Ценные бумаги

Облигации: характеристика и классификация. Преимущества привлечения капитала в компанию путем выпуска облигаций по сравнению с банковским кредитом. Фундаментальные свойства облигации. Виды облигаций. Понятие, виды и фундаментальные свойства акций. Права владельцев акций. Виды акций. Обыкновенные и привилегированные акции, их свойства и отличительные черты. Закон «Об акционерных обществах». Конвертируемые ценные бумаги. Права, варранты, депозитарные расписки. Векселя и банковские сертификаты. Производные финансовые инструменты.

Раздел 11. Сделки с ценными бумагами

Биржевая торговля. Виды бирж. Финансовая информация - как ее читать и понимать. Фондовые индексы. Технический анализ рынка ценных бумаг. Принципы технического анализа. Графические способы технического анализа: столбиковые графики и «японские свечи». Финансовое планирование. Три стадии управления личным капиталом. Формирование портфеля. Как оформить наследство по ценным бумагам.

Раздел 12. Аспекты налогообложения

Как заполнить налоговую декларацию. Налоговые вычеты как их оформить и получить.








СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Городская целевая программа развития образования «Столичное образование - 5».

  2. Положение правительства РФ от 07.12.2006 №762 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей».

  3. Нормативно-правовая база дополнительного образования детей. - М: Центр «Школьная книга», 2006.

  4. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент: Учебник. - Москва. Финансы и статистика, 1994.

  5. Голованов В.П. Становление и развитие региональной системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях. - М: Центр «Школьная книга», 2001.

  6. Григоренко Ю.Н. Кипарис-3. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере. Издание второе. - М: Педагогическое сообщество России, 2003.

  7. Денежкина Е.Н. Организация каникулярного отдыха, оздоровления и занятости учащихся (в сборнике Воспитательное пространство Западного округа - социальная инфраструктура детства), - М.: Департамент образования города Москвы Западное окружное управление, 2003.

  8. Ксензова Г.Ю.Психологические основы воспитательной деятельности учителя. - М: Центр «Педагогический поиск», 2004.

  9. Летний детский оздоровительный лагерь: методические рекомендации. - Уфа, 2007.

  10. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / под ред. Е.С. Стояновой. - Москва: Перспектива, 1996.

  11. Лялин В.А., Воробьев П.В. Финансовый менеджмент (управление финансами фирмы). - СПб: Юность, 1994.

  12. Дж. К. Ван Хорн. Основы управления финансами - Москва. Финансы и статистика, 1996.


Периодическая печать:

  1. Д-Штрих: журнал о личных финансах;

  2. Журнал «Рынок ценных бумаг»;

  3. Журнал «Экономика в школе» (финансовое приложение);

  4. Журнал «Экономика. Вопросы школьного экономического образования»

Ресурсы Интернет

  1. Rbc.ru - Сайт «РосБизнесКонсалтинг»;

  2. cbonds.ru - Сайт аналитического агентсва по ценным бумагам;

  3. Investfunds.ru - Сайт, посвященный деятельности инвестиционных фондов

  4. School - collection.ru - Единый информационный образовательный портал

© 2010-2022