«Творческий проект как активный метод обучение на уроках спецдисциплин»

    Перед любым преподавателем стоит важнейшая задача не только сообщить учащимся определенный набор знаний по конкретной теме, развивать  умения и навыки, но и научить их самостоятельно добывать информацию, применять ее на практике, развивать у них стремление к непрерывному самообразованию. И максимально отвечает данным требованиям метод проектов.     Метод проектов решает многие задачи обучения: это и обучающие, и развивающие, и воспитательные. При выполнении того или иного проекта учащиеся ...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования и науки Брянской области

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Почепский механико-аграрный техникум»











Доклад на тему:

«Творческий проект как активный метод обучение на уроках спецдисциплин»











Подготовил

мастер п/о Дробкова Г.Н.

по профессии повар, кондитер



2011г.

Введение

Перед любым преподавателем стоит важнейшая задача не только сообщить учащимся определенный набор знаний по конкретной теме, развивать умения и навыки, но и научить их самостоятельно добывать информацию, применять ее на практике, развивать у них стремление к непрерывному самообразованию. И максимально отвечает данным требованиям метод проектов.

Метод проектов решает многие задачи обучения: это и обучающие, и развивающие, и воспитательные. При выполнении того или иного проекта учащиеся обобщают все свои знания в этой области, изучают что-то новое.

Целью данной работы: является изучение влияния идей метода проектов на познавательное и личностное развитие учащихся.

Задача данного исследования: обобщение опыта работы с помощью метода проектов в курсе спецдисциплин.

Практическая ценность работы состоит в том, что приведенные примеры и результаты исследований могут быть использованы учителями в процессе преподавания спецдисциплин по профессии повар, кондитер. В исследовании были использованы следующие методы: изучение научной литературы, наблюдение, эксперимент.

Творческий проект - это учебно - трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которого ими создаётся продукт, обладающий новизной. В соответствии с требованиями, творческие проекты по изготовлению изделий, пользующихся спросом, требуют знаний и умений предпринимательской деятельности. Это меняет не только содержание, но и методы обучения, вырабатывающие у учащихся качества личности, которые позволяли бы адаптироваться к новым социально-экономическим условиям. Так, при выполнении своего творческого проекта, учащиеся выполняют экономический расчёт, в котором отражают финансовые затраты на изготовление изделия, затраты времени, возможность массового производства, продажную цену и т.д. Как правило, учебные проекты содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Эта задача должна быть привлекательна своей формулировкой и должна стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности. Используя проектный метод обучения, учащиеся постигают всю технологию решения задач - от постановки вопроса до представления результата.

Не следует понимать проект как контрольную работу. Проект - творческая работа, во время которой учащиеся продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения работы на базе предыдущих разделов курса. Именно при выполнении творческих проектов учащиеся выявляют свои профессиональные способности, получают первоначальную специальную подготовку, в результате чего у них формируется осознанное профессиональное намерение.

Особенность системы выполнения проектов - совместная творческая работа преподавателя и учащегося. При этом имеется возможность расширить обозначенные в программе направления творческой деятельности, учесть интересы учащихся. Проекты любой направленности будут педагогически эффективны только в контексте общей концепции обучения и воспитания. Проекты - это лишь один из компонентов системы образования.

При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки. Кроме этого, групповая работа:

- даёт возможность учащимся объединиться по интересам;

- обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;

- воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;

- предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения;

- является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;

- позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества.

Особенность системы выполнения проектов - совместная творческая работа преподавателя и учащегося. Реализация метода творческих проектов изменила позицию самого преподавателя, который из носителя готовых знаний стал организатором самостоятельной познавательной деятельности учеников. В целом в работе над проектом преподаватель

- помогает учащимся в поиске нужных источников информации;

- сам является источником информации;

- координирует весь процесс;

- поощряет учащихся;

- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учащихся над проектом.

При защите своего проекта учащиеся учатся убеждать своих одногруппников, преподавателей в значимости работы, показывают свою компетентность в специальных вопросах, касающихся проекта, старательность, добросовестность при выполнении задания, аргументированность предлагаемого решения, уровень творчества и оригинальность подходов.

Положительные стороны метода проектов:

  • направленность на индивидуализацию обучения;

  • активизацию учения;

  • стимулирование инициативы и роста творческих возможностей.

Слабые стороны метода проектов:

  • недостаточность формирования теоретического мышления учащихся;

  • сведение роли преподавателя только к консультационной;

  • невозможность выработать общие подходы к решению задач.

Принципиальными положениями, существенными для использования метода проекта в учебно-воспитательном процессе являются:

  • самостоятельная индивидуальная или совместная деятельность учащихся в группах, работающих над проектом;

  • умение пользоваться исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, методами совместной творческой деятельности;

  • владение культурой общения в разных малых коллективах (умение спокойно выслушивать партнера, аргументировано высказывать свою точку зрения, помогать партнерам в возникающих по ходу работы трудностях, ориентируясь на общий, совместный результат);

  • умение распределить роли (обязанности) для выполнения общего задания, полностью осознавая ответственность за совместный результат и за успехи каждого партнера

Организация проектов требует тщательной специальной подготовки преподавателя и учащихся.

От преподавателя требуется:

  • умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;

  • владение исследовательскими, поисковыми методами, умение организовать исследовательскую, самостоятельную работу учащихся;

  • способность создавать новые идеи, направить учащихся на поиск путей решения поставленных проблем;

  • умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный эмоциональный настрой;

  • владение компьютерной грамотностью;

  • умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

От учащихся требуется:

  • знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, выдвижение гипотез, методов их решения);

  • владение компьютерной грамотностью: умение вводить и редактировать информацию (текстовую, графическую), обработку получаемых количественных данных с помощью программ электронных таблиц, пользование базами данных, распечатку информации на принтере;

  • владение коммуникативными навыками;

  • умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач;

«Творческий проект как активный метод обучение на уроках спецдисциплин»

В обучении спецдисциплин важное место отводится методу проектов. При изучении темы «Изделия из дрожжевого теста» я предлагаю творческие проекты.

На организационном этапе учащиеся коллективного обсуждают изделия, которые выбираются для изготовления; знакомятся с тем, как создаются эти изделия в промышленности. Выбирают рецепты, которые не требуют больших денежных затрат. Результаты работ оформляются в виде технологических схем, карточек самоконтроля, где могут быть указаны режимы обработки продуктов, технологическая последовательность. Так же знакомятся с историей изделия (работа с литературой, изучение национальных блюд…

На технологическом этапе учащиеся составляют теоретическую часть проекта, которая состоит из разделов:

  • история изделия

  • описание материалов (свойства муки, дрожжей, как это влияет на качество теста и изделия. Заодно повторяют темы: Товароведная характеристика муки, яиц и яичных продуктов, молока и молочных продуктов и т.д)

  • оборудование, инструменты, приспособления. (которые применяются при приготовлении изделий из дрожжевого теста)

  • технология приготовления изделия из дрожжевого теста( разрабатывают и оформляют технологическую катру)

  • экономическое обоснование проекта ( составляют калькуляционную карту и расчёт времени на изготовление изделия)

  • реклама изделия (пишут стихи, частушки, песни, рисуют плакаты…зазывают на дегустацию блюда)

Реализация проекта (защита) проходит за 2 урока. Учащиеся для защиты зараннее готовят и оформляют своё изделие. Каждый рассказывает один из разделов проекта (зараннее распределяется).

После выступления проходит дегустация изделий. На защите проекта присутствует жюри, которое выставляет оценки по следующим критериям:

  • знания по теме

  • граммотность и подача материала (четкость, краткость)

  • оформление и подача изделия

  • реклама изделия

  • соблюдение технологии приготовления изделия

  • творчество в работе

При чёткой организации работы за 2 урока успевают защититься все учащиеся.

Эти уроки являются благодатной почвой для развития ещё одной цепочки воспитания учащихся. Многие родители проявляют интерес к работе детей и проявляется одна из форм сотрудничества

«Творческий проект как активный метод обучение на уроках спецдисциплин»«Творческий проект как активный метод обучение на уроках спецдисциплин»«Творческий проект как активный метод обучение на уроках спецдисциплин»«Творческий проект как активный метод обучение на уроках спецдисциплин»«Творческий проект как активный метод обучение на уроках спецдисциплин»

«Творческий проект как активный метод обучение на уроках спецдисциплин»

Перед выходом на производственную практику с учащимися II курса был проведён урок- творческий проект на тему: « Организация ПОП»

Целью урока я ставила:

  • Обобщить знания учащихся по предметам профессионального цикла;

  • Сформировать умение защищать творческий проект; развивать речь, мышление, коммуникативные способности учащихся;

  • Воспитывать чувство ответственности, находчивости при достижении цели.

Урок проводился на заключительном этапе изучения тем и рассчитан на решение самостоятельных задач по Кулинарии, Оборудовании ПОП, основам калькуляции и учёта, Основам физиологии питания, санитарии и гигиены.

Я использовала групповую форму защиты проекта. На уроке работало 4 бригады (каждая бригада - это своего рода предприятие общественного питания, определялась с помощью жеребьёвки). Учащиеся самостоятельно разрабатывали творческий проект по одному из предприятий общественного питания, который состоял из следующих разделов:

  • Характеристика ПОП и описание своего предприятия;

  • Составление меню;

  • Оснащение ПОП;

  • Составление калькуляционных карт;

  • Рецептура и технологическая схема приготовления фирменного блюда;

  • Реклама ПОП и фирменного блюда.

Защита проекта проходила в 2 урока. Каждая бригада (группа) защищала свой проект. Так же учащиеся показывали умение сервировать стол и складывать салфетки, проводилось тестирование по спецдисциплинам, были предложены задания на сообразительность для бригадиров групп (по ключевым словам составить пословицы и поговорки, из набора букв составить профессии ПОП, правильно произнести слова).

В урок были вовлечены и мастера производственного обучения, которые помогали учащимся «создавать» фирменного блюдо. Каждое предприятие (группа) разрабатывала рекламу к своему блюду, а затем представляла его на дегустацию членам жюри.

Итоги работы оценивались жюри, которое анализировало ответы учащихся и давало им оценку.

Выбранная форма урока заинтересовала учащихся, они с ответственностью готовились к защите своей работы.

По результатам работы с применением проектного метода можно сделать следующий вывод:

  • при применении данного метода достигаются высокие результаты обучения учащихся.

© 2010-2022