Рабочая дополнительная программаДекоративно - прикладное творчество

Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»




СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

___________Г.В. Майстепанова

«____»____________20_____ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ЛГ МБОУ «СОШ № 2»

________________ Е.В. Окунева

Приказ № ____ от «___» ______20_____г.




РАБОЧАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


«ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Направление внеурочной деятельности: общекультурное, познавательное, духовно-нравственное социальное

Форма реализации программы: кружок

Возраст детей, на которых рассчитана программа: 11-12 лет

Срок реализации программы: 1 год

Ф.И.О., должность составителя программы: Чистякова Ж.Г., учитель технологии без квалификационной категории

Год разработки программы: 2015

Общее количество часов по учебному плану: 70 часов

Количество часов в неделю: 2 часа

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Декоративно-прикладное творчество» разработана на основе примерной программы художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство». Автор О. А. Кожина. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А. Горского. Москва, «Просвещение», 2011г.

Принято на заседании школьного методического объединения учителей искусства, технологии и ПДО

Руководитель объединения ________ Ж.Г. Чистякова

протокол № _________ от «___» ______20_____г.



ЛАНГЕПАС, 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Декоративно - прикладного искусства» для обучающихся 5-х классов на 2015-2016 учебный год составлена

в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

на основе авторской программы художественно-эстетического направления О.А. Кожиной «Декоративно-прикладное искусство»

и является приложением к Основной образовательной программе основного общего образования Лангепасского городского муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2», утвержденной приказом Лангепасского городского муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» от 31.08.2015 года № 425-о.

Цель программы: формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.

Основная цель программы - создавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды ДПТ: знакомство с технологией лоскутной пластики, бумажной пластики, макраме, вышивания, вязания, аппликации из природных материалов, изонити, изготовления мягкой игрушки, работа с тканью.

Задачи программы

Обучающие:

- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д. и способствовать их систематизации;

-знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно - прикладного искусства;

-раскрыть истоки народного творчества;

-формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

-совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

-приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

-пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

-развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

-формирование творческих способностей, духовной культуры;

-развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

-развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.

Воспитывающие:

-осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

-воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;

добиться максимальной самостоятельности детского творчества

Срок реализации программы: 1 год. Программа составлена из расчета 2 часа в неделю, 70часов за один год реализации.

Форма реализации программы: кружок.

Минимальный возраст для зачисления: 11 лет.

Число занимающихся: 15 - 20 человек.

Технологии и методы обучения: дифференцированный подход, проектирование, информационно-коммуникативные технологии; объяснительно-иллюстративные, словесные, наглядные, практические, репродуктивные, частично-поисковые, проблемные, эвристические, исследовательские методы.

Формы занятий: беседа, практическая работа; рассказ, сопровождаемый наглядным показом и демонстрацией образцов готовых изделий, выставки, групповые и коллективные формы деятельности, выставки.

Режим занятий: вторая половина дня, один раз в неделю по 2 часа. Занятия проводятся как в период учебных четвертей, так и в период осенних и весенних каникул.

Направления деятельности объединения: Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Декоративно-прикладное творчество» рассчитана на учащихся 5-х классов школы, увлекающихся художественно-творческой деятельностью

Специфика программы

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Декоративно-прикладное творчество» реализуется в условиях внеурочной деятельности на ступени основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Образовательный процесс организуется в кабинете технологии школы во второй половине дня; охватывает всех желающих, обучение носит регулярный характер и предполагает участие занимающихся в выставках декоративно-прикладного направления школьного и муниципального уровней. Группы занимающихся могут быть смешанными Комплектование группы на текущий учебный год осуществляется в сентябре.

Учебный теоретический материал осваивается воспитанниками в ходе практической деятельности, а также организуются отдельные теоретические занятия в форме беседы.

Важную роль играет смена видов деятельности в процессе проведения занятий, что способствует удержанию внимании обучающихся и предупреждает их переутомление. Также важную роль играет выполнение требований техники безопасности, так как деятельность обучающихся связана с режущими инструментами и оборудованием. Обучающиеся должны быть проинструктированы, знать содержание требований техники безопасности при работе с тканью, природным материалом, инструментами и оборудованием.

Особенностью построения данной программы является ее цикличный характер построения. На протяжении года обучающиеся изучают практически одни и те же темы, изучение которых происходит с различной глубиной погружения в теоретический и практический материал. Приобретение последующих знаний по теме опирается на ранее изученный материал.

Еще одной особенностью данной программы является возможность использования в основе обучения проектный метод, который широко используется в дополнительном образовании. Использование метода проектов позволяет реализовывать деятельный подход, который способствует применению умений, знаний, полученный при изучении программы на разных этапах обучения и интегрировать их в процессе работы над проектом. Это позволяет не только претворять в жизнь политехнический принцип обучения, но и использовать знания социальных и культурологических дисциплин.

Новизна данной программы выражена в обучении воспитанников применению различных технологий обработки ткани, природного материала, бумаги в процессе изготовлении изделий, а именно: соединение нескольких видов декоративно-прикладного искусства (аппликация из природного материала, ткани. Моделирование и изготовление одежды из бумаги и т.д.) Идея программы - синтезировать различные области прикладного творчества на основе подчинения их единой цели, пронизывая их едиными темами, что дает возможность соединить локальные знания по каждому из них в целостную картину.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

рабочей программы реализации рабочей дополнительной общеобразовательной программы декоративно-прикладного творчества




№п/п

Темы.

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2.

Работа с бумагой.

20

5

15

3

Работа с различными тканями.

20

4

16

4

Работа с природными материалами.

6

1

5

5

Кожная пластика.

6

1

5

6

Технология работы с нитками и веревками

14

4

10

7

Отчётная выставка-ярмарка работ школьников.

1


1

8

Экскурсия.

1


1


Итого

70

16

54

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


  1. Введение в курс (2 часа)

Теоретические сведения

Краткое знакомство с содержанием обучения на год. Правила поведения обучающихся в учреждении. Правила пожарной безопасности и электробезопасности. Правила техники безопасности при работе с инструментом, электроприборами, станками в кабинете технологии. Своевременная и правильная подготовка к занятию материалов, инструментов, приспособлений; правильное размещение их на рабочем месте. Поддержание порядка на рабочем месте в течение занятия. Культура организации труда.

2.Работа с бумагой. (20 часов)

Порядок создания занимательных игрушек и панно из бумаги. Введение в технику квиллинг, изучение основных форм квиллинга, основных виды роллов, изготовление панно в технике квиллинг. Знакомство с техникой бумагопластика. Введение в оригами способы складывания: вогнутая и выпуклая складки, защип, фестон, специальные приемы базовые формы: треугольник, дверь, воздушный змей, блин, рыба и др модели: животные, люди, цветы; игрушки, игры, движущиеся модели оригами; трюки и забавы; декоративное оригами; модульное оригами. Знакомство с техникой работы с гафрированной бумагой. Подготовка материалов. Аппликация из бумаги, изготовление объемной поделки.

Практическая работа: выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.

3.Работа с различными тканями (20 часов)

Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек.

Знакомство с различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки. Соединительные швы правила кроя и приемы набивки простейшие сувениры: полуобъемная мягкая игрушка, тряпичная кукла Работа с тканью клеевая плоская аппликация. Искусственные цветы из ткани, изготовление трафаретов, стилизованных цветов из бросового материала.

Практическая работа: освоение безопасных приемов работы со швейной иглой при работе на электрической швейной машинке; ознакомление с возможным цветовым оформлением мягкой игрушки, тканевой аппликации.

4.Работа с природными материалами (6 часов)

Дары леса. Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений. Сушка собранного материала. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук. Изучение основ флористики. Цветы и листья в композиции. Плоды и семена в композиции. Аппликации из крашенных опилок.

Практическая работа: сбор природного материала для работы над аппликациями, создание букета из сухих цветов, тематических композиций, кедровых орешков, аппликации из сухих листьев (оформление панно, рамок и т. д.).

5.Кожная пластика (6 часов)

Художественная обработка кожи. Технологические свойства кожи. Виды работы с кожей и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с кожей. Техника изготовления декоративного ремня, броши, различных миниатюрных сувениров.

Практическая работа: подготовка кожи к работе, работа над эскизом, подбор материала для работы, оформление тематического панно, броши, сувенира, ремешка для часов, миниатюр (применяя термообработку).

6. Технология работы с нитками и веревками (14 часов)

Простейшие приемы вязания на спицах, крючком. Вышивка свободными швами. Изучение основ техники «изонить». Заполнение геометрических фигур ниточной графикой. Панно в технике изонити

Практическая работа: вязание на спицах и крючком, изготовление панно из вязанных элементов, оформление работ в технике изонить. (Панно в технике изонити)

7.Отчётная выставка-ярмарка работ школьников (1 час)

Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки-ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки-ярмарки и аукциона поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.

Практическая работа: проведение выставки-ярмарки.

8 . Посещение отчётной выставки работ школьников городского фестиваля «Лангепасская капель» (1 час)

Практическая работа: посещение выставки.

Планируемые результаты реализации программы


  1. Сформированный устойчивый интерес к занятиям декоративно-прикладному творчеству (регулярность посещения занятий, сохранность контингента).

  2. Активное и результативное участие в выставках и конкурсах различного уровня.


Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу освоения программы обучающиеся должны приобрести знания о различных профессиях, элементарные представления об эстетических идеалах и художественных ценностях куль туры России, культур народов России, о принятых в обществе нормах отношения к природе, о правилах конструктивной групповой работы, о организации коллективной творческой деятельности, о способах организации взаимодействия людей и общностей, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных ка­чественных свойствах учащихся, которые они должны приоб­рести в процессе освоения программы по программе «Декоративно-прикладное искусство», а именно:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других на­родов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни об­щества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творчес­ком отношении к окружающему миру, потребностей в само­стоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, прояв­ляющихся в познавательной и практической творческой деятельности в процессе освоения программы, а именно:

  • освоение способов решения проблем творческого и поиско­вого характера;

  • овладение умением творческого видения с позиций худож­ника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной реф­лексии;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для ре­шения различных учебно-творческих задач в процессе поис­ка дополнительного изобразительного материала, выполне­ние творческих проектов, отдельных упражнений по живо­писи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.


Показатели эффективности реализации программы

  1. Стабильность состава занимающихся.

  2. Динамика прироста индивидуальных показателей по уровню освоения умений и навыков декоративно-прикладного творчества.

  3. Результаты участия в выставках, в ежегодном городском фестивале-конкурсе детского и юношеского творчества «Лангепасская капель», других конкурсах, выставках и иных мероприятиях.

Формы контроля результативности реализации программы

  1. Участие в выставках, в ежегодном городском фестивале-конкурсе детского и юношеского творчества «Лангепасская капель», других конкурсах, выставках и иных мероприятиях.

  2. Защита творческих проектов, участие в научно-практических конференциях;

Формы подведения итогов реализации программы

  1. Отчетная выставка изделий воспитанников, выполненных в ходе освоения программы.

  2. Защита творческих проектов, участие в научно-практических конференциях;


Оборудование и инвентарь для реализации программы

Занятия проводятся в кабинете технологии, имеющем швейные машины, наборы ручных инструментов и приспособлений для ручной обработки конструкционных материалов, печатные пособия, а также персональным компьютером с выходом в интернет, магнитные доски, отдельные столы для занятий декоративно-прикладным творчеством.


Список литературы

  1. Внеклассная работа по труду: Работа с разными материалами: Пособие для учителей. Сост. А. М. Гукасова.- М.: Просвещение. 1981.

  2. Основы художественного ремесла: Практическое пособие для руководителей кружков. В .А. Барадулин, Б. И. Коромыслов и др. М. Просвещение, 1989.

  3. Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1981.

4. Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно-метод. пособие. - М.: АНО «Диалог культур», 2007. - 512с.

5. Под ред. О. Е. Лебедева Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 256 с.

6. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мягкая игрушка своими руками.-М.: Айрис-пресс, 2002.-240с.

7. Каргина З. А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. - М.: Школьная Пресса, 2006. - 96 с.

8. Забелина С.В. Забавные прихватки. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014-64с.

9. Бакунина С. Квиллинг: практикум для начинающих/С. Бакунина, М. Бакунин.- Ростов н /Д: Феникс 2013.-111с.


© 2010-2022