План урока учебной практики

Формирование профессиональных компетенций: ПК 1.3. Выполнять сборку изделий под сварку. ПК 2.2. Выполнять ручную дуговую  сварку средней сложности и сложных деталей аппаратов, узлов, конструкций и трубопроводов из конструкционных и углеродистых сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов.  ПК 2.6. Обеспечивать безопасное выполнение сварочных работ на рабочем месте в соответствии с санитарно-техническими требованиями и требованиями охраны труда. Овладение  навыками и формирование умений обучающи...
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН УРОКА № 12 УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА 02

Дата

19.11.2013 г

Группа

С23Св

ПМ 02. Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях.

Междисциплинарный курс 02.01. Оборудование, техника и технология электросварки.

Тема: Сборка и сварка стыковых соединений без разделки кромок, в нижнем, вертикальном и горизонтальном положении шва плавящимися электродами.

Распределение времени на основные этапы урока

1.Организационная

часть

2.Вводный инструктаж

3.Текущий инструктаж

4.Заключительный инструктаж

2 мин.

50 мин

4 ч 40 мин

25 мин

Тип урока

Изучение трудовых приемов и операций.

Цели урока

Дидактические: Формирование профессиональных компетенций:

ПК 1.3. Выполнять сборку изделий под сварку.

ПК 2.2. Выполнять ручную дуговую сварку средней сложности и сложных деталей аппаратов, узлов, конструкций и трубопроводов из конструкционных и углеродистых сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов.

ПК 2.6. Обеспечивать безопасное выполнение сварочных работ на рабочем месте в соответствии с санитарно-техническими требованиями и требованиями охраны труда.

Овладение навыками и формирование умений обучающихся правильно и качественно выполнять приемы и способы сварки стыковых швов в соответствии с образцом и рекомендациями;

Совершенствование навыков и умений по ручной дуговой сварке.

Развивающие: развитие познавательной активности обучающихся в процессе обучения, самоконтроля; совершенствование умений аргументировать свой выбор методов работы.

Воспитательные: Совершенствование умений работы в коллективе; воспитание бережного отношения к оборудованию, инструментам, сырью; бдительности соблюдения требований безопасности труда.

Межпредметные связи

МДК.01.01. Подготовка металла к сварке; тема урока: «Сборка деталей под сварку с различными типами кромок», МДК.01.02. Технологические приёмы сборки изделий под сварку; Тема урока: «Правила наложения прихваток», «Установка необходимого зазора при сборке. Проверка точности сборки». ОП.01 Основы инженерной графики; ОП.08. Охрана труда тема урока: « Инструкция по технике безопасности при выполнении электросварочных работ».

Материально-дидактическое оснащение урока

Конспекты, наглядные пособия.

Презентация урока по теме: Сборка и сварка стыковых соединений без разделки кромок, в нижнем, вертикальном и горизонтальном положении шва плавящимися электродами;

Оборудование: сварочный трансформатор, сварочный инвертор, электрододержатель, электроды Ø 4 мм, мультимедийный проектор;

Инструменты: металлическая щетка, волосяная щетка, шлакоотделитель, плоскогубцы;

Образцы ;

Детали заготовки: пластины из углеродистой стали толщиной 4 мм; Спецодежда, маска,защитные очки с прозрачными стеклами.


Раздаточный материал: инструкционная карта, цветные фигуры.

1. Организационный момент (2 мин.)

Деятельность мастера

Деятельность обучающихся

-Проверяет готовность обучающихся к уроку: наличие спецодежды, учебные принадлежности. Отмечает отсутствующих на уроке.

Приветствуют мастера п/о, дежурный дает отчет о готовности обучающихся к уроку.

2. Вводный инструктаж 50 мин

2.1 Формулировка темы урока, целеполагание - 5 мин




Слайд 1,2

Показ слайдов металлических конструкций - и так ребята посмотрите, что изображено на слайдах? И ответьте, что общего и в чем различие этих металлических конструкций.

Слайд 3. Тема урока.

Посмотрите на тему урока и слайды металлических конструкций и подумайте, чему мы должны научиться на уроке, как сформулировать цель нашего урока…

Слайд 4. Цель урока.

Обучающиеся слушают, анализируют и отвечают, формулируют тему и цель урока.

(Примерные ответы обучающихся: общее - во всех конструкциях присутствуют стыковые соединения, но различие в том, что выполнены в разных пространственных положениях шва - нижнее, горизонтальное и вертикальное)

(примерные ответы обучающихся: осуществлять сборку и сварку стыковых соединений,

Освоить технологию выполнения сварных швов в разных пространственных положениях.)


2.2 Актуализация опорных знаний -10 мин.

Повторение пройденного материала

Проверка знаний обучающихся по материалу, изученному на уроках по междисциплинарным курсам МДК 01.01. «Подготовка металла к сварке », МДК01. 02. «Технологические приёмы сборки изделий под сварку», МДК 02.01. «Оборудование, техника и технология электросварки».

Ответьте на следующие вопросы:

1. Что называют сварным соединением?

2. Назовите виды сварных швов?

3. Дать определение, что такое режим сварки? Какие параметры режима сварки относятся к основным, какие к дополнительным?

4.Как правильно выбрать режим сварки?

5.Назовите источники питания расположенные в сварочной мастерской? В чем их отличие?

Отвечают на заданные вопросы.

Примерные ответы обучающихся:

(1. Это неразъемное соединение выполненное сваркой.

2.Стыковые угловые, нахлесточные, тавровые и торцевые.

3. Режим сварки - это совокупность параметров, определяющих протекание процесса сварки.

К основным параметрам относятся сила сварочного тока (Jсв), диаметр электрода, напряжение на дуге (U), скорость сварки (е).

К дополнительным параметрам полярность тока, тип и марка покрытия электрода, угол наклона электрода, температура предварительного нагрева металла).

4. Выбор режима сварки сводится к определению диаметра электрода и силы сварочного тока.

5. В сварочной мастерской применяется многопостовой трансформатор ТДМ-317 и инверторы.

Переменный и постоянный ток.)

2.2.1

2.2.2 Выполнение теста. Слайд 10-18 (Приложение 1)

Необходимо ответить на вопрос цветными фигурами - если считаете , что правильный ответ А необходимо поднять красную фигуру, ответ Б-зелёная фигура, ответ В- желтая фигура.

(Приложение 5 оценочный лист )

2.3 Формирование профессиональных компетенций ПК 1.3, ПК 2.2, ПК 2.6 умений и навыков.

Изложение нового материала - 25 мин.

Подготовка стыкового соединения без разделки кромок к сварке. (Приложение 2)
Сварка пластин без разделки кромок с показом пооперационно для каждого соединения в отдельности. (Приложение 3)

Слушают объяснения, наблюдают за последовательностью выполнения операций мастером производственного обучения.

2.4 Повторение и проверка знаний по вопросам ТБ - 5 мин.

Задает вопросы:

1.Требования безопасности перед началом работы.

2. Требования безопасности во время работы

3.Требования безопасности по окончании работы

Отвечают и расписываются в журнале по ТБ и ОТ, инструктаж на рабочем месте

2.5 Закрепление материала вводного инструктажа - 3 мин.

Опрос студентов, с последующим закреплением материала

1. При толщине металла 4 мм сборка на прихватках производим с зазором или без зазора?
2. Что называют прихваткой и на каком расстоянии от края необходимо произвести прихватку?

3. Нужно ли менять силу сварочного тока при сборке на прихватки?



А сейчас приступаем к выполнению практической работы.

Отвечают

Примерные ответы обучающихся:

( 1. С зазором, который необходим для провара корня шва,

2. Прихватка - это короткий шов, служит для предварительного соединения деталей при сборке , 10-15 мм от края концов стыка.

3. Нет, так как прихватка выполняется тем же диаметром электрода, что и сварка.

3. Текущий инструктаж - 4 ч 40 мин

3.1 Сообщение критериев оценки -10 мин

  1. Инструктирование по содержанию и порядку проведения упражнений.

(Приложение 2, Приложение 3)

  1. Выдача заданий обучающимся для работы на текущем инструктаже (Сборка и сварка стыковых соединений в нижнем, вертикальном и горизонтальном положении шва без разделки кромок толщина металла 4 мм).

Внимательно слушают и приступают к выполнению практического задания.

Целевые обходы - 4 ч 30 мин

Целевые обходы:

  1. Проверка организации рабочего места.

  2. Проверка соблюдения правил техники безопасности.

  3. Индивидуальная демонстрация приемов подготовки, сборки, прихватки и сварки пластин в нижнем положении.

  4. Проверка правильности выполнения процесса сварки и уяснения вводного инструктажа.

  5. Обход рабочих мест с целью оказания помощи обучающимся.

  6. Проверка правильности использования инструмента и оборудования.

  7. Проверка качества конечного результата труда.

Самостоятельная работа обучающихся по закреплению и совершенствованию знаний и умений, формированию навыков выполнения процесса сварки.

Выполняют:

подготавливают рабочее место, инструмент, металл, сварочное оборудование.

Приступают к выполнению рабочих операций:

зачистка кромок;

выбор режима сварки;

сборка пластин на прихватки с зазором;

зачистка прихваток;

производим сварку пластин в нижнем положении шва, горизонтальном, вертикальном.

4. Заключительный инструктаж -25 мин

4.1 Подведение итогов урока - 15 мин


  1. Прием и оценка контрольных образцов. (Приложение 4) - Взаимопроверка, аргументация оценки.

  2. Подведение итогов и объявление оценок. ( Приложение 5)

  3. Рефлексия: Что сложного было сегодня на уроке? Узнали ли вы что-то новое сегодня на уроке?

  4. Анализ ошибок, допущенных во время урока.

  5. Демонстрация лучших работ обучающихся.

    1. Выдача домашнего задания - 2 мин

Повторить теоретический материал «Ручная дуговая сварка простых деталей из углеродистой стали в нижнем, вертикальном и горизонтальном положении сварного шва».

4.3 Уборка рабочего места - 8 мин




















Приложение 1



Карточка

1. Какие условия повышают опасность поражения электрическим током?
а) влага на оборудовании и одежде электросварщика
б) использование при работе резиновых перчаток
в) работа на заземленном сварочном аппарате


а

2. Какой инструмент предназначен для удаления шлаковой корки?
а) молоток и зубило
б) шлакоотделитель
в) шлифовальный круг, закрепленный на пневмомашине


б

3. Как называется дефект, представляющий собой продолговатые углубления (канавки), образовавшиеся в основном металле вдоль края шва?
а) непровары

б) прожоги в) подрезы


в

4. Цель подготовки (зачистки) кромок под сварку:
а) получение характерного металлического блеска
б) получение качественного сварного шва
в) получение заданных геометрических размеров кромки

б

5. Заварка кратера производится следующим образом:
а) резким обрывом дуги

б) плавным обрывом дуги



б

6. Выбрать правильный ответ:
а) при недостаточном токе дуга горит более устойчиво, электрод плавится быстро
б) при недостаточном токе дуга горит не устойчиво, электрод плавится медленнее

б

7. При какой величине электрический ток считается смертельным?
а) 0,005 А

б) 0,1 А

в) 0,025 А

б








Приложение № 2


Подготовка сварных соединений без разделки кромок к сварке.

Односторонние стыковые швы без скоса кромок выполняют покрытыми электродами диаметром, равным толщине свариваемых листов, если она не превышает 4 мм.

Подготовка материалов:

  1. Берем заготовки пластин из углеродистой стали, размером 4x50x150 мм без разделки кромок.

  2. Проволочной щеткой зачищаем кромки пластин от ржавчины и окалины до металлического блеска, сметаем опилки и пыль волосяной щеткой и ветошью.

3. Определяем диаметр электрода и силу сварочного тока. Диаметр электрода подбирают в зависимости от толщины свариваемого изделия. Однако помните, что увеличение диаметра электрода уменьшает плотность сварочного тока, что приводит к блужданию сварочной дуги, её колебаниям и изменениям длины. От этого растет ширина сварочного шва и уменьшается глубина провара - то есть качество сварки ухудшается. Воспользуемся таблицей 1. (слайд 20)

Таблица 1.

Толщина свариваемого металла, мм

1,5-2

3-4

5-6

7-8

9-12

Диаметр электрода, мм

1,6-2

3-4

4

4

5

Выделение для каких целей?

При выполнении сварных швов в вертикальном и потолочном положениях применяют электроды диаметром 3-4 мм.

(слайд 21) Выбор силы сварочного тока. Для сварки в нижнем положении силу сварочного тока подбирают по формуле I=Кпр.∙d, где I - сила сварочного тока, А; Кпр. - коэффициент, А/мм; d - диаметр электрода, мм.
При сварке в вертикальном положении в вышеприведенную формулу вводится коэффициент 0,9, учитывающий снижение силы сварочного тока I=0,9∙К∙d.

Коэффициент К выбирают в зависимости от диаметра электрода воспользуемся таблицей 2.

Таблица 2(слайд 22)

Диаметр электрода, мм

1-2

3-4

5-6

Коэффициент, А/мм

25-30

35-40

45-60


5. Устанавливаем выбранное значение сварочного тока.

6.Закрепляем электрод в зажиме электрододержателя.











































Приложение № 3


Сварка пластин без разделки кромок.

При сварке пластин встык без подготовки кромок односторонним швом основная трудность заключается в получении провара металла на всю толщину листа. Хороший провар во многом зависит от качества сборки, величины зазора, правильности постановки прихваток, а также соответствия диаметра электрода и силы сварочного тока.


  1. Возьмем подготовленные пластины и разместим их на ровной поверхности рабочего стола.

  2. Собираем подготовленные под сварку пластины с определенным зазором, (в нашем случае зазор будет 1 мм). Величина зазора зависит от толщины металла и обычно составляет 1-2 мм. Наличие зазора необходимо для провара корня шва.

  3. (слайд 23)Берем электрододержатель и закрепляем состыкованные пластины прихватками на расстоянии 10 - 15 мм от обоих концов стыка. Прихватка служит для предварительного соединения деталей при сборке. Прихватка выполняется узким швом небольшой длины (10 мм). Толщина прихватки не должна превышать 1/3 толщины свариваемого металла.

План урока учебной практики

4. Затем места прихваток зачищаем проволочной щеткой. Сметаем мусор волосяной щеткой.

5.Размещаем пластины на рабочем столе в нижнее или слегка наклонное положение. (Слайд 24)

6. Производим сварку пластин встык без подготовки кромок односторонним швом в нижнем положении шва. Для этого опускаем на лицо защитную маску и придерживая рукой пластины, зажигаем дугу в верхней точке стыка, подводим электрод в начало стыка и быстро наклоняем его под углом 15 - 30° к вертикали.

План урока учебной практики

План урока учебной практики





При появлении капли расплавленного металла начинаем поступательное движение электрода в направлении сварки: Наблюдая за сваркой пластин встык, необходимо обращать внимание на равномерное расплавление обеих свариваемых кромок, внешний вид шва, хорошую заварку кратера, и в особенности на нормальную выпуклость шва, которая не должна превышать 2 - 3 мм. Необходимо также обращать внимание на постоянство зазора. Одновременно следует наблюдать за правильностью выбранных режимов, техникой ведения процесса.

  1. Закончив процесс сварки, откладываем электрододержатель, надеваем защитные очки с прозрачными стеклами. Отбиваем шлаковую корку с поверхности выполненного шва, далее производим зачистку поверхности шва проволочной щеткой. План урока учебной практики



9.Осматриваем шов и отмечаем возможные дефекты. Нормально выполненный шов должен быть мелкочешуйчатым, иметь равномерную ширину и высоту, плавные очертания.

Выполнение вертикального шва:

10. Установите подготовленные под сварку пластины в вертикальное или немного наклонное положение (под углом 85....95°), В нашем случае прихватим пластины к краю стола.

Выполните вертикальную сварку стыкового соединения пластин без разделки кромок в направлении снизу-вверх в следующей последовательности: (слайд 25) План урока учебной практики

- возбудите дугу рядом с нижней точкой стыка;

План урока учебной практики

- положение электрода при возбуждении дуги горизонтальное (перпендикулярно к плоскости пластин);


План урока учебной практики

- установите короткую дугу и быстро переведите ее в нижнюю точку стыка пластин, электрод наклоните и установите его под углом 45...50° к вертикали;

- при появлений капли расплавленного металла отведите дугу немного вверх или в сторону от капли, давая ей возможность затвердеть, тем самым Вы образуете нижний слой - полочку, который будет удерживать следующие капли жидкого металла, стремящиеся стекать вниз с торца электрода;План урока учебной практики

- наклонив электрод, начинайте поступательное движение его вверх в направлении сварки; (слайд 26)План урока учебной практики

- поступательное движение электрода ведите с поперечными колебаниями поперечные колебания выполняйте легким покачиванием торца электрода с одинаковым размахом влево - вправо от оси зазора; План урока учебной практики

- амплитуда колебаний должна быть небольшой, примерно 4..6 мм; траектория колебаний - "полумесяцем", выпуклостью назад, в сторону образующегося шва; План урока учебной практики

Перемещение электрода должно производиться по траектории (рис. ). Для предотвращения появления подрезов необходимо делать кратковременные остановки электрода во время выхода его на боковые кромки сварного шва.

- колебательные движения электрода с отведением его вверх предотвращают вытекание металла из кратера; выполняйте колебания быстро, без длительных задержек дуги в каком-либо одном месте;

- в процессе сварки удерживайте дугу короткой, т.к. в этом случае капли расплавленного металла легче переходят с торца электрода в кратер сварочной ванны; случайные удлинения дуги ухудшают условия перехода капель жидкого металла в сварочную ванну, что может привести к их стеканию вниз и образованию грубой чешуйчатости;

относительно оси зазора стыка; поперечные колебания выполняйте легким покачиванием торца электрода с одинаковым размахом влево - вправо от оси зазора;

Закончите сварку в верхней точке стыка.

План урока учебной практики

Дайте шву остыть; возьмите заваренные пластины и уложите их на стол; наденьте защитные очки, отбейте шлак и зачистите шов стальной щеткой; сметите мусор.

План урока учебной практики

Определите качество шва внешним осмотром, руководствуясь УЭ "Определение качества сварного шва внешним осмотром и измерениями". Ширина вертикального шва должна быть 6...8 мм, высота - 1,0...2,0 мм.

Выполнение стыковых соединений в горизонтальном положении шва (слайд27)

При выполнении данной операции жидкий металл стремится вниз, что приводит к смещению вершины шва в нижнюю часть. Во избежание наплывов сварка производится узкими валиками, без поперечных колебаний. Рекомендуемая ширина валика - 1-2 диаметра с покрытием - достигается определенной скоростью сварки. Сварочный ток необходимо подобрать максимально допустимый для толщины металла и при отсутствии подреза в верхней части шва. Наклон электрода по отношению к вертикальной плоскости необходимо выдерживать 80°-90°

План урока учебной практики

При этом дуга горит с максимальной глубиной проплавления основного металла. Уменьшается до минимума влияние «козырька», искусственно создаваемое при сварке электродом под углом, меньшим 80°. Необходимая ширина и усиление валика достигается скоростью сварки, длиной дуги и колебательными движениями вдоль направления сварки (чуть вперед и назад). Наклон электрода по отношению к направлению сварки важно выдерживать в зависимости от поведения шлака (рис. 1б), большая часть которого стекает в нижнюю часть шва, что позволяет выдерживать угол наклона электрода близким к 90°.




Приложение № 4

Сменное задание

Ф.И.О.


Наименование производственных работ


Оценка

1

Стыковое соединение пластин 50x150 мм в нижнем, вертикальном и горизонтальном положении шва S=4 мм


2

Стыковое соединение пластин 50x150 мм в нижнем, вертикальном и горизонтальном положении шва S=4 мм


3

Стыковое соединение пластин 50x150 мм в нижнем, вертикальном и горизонтальном положении шва S=4 мм


4

Стыковое соединение пластин 50x150 мм в нижнем, вертикальном и горизонтальном положении шва S=4 мм


5

Стыковое соединение пластин 50x150 мм в нижнем, вертикальном и горизонтальном положении шва S=4 мм


6

Стыковое соединение пластин 50x150 мм в нижнем, вертикальном и горизонтальном положении шва S=4 мм


7

Стыковое соединение пластин 50x150 мм в нижнем, вертикальном и горизонтальном положении шва S=4 мм


8

Стыковое соединение пластин 50x150 мм в нижнем, вертикальном и горизонтальном положении шва S=4 мм


9

Стыковое соединение пластин 50x150 мм в нижнем, вертикальном и горизонтальном положении шва S=4 мм


10

Стыковое соединение пластин 50x150 мм в нижнем, вертикальном и горизонтальном положении шва S=4 мм


11

Стыковое соединение пластин 50x150 мм в нижнем, вертикальном и горизонтальном положении шва S=4 мм


12

Стыковое соединение пластин 50x150 мм в нижнем, вертикальном и горизонтальном положении шва S=4 мм













Приложение 5

Оценочный лист.



Ф.И.О.

Оценка теоретической части

Подготовка под сварку

Провар

Облицовочный шов

Дефекты шва

Качество сварки

Соблюдение техники безопасности

Оценка практической части

Итог

1



2



3



4



5



6



7



8



9



10



11



12



По пятибалльной системе

© 2010-2022