- Преподавателю
- Технология
- Рабочая дополнительная программаДекоративно - прикладное творчество
Рабочая дополнительная программаДекоративно - прикладное творчество
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чистякова Ж.Г. |
Дата | 10.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
___________Г.В. Майстепанова
«____»____________20_____ г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ЛГ МБОУ «СОШ № 2»
________________ Е.В. Окунева
Приказ № ____ от «___» ______20_____г.
РАБОЧАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Направление внеурочной деятельности: общекультурное, познавательное, духовно-нравственное социальное
Форма реализации программы: кружок
Возраст детей, на которых рассчитана программа: 11-12 лет
Срок реализации программы: 1 год
Ф.И.О., должность составителя программы: Чистякова Ж.Г., учитель технологии без квалификационной категории
Год разработки программы: 2015
Общее количество часов по учебному плану: 70 часов
Количество часов в неделю: 2 часа
Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Декоративно-прикладное творчество» разработана на основе примерной программы художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство». Автор О. А. Кожина. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А. Горского. Москва, «Просвещение», 2011г.
Принято на заседании школьного методического объединения учителей искусства, технологии и ПДО
Руководитель объединения ________ Ж.Г. Чистякова
протокол № _________ от «___» ______20_____г.
ЛАНГЕПАС, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Декоративно - прикладного искусства» для обучающихся 5-х классов на 2015-2016 учебный год составлена
в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
на основе авторской программы художественно-эстетического направления О.А. Кожиной «Декоративно-прикладное искусство»
и является приложением к Основной образовательной программе основного общего образования Лангепасского городского муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2», утвержденной приказом Лангепасского городского муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» от 31.08.2015 года № 425-о.
Цель программы: формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.
Основная цель программы - создавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды ДПТ: знакомство с технологией лоскутной пластики, бумажной пластики, макраме, вышивания, вязания, аппликации из природных материалов, изонити, изготовления мягкой игрушки, работа с тканью.
Задачи программы
Обучающие:
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д. и способствовать их систематизации;
-знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно - прикладного искусства;
-раскрыть истоки народного творчества;
-формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
-совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
-приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
-пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
-развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
-формирование творческих способностей, духовной культуры;
-развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
-развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
Воспитывающие:
-осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
-воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
добиться максимальной самостоятельности детского творчества
Срок реализации программы: 1 год. Программа составлена из расчета 2 часа в неделю, 70часов за один год реализации.
Форма реализации программы: кружок.
Минимальный возраст для зачисления: 11 лет.
Число занимающихся: 15 - 20 человек.
Технологии и методы обучения: дифференцированный подход, проектирование, информационно-коммуникативные технологии; объяснительно-иллюстративные, словесные, наглядные, практические, репродуктивные, частично-поисковые, проблемные, эвристические, исследовательские методы.
Формы занятий: беседа, практическая работа; рассказ, сопровождаемый наглядным показом и демонстрацией образцов готовых изделий, выставки, групповые и коллективные формы деятельности, выставки.
Режим занятий: вторая половина дня, один раз в неделю по 2 часа. Занятия проводятся как в период учебных четвертей, так и в период осенних и весенних каникул.
Направления деятельности объединения: Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Декоративно-прикладное творчество» рассчитана на учащихся 5-х классов школы, увлекающихся художественно-творческой деятельностью
Специфика программы
Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Декоративно-прикладное творчество» реализуется в условиях внеурочной деятельности на ступени основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Образовательный процесс организуется в кабинете технологии школы во второй половине дня; охватывает всех желающих, обучение носит регулярный характер и предполагает участие занимающихся в выставках декоративно-прикладного направления школьного и муниципального уровней. Группы занимающихся могут быть смешанными Комплектование группы на текущий учебный год осуществляется в сентябре.
Учебный теоретический материал осваивается воспитанниками в ходе практической деятельности, а также организуются отдельные теоретические занятия в форме беседы.
Важную роль играет смена видов деятельности в процессе проведения занятий, что способствует удержанию внимании обучающихся и предупреждает их переутомление. Также важную роль играет выполнение требований техники безопасности, так как деятельность обучающихся связана с режущими инструментами и оборудованием. Обучающиеся должны быть проинструктированы, знать содержание требований техники безопасности при работе с тканью, природным материалом, инструментами и оборудованием.
Особенностью построения данной программы является ее цикличный характер построения. На протяжении года обучающиеся изучают практически одни и те же темы, изучение которых происходит с различной глубиной погружения в теоретический и практический материал. Приобретение последующих знаний по теме опирается на ранее изученный материал.
Еще одной особенностью данной программы является возможность использования в основе обучения проектный метод, который широко используется в дополнительном образовании. Использование метода проектов позволяет реализовывать деятельный подход, который способствует применению умений, знаний, полученный при изучении программы на разных этапах обучения и интегрировать их в процессе работы над проектом. Это позволяет не только претворять в жизнь политехнический принцип обучения, но и использовать знания социальных и культурологических дисциплин.
Новизна данной программы выражена в обучении воспитанников применению различных технологий обработки ткани, природного материала, бумаги в процессе изготовлении изделий, а именно: соединение нескольких видов декоративно-прикладного искусства (аппликация из природного материала, ткани. Моделирование и изготовление одежды из бумаги и т.д.) Идея программы - синтезировать различные области прикладного творчества на основе подчинения их единой цели, пронизывая их едиными темами, что дает возможность соединить локальные знания по каждому из них в целостную картину.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
рабочей программы реализации рабочей дополнительной общеобразовательной программы декоративно-прикладного творчества
-
№п/п
Темы.
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие
2
1
1
2.
Работа с бумагой.
20
5
15
3
Работа с различными тканями.
20
4
16
4
Работа с природными материалами.
6
1
5
5
Кожная пластика.
6
1
5
6
Технология работы с нитками и веревками
14
4
10
7
Отчётная выставка-ярмарка работ школьников.
1
1
8
Экскурсия.
1
1
Итого
70
16
54
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
-
Введение в курс (2 часа)
Теоретические сведения
Краткое знакомство с содержанием обучения на год. Правила поведения обучающихся в учреждении. Правила пожарной безопасности и электробезопасности. Правила техники безопасности при работе с инструментом, электроприборами, станками в кабинете технологии. Своевременная и правильная подготовка к занятию материалов, инструментов, приспособлений; правильное размещение их на рабочем месте. Поддержание порядка на рабочем месте в течение занятия. Культура организации труда.
2.Работа с бумагой. (20 часов)
Порядок создания занимательных игрушек и панно из бумаги. Введение в технику квиллинг, изучение основных форм квиллинга, основных виды роллов, изготовление панно в технике квиллинг. Знакомство с техникой бумагопластика. Введение в оригами способы складывания: вогнутая и выпуклая складки, защип, фестон, специальные приемы базовые формы: треугольник, дверь, воздушный змей, блин, рыба и др модели: животные, люди, цветы; игрушки, игры, движущиеся модели оригами; трюки и забавы; декоративное оригами; модульное оригами. Знакомство с техникой работы с гафрированной бумагой. Подготовка материалов. Аппликация из бумаги, изготовление объемной поделки.
Практическая работа: выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.
3.Работа с различными тканями (20 часов)
Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек.
Знакомство с различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки. Соединительные швы правила кроя и приемы набивки простейшие сувениры: полуобъемная мягкая игрушка, тряпичная кукла Работа с тканью клеевая плоская аппликация. Искусственные цветы из ткани, изготовление трафаретов, стилизованных цветов из бросового материала.
Практическая работа: освоение безопасных приемов работы со швейной иглой при работе на электрической швейной машинке; ознакомление с возможным цветовым оформлением мягкой игрушки, тканевой аппликации.
4.Работа с природными материалами (6 часов)
Дары леса. Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений. Сушка собранного материала. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук. Изучение основ флористики. Цветы и листья в композиции. Плоды и семена в композиции. Аппликации из крашенных опилок.
Практическая работа: сбор природного материала для работы над аппликациями, создание букета из сухих цветов, тематических композиций, кедровых орешков, аппликации из сухих листьев (оформление панно, рамок и т. д.).
5.Кожная пластика (6 часов)
Художественная обработка кожи. Технологические свойства кожи. Виды работы с кожей и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с кожей. Техника изготовления декоративного ремня, броши, различных миниатюрных сувениров.
Практическая работа: подготовка кожи к работе, работа над эскизом, подбор материала для работы, оформление тематического панно, броши, сувенира, ремешка для часов, миниатюр (применяя термообработку).
6. Технология работы с нитками и веревками (14 часов)
Простейшие приемы вязания на спицах, крючком. Вышивка свободными швами. Изучение основ техники «изонить». Заполнение геометрических фигур ниточной графикой. Панно в технике изонити
Практическая работа: вязание на спицах и крючком, изготовление панно из вязанных элементов, оформление работ в технике изонить. (Панно в технике изонити)
7.Отчётная выставка-ярмарка работ школьников (1 час)
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки-ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки-ярмарки и аукциона поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Практическая работа: проведение выставки-ярмарки.
8 . Посещение отчётной выставки работ школьников городского фестиваля «Лангепасская капель» (1 час)
Практическая работа: посещение выставки.
Планируемые результаты реализации программы
-
Сформированный устойчивый интерес к занятиям декоративно-прикладному творчеству (регулярность посещения занятий, сохранность контингента).
-
Активное и результативное участие в выставках и конкурсах различного уровня.
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу освоения программы обучающиеся должны приобрести знания о различных профессиях, элементарные представления об эстетических идеалах и художественных ценностях куль туры России, культур народов России, о принятых в обществе нормах отношения к природе, о правилах конструктивной групповой работы, о организации коллективной творческой деятельности, о способах организации взаимодействия людей и общностей, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы по программе «Декоративно-прикладное искусство», а именно:
-
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
-
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
-
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
-
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
-
сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
-
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
-
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности в процессе освоения программы, а именно:
-
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
-
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
-
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
-
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
-
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Показатели эффективности реализации программы
-
Стабильность состава занимающихся.
-
Динамика прироста индивидуальных показателей по уровню освоения умений и навыков декоративно-прикладного творчества.
-
Результаты участия в выставках, в ежегодном городском фестивале-конкурсе детского и юношеского творчества «Лангепасская капель», других конкурсах, выставках и иных мероприятиях.
Формы контроля результативности реализации программы
-
Участие в выставках, в ежегодном городском фестивале-конкурсе детского и юношеского творчества «Лангепасская капель», других конкурсах, выставках и иных мероприятиях.
-
Защита творческих проектов, участие в научно-практических конференциях;
Формы подведения итогов реализации программы
-
Отчетная выставка изделий воспитанников, выполненных в ходе освоения программы.
-
Защита творческих проектов, участие в научно-практических конференциях;
Оборудование и инвентарь для реализации программы
Занятия проводятся в кабинете технологии, имеющем швейные машины, наборы ручных инструментов и приспособлений для ручной обработки конструкционных материалов, печатные пособия, а также персональным компьютером с выходом в интернет, магнитные доски, отдельные столы для занятий декоративно-прикладным творчеством.
Список литературы
-
Внеклассная работа по труду: Работа с разными материалами: Пособие для учителей. Сост. А. М. Гукасова.- М.: Просвещение. 1981.
-
Основы художественного ремесла: Практическое пособие для руководителей кружков. В .А. Барадулин, Б. И. Коромыслов и др. М. Просвещение, 1989.
-
Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1981.
4. Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно-метод. пособие. - М.: АНО «Диалог культур», 2007. - 512с.
5. Под ред. О. Е. Лебедева Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 256 с.
6. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мягкая игрушка своими руками.-М.: Айрис-пресс, 2002.-240с.
7. Каргина З. А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. - М.: Школьная Пресса, 2006. - 96 с.
8. Забелина С.В. Забавные прихватки. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014-64с.
9. Бакунина С. Квиллинг: практикум для начинающих/С. Бакунина, М. Бакунин.- Ростов н /Д: Феникс 2013.-111с.