- Преподавателю
- Технология
- «Использование «кейс-метода», как одного из путей формирования основных компетенций школьника ХХI века»
«Использование «кейс-метода», как одного из путей формирования основных компетенций школьника ХХI века»
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Андреева Е.И. |
Дата | 27.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«Использование «кейс-метода», как одного из путей формирования основных компетенций школьника ХХI века». videouroki.net›filecom.php…
Андреева Елена Ивановна
учитель технологии высшей квалификационной категории
МБОУ "Лицей имени С.Н. Булгакова" г. Ливны
e-mail [email protected]
В педагогической теории исторически сложились два подхода к пониманию учительского мастерства. Первый связан с пониманием методов педагогического труда, второй базируется на утверждении, что личности педагога, а не методу принадлежит ведущая роль в воспитании. Мастерство учителя - это и есть компетентность.
«Компетенция - готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели».
К.п.н. А.В. Селевко
Особое внимание в последнее время уделяется ключевым компетенциям:
-
Ценностно-смысловые
-
Общекультурные
-
Учебно-познавательные
-
Информационные
-
Коммуникативные
-
Социально-трудовые
-
Личностное самовыражение
Знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету, к деятельности.
Главная задача каждого учителя - не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них личностно-значимые компетенции и интерес к учению, активизировать самостоятельную познавательную деятельность.
Поэтому без хорошо продуманных технологий, методов, форм обучения трудно организовать успешный образовательный процесс. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения, творчества: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания.
В своей педагогической деятельности, я использую следующие педагогические технологии:
-
Традиционное обучение;
-
развивающее обучение;
-
игровое обучение;
-
проблемное обучение;
-
программированное обучение;
-
активное обучение;
-
авторские педагогические технологии;
-
компьютерные технологии обучения;
-
разноуровневое обучение;
-
проектные технологии;
-
учение через обучение;
-
кейс-метод.
Кейс (Case study) - метод анализа ситуаций.
Кейс-метод - метод активного проблемно - ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (кейсов).
Кейс-метод позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по тому или иному курсу, практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою.
Цели кейс-метода заключаются в:
-
активизации познавательной деятельности обучающихся , что в свою очередь, повышает эффективность обучения;
-
повышении мотивации к учебному процессу;
-
отработке умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации;
-
умении делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации;
-
приобретении навыков четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, убедительно отстаивать и защищать свою точку зрения;
-
выработке навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществлении самоанализа, самоконтроля и самооценки.
Структура и содержание кейса:
-
предъявление темы урока, проблемы, вопросов, задания;
-
подробное описание спорных ситуаций;
-
сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;
-
учебно-методическое обеспечение: наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал; литература основная и дополнительная;
-
режим работы с кейсом;
-
критерии оценки работы по этапам.
Этапы выполнения кейсов.
Первый этап - знакомство с ситуацией, её особенностями;
второй этап - выделение основной проблемы;
третий этап - построение критериев решения проблемы, предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;
четвёртый этап - выработка конструктивных идей;
пятый этап - решение кейса - предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.
Структура процесса обучения по кейсу на уроках технологии заключается в следующем:
-
Знакомство с конкретным случаем
(изготовление подставок для дисков)
Цель: Понимание проблемной ситуации
и ситуации принятия решения.
-
Информация, полученная из материалов
-
выбранной задачи и благодаря самостоятельной обработке информации
Цель: Научиться добывать информацию, необходимую для поиска решения и
оценивать ее.
3. Обсуждение: обсуждение возможностей альтернативных решений.
Цель: Развитие альтернативного
мышления.
4. Резолюция: нахождение решения
в группах.
Цель: Сопоставление и оценка
вариантов решения.
-
Диспут: Отдельные группы защищают
свое решение.
Цель: аргументированная
защита решений.
-
Сопоставление итогов: сравнение
решений, принятых в группах с решением, встречающимся в действительности.
Цель: Оценить взаимосвязь интересов,
в которых находятся отдельные решения.
При изучении регионального модуля «Основы художественного творчества» в 8 классах, я применяю элементы этого метода на своих уроках технологии.
Суть его в том, что обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает какую либо практическую проблему и актуализирует определенный комплекс знаний, связанный с профессией. Затем следует анализ ситуаций.
Анализ ситуаций может применяться при всех этапах вводного и заключительного инструктажа. Важно сконструировать знания, умения и навыки. Этот метод можно применять при опросе, при объяснении нового материала, при закреплении, при контроле.
Самым распространенным на сегодняшний день является метод ситуационного анализа, позволяющий глубоко и детально исследовать проблему. Обучающемуся предлагается банки идей и предложений с подробным описанием изготовления изделия и ставится задача, требующая решения. Могут быть также предложены для анализа уже реализованные модели. В этом случае главная задача - определить путем анализа их целесообразность.
Игра «Секретарь»
«Директор мебельной фирмы «Умелец» задерживается в командировке. Он звонит секретарю и просит его отобрать материалы для изготовления подставок для дисков.
Все документы по материалам лежат у него на рабочем столе вместе с поступившей за прошедшие два дня корреспонденцией».
Детям нужно разделиться на три группы и каждой группе придумать название.
Каждой группе нужно выбрать одного ученика, который собственно и будет секретарем. Остальные учащиеся группа поддержки.
Учащимся раздаётся комплект источников информации (варианты материалов). Секретарю за 5 минут нужно на листе перечислить критерии отбора информации (составить рейтинг используемых материалов).
Затем секретарю и группе по этим критериям нужно отобрать материалы для изготовления.
Далее в совместном обсуждении каждая группа должна выработать общее решение, какие материалы и почему надо отобрать для изготовления подставок для дисков.
Затем ученику - секретарю нужно защитить решение своей группы и предоставить эту информацию на иностранном языке и информационных носителях.
Применение такого метода стимулирует умственное развитие обучающихся, обусловленное самостоятельной поисковой деятельностью, и способствует дальнейшему формированию творческого профессионального мышления.
Метод предназначен для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; задача преподавателя при этом сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.
Преимущества кейс-метода.
-
Использование принципов проблемного обучения - получение навыков решения реальных проблем, возможность работы группы на едином проблемном поле;
-
получение навыков работы в команде;
-
выработка навыков простейших обобщений;
-
выработка навыков вести презентации; пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.
Значение кейс-метода.
-
Позволит расширить представления учащихся о видах художественной обработки изделий и данного вида прикладного творчества, развивает наглядно - образное мышление, мелкую моторику рук, умение самостоятельно выполнять упражнения (приемы работы), научить применять полученных знания и умения в практической деятельности, повысить интерес к предмету у обучающихся.
-
Применение кейсов в образовательном процессе позволяет обучающимся самостоятельно добывать знания и поддерживать взаимосвязь «учитель↔ученик» и «ученик↔ученик».
Применяя кейс - метод обучающиеся МБОУ "Лицей имени С.Н. Булгакова " на протяжении 5 лет становятся призерами и победителями муниципальных и региональных туров Всероссийской олимпиады школьников по технологии, призерами муниципальных, Всероссийских научно-практических конференций.
Решение кейсов одинаково эффективно в групповой работе, в работе в парах, в индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, сочинения-миниатюры, устного выступления и так далее.
При умелом использовании такого рода деятельности на уроках происходит самопроизвольный переход обучающихся от внешней мотивации обучения к внутренней регуляции самообучения. Таким образом, появляется возможность максимально индивидуализировать процесс обучения.
4