- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа Отопление и вентиляция
Рабочая программа Отопление и вентиляция
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Владимирова Л.Ю. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОНЕЦКИЙ ЭЛЕКТРОМЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТЕПЛОТЕХНИЧЕСКОГО
ОБОРУДОВАНИЯ И СИСТЕМ
ТЕПЛО- И ТОПЛИВОСНАБЖЕНИЯ
код/специальность 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование
Донецк
2015
ОДОБРЕНА
Цикловой
комиссией теплотехнических и
экологических дисциплин
Протокол № 1
от « 28 » 08 2015г.
Разработана на основе государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
13.02.02 Теплоснабжение и
теплотехническое оборудование
Председатель цикловой
комиссии
/Владимирова Л.Ю./
Заместитель директора по учебной
работе
/ Михненко Р.Н./
.
Авторы:
1. Владимирова Л.Ю. к.т.н. преподаватель спецдисциплин,
специалист высшей категории Донецкого
электрометаллургического техникума
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО
Рецензент:
-
Яковлева В.А. старший преподаватель кафедры
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО
« Промышленная теплоэнергетика» Донецкого
национального технического университета
СОДЕРЖАНИЕ
-
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
8
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального
модуля
9
4. условия реализации программы
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
22
5. Контроль и оценка результатов освоения
профессионального модуля (вида
профессиональной деятельности)
25
-
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
ПМ.01 ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТЕПЛОТЕХНИЧЕСКОГО
ОБОРУДОВАНИЯ И СИСТЕМ
ТЕПЛО - И ТОПЛИВОСНАБЖЕНИЯ
к учебной дисциплине МДК
МДК.01.01 ЭКСПЛУАТАЦИЯ, РАСЧЕТ И ВЫБОР
ТЕПЛОТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ И
СИСТЕМ ТЕПЛО - И ТОПЛИВОСНАБЖЕНИЯ
дисциплины, входящие в МДК
МДК.01.01.04. Отопление и вентиляция
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля - это документ, являющийся частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС по специальности 13.02.02. Теплоснабжение и теплотехническое оборудование ( базовая подготовка)
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Эксплуатация, ремонт и выбор теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК1.1. Осуществлять пуск и останов теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.
ПК1.2. Управлять режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.
ПК1.3. Осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и лик-
видации аварий теплотехнического оборудования и систем тепло- и топли-
воснабжения.
ПК 3.1. Участвовать в наладке и испытаниях теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.
Контроль и оценка результатов освоения Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном обра-зовании при повышении квалификации техников-теплотехников и профессио-нальной подготовке работника в области теплоэнергетики, теплоэнергетиче-ского оборудования при наличии среднего ( полного) общего образования.
Рабочая программа профессионального модуля является единой для всех форм обучения: очной, заочной.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки). Опыт работы не требуется, при подготовке по профессиям:
18535 «Слесарь по ремонту оборудования тепловых сетей»;
18505 «Слесарь по обслуживанию тепловых сетей»;
16068 «Оператор тепловых сетей»;
11708 «Аппаратчик химводоочистки»;
15643 «Оператор котельной»;
18531 « Слесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных
цехов».
1.2. Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
безопасной эксплуатации:
- теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения;
- систем автоматики, управления, сигнализации и защиты теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения;
- приборов для измерения и учета тепловой энергии и энергоресурсов;
контроля и управления:
- режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения;
- системами автоматического регулирования процесса производства, транспор-та и распределения тепловой энергии;
организации процессов:
- бесперебойного теплоснабжения и контроля над гидравлическим и тепловым режимом тепловых сетей;
- выполнения работ по повышению энергоэффективности теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения;
- внедрения энергосберегающих технологий в процессы производства, передачи и распределения тепловой энергии;
- чтения, составления и расчёта принципиальных тепловых схем тепловой электростанции (далее - ТЭС), котельных и систем тепло- и топливоснаб-жения;
- оформления технической документации в процессе эксплуатации тепло-технического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения;
уметь:
выполнять:
- безопасный пуск, останов и обслуживание во время работы теплотехниче-ского оборудования и систем тепло- и топливоснабжения;
- техническое освидетельствование теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения;
- автоматическое и ручное регулирование процесса производства, транспорта и распределения тепловой энергии;
- тепловой и аэродинамический расчёт котельных агрегатов;
- гидравлический и механический расчёт газопроводов и тепловых сетей;
- тепловой расчет тепловых сетей;
- расчет принципиальных тепловых схем ТЭС, котельных, тепловых пунктов и систем тепло- и топливоснабжения;
- выбор по данным расчёта тепловых схем основного и вспомогательного оборудования;
составлять:
- принципиальные тепловые схемы тепловых пунктов, котельных и ТЭС, схемы тепловых сетей и систем топливоснабжения;
- техническую документацию процесса эксплуатации теплотехнического обо-рудования и систем тепло- и топливоснабжения;
знать:
- устройство, принцип действия и характеристики:
- основного и вспомогательного теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения;
- систем автоматического регулирования, сигнализации и защиты теплотехни-ческого оборудования и систем тепло- и топливоснабжения;
- приборы и устройства для измерения параметров теплоносителей, расхода и учета энергоресурсов и тепловой энергии;
правила:
- устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов, трубопроводов пара и горячей воды, сосудов, работающих под давлением;
- технической эксплуатации тепловых энергоустановок;
- безопасности систем газораспределения и газопотребления;
- охраны труда;
- ведения технической документации в процессе эксплуатации теплотехни-ческого оборудования и тепловых сетей;
методики:
- гидравлического и механического расчета тепловых сетей и газопроводов;
- теплового расчёта тепловых сетей;
- выбора по данным расчёта тепловых схем основного и вспомогательного обо-рудования ТЭС, котельных, тепловых пунктов и систем тепло- и топливоснаб-жения;
- Закон Донецкой Народной Республик от 05 июня 2015 г. N 54-IНС "О промышленной безопасности опасных производственных объектов ";
- требования нормативных документов (СНиП, ГОСТ, СП) к теплотехниче-скому оборудованию, системам тепло- и топливоснабжения;
основные направления:
- развития энергосберегающих технологий;
- повышения энергоэффективности при производстве, транспорте и распреде-лении тепловой энергии.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего 210 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 210 часов, включая:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 140 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 70 часов;
- выполнение курсового проекта на тему «Отопление и вентиляция двухэтажного жилого… » из расчета 3часа на обучающегося.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями: для раздела МДК.01.01 Эксплуатация, расчет и выбор теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения
Код
Наименование результата обучения
ПК 1.1.
Осуществлять пуск и останов теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.
ПК 1.2.
Управлять режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.
ПК 1.3.
Осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации аварий теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.
ПК 3.1.
Участвовать в наладке и испытаниях теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3.
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях
ОК 4.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности
ОК 6.
Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7.
Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9.
Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля ПМ.01
3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ.01
Коды профессиональ-ных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля*
Всего часов
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоя-
тельная работа обучающегося,
часов
Учеб-ная,
часов
Производствен-ная** (по профилю специальности)
Всего,
часов
в т.ч. лабора-торные работы и практические занятия,
часов
курсовая работа (проект)
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
ПК 1.1-ПК 1.3
Раздел 1.4.
Отопление и вентиляция
210
140
10
3часа на одного студента
70
-
-
Всего:
210
140
10
3часа на одного студента
70
-
-
___________________
* Раздел профессионального модуля - часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.
** Производственная практика (по профилю специальности) может проводиться параллельно с теоретическими занятиями междисциплинарного курса (рассредоточено) или в специально выделенный период (концентрированно).
3.2 Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ.01) МДК.01.01.04. Отопление и вентиляция
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсового проекта (работ) (если предусмотрены)
Объем
часов
Уровень усвоения
1
2
3
4
Раздел 4.
МДК.01.01.04.
Отопление и вентиляция
210
Раздел 4.1
Отопление
70
Тема 4.1.1
Теплопередача через ограждающие конструкции
Содержание
18
1.
Предмет отопления и вентиляции. Краткий исторический обзор и совре-менный уровень развития систем отопления и вентиляции.
2
2
2
2
2
2
2
2
2.
Способы передачи теплоты. Сложный теплообмен. Основные формулы теплопередачи
2
3.
Термические сопротивления одно- и многослойных ограждающих конструкций. Необходимое термическое сопротивление слоя ограждения
2
4.
Определение тепловых поступлений в помещение.
2
5.
Расчет потерь теплоты по увеличенным показателям.
2
6.
Определение площади ограждающей конструкций
2
7.
Указания к расчету сопротивления теплопередаче ограждающих
конструкций из главы СНиП «Строительная теплотехника»
( СНиП II-3-79 ** ).
2
Практические занятия
4
1п
Теоретический расчет наружного ограждения зданий
2.п
Расчет потерь теплоты помещениями и определения необходимой нагрузки системы отопления
Лабораторные работы
-
Примерная тематика домашних заданий
1.
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Конспектирование текста
2.
Достижения отечественной и зарубежной техники в развитии теплоснабжения и вентиляции
3.
Подготовка, расчет и оформление практических работ, их защита
Тема 4.1.2.
Общие сведения о системах отопления зданий
Содержание
6
1.
Краткий обзор развития отопительной техники.
2
2.
Классификация систем отопления и требования, которые составляют до них характеристика основных видов систем отопления.
2
3.
Характеристика теплоносителей и их эксплуатационные показатели. Теп-ловой режим зданий.
2
Лабораторные работы
-
Примерная тематика домашних заданий
1.
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Конспектирование текста, работа со словарями и справоч-никами, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследо-вательская работа при самом широком использовании Интернета и других IT-технологий.
2.
Обзор развития отопительной техники
Тема 4.1.3.
Основы конструирования систем отопления
Содержание
8
1.
Требования СНиП 41-01-2003 к конструированию систем отопления.
Рабочие проекты систем отопления.
2
2
2.
Аксонометрические схемы систем отопления с размещением на них ото-пительных приборов, предохранительно-регулирующей арматуры, устройство для удаления воздуха, и другое
2
2
3.
Открытая и закрытая прокладки труб. Компенсация удлинения.
2
2
4.
Размещение отопительных стояков и магистральных трубопроводов. Уклон трубопроводов. Тепловая изоляция труб.
2
2
Лабораторные работы
-
Примерная тематика домашних заданий
1.
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.
2.
Конспектирование текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа при самом широком использовании Интернета и других IT-технологий.
Тема 4.1.4.
Отопительные приборы систем отопления
Содержание
10
1.
Классификация отопительных приборов с преимущественным
способом теплоотдачи, материала изготовления; виды отопительных
приборов и их технико-экономические характеристики.
2
2
2
2
2.
Требования СНиП 2.04.05-91, которые предъявляются к отопительным
приборам, их основные показатели: теплотехнические, экономические,
архитектурно-строительные, эстетические, санитарно-гигиенические,
производственно-монтажные.
2
3.
Тепловой расчет отопительных приборов. Коэффициент теплопередачи
отопительных приборов. Определение необходимой поверхности
нагревательных приборов. Эквивалентный квадратный метр
2
4.
Выбор и размещение отопительных приборов. Соединение труб с прибо-рами. Особенности расчета приборов однотрубных систем отопления
2
Практические занятия
2
1п
Определение необходимой поверхности нагрева нагревательного прибора
Лабораторные работы
-
Примерная тематика домашних заданий
1.
Конспектирование текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа при самом широком использовании Интернета и других IT-технологий.
2.
Требования СНиП 2.04.05-91, которые предъявляются к отопительным
приборам, их основные показатели: теплотехнические, экономические,
архитектурно-строительные, эстетические, санитарно-гигиенические,
производственно-монтажные.
3.
Подготовка, расчет и оформление практических работ, их защита
Тема 4.1.5.
Системы водяного отопления с естественной и искусственной циркуляцией воды
Содержание
12
1.
Источники теплоснабжения систем водяного отопления: местное, центра-лизованное. Схема водяного отопления с естественной циркуляцией, ее принцип действия. Применение, достоинство и недостатки.
2
2
2
2
2
2
2.
Определения циркуляционного давления в системе отопления с естест-венным движением воды. Принципиальные схемы систем водяного отоп-ления зданий с принудительной циркуляцией, их элементы, принцип действия.
2
3.
Определение температуры воды на отдельных участках. Определение гравитационного давления. Положительные качества водяного отопления
2
4.
Системы центрального отопления: одно - и двухтрубные с верхним и нижним разводками, вертикальные и горизонтальные; их схемы и элементы.
2
5.
Системы приборов отопления со стояками: проточными, поточно-регулировочными, с смешиваемыми замыкающими участками, с треххо-довыми кранами. Определение коэффициента затекания.
2
Практические занятия
2
1п
Определение теплового потока от газов к воздуху через кирпичную обмуровку котла.
2
Лабораторные работы
Примерная тематика домашних заданий
1.
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Конспектирование текста.
2.
Принципиальные схемы систем водяного отопления зданий с принуди-тельной циркуляцией, их элементы, принцип действия.
3.
Подготовка, расчет и оформление практических работ, их защита
Тема 4.1.6.
Гидравлический расчет систем водяного отопления
Содержание
10
1.
Основные принципы гидравлического расчета водяного отопления с ис-кусственной циркуляцией. Расчетное циркуляционное давление. Скорость движения теплоносителя в системах отопления.
2
2.
Потери давления и сопротивления потерь по длине, потери давления в местных сопротивлениях.
2
3.
Способы гидравлического расчета: способы удельных потерь давления, средство приведенных длин, средство динамического давления. Последо-вательность и порядок расчета одно- и двухтрубных насосных систем водяного отопления; подбор оборудования.
2
4.
Особенности расчета системы отопления с естественной циркуляцией воды
2
Практические занятия
2
1п
Гидравлический расчет системы отопления.
Лабораторные работы
-
Примерная тематика домашних заданий
1.
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Конспектирование текста.
2.
Проработка последовательности и порядок расчета одно- и двухтрубных насосных систем водяного отопления; подбор оборудования.
3.
Подготовка, расчет и оформление практических работ, их защита
Тема 4.1.7.
Основы конструирования систем отопления. Перспективы развития отрасли
Содержание
6
1.
Нормы и правила проектирования систем отопления.
Проекты отопления: типовые, индивидуальные и перспективные; про-цесс проектирования и состав проекта. Стадии проектирования.
Последовательность проектирования: исходные данные, тепло- и гидрав-лический расчет систем отопления, ее выбор согласно СНиП 2.04.05-91, конструирования системы. Выбор наиболее экономичного варианта системы отопления.
2
2.
Применение типовых проектов систем отопления. Перспективы развития отрасли в части применения экономических систем отопления на основе достижений науки и техники.
2
3.
Использование электрической энергии и устранения тепла до обогрева домов и культивационных сооружений, использование тепла горячих подземных и от энергии к отоплению домов.
Использование пластмассовых труб.
2
Лабораторные работы
-
Примерная тематика домашних заданий
1.
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Конспектирование текста, работа со словарями и справочни-ками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследова-тельская работа при самом широком использовании Интернета и других IT-технологий.
2.
Изучить перспективы развития отрасли в части применения экономиче-ских систем отопления на основе достижений науки и техники.
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4.1.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Конспектирование текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа при самом широком использовании Интернета и других IT-технологий.
Проектные формы работы, подготовка сообщений к выступлению на семинарах и конференциях; подготовка рефератов, докладов.
Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
- Достижения отечественной и зарубежной техники в развитии теплоснабжения, систем центрального отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха
- Требования СНиП 2.04.05-91 к конструированию систем отопления.
- Классификация отопительных приборов с преимущественным способом теплоотдачи, материала изготовления; виды отопительных приборов и их технико-экономические характеристики.
- Тепловой расчет отопительных приборов. Коэффициент теплопередачи отопительных приборов. Определение необходимой поверхности нагревательных приборов
- Определение температуры воды на отдельных участках. Определение гравитационного давления. Положительные качества водяного отопления.
- Типы водоподогревателей и их расчеты. Технико-экономические показатели насосных систем отопления
- Системы парового отопления высокого давления, их схемы, элементы систем, ее достоинство и недостатки
- Отопительно-рециркуляционные агрегаты. Воздушно-тепловые завесы
- Система панельно-лучистого отопления: местное и центральное. Металлические и бетонные отопительные панели, их конструкции, размещение: наземные или стеновое; область применения.
35
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсового проекта (работ) (если предусмотрены)
Объем
часов
Уровень усвоения
1
2
3
4
Раздел 4.2.
Вентиляция
70
Тема 4.2.1.
Основные физические свойства воздуха
Содержание
6
1.
Основные определения и понятия. Связь вентиляции с другими науками. Воздух, его химические свойства и состав. Метеорологические параметры воздуха.
2
2
2
2
2.
Расчетные параметры наружного воздуха, оптимальные параметры воздуха в рабочей зоне производственных помещений.
2
3.
Нормативные требования, которые предъявляются к воздушной среде производственных помещений и вентиляционных установок. Нормы загрязнения и загазованности воздуха. Закономерности параметров воздуха, поступающего в помещение.
Движение воздуха в вентилируемом помещении.
2
Лабораторные работы
-
Примерная тематика домашних заданий
1.
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Конспектирование текста, работа со словарями и справочни-ками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследова-тельская работа при самом широком использовании Интернета и других IT-технологий.
2.
Изучить нормативные требования, которые предъявляются к воздушной среде производственных помещений и вентиляционных установок.
Тема 4.2.2.
Вредные выделения, загрязнения воздуха. Организация воздухообмена.
Нормы проектирование вентиляции зданий
Содержание
12
1.
Вредные выделения, которые загрязняют воздух, их виды. Источник загрязнения различных производственных цехов.
2
2
2
2
2
2
2.
Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе помещений (ПДК). Требования к микроклимату.
2
3.
Определение количества тепла, влаги и газов. Тепловыделения от обо-рудования, поставка от электродвигателей, от искусственного освещения, нагретой поверхности печи, продуктов сгорания, от охлаждения металла, солнечной радиации, от пара, который поступает в помещение, людей.
2
4.
Определение влагоотделения с открытой водной поверхности, от людей, при сушке материалов и химических реакций.
2
5.
Определение газовыделения через неплотности в оборудовании и при усушке материалов. Средства и способы определения необходимого воздухообмена с различными выделяющимися вредностями.
2
Лабораторные занятия (не предусмотрено)
-
Практические занятия
2
1п
Примеры расчета тепло- и влаговыделений
2
Примерная тематика домашних заданий
1.
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.
2.
Проработать предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе помещений (ПДК).
3.
Подготовка, расчет и оформление практических работ, их защита
Тема 4.2.3.
Классификация систем вентиляции и принцип их действия
Содержание
8
1.
Естественная (гравитационная) и искусственная (механическая) системы вентиляции. Обще-обменная вентиляция, ее характеристика и область применения. Основные виды систем общеобменной вентиляции
2
2.
Местное общеобменная система вентиляции: приливная и вытяжная, с механическим и естественным возбуждением; их основные технические характеристики и область применения.
2
3.
Воздушные души, их конструкция и область применения.
Воздушный оазис, вытяжные зонты и шкафы, вытяжные панели и каме-ры, бортовые отсосы от оборудования, которое пылит.
2
Лабораторные занятия ( не предусмотрено )
-
Практические занятия
2
1п
Примеры расчета воздушных душей, оазисов и т.д.
Примерная тематика домашних заданий
1.
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.
2.
Подробно изучить местные общеобменные системы вентиляции
3.
Подготовка, расчет и оформление практических работ, их защита
Тема 4.2.4.
Естественная вентиляция. Аэрация зданий
Содержание
6
1.
Аэрация, ее назначение и область применения. Аэрационные фонари, их типы. Схемы движения воздушного потока.
2
2.
Использование гравитационного и воздушного напора. Дефлекторы, их устройство и принцип действия.
Практические занятия
2
1п
Пример расчета аэрации
Лабораторные работы
-
Примерная тематика домашних заданий
1.
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.
2.
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
3.
Подготовка, расчет и оформление практических работ, их защита
Тема 4.2.5.
Содержание
6
Конструктивные элементы оборудования вентиляционных систем
1.
Типы воздуховодов и фасонных частей. Унифицированные конструкции воздуховодов. Воздуховоды металлические, неметаллические, из стеклоткани, асбестовые, их конструкция и использование
2
2.
Сетевые детали: воздухоприемники и воздухораспределительные устройства, дроссель-клапаны, шумоглушители, заслонки, огнезащите клапаны.
2
3.
Устройство до выброса воздуха в атмосферу, вытяжные шахты, факельное выбрасывания. Приливные камеры и их оборудование.
2
Практические занятия
-
Лабораторные работы
-
Примерная тематика домашних заданий
1.
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической ли-тературы. Конспектирование текста, работа со словарями и справочника-ми, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследова-тельская работа при самом широком использовании Интернета и других IT-технологий.
2.
Подробно рассмотреть и изучить воздуховоды металлические, неметалли-ческие, из стеклоткани, асбестовые, их конструкция и использование
Тема 4.2.6
Аэродинамический расчет вентиляционных систем с механическим и естественным возбуждением
Содержание
8
1.
Выполнение аксонометрической схемы приливной и вытяжной системы вентиляции
2
2
2.
Определение по допустимым скоростям оптимальные диаметры воздуховодов и расходов давления в сети системы.
2
3.
Расчет воздуховодов равномерной раздачи и равномерного всасывания.
2
Практические занятия
2
1п
Пример расчет воздуховодов равномерной раздачи и равномерного всасывания.
Лабораторные работы
-
Примерная тематика домашних заданий
1.
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.
2.
Подготовка и оформление отчета по практическим работам, их защита
Тема 4.2.7.
Оборудование вентиляционных камер. Способы подбора вентиляционного оборудование
Содержание
16
1.
Системы конструктивного исполнения и схемы установки вентиляторов. Вентиляторы левого и правого вращения. Способы определения направ-ления вращения.
2
2.
Крышные вентиляторы с радиальными и осевыми вентиляторами. Направляющие аппараты. Подбор вентиляторов и электродвигателей к ним. Соединение вентиляторов с электродвигателями, их виды.
2
3.
Калориферы, их виды и конструкции. Типы оребренных нагревательных элементов. Калориферы биметаллические. Схемы присоединения кало-риферов к трубопроводам теплоснабжения и их установка по воздуху. Обводной клапан в калориферах.
2
4.
Подбор калориферов. Пылеосадочные камеры. Циклоны, их характе-ристики и конструкции. Батарейные циклоны
2
5.
Скрубберы, их характеристика и конструкции.
2
6.
Фильтры, их виды и конструкции. Схемы установки и правила подбора фильтров.
2
7.
Утилизаторы тепла вытяжного воздуха, их типы, конструкции, принцип действия.
2
Практические занятия
2
1п
Расчет калорифера
Лабораторные работы
-
Примерная тематика домашних заданий
1.
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.
2.
Конспектирование текста, работа со словарями и справочниками, озна-комление с нормативными документами, учебно-исследовательская ра-бота при самом широком использовании Интернета и других IT-техноло-гий.
3.
Подготовка и расчет практической работы, защита
Тема 4.2.8.
Очистка и утилизация тепла вентиляционных
выбросов. Борьба с шумом и вибрацией в вентиляционных системах
Содержание
8
1.
Нормативные требования к воздуха, который выбрасывается в атмосферу. Предельно допустимые концентрации (ПДК ) и предельно допустимые уровни ( ПДУ ) вредных веществ, которые выбрасываются в атмосферу. Рассеивания вредных веществ.
2
2.
Выбрасывание из низких источников, выбросы из высоких труб. Эф-фективность очистки воздуха, которые выбрасывают. Сухая грубая и средняя очистка, мокрая тонкая очистка, индивидуальные пылеулови-тельные агрегаты.
2
3.
Борьба с шумом и вибрацией в вентиляционных системах. Необходи-мость экономии топливно-энергетических ресурсов. Устройства по утили-зации тепла воздуха, который выбрасывают в атмосферу промышленных предприятий.
2
Практические занятия:
2
1п
Расчет минимальной высоты дымовой трубы на рассеивание вредных веществ в атмосфере.
Лабораторные работы
-
Примерная тематика домашних заданий
1.
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.
2.
Конспектирование текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа при самом широком использовании Интернета и других IT-технологий.
3.
Подготовка, расчет и оформление практических работ, их защита
Всего
70
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4.2.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Конспектирование текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа при самом широком использовании Интернета и других IT-технологий.
Проектные формы работы, подготовка сообщений к выступлению на семинарах и конференциях; подготовка рефератов, докладов.
Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
- Сетевые детали: воздухоприемники и воздухораспределительные устройства, дроссель-клапаны, шумоглушители, заслонки, огнезащите клапаны.
- Снятие универсальной характеристики центробежного вентилятора.
- Подбор вентиляторов и электродвигателей к ним. Соединение вентиляторов с электродвигателями, их вид
- Изучение устройства вентиляционного оборудования энергетического предприятия.
- Сухая грубая и средняя очистка, мокрая тонкая очистка, индивидуальные пылеуловительные агрегаты.
- Аэрация, ее назначение и область применения. Аэрационные фонари, их типы. Схемы движения воздушного потока. Использование гравитационного и воздушного напора. Дефлекторы, их устройство и принцип действия.
- Расчет воздуховодов равномерной раздачи и равномерного всасывания.
Примерная тематика курсового проекта:
- Проект отопления и вентиляции двухэтажного жилого здания …( с индивидуальными данными).
Время отведенное на консультации - 3 часа на одного студента.
35
Форма контроля - курсовой проект на 6 семестре/комплексный экзамен на 7 семестре
Самостоятельная работа:
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Конспектирование текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа при самом широком использовании Интернета и других IT-технологий.
Проектные формы работы, подготовка сообщений к выступлению на семинарах и конференциях; подготовка рефератов, докладов.
Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
23
Примерная тематика самостоятельной работы:
- История развития, усовершенствование и перспективы метрологии.
- Потенциометрические и ферродинамические преобразователи.
- Трехпроводная схема подключения термометра сопротивление к мостовой схеме.
- Изучение работы и проверки логометру.
- Изучение работы и проверка потенциометра
- - Проверка деформационных манометров с помощью грузопоршневых манометров.
- Измерение затраты по сменному перепаду давки.
- Изучение методики измерения в промышленных условиях.
Форма контроля - дифференцированный зачет
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие лаборатории общепрофессиональных дисциплин.
Оборудование лаборатории общепрофессиональных дисциплин:
-
посадочных мест по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
- установка ГПР;
-
макет котла ДКВр-10/13 с щитом КИП;
-
установка с различными видами горелочных устройств;
-
установки теплообменного оборудования
-
комплект учебно-методической документации;
-
методические указания по выполнению практических занятий и ла-бораторных работ;
-
методические рекомендации по организации самостоятельной ра-боты студентов.
-
макеты, плакаты;
-
справочно-нормативная документация;
-
учебная литература.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, допол-нительной литературы
Основные источники:
-
Боровков В.М. Ремонт теплотехнического оборудования и тепловых сетей. -М.: Академия, 2012.-208с.
-
Соколов Б.А. Котельные установки и их эксплуатация. - М.: Академия, 2008.-432с.
-
Краснов В.И. Реконструкция трубопроводов инженерных сетей и сооружений: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2012.-238с.
-
Голубков Ю.Н. (ред.) Теплотехническое оборудование и теплоснабжение промышленных предприятий. -М.: Энергоатомиздат, 1993.
5. Сканави А.Н. Отопление. - М.: Стройиздат, 1988.
-
Русланов Г.В., Розкин М.Я., Ямпольский Э.Л. Отопление и вентиляция жилых и гражданских зданий.- Киев: Будівельник,1983.
-
Тихомиров А.В.Теплотехника, теплогазоснабжение и вентиляция. - М.: Стройиздат, 1981.
-
Богословский В.И., Щеглов В.П., Разумов Н.Н. Отопление и вентиляция - М.: Стройиздат,1983.
-
Щекин Р.В. и др. Расчет систем центрального отопления. - Киев: Высшая школа, 1975.
-
Справочник по теплоснабжению и вентиляции/Под ред. Р.В. Щекина. - Киев: Будівельник,1976.
-
СНиП 2.04.05.-86, Часть 2. Группа 04. Отопление, вентиляция и конди-ционирование воздуха.- М.: Центральный институт типового проек-тирования, 1989.
-
ГОСТ 21.602 - 79. Отопление, вентиляция и кондиционирование воз-духа. Рабочие чертежи. - М.: Стройиздат, 1980.
13. Карякин Е.А., Багров П.Н., Брук Л.К. и др. Промышленное газовое оборудование. Справочник/ Под ред. Карякина Е.А.-Саратов: Газовик, 2013. - 1280с.
14. Кочев А.Г. Вентиляция промышленных зданий и сооружений: учебное пособие.- Н.Новгород: ННГАСУ, 2011,-197с.
Дополнительные источники:
-
Грудзинский М.М., Ливчак В.И. Отопительно-вентиляционные систе-мы зданий повышенной этажности. - М.: Стройиздат , 1982
-
Егназаров А.Г. Отопление и вентиляция зданий и сооружений сельско-хозяйственных комплексов. - М.: Стройиздат, 1981.
-
Эффективные системы отопления зданий / Под ред. В.Е. Минина. - Л.: Стройиздат, 1988.
-
Закон Донецкой Народной Республик от 05 июня 2015 г. N 54-IНС "О промышленной безопасности опасных производственных объектов ".- Донецк.
Интернет-ресурсы:
moeobrazjvanie.ru/specialities_246.html
window.edu/ru/window
bookarchive.ru/categoru/tekhnicheskaja_literatura/
www/openet.edu.ru/
edu.ru/.
Справочно-правовая система «Консультант плюс».
4.3 Общие требования к организации образовательного процесса
Организация образовательного процесса по профессиональному модулю осуществляется в соответствии с ГОС СПО по специальности, с рабочим планом, программой профессионального модуля, с расписанием занятий; с требованиями к результатам освоения профессионального модуля: компетенциями, практическому опыту, умениям и знаниям.
В процессе освоения модуля используются активные и интерактивные формы проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов: индивидуальные и групповые проекты, анализ производственных ситуаций, а также иные методы в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Реализация программы модуля предполагает обязательную учебные практики и производственную практику, которая завершает обучение профессионального модуля и проводится концентрированно.
Оценка качества освоения профессионального модуля включает теку-щий контроль знаний и промежуточную аттестацию. Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного на соответствующий раздел модуля, как традиционными, так и инновационными методами, вклю-чая компьютерные технологии.
Освоению модуля предшествует изучение следующих учебных дисцип-лин:
ЕН.01 - математика;
ЕН.02 - экологические основы природопользования;
*ЕН.03 - физика;
ОП.01 - Инженерная графика;
ОП.06 - Теоретические основы теплотехники и гидравлики.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагоги-ческих) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соот-ветствующего профилю модуля Эксплуатация теплотехнического обору-дования и систем тепло- и топливоснабжения.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляю-щих руководство практикой
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты - преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных
дисциплин.
-
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
Осуществлять пуск и останов теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.
Чёткость выполнения подготови- тельных операций пуска и останова, осуществление пуска и останова теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения по инструкциям в соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации»
- защита
лабораторных
и практических занятий.
- защита курсового проекта.
Комплексный
экзамен по модулю.
Управлять режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.
Аккуратность выполнения опера-ций по управлению режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения. Применение ручного и автоматического регулирования процессов производства, транспорта и потребления тепловой энергии по инструкциям в соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации» Создание условий энергосберега-ющей и безаварийной эксплуа-тации теплотехнического оборудования и систем тепло и топливоснабжения.
Осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации аварий теплотехни-ческого оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.
Знание правил устройства и
безопасной эксплуатации (ПУБЭ) и основных положений закона «О промышленной безопасности опасных применение их при локализации и ликвидации аварий теплоэнергетического оборудова-ния, систем тепло- и топливоснаб-жения.
Чёткость выполнения условий энергосберегающей и безаварийной эксплуатации теплотехнического
оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.
Участвовать в наладке и испытаниях теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.
Чёткость выполнения операций при наладке и испытании тепло-технического оборудования и систем тепло- и топливоснабже-ния.
Итоговая аттестация по модулю - комплексный экзамен на 7 семестре.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профес-сиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечи-вающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- демонстрация интереса к будущей профессии;
Интерпретация результа-тов наблюдений за дея-тельностью обучающее- гося в процессе освоения образовательной програм- мы профессионального модуля.
Участие в учебных, обра-зовательных, воспита-тельных мероприятиях в рамках профессии.
Достижение высоких результатов, стабильнос-ти результатов,
портфолио достижений.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- выбор и применение методов и способов решения профессиональ-ных задач в области разработки технологи-ческих процессов тепло- и топливоснабжения;
-оценка эффективности и качества работы оборудования;
Интерпретация результа- тов наблюдений за
деятельностью обучаю- щегося в процессе освоения образовательной
программы
- оценка за решение
проблемно-ситуационных
задач на практических
занятиях;
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
- решение стандартных и нестандартных
профессиональных задач в области разработки технологических процессов тепло- и топливоснабжения;
Интерпретация результа- тов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы оценка за решение проблемно- ситуационных задач на практических занятиях;
устный и письменный экзамен;
-положительные отзывы руководителей произ-водственной практики от
организаций, предприя- тий и учреждений;
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
- эффективный поиск не-обходимой информации;
- использование различ-ных источников, включая электронные носители
Интерпретация результа- тов наблюдении за
деятельностью
обучающегося в процессе освоения образовательной
программы
- оценка за решение
проблемно-ситуационных
задач на практических
занятиях;
ОК 5. Использовать
информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- работа с системами телемеханики на оборудовании тепло- и топливоснабжении
Интерпретация результа- тов наблюдении за
деятельностью
обучающегося в процессе освоения образовательной
программы
- оценка за решение
проблемно-ситуационных
задач на практических
занятиях;
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
- взаимодействие с обу-чающимися, преподава-телем и мастерами в ходе обучения
-положительные отзывы руководителей произ-водственной практики от
организаций, предприя-тий и учреждений;
- оценка за решение
проблемно-ситуационных
задач на практических
занятиях;
ОК 7. Брать на себя ответствен-ность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
- самоанализ и коррек- ция результатов при изучении профессио-нального модуля
- положительные отзывы руководителей произ-водственной практики от
организаций, предприя-тий и учреждений;
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
- организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля
Интерпретация результа-тов наблюдений за дея-тельностью обучающе-гося в процессе освоения образовательной программы.
- активное участие в учебных, образователь-ных, воспитательных мероприятиях в рамках профессии.
Достижение высоких результатов, стабильнос-ти результатов,
портфолио достижений.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
- анализ инноваций в области разработки технологических процессов изготовления оборудования тепло- и топливоснабжения.
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы;
- оценка за решение
проблемно-ситуационных
задач на практических
занятиях.