Рабочая учебная программа по технологии (Технический труд) для обучающихся 5-10 классов

Рабочая учебная программа по технологии (Технический труд) для обучающихся 5-10 классов. Изучение предмета «Технология» нацелено на развитие творческих способностей, готовности к саморазвитию, осознанному выбору профессии, на формирование экологической и экономической культуры. Образовательная область «Технология» способствует смягчению всех психофизических и речевых нарушений детей с ТНР, развитию эмоционально-волевой сферы и коммуникативного поведения, повышает мотивацию учения данной категории детей, так как имеет практическую направленность содержания.
Раздел Технология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБС(К)ОУ «С(К)ОШ V вида»















Технология. Технический труд

рабочая учебная программа








Разработала:

учитель технологии

Черных

Наталья Евгеньевна








Березники,

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

В современных социально-экономических условиях развития общества преподавание образовательной области «Технология» в коррекционной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи приобретает первостепенное значение в вопросе социализации выпускников.

Предмет «Технология», являясь интегративной образовательной областью, призван обеспечить учащимся с тяжелыми речевыми расстройствами возможность овладеть наиболее распространенными способами и средствами преобразования окружающей действительности, применить в практической деятельности научные знания, полученные при изучении других дисциплин.

Изучение предмета «Технология» нацелено на развитие творческих способностей, готовности к саморазвитию, осознанному выбору профессии, на формирование экологической и экономической культуры.

Кроме того, образовательная область «Технология» способствует смягчению всех психофизических и речевых нарушений детей с ТНР, развитию эмоционально-волевой сферы и коммуникативного поведения, повышает мотивацию учения данной категории детей, так как имеет практическую направленность содержания.

Целями образовательной области «Технология» в коррекционной школе V вида являются:

  • Формирование технико-технологической грамотности, культуры труда и делового общения, навыков в прикладной творческой деятельности;

  • Развитие мышления и творческого потенциала личности учащихся, обеспечение осознанного профессионального самоопределения в условиях рынка труда.

Цели конкретизируются в основных предметно-ориентированных задачах:

  • Ознакомление учащихся с ролью технологии в нашей жизни, с деятельностью человека по преобразованию материалов, энергии, информации.

  • Осознание учащимися степени влияния технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека.

  • Обучение исследованию потребностей людей и поиску путей их удовлетворения.

  • Формирование общетрудовых знаний и умений по созданию личностно и социально значимых объектов и услуг в условиях ограниченности ресурсов с учетом требований дизайна и возможностей декоративно-прикладного творчества.

  • Ознакомление с особенностями рыночной экономики и предпринимательства, получение опыта рекламирования созданной продукции с целью дальнейшей реализации.

  • Развитие творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способно самостоятельно приобретать знания из различных областей и применять для решения конкретных практических задач.

  • Подготовка выпускников к осознанному выбору профессии, формирование умения строить свою профессиональную образовательную траекторию.

Рабочая программа по технологии ориентирована на формирование и развитие общеучебных компетенций:

  • применение методов информационного поиска и выделения необходимой информации;

  • осуществление для решения учебных задач операций анализа, синтеза, сравнения,

классификации, установление причинно-следственных связей, обобщение, формулирование выводов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, построение логических цепочек рассуждений, доказательство;

  • принятие взвешенных и аргументированных решений в учебной и жизненной ситуации;

  • осуществление самоконтроля в проектной деятельности и самооценки процесса проектирования и его результатов;

  • овладение устным и письменным общением;

  • распределение обязанностей и работа в команде.

Настоящая рабочая программа реализует направление «Технология. Технический труд» для смешанных групп учащихся и разработана на основе следующих нормативно-правовых документов и примерных программ:

  1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».



  1. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».



  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012г. №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».

  2. Приказ от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Базовыми для направления «Технология. Технический труд» являются следующие модули: «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов. Технология создания изделий из древесины», «Машины и механизмы», «Технологии создания изделий из металлов», «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Современное производство и профессиональное образование», «Основы проектирования».

При разработке программы учитывались:

  • психофизические особенности учащихся с тяжелыми речевыми расстройствами, их потребности;

  • материально-техническое оснащение мастерских в МС(К)ОУ «С(К)ОШ V вида» и перспективы их развития;

  • особенности организации обучения технологии в условиях МС(К)ОУ «С(К)ОШ V вида» г. Березники;

  • особенности экономического и культурного развития г. Березники и Пермского края.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на этапе основного общего образования 245 часов для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология», в том числе: в V, VI и VII классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю, в VIII классе - 35 часов.

В МС(К)ОУ «С(К)ОШ V вида» при организации обучения технологии в смешанных группах на реализацию направления «Технология. Технический труд» отводится 272 часа, в том числе в V, VI ,VII, VIII, IX классах по 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю, в X классе - 102 часа из расчета 3 учебных часа в неделю.

В связи с тем, что «Технология» является практико-ориентированной образовательной областью, 70% учебного времени отводится на реализацию практической части, 30% - на изучение теоретического материала.

Для успешной реализации целей и задач программы предусмотрено использование разнообразных методов и форм обучения.

Основной метод преподавания - метод проектов. Успешное выполнение проектной работы учащихся достигается путем качественной организации их исследовательской деятельности. Учащимся предлагается самостоятельно выполнить по 2-3 проекта ежегодно в рамках изучаемых модулей. В процессе проектирования учащиеся ведут записи в тетради, фиксируя все рабочие материалы с расчетами, предположениями, выводами.

Проектирование имеет следующую структуру:

  1. Определение потребности, обоснование выбора проекта;

  2. Краткая формулировка цели проекта

  3. Набор первоначальных идей

  4. Обоснование выбора наиболее целесообразной идеи

  5. Разработка идеи, в том числе разработка конструкции изделия, выполнение необходимых расчетов, изображение изделия в различных техниках, макетирование, исследование при выборе материалов, подбор инструментов

  6. Планирование и разработка технологической карты

  7. Экономический и экологический анализ

  8. Заключение, самооценка и независимая оценка процесса проектирования и проектного изделия

В процессе проектной работы проектанты получают консультативную помощь со стороны учителя во фронтальном и индивидуальном режиме. Для информационного исследования характеристик изделия, изготовления наглядных средств, для презентации проектного изделия (схемы, таблицы, иллюстрации) предполагается активное использование дистанционного режима обучения.

Широкое применение находят объяснительно-иллюстративные методы обучения. Метод беседы имеет целесообразное применение при изучении вводных тем, в содержание которых входят вопросы истории, экологии, здоровья взрослых и детей. В этих случаях учащиеся уже имеют знания и практический опыт, полученные на уроках технологии и биологии.

Для повышения эффективности обучения целесообразно использование средств наглядности: оборудование, демонстрация приемов работы инструментами, схемы и технологические карты, таблицы. Компьютерные средства позволяют сделать занятия более насыщенными и наглядными. Компьютерные презентации и видеоролики обеспечивают подкрепление учебной информации схемами и яркими иллюстрациями.

Для реализации практической части курса и проектной деятельности целесообразно использование индивидуальных, парных и групповых формы обучения, способствующие развитию у учащихся коммуникативных и организаторских способностей, умений взаимодействия и взаимообучения, их самостоятельности и активности.

Для выявления результатов обучения используются различные формы контроля.

Предусматривается текущий, тематический и итоговый контроль.

Текущий контроль осуществляется в течение всего учебного процесса и позволяет оценить активность и качество учебной деятельности ученика.

Используются разнообразные формы контроля: тестовые задания, практические задачи, малые дидактические игры, например, кроссворды.

Тематический и итоговый контроль включает в себя две составляющих:

  • срез знаний с использованием метода тестов;

  • проектная работа учащихся.

Проектные работы включают самостоятельный выбор учащимися темы, целенаправленное информационное исследование, изготовление изделия или поиск решения социальных проблемных вопросов и защиту проекта.

Деятельность учащихся в течение учебного процесса оценивается по традиционной пятибалльной шкале.

  1. Оценка проектной деятельности учащихся в процессе обучения технологии с 5-ого по 10-ый класс.

В проектной работе самостоятельно оцениваются:

  • исследовательская деятельность и защита проекта;

  • качество практической работы.

Критерии оценки представлены в таблицах №1 и № 2.



Таблица №1

Критерии оценки исследовательской деятельности и защиты проекта

Баллы

1.

Обоснование выбора темы, формулировка цели

2

2.

Аналитическая работа с информацией по вопросам темы, выполнение расчетов, экологическая оценка



4

3.

Творческий подход к защите проекта

1

4.

Четкость и выразительность речи при защите

1

5.

Правильность ответов на вопросы

2

ИТОГО:

10


9-10 баллов - «5» («отлично»);

7-8 баллов - «4» («хорошо»);

5-6 баллов - «3» («удовлетворительно»);

меньше 4 баллов - «2» («неудовлетворительно»).

Таблица №2

Критерии оценки качества практической работы

Баллы

1

Правильная технологическая последовательность изготовления изделия

4

2.

Испытание проектного изделия

2

3.

Соблюдение правил безопасного труда

2

4.

Эстетическое оформление проектного изделия

2

ИТОГО:

10

9-10 баллов - «5» («отлично»);

7-8 баллов - «4» («хорошо»);

5-6 баллов - «3» («удовлетворительно»);

меньше 4 баллов - «2» («неудовлетворительно»).

В результате изучения предмета «Технология. Технический труд» ученик должен знать/ понимать:

- основные технологические понятия;

- назначение и технологические свойства материалов;

- назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений и оборудования;

- виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций;

- профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

- средства оформления интерьера;

- виды современной бытовой техники;

- сферы современного производства;

- разделение труда на производстве;

- понятие о специальности, профессии и квалификации работника;

- факторы, влияющие на оплату труда;

- пути получения профессионального образования;

- свои интересы, склонности и способности, учет их при выборе профессии.

Ученик получит возможность научиться:


  • определять потребности людей и общества;

  • осуществлять дизайн-анализ изделий;

  • формулировать цели и задачи проектирования;

  • разрабатывать критерии для выбранного проектирования изделия;

  • рационально организовать рабочее место;

  • применять конструкторскую и технологическую документацию;

  • составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия;

  • выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;

  • выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений машин и оборудования;

  • соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами и оборудованием;

  • осуществлять доступными средствами контроль качества изготовляемого изделия (детали);

  • находить и устранять допущенные дефекты;

  • планировать ремонтно-отделочные работы с указанием необходимых материалов и оборудования;

  • анализировать бюджет семьи;

  • находить информацию о профессиональных учебных заведениях в городе;

  • находить информацию о положении на рынке труда;

  • учитывать свои интересы, склонности и способности при выборе профессии;

.

Ученик должен использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • анализа потребностей и выявления возможностей их удовлетворения с учетом существующих ресурсов;

  • планирования и организации преобразовательной деятельности;

  • поиска и критической переработки необходимой информации;

  • для изготовления изделий из поделочных материалов с использованием инструментов и ручных приспособлений;

  • изготовления изделий из поделочных материалов в различных декоративно-прикладных техниках;

  • использования бытовой техники по назначению;

  • выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью;

  • использования санитарно-гигиенических средств в жилых помещений;

  • построение своей профессиональной образовательной траектории.

© 2010-2022