- Преподавателю
- Технология
- «Творческий проект как активный метод обучение на уроках спецдисциплин»
«Творческий проект как активный метод обучение на уроках спецдисциплин»
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дробкова Г.Н. |
Дата | 10.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Департамент образования и науки Брянской области
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Почепский механико-аграрный техникум»
Доклад на тему:
«Творческий проект как активный метод обучение на уроках спецдисциплин»
Подготовил
мастер п/о Дробкова Г.Н.
по профессии повар, кондитер
2011г.
Введение
Перед любым преподавателем стоит важнейшая задача не только сообщить учащимся определенный набор знаний по конкретной теме, развивать умения и навыки, но и научить их самостоятельно добывать информацию, применять ее на практике, развивать у них стремление к непрерывному самообразованию. И максимально отвечает данным требованиям метод проектов.
Метод проектов решает многие задачи обучения: это и обучающие, и развивающие, и воспитательные. При выполнении того или иного проекта учащиеся обобщают все свои знания в этой области, изучают что-то новое.
Целью данной работы: является изучение влияния идей метода проектов на познавательное и личностное развитие учащихся.
Задача данного исследования: обобщение опыта работы с помощью метода проектов в курсе спецдисциплин.
Практическая ценность работы состоит в том, что приведенные примеры и результаты исследований могут быть использованы учителями в процессе преподавания спецдисциплин по профессии повар, кондитер. В исследовании были использованы следующие методы: изучение научной литературы, наблюдение, эксперимент.
Творческий проект - это учебно - трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которого ими создаётся продукт, обладающий новизной. В соответствии с требованиями, творческие проекты по изготовлению изделий, пользующихся спросом, требуют знаний и умений предпринимательской деятельности. Это меняет не только содержание, но и методы обучения, вырабатывающие у учащихся качества личности, которые позволяли бы адаптироваться к новым социально-экономическим условиям. Так, при выполнении своего творческого проекта, учащиеся выполняют экономический расчёт, в котором отражают финансовые затраты на изготовление изделия, затраты времени, возможность массового производства, продажную цену и т.д. Как правило, учебные проекты содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Эта задача должна быть привлекательна своей формулировкой и должна стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности. Используя проектный метод обучения, учащиеся постигают всю технологию решения задач - от постановки вопроса до представления результата.
Не следует понимать проект как контрольную работу. Проект - творческая работа, во время которой учащиеся продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения работы на базе предыдущих разделов курса. Именно при выполнении творческих проектов учащиеся выявляют свои профессиональные способности, получают первоначальную специальную подготовку, в результате чего у них формируется осознанное профессиональное намерение.
Особенность системы выполнения проектов - совместная творческая работа преподавателя и учащегося. При этом имеется возможность расширить обозначенные в программе направления творческой деятельности, учесть интересы учащихся. Проекты любой направленности будут педагогически эффективны только в контексте общей концепции обучения и воспитания. Проекты - это лишь один из компонентов системы образования.
При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки. Кроме этого, групповая работа:
- даёт возможность учащимся объединиться по интересам;
- обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;
- воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;
- предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения;
- является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;
- позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества.
Особенность системы выполнения проектов - совместная творческая работа преподавателя и учащегося. Реализация метода творческих проектов изменила позицию самого преподавателя, который из носителя готовых знаний стал организатором самостоятельной познавательной деятельности учеников. В целом в работе над проектом преподаватель
- помогает учащимся в поиске нужных источников информации;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- поощряет учащихся;
- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учащихся над проектом.
При защите своего проекта учащиеся учатся убеждать своих одногруппников, преподавателей в значимости работы, показывают свою компетентность в специальных вопросах, касающихся проекта, старательность, добросовестность при выполнении задания, аргументированность предлагаемого решения, уровень творчества и оригинальность подходов.
Положительные стороны метода проектов:
-
направленность на индивидуализацию обучения;
-
активизацию учения;
-
стимулирование инициативы и роста творческих возможностей.
Слабые стороны метода проектов:
-
недостаточность формирования теоретического мышления учащихся;
-
сведение роли преподавателя только к консультационной;
-
невозможность выработать общие подходы к решению задач.
Принципиальными положениями, существенными для использования метода проекта в учебно-воспитательном процессе являются:
-
самостоятельная индивидуальная или совместная деятельность учащихся в группах, работающих над проектом;
-
умение пользоваться исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, методами совместной творческой деятельности;
-
владение культурой общения в разных малых коллективах (умение спокойно выслушивать партнера, аргументировано высказывать свою точку зрения, помогать партнерам в возникающих по ходу работы трудностях, ориентируясь на общий, совместный результат);
-
умение распределить роли (обязанности) для выполнения общего задания, полностью осознавая ответственность за совместный результат и за успехи каждого партнера
Организация проектов требует тщательной специальной подготовки преподавателя и учащихся.
От преподавателя требуется:
-
умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;
-
владение исследовательскими, поисковыми методами, умение организовать исследовательскую, самостоятельную работу учащихся;
-
способность создавать новые идеи, направить учащихся на поиск путей решения поставленных проблем;
-
умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный эмоциональный настрой;
-
владение компьютерной грамотностью;
-
умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
От учащихся требуется:
-
знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, выдвижение гипотез, методов их решения);
-
владение компьютерной грамотностью: умение вводить и редактировать информацию (текстовую, графическую), обработку получаемых количественных данных с помощью программ электронных таблиц, пользование базами данных, распечатку информации на принтере;
-
владение коммуникативными навыками;
-
умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач;
В обучении спецдисциплин важное место отводится методу проектов. При изучении темы «Изделия из дрожжевого теста» я предлагаю творческие проекты.
На организационном этапе учащиеся коллективного обсуждают изделия, которые выбираются для изготовления; знакомятся с тем, как создаются эти изделия в промышленности. Выбирают рецепты, которые не требуют больших денежных затрат. Результаты работ оформляются в виде технологических схем, карточек самоконтроля, где могут быть указаны режимы обработки продуктов, технологическая последовательность. Так же знакомятся с историей изделия (работа с литературой, изучение национальных блюд…
На технологическом этапе учащиеся составляют теоретическую часть проекта, которая состоит из разделов:
-
история изделия
-
описание материалов (свойства муки, дрожжей, как это влияет на качество теста и изделия. Заодно повторяют темы: Товароведная характеристика муки, яиц и яичных продуктов, молока и молочных продуктов и т.д)
-
оборудование, инструменты, приспособления. (которые применяются при приготовлении изделий из дрожжевого теста)
-
технология приготовления изделия из дрожжевого теста( разрабатывают и оформляют технологическую катру)
-
экономическое обоснование проекта ( составляют калькуляционную карту и расчёт времени на изготовление изделия)
-
реклама изделия (пишут стихи, частушки, песни, рисуют плакаты…зазывают на дегустацию блюда)
Реализация проекта (защита) проходит за 2 урока. Учащиеся для защиты зараннее готовят и оформляют своё изделие. Каждый рассказывает один из разделов проекта (зараннее распределяется).
После выступления проходит дегустация изделий. На защите проекта присутствует жюри, которое выставляет оценки по следующим критериям:
-
знания по теме
-
граммотность и подача материала (четкость, краткость)
-
оформление и подача изделия
-
реклама изделия
-
соблюдение технологии приготовления изделия
-
творчество в работе
При чёткой организации работы за 2 урока успевают защититься все учащиеся.
Эти уроки являются благодатной почвой для развития ещё одной цепочки воспитания учащихся. Многие родители проявляют интерес к работе детей и проявляется одна из форм сотрудничества
Перед выходом на производственную практику с учащимися II курса был проведён урок- творческий проект на тему: « Организация ПОП»
Целью урока я ставила:
-
Обобщить знания учащихся по предметам профессионального цикла;
-
Сформировать умение защищать творческий проект; развивать речь, мышление, коммуникативные способности учащихся;
-
Воспитывать чувство ответственности, находчивости при достижении цели.
Урок проводился на заключительном этапе изучения тем и рассчитан на решение самостоятельных задач по Кулинарии, Оборудовании ПОП, основам калькуляции и учёта, Основам физиологии питания, санитарии и гигиены.
Я использовала групповую форму защиты проекта. На уроке работало 4 бригады (каждая бригада - это своего рода предприятие общественного питания, определялась с помощью жеребьёвки). Учащиеся самостоятельно разрабатывали творческий проект по одному из предприятий общественного питания, который состоял из следующих разделов:
-
Характеристика ПОП и описание своего предприятия;
-
Составление меню;
-
Оснащение ПОП;
-
Составление калькуляционных карт;
-
Рецептура и технологическая схема приготовления фирменного блюда;
-
Реклама ПОП и фирменного блюда.
Защита проекта проходила в 2 урока. Каждая бригада (группа) защищала свой проект. Так же учащиеся показывали умение сервировать стол и складывать салфетки, проводилось тестирование по спецдисциплинам, были предложены задания на сообразительность для бригадиров групп (по ключевым словам составить пословицы и поговорки, из набора букв составить профессии ПОП, правильно произнести слова).
В урок были вовлечены и мастера производственного обучения, которые помогали учащимся «создавать» фирменного блюдо. Каждое предприятие (группа) разрабатывала рекламу к своему блюду, а затем представляла его на дегустацию членам жюри.
Итоги работы оценивались жюри, которое анализировало ответы учащихся и давало им оценку.
Выбранная форма урока заинтересовала учащихся, они с ответственностью готовились к защите своей работы.
По результатам работы с применением проектного метода можно сделать следующий вывод:
-
при применении данного метода достигаются высокие результаты обучения учащихся.