I часть ПРОГРАММЫ по ТРУДАМ

Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Утверждаю Согласовано Рассмотрено

Директор ГБУ РХ зам.директора по УВЧ на заседании

«Республиканский «Республиканский ПМПК

дом-интернат для умственно дом-интернат для умственно Протокол №_____

отсталых детей «Теремок» отсталых детей «Теремок» «__»______20…

____________Т.П. Чудинова _________И.Ю. Зольникова

«__»________20… «__»________20…


Государственное бюджетное учреждение Республики Хакасия

«Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей «Теремок»







Программа

для детей с интеллектуальной недостаточностью

младшего, среднего и старшего школьного возраста

«Трудовое обучение»


«Домоводство»

«Швейное дело»




Составитель:

Исаева Т. М. инструктор по труду

Абакан 2013





Домоводство


Общая характеристика предмета

Данная программа предназначена для обучения домоводству детей-инвалидов с легкой, умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, проживающих в доме - интернате для умственно отсталых детей. Программа предусматривает ознакомление детей с ОВЗ с работами, относящимися к разным видам труда, т.е. не имеет строгой профессиональной направленности.

Одной из важнейших задач коррекционно-воспитательной работы является максимальное содействие социализации детей с интеллектуальными проблемами в самостоятельной жизни, выявление и развитие сохранных личностных качеств и имеющихся способностей. В этой системе важная роль принадлежит трудовому воспитанию.

На первом этапе занятия ручного труда являются трудовой подготовкой детей. Задачи этого этапа заключаются в изучении индивидуальных трудовых возможностей детей. Для наиболее эффективной реализации данных задач при организации и проведении занятий ручного труда важно создавать такие условия, чтобы учитель и ребенок находились в отношениях сотрудничества друг с другом, чтобы максимально учитывались потребности и интересы детей и любой умственно-отсталый ребенок мог оказаться в ситуации успеха, испытать радость по поводу достигнутого результата, гордость в связи с преодолением трудностей. На занятиях дети изготавливают изделия доступной сложности и понятного назначения. В процессе их создания умственно отсталые дети овладевают общетрудовыми навыками, знаниями о различных материалах и способах их обработки, осуществляется коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся, реализуются задачи воспитания у детей любви и привычки к разнообразным видам трудовой деятельности

Формирование умений и навыков является обязательным условием коррекционной направленности учебного труда. Очень важно подобрать такие задания, чтобы они вызывали у детей желание их выполнять.

Важная задача - воспитание у детей организационных умений и навыков работать в мастерской.


Цели и задачи:

  • воспитание у детей устойчивого, положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, добросовестности.

  • развитие координированной работы двух рук, способствовать развитию межполушарных связей в головном мозге ребенка, осуществлять переход от игры к работе.

При составлении программы учтены принципы развивающего обучения:

  • повторяемости пройденного материала и постепенности ввода нового;

  • доступности;

  • наглядности;

  • индивидуального подхода;

Занятия ручным трудом дает возможность через посильные для аномальных детей задания развивать у них мышление, пространственное воображение, мелкую и общую моторику, эстетические представления, положительные отношения к труду, расширяет кругозор.

В программу включено изучение следующих разделов: «Кулинария», «Бумагопластика», «Работа с разными материалами», «Работа с тканью» , «Вязание крючком»

Программа расчитана на 4 года обучения:

1-й год обучения - дети от 9 до 10 лет;

2-й год обучения - дети от 11 до 12 лет;

3-й год обучения - дети от 13 до 15 лет;

4-й год обучения - дети от 16 до 18 лет.

Дети должны знать:

  • ПТБ и охрану труда.

  • Правила санитарии.

  • Название овощей

  • Определение доброкачественности овощей.

  • Правильную нарезку овощей.

  • Классификацию бутербродов.

  • Название моющих средств.

  • Способы засушивания растений.

  • Материалы и инструменты для вышивки

  • Материалы и инструменты для вязания крючком.

  • Материалы и инструменты для Батика, витража.

  • Материалы и инструменты для валяния.

  • Материал и инструменты для изготовления цветов.

Дети должны уметь:

  • Сортировать, мыть, чистить овощи.

  • Приготовить простейшие салаты.

  • Приготовить простейшие бутерброды.

  • Мыть посуду, мебель и оборудование.

  • Стирать одежду.

  • Вырезать и клеить бумагу.

  • Работать с природным материалом.

  • Выполнять декоративные стежки нитками мулине и лентами.

  • Вязать крючком

  • Изготавливать цветы из бумаги.

  • Работать с фольгой, со шпоном.

  • Пользоваться красками по ткани, по стеклу.

  • Работать с непряденой шерстью.

  • Работать с бисером.

Программа состоит из пояснительной записки, тематического планирования, списка применяемой литературы.

Домоводство


Тематическое планирование

1-й год обучения


№ п/п


ТЕМА

Коли-чество часов


I четверть, 16 часов.


I

Вводное занятие

1

II

Кулинария

11

2

Мойка, чистка, сортировка и нарезка овощей

1

3

Приготовление салатов.

Витаминный, помидоры с укропом, капуста с чесноком, морковный.


4

4

Приготовление бутербродов. Классификация бутербродов.

Открытые бутерброды. Бутерброд с помидором и зеленью. Бутерброд с соленым огурчиком и зеленью.

2

5

Мытье посуды, мебели и оборудования.

Стирка фартуков и косынок.


3

III

Работа с природным материалом

5

6

Способы засушивания растений. Предметная аппликация из листьев.

2

7

Декоративная аппликация из листьев.

2

8

Выставка изделий из природного материала

«Золотая осень».


1


II четверть, 16 часов




I

Вводное занятие

1

II

Работа с бумагой

4

1

Пакетик для семян

1

2

Коробочка прямоугольная

2

III

Работа с разными материалами

12

11

Батик «Новогодние пейзажи»

2

12

Работа с бисером «Березка»

2

13

Работа с древесиной

2

14

Витраж «Зимние узоры»

2

15

Чеканка. Тренировочные упражнения.

2

16

Валяние. «Цветные бусы»

2


III четверть, 20 часов


I

Вводное занятие

1

II

Работа с тканью

12

2

Вышивка. Материалы и инструменты. Декоративные стежки и швы

2

3

Контурная вышивка. Перевод рисунка

2

4

Выполнение салфетки

2

5

Практическая работа.

4

6

Оформление готовой работы.

1

III

Вышивка лентами.

8

7

Материалы и инструменты. Декоративные стежки и швы

2

8

Геометрический орнамент.

2

9

Растительный орнамент. Практическая работа

4





IV четверть, 16 часа


I

Вводное занятие

1

II

Вязание крючком. Коврик

15

2

Материалы и инструменты.

1

3

Воздушные петли

2

4

Столбики без накида

2

5

Отработка навыков вязания

3

6

Выполнение квадратного коврика

4

7

Прибавление петель.

2



Итого:

68ч.

Содержание

I четверть


Вводное занятие

Знакомство с содержанием предмета, физиология питания. Требования, предъявляемыми к организации рабочего места, техникой безопасности при работе с разными материалами и инструментами.

Кулинария.

Технические сведения: Что обозначает слово «кулинария».

Первичная обработка овощей. Сортировка, мойка, чистка, мойка овощей. Нарезка овощей. Правила техники безопасности при работе с ножом.

Умения: Праильно держать нож в руке, пользоваться маркированными разделочными досками.

Практическая работа: Чистка и нарезка сырых и вареных овощей: (кубиками, ломтиками, шашками, кружочками, ломтиками, брусочками).

Заправка салатов: (подсолнечным маслом, сметаной).

Приготовление бутербродов.

Технические сведения: Что такое хлеб. Классификация бутербродов: открытые бутерброды, закрытые бутерброды, закусочные бутерброды (канапе), бутерброд сандвич. Требования к бутербродам.

Практическая работа: Приготовление открытых бутербродов: (бутерброд долькой помидора иветочкой петрушки, бутерброд с долькой соленого огурчика и веточкой укропа).

Мытье посуды и кухонной мебели.

Технические сведения:

Моющие чистящие средства: (хозяйственное мыло, моющее средство «капля» и др.), чистящие порошки: (пищевая сода, пемолюкс, чистоль и др.)

Умения: Пользоваться губкой, салфеткой с моющими и чистящими средствами.

Практическая работа: Мытье посуды из фарфора, столовых приборов из металла.

Соблюдение правил санитарии в кабинете домоводства. Уборка кабинета: (мытье кафеля, протирание кухонной мебели).

Стирка косынок и фартуков. Применение стиральных порошков.

Приемы и методы стирки, отжима и полоскания одежды.

Работа с бумагой.

Технические сведения: Бумага - волокнистый материал, выполненный из волокон растительного происхождения и другого сырья.

Бумага легко обрабатывается: режется, сминается, рвется, склеивается, складывается. Определение направления волокон.

Практическая работа. Разметка, складывание и оформление.

Работа с природными материалами.

Технические сведения: Способы засушивания растений, клеящие составы. Аппликация из природных материалов: предметная, декоративная. подготовка. Клеящие составы.

Умения: Сообщение детям плана работы с показом всех этапов. Составление изображения и закрепление его на фоне. Подготовить к работе сухоцветы, разложить, наклеить.

Практическая работа: Предметное изображение из листьев плодов, овощей, узоров. Панно «Осенний букет», «Аквариум». Вырезание цветов из овощей.

II четверть.


Вводное занятие

Повторение правил техники безопасности с ножницами и другими инструментами. Знакомство с содержанием работы на четверть.

Работа с разными материалами:

Практическая работа: Изготовление новогоднего панно.

Холодный Батик

Технические сведения:

Роспись по ткани акриловыми красками на водной основе.

Умения: Выполнение задания (росписи) по готовой открытке. Перевод рисунка на ткань. Выполнение контура. Роспись цветными красками. Практическая работа: Изготовление новогоднего панно.

Работа с бисером.

Технические сведения: Изготовление бисера и стекляруса.

Умения: учиться нанизывать бисер на иголку, проволоку.

Практическая работа: Изготовление лепестков и листиков деревьев и цветов.

Работа с древесиной.

Понятия: Шпон - толстый слой древесины. Мозаика - изображение из мелких деталей. Узор, изображение, фон.

Умения: Совместное выполнение задания.

Практическая работа: Нанесение рисунка на фон, заполнение рисунка деталями из шпона. Анализ выполненной работы.

Работа с красками по стеклу (Витраж)

Технические сведения: Способы обработки. Техника безопасности при работе с о стеклом с контурами и красками.

Умения: Планирование предстоящей работы с учителем. Совместная работа по плану.

Практическая работа: Подготовить фон, работа с контурами по готовому образцу, заливка красками.

Валяние.

Технические сведения: Способы обработки. Техника безопасности при работе с иглами.

Работа с непряденной шерстью: трепание, чесание, набивка изделия.

Практическая работа: Изготовление цветных шариков для соединения в бусы.

Работа с фольгой.

Технические сведения:

Фольга - тонкий металл.

Свойства фольги: Скручивается, держит форму, режется.

Умения: Выполнение задания (чеканки) по готовой открытке. Анализ выполненной работы.

Практическая работа: Изготовление новогодней открытки.

III четверть.


Вводное занятие.

Знакомство с планом работы на третью четверть. Повторение правил техники безопасности.

Работа с тканью.

Технические сведения:

Ткани и волокнистые материалы. Натуральные волокна: хлопок, лен, шелк, шерсть. Производство тканей. Стежки и швы. Декоративные швы: стебельчатый, тамбурный. Отмеривание нитей. Способы перевода рисунка.

Понятия: Вышивка, шов, стежок, контур.

Умения: Отмерить нитку, завязать узел, выполнить шов, закрепить нитку.

Практическая работа: Контурное вышивание рисунка на салфетке.

Работа с разными материалами:

Работа с древесиной.

Понятия: Шпон - толстый слой древесины. Мозаика - изображение из мелких деталей. Узор, изображение, фон.

Умения: Совместное выполнение задания.

Практическая работа: Нанесение рисунка на фон, заполнение рисунка деталями из шпона. Анализ выполненной работы.

Работа с красками по стеклу (Витраж)

Технические сведения: Способы обработки. Техника безопасности при работе с контурами и красками.

Умения: Планирование предстоящей работы с учителем. Совместная работа по плану.

Практическая работа: Подготовить фон, работа с контурами по готовому образцу, заливка красками.

Валяние.

Технические сведения: Способы обработки. Техника безопасности при работе с иглами.

Работа с непряденной шерстью: трепание, чесание, набивка изделия.

Практическая работа: Изготовление панно «Хакасские мотивы»

Работа с бисером.

Технические сведения:Изготовление бисера и стекляруса.

Умения: учиться нанизывать бисер на иголку, проволоку.

Практическая работа: Изготовление лепестков и листиков деревьев и цветов.

Работа с фольгой.

Технические сведения:

Фольга - тонкий металл.

Свойства фольги: Скручивается, держит форму, режется.

Умения: Выполнение задания (чеканки) по готовой открытке. Анализ выполненной работы.

Практическая работа: Изготовление новогодней открытки.

IV четверть.


Вводное занятие. Знакомство с планом на четвертую четверть. Повторение правил техники безопасности и организации рабочего места.

Вязание крючком.

Изделия: Образцы вязания. Коврик.

Технические сведения: Правила безопасности труда при вязании. Положение рук во время работы. Подготовка пряжи к работе.

Понятия: Прибавление петель.

Умения:Правильно держать крючок и нитки в руке .

Практические работы: Набор воздушных петель для начала работы, расчет петель, вязание простейщих узоров, вязание коврика.























© 2010-2022