• Преподавателю
  • Технология
  • «Использование «кейс-метода», как одного из путей формирования основных компетенций школьника ХХI века»

«Использование «кейс-метода», как одного из путей формирования основных компетенций школьника ХХI века»

Кейс - Метод предназначен для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; задача преподавателя при этом сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Использование «кейс-метода», как одного из путей формирования основных компетенций школьника ХХI века». videouroki.net›filecom.php…


Андреева Елена Ивановна

учитель технологии высшей квалификационной категории

МБОУ "Лицей имени С.Н. Булгакова" г. Ливны

e-mail [email protected]

В педагогической теории исторически сложились два подхода к пониманию учительского мастерства. Первый связан с пониманием методов педагогического труда, второй базируется на утверждении, что личности педагога, а не методу принадлежит ведущая роль в воспитании. Мастерство учителя - это и есть компетентность.

«Компетенция - готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели».

К.п.н. А.В. Селевко

Особое внимание в последнее время уделяется ключевым компетенциям:

  • Ценностно-смысловые

  • Общекультурные

  • Учебно-познавательные

  • Информационные

  • Коммуникативные

  • Социально-трудовые

  • Личностное самовыражение

Знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету, к деятельности.

Г«Использование «кейс-метода», как одного из путей формирования основных компетенций школьника ХХI века».лавная задача каждого учителя - не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них личностно-значимые компетенции и интерес к учению, активизировать самостоятельную познавательную деятельность.

Поэтому без хорошо продуманных технологий, методов, форм обучения трудно организовать успешный образовательный процесс. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения, творчества: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания.

В своей педагогической деятельности, я использую следующие педагогические технологии:

  • Традиционное обучение;

  • развивающее обучение;

  • игровое обучение;

  • проблемное обучение;

  • программированное обучение;

  • активное обучение;

  • авторские педагогические технологии;

  • компьютерные технологии обучения;

  • разноуровневое обучение;

  • проектные технологии;

  • учение через обучение;

  • кейс-метод.

Кейс (Case study) - метод анализа ситуаций.

Кейс-метод - метод активного проблемно - ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (кейсов).

Кейс-метод позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по тому или иному курсу, практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою.

Цели кейс-метода заключаются в:

  • активизации познавательной деятельности обучающихся , что в свою очередь, повышает эффективность обучения;

  • повышении мотивации к учебному процессу;

  • отработке умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации;

  • умении делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации;

  • приобретении навыков четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, убедительно отстаивать и защищать свою точку зрения;

  • выработке навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществлении самоанализа, самоконтроля и самооценки.

Структура и содержание кейса:

  • предъявление темы урока, проблемы, вопросов, задания;

  • подробное описание спорных ситуаций;

  • сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;

  • учебно-методическое обеспечение: наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал; литература основная и дополнительная;

  • режим работы с кейсом;

  • критерии оценки работы по этапам.

Этапы выполнения кейсов.

Первый этап - знакомство с ситуацией, её особенностями;

второй этап - выделение основной проблемы;

третий этап - построение критериев решения проблемы, предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

четвёртый этап - выработка конструктивных идей;

пятый этап - решение кейса - предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.

Структура процесса обучения по кейсу на уроках технологии заключается в следующем:


  1. Знакомство с конкретным случаем

(изготовление подставок для дисков)

Цель: Понимание проблемной ситуации

и ситуации принятия решения.

  1. Информация, полученная из материалов

  2. выбранной задачи и благодаря самостоятельной обработке информации

Цель: Научиться добывать информацию, необходимую для поиска решения и

оценивать ее.

3. Обсуждение: обсуждение возможностей альтернативных решений.

Цель: Развитие альтернативного

мышления.

4. Резолюция: нахождение решения

в группах.

Цель: Сопоставление и оценка

вариантов решения.

  1. Диспут: Отдельные группы защищают

свое решение.

Цель: аргументированная

защита решений.

  1. Сопоставление итогов: сравнение

решений, принятых в группах с решением, встречающимся в действительности.

Цель: Оценить взаимосвязь интересов,

в которых находятся отдельные решения.

При изучении регионального модуля «Основы художественного творчества» в 8 классах, я применяю элементы этого метода на своих уроках технологии.

Суть его в том, что обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает какую либо практическую проблему и актуализирует определенный комплекс знаний, связанный с профессией. Затем следует анализ ситуаций.

Анализ ситуаций может применяться при всех этапах вводного и заключительного инструктажа. Важно сконструировать знания, умения и навыки. Этот метод можно применять при опросе, при объяснении нового материала, при закреплении, при контроле.

Самым распространенным на сегодняшний день является метод ситуационного анализа, позволяющий глубоко и детально исследовать проблему. Обучающемуся предлагается банки идей и предложений с подробным описанием изготовления изделия и ставится задача, требующая решения. Могут быть также предложены для анализа уже реализованные модели. В этом случае главная задача - определить путем анализа их целесообразность.

Игра «Секретарь»

«Директор мебельной фирмы «Умелец» задерживается в командировке. Он звонит секретарю и просит его отобрать материалы для изготовления подставок для дисков.

Все документы по материалам лежат у него на рабочем столе вместе с поступившей за прошедшие два дня корреспонденцией».

Детям нужно разделиться на три группы и каждой группе придумать название.

Каждой группе нужно выбрать одного ученика, который собственно и будет секретарем. Остальные учащиеся группа поддержки.

Учащимся раздаётся комплект источников информации (варианты материалов). Секретарю за 5 минут нужно на листе перечислить критерии отбора информации (составить рейтинг используемых материалов).

Затем секретарю и группе по этим критериям нужно отобрать материалы для изготовления.

Далее в совместном обсуждении каждая группа должна выработать общее решение, какие материалы и почему надо отобрать для изготовления подставок для дисков.

Затем ученику - секретарю нужно защитить решение своей группы и предоставить эту информацию на иностранном языке и информационных носителях.

Применение такого метода стимулирует умственное развитие обучающихся, обусловленное самостоятельной поисковой деятельностью, и способствует дальнейшему формированию творческого профессионального мышления.

Метод предназначен для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; задача преподавателя при этом сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.

Преимущества кейс-метода.

  1. Использование принципов проблемного обучения - получение навыков решения реальных проблем, возможность работы группы на едином проблемном поле;

  2. получение навыков работы в команде;

  3. выработка навыков простейших обобщений;

  4. выработка навыков вести презентации; пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.

Значение кейс-метода.

  1. Позволит расширить представления учащихся о видах художественной обработки изделий и данного вида прикладного творчества, развивает наглядно - образное мышление, мелкую моторику рук, умение самостоятельно выполнять упражнения (приемы работы), научить применять полученных знания и умения в практической деятельности, повысить интерес к предмету у обучающихся.

  2. Применение кейсов в образовательном процессе позволяет обучающимся самостоятельно добывать знания и поддерживать взаимосвязь «учитель↔ученик» и «ученик↔ученик».

Применяя кейс - метод обучающиеся МБОУ "Лицей имени С.Н. Булгакова " на протяжении 5 лет становятся призерами и победителями муниципальных и региональных туров Всероссийской олимпиады школьников по технологии, призерами муниципальных, Всероссийских научно-практических конференций.

Решение кейсов одинаково эффективно в групповой работе, в работе в парах, в индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, сочинения-миниатюры, устного выступления и так далее.
При умелом использовании такого рода деятельности на уроках происходит самопроизвольный переход обучающихся от внешней мотивации обучения к внутренней регуляции самообучения. Таким образом, появляется возможность максимально индивидуализировать процесс обучения.






4

© 2010-2022