Конспект занятия дополнительного образования

Тема:  Встреча весны в традиционной культуре.                        Цель: Познакомить с традициями встречи весны, изготовить куколку «Веснянку»   Задачи: Научить изготавливать куклу «Веснянку» Воспитать положительное отношение к русским традициям Развить координацию движений рук.   План   Вступление Рассказ о традициях встречи весны и куклах, которые для этого выполняли. Рассказ о кукле «Веснянке» бытовании, технологии изготовления Поэтапное изготовление куклы Подведение итогов   Оборудование:...
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Встреча весны в традиционной культуре.

Цель: Познакомить с традициями встречи весны, изготовить куколку «Веснянку»

Задачи:

  1. Научить изготавливать куклу «Веснянку»

  2. Воспитать положительное отношение к русским традициям

  3. Развить координацию движений рук.

План


  1. Вступление

  2. Рассказ о традициях встречи весны и куклах, которые для этого выполняли.

  3. Рассказ о кукле «Веснянке» бытовании, технологии изготовления

  4. Поэтапное изготовление куклы

  5. Подведение итогов

Оборудование:


  1. Коллекция традиционных обрядовых кукол, весенних праздников.

  2. Инструменты: ножницы, корзинки для мусора.

  3. Материалы:

клубок крепких ниток ирис, №10;

Ткань для головы белая бязь 4х45см;

для туловища белая бязь 25х34см;

для рукавчиков белый ситец в мелкий рисунок 9х15см;

для сарафанчика ситец с рисунком в зелёной цветовой гамме 12х25см;

для платка треугольник красной или желтой ткани со сторонами 13см.

Ход занятия

1.

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим о том, как встречали весну на Руси и каких кукол для этого делали.

За оком у нас веса всё - таки наступила. Давайте вспомним, ещё неделю назад лежал снег. И всем нам хотелось поскорее увидеть весеннее солнышко.

2.

Так и в старину людям хотелось, что бы поскорее веса пришла. Весенние месяцы называли по особенному: март - зимобор, протальник, ветронос, водотёк, грачевник; апрель - снегогон, зажги снега, заиграй овражки; май - леса наряжает, лето в гости ожидает, травник, травень. И присловья были: ещё бабушка моя говорила: « Марток - надевай трое порток; Май коню сена дай, а сам на печку полезай», что говорило о не слишком тёплой погоде весной.

Все люди на Руси жили по календарю, который был подчинён земледельческим работам и называли его Земледельческий календарь. Всё в нем было прописано: когда скот на поля выгонять, когда пахать, когда сеять. Но были между работами дни, когда один вид работ выполнен, а другой начинать ещё рано, в эти дни и проводили праздники. А были они направлены на обновление природы, на сохранение урожая, что бы сила его сохранилась и в этом году и в следующем.

Рассматривали весну, как обновление жизни природы, да и человек мог обновить свою жизнь и внешне и внутренне, внешне - чистый четверг, перед Пасхой, а внутренне - сходив на исповедь и причастие, праздничную службу в церковь.

Самый первый праздник приближающий весну, какой, как вы думаете?

- Масленица,

- Правильно, и во время Масленицы зиму провожают, а весну встречают. И кукол делали огромных, всем миром, и маленьких, домашних. Больших кукол сжигали, а маленькие хранились до следующего года. Вот такие куклы делали на масленой неделе, в разных регионах России. (Показ коллекции кукол).

- Отгремела масленица, а веса всё не приходит. Женщины и дети встречали прилёт птиц. Изготавливали из тряпочек птичек, и развешивали их на деревьях, надеясь, что птички заметят на ветвях своих сородичей и быстрее прилетят. Вот таких птичек делали. (Показ коллекции птичек).

- Молодые девушки делали куклу «Птица-Радость». (Демонстрация куклы) Вот какая красивая. И с этой куклой с песнями выходили за околицу, а потом возвращались домой. Считая, что показали птицам, что их ждут в этой деревне с нетерпением.

- В конце поста делали куколку «Вербницу» к Вербному воскресению. (Демонстрация куклы) Дарили на светлой седмице.

- а к Пасхе - птичку «Пасхальный голубец» Внутри этой птички крашеное яйцо. Так же для подарка.

Нужно понимать, что как правило, это куклы замещающие обряд. Обряд ушёл, а память, воплощённая в куклы осталась.

3.

Сегодня мы с вами сделаем куколку «Веснянку». Таких куколок девочки делали весной, когда на улице ещё мокро и грязно, а погулять уже хочется, и как же девочка без куклы? Куклу, которую долго делать, жалко на улице выносить, а вдруг упадёт и испачкается, а такую куколку делать легко и быстро. Испачкается - в печку кидали.

Вы видите у меня в руках несколько куколок, сделаны они по одной технологии, а оформление разное. Этих кукол делали для игры, а вот такую для подарка: хочет девочка с мальчиком дружить, делает такую куколку, а она с секретом, внутри юбочки карманчик, туда можно конфетку положить или что-то сладкое. Возьмёт мальчик куклу, значит и ему девочка нравится, а откажется, значит, нет.

4.

Для изготовления нам понадобятся тряпочки:

Для головы, для туловища, для ручек, для сарафанчика, для платочка.


  1. Возьмём длинную полоску ткани и свернём её подушечкой, не крепко.

  2. Возьмём лоскут белой ткани и сложим его пополам, ноготками сделаем залом на средине ткани, расправим и с одной стороны залома положим подушечку. Залом ад верхним срезом подушечки.

  3. Большой лоскут ткани свернём трубочкой. И перегнём трубочку пополам.

  4. Нитью зафиксируем голову.

  5. Возьмём маленький кусочек ткани, и сделаем ручки-конфетки. Согнём ткань по длине пополам, а затем ещё раз, срезы - внутрь. Концы зафиксируем нитью.

  6. Ручки вставим между деталями туловища и зафиксируем талию нитью.

  7. Возьмём лоскут цветной ткани и сделаем сарафанчик. Ткать сложить пополам поперёк, затем, ещё раз поперёк. В центре сделаем надрез на 1 см.

  8. В получившееся отверстие вставляем голову, поворачиваем сарафанчик вдоль туловища. Подгибаем боковые края вовнутрь, на линии талии собираем в сборочку и фиксируем нитью на линии талии.

  9. Платочек, треугольник. Длинный край треугольника подгибаем вовнутрь на 0,5 см. и повязываем платочек на шейке.

5.

Наша куколка готова! А теперь посмотрим, делали куколок мы все вместе, а получились они у нас все разные. Какая кукла вам нравится больше? Каждому своя!

Теперь вы сможете подарить такую куколку друзьям, или маме, бабушке и им будет приятно! На том спасибо за работу и до новых встреч в среду и пятницу.

Литература:


  1. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. сост. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова и др. - СПБ.: «Детство-пресс», 2004. - 400с., ил.

  2. Некрылова А.С Русский традиционный календарь на каждый день и ля каждого дома. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 768 с.: ил.

  3. Дайн Г.Л. Детский народный календарь. - Сергиев Посад: Издательский дом «Весь Сергиев Посад», 2010. - 184 с.

  4. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. - СПб.: «Паритет», 2003. - 240 с. + вкл.

  5. Москин Д.Н. Загадки народной куклы/ Дмитрий москин, Татьяна Яшкова. - Петрозаводск: Периодика, 2010. - 64с.: ил.


© 2010-2022