- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа кружка по технологии Мир фантазии
Рабочая программа кружка по технологии Мир фантазии
Раздел | Технология |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Калинина М.А. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Пугачёва Саратовской области им.Т.Г.Мазура»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
___________ /_______________________ /
Протокол № от
«____»________________2015г.
«Согласовано»
Заместитель директора по ВВР с детьми
МОУ «СОШ № 1 г.Пугачева имени Т.Г.Мазура»
____________ /___________________________/
«___»_______________________2015г.
«Утверждено»
Директор
МОУ «СОШ №1 г. Пугачёва имени Т.Г.Мазура»
______________________/_М.И.Никулина/
Приказ № ______ от «____»_______________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
руководителя кружка по внеурочной деятельности
«Мир фантазии»
художественно-эстетического направления развития личности
учащихся 6абвг классов.
Составила учитель технологии 1 категории
Калинина Майя Анатольевна
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № ______ от «__»______________2015г.
2015- 2016 учебный год
Пояснительная записка
Создание перспективной системы образования, способной подготовить учащихся к жизни в современных условиях - одна из наиболее важных проблем современного общества. По программе курса «Технология» в разделе «Художественные ремесла» учащиеся знакомятся с некоторыми видами декоративно-прикладного творчества. Данная тема обычно вызывает неподдельный интерес у учащихся. Это и послужило идеей создания кружка «Мир фантазии», программа которого направлена на общекультурное развитие личности школьника, ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер.
Актуальность программы обусловлена тем, что в современных условиях далеко не все черты социальной жизни безусловно позитивны, и присвоение их подрастающим поколением, становится педагогической проблемой, так как дети усваивают не только положительные качества взрослых. В возможности получить этот необходимый опыт и состоит уникальное значение кружка «Мир фантазии».
При этом следует учитывать, что программа направлена на:
-создание условий для развития ребенка;
-ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;
-участие в создании коллективных композиций, сюжетно и идейно связанных с определенными событиями, темами;
-изучение этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;
-развитие мотиваций к познанию и творчеству;
-приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
-укрепление психического и физического здоровья.
Рабочая программа модифицированная, разработана на основе типовых программ и методических разработок, дополняет школьные программы. Содержание программы составлено в соответствие с интересами учащихся и позволяет максимально разнообразить творческую деятельность учащихся и не повторяет имеющийся школьный предмет «Технология». Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества; приобщает к большому и разнообразному миру искусства; удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские качества.
Новизна программы состоит в том, что дети углубленно учатся основным техникам сразу нескольких ремесел: квилинг, канзаши, работе с самыми различными материалами. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала. Занятия в кружке имеют и культурно-психологическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить, дополнительно учатся церемониалу дарения.
Педагогической целесообразностью программы является то, что на основе умений и знаний, приобретаемых в кружке «Мир фантазии», ребенок укрепляет свою принадлежность к определенной системе позитивных социальных ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и другим.
Цель программы - формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие мотивации школьников к занятиям различными видами декоративно-прикладного творчества, вовлекать детей в активную творческую деятельность.
Для реализации вышеуказанной цели перед объединением ставятся следующие задачи:
Обучающие:
- сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения;
- научить детей владеть различными инструментами и приспособлениями;
-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
- познакомить детей с историей изучаемых видов рукоделия.
Развивающие:
- развивать память, внимание, мышление, эстетический вкус, мелкую моторику рук, глазомер;
- развивать образное восприятие окружающего мира;
-развивать у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать, усидчивость, трудолюбие, целеустремлённость, терпение, положительное отношение к труду, доброе отношение к товарищам, бережливость;
-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
-привить интерес к народному искусству.
Принципы, лежащие в основе программы:
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). "Чем больше органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются" (К.Д. Ушинский);
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• "от простого к сложному" (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Овладение школьниками содержанием данной программы позволит решать не только образовательные задачи, но и подготовит учащихся к конкуренции на рынке труда и профессий, так как одним из результатов изучения прикладных художественных работ является способность поставлять на рынок товаров и услуг уникальный продукт.
Деятельность учащихся в рамках данной программы носит творческий характер, т. е. способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию культуры как отдельного человека, так и общества в целом.
Данная программа дополнительного образования составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей подросткового возраста, рассчитана на 1 год обучения при свободном наборе детей 11-13 лет. На занятия отводится 74 часов в учебном году. Занятия проводятся по 2 часа 1 раз в неделю.
Программой предусмотрены задания как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.
Применяются такие формы занятий как урок-беседа, групповые, комбинированные, практические задания. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать поделки из различных материалов.
При реализации программы используются различные методы:
-
словесные - беседы, викторины;
-
наглядные - просмотр репродукций, фото- и видеосюжетов, образцов изделий;
-
практические - изготовление наглядных пособий, образцов и макетов изделий.
Оценка результатов занятий по данной программе осуществляется по ходу занятий с участием самих детей и их родителей и включают в себя критерии (мотивационно-личностный, деятельностно-практический) и соответствующие показатели. При коллективном обсуждении результатов дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии. Итоги работы проводятся в форме выставки.
В плане формирования личностных качеств детей программа предполагает развитие, в зависимости от заложенного потенциала следующих качеств:
- чувство собственного достоинства и уважения к другой личности,
- психологической устойчивости,
- воображения, творческих наклонностей,
- умения самостоятельно действовать, принимать решения.
Для проведения занятий необходимо постоянное помещение, оборудованное школьной доской, с креплениями для демонстрации наглядных пособий, использование технических средств обучения, методической литературы.
Содержание
Введение (2часа)
Правила поведения и техника безопасности на занятиях. Ознакомление с планом работы и подготовки материалов для работы.
Раздел 1: Цветы из природных материалов (6 часов)
Беседа «Красота осенних листьев». Изготовление розы из кленовых листьев. Подбор цветовой гаммы розы. Изготовление розы из виноградных листьев. Составление композиции
Раздел 2: Цветы из бросовых материалов (16 часов).
Правила работы с разовыми пластиковыми стаканчиками. Изготовление хризантемы. Композиция «Букет хризантем».
Изготовление лепестков цветка. Изготовление листьев разной формы. Композиция «Гиацинт». Изготовление ромашки. Изготовление василька. Композиция «Полевые цветы».
Раздел 3: Торцевание (10 часов)
История возникновения технологии «Торцевания». Виды бумаги, применяемые в торцевании. Основные правила работы с бумагой. Выполнение композиций « Ягодка»,«Цветочные фантазии», открытки «С Новым годом».
Раздел 4: Квиллинг (16 часов)
Свойства бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. История возникновения техники квиллинга. Основные формы "капля", "треугольник", "долька", "квадрат", "прямоугольник", "Завитки", "Спирали в виде стружки". Техника изготовления. Применение формы в композициях. Конструирование из основных форм квиллинга.
Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов. Изготовление простых, несложных цветов. Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Изготовление бахромчатых цветов. Изготовление листиков с продольными жилками. Изготовление простых животных. Композиция из цветов (коллективная работа).
Раздел 5: Вышивка лентами (8 часов)
История вышивки лентами. Материалы, необходимые для вышивки лентами. Перевод рисунка на ткань. Технология различных швов лентой: «вперед иголкой», «назад иголкой», «стебельчатый», «петля с прикрепом», «полупетля с прикрепом», «длинный стежок с завитком», «закрученная петля». Выполнение выпуклых роз. Изготовление миниатюры «Цветы».
Раздел 6: Канзаши (из атласных лент) (16 часов)
История возникновения технологии «канзаши». Материалы, необходимые для работы. Разновидность форм лепестков и листиков, основные приемы выполнения. Способы комбинирования круглого и острого лепестка. Изготовление цветов из атласных лент. Изготовления различных украшений и аксессуаров.
Тематический план
№
Тема
Всего часов
Количество часов
теория
практика
1
Введение: правила поведения; правила ТБ при работе; ознакомление с планом работы и подготовки материалов для работы.
2
2
Раздел 1: Цветы из природных материалов (6часов)
2
Беседа «Красота осенних листьев». Изготовление розы из кленовых листьев.
2
0,5
1,5
3
Подбор цветовой гаммы розы. Изготовление розы из виноградных листьев.
2
0,5
1,5
4
Составление композиции. Оформление работы.
2
0,5
1,5
Раздел 2: Цветы из бросовых материалов (16часов)
5
Правила работы с разовыми пластиковыми стаканчиками.
1
0,5
0,5
6
Изготовление хризантемы.
1
1
7
Композиция «Букет хризантем». Оформление работы.
2
2
8
Правила работы с пластиковыми бутылками.
Изготовление лепестков цветка.
2
0,5
1,5
9
Изготовление листьев разной формы.
2
0,5
1,5
10
Композиция «Гиацинт». Оформление работы.
4
4
11
Изготовление ромашки.
Изготовление василька.
2
0,5
1,5
12
Композиция «Полевые цветы». Оформление работы.
2
2
Раздел 3: Торцевание (10часов)
13
История возникновения технологии «торцевания». Основные правила работы.
2
1
1
14
Выполнение работы «Ягодка»
2
0,5
1,5
15
Выполнение композиции «Цветочные фантазии»
2
0,5
1,5
16
Выполнение открытки «С Новым годом!»
4
4
Раздел 4: Квиллинг (16часов)
17
Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга.
1
1
18
Основные формы "капля", "треугольник", "долька", "квадрат", "прямоугольник","завитки", "спирали в виде стружки". Конструирование из основных форм квиллинга.
5
5
19
Изготовление простых, несложных цветов.
2
2
20
Изготовление бахромчатых цветов.
2
2
21
Изготовление простых животных.
2
0,5
1,5
22
Композиция из цветов. (Коллективная работа).
2
0,5
1,5
23
Изготовление открытки.
2
2
24
Раздел 5: Вышивка лентами (8часов)
История вышивка лентами. Материалы, необходимые для вышивки лентами
1
1
25
Перевод рисунка на ткань. Шов «вперед иголку». Шов «назад иголку»
1
1
26
Шов «стебельчатый». Шов «петля с прикрепом». Шов «полупетля с прикрепом»
2
2
27
Шов «длинный стежок с завитком». Шов «закрученная петля». Выпуклые розы.
2
2
28
Миниатюры «Цветы»
2
0,5
1,5
29
Раздел 5: Канзаши (из атласных лент) (16 часов)
История возникновения технологии «канзаши». Материалы, необходимые для работы.
1
1
30
Разновидность форм лепестков. Основные приемы выполнения.
1
1
31
Разновидность форм листиков. Основные приемы выполнения.
2
2
32
Способы комбинирования круглого и острого лепестка.
2
2
33
Цветы из атласных лент.
4
0,5
3,5
34
Украшения. Аксессуары.
4
4
35
Выставка работ.
2
2
Всего:
74
12,5ч
61,5ч
Ожидаемые результаты.
В процессе творческо-познавательной деятельности обучающиеся изучают, систематизируют и самостоятельно используют полученные знания, разрабатывают конспекты, схемы, таблицы, готовые изделия и т.д.
1уровень:
приобретение учащимися знаний
-
о способах и приемах обработки различных материалов, предусмотренных программой кружка;
-
о способах моделировать новые формы, путём трансформации известного, создавать новые образы средствами декоративно-прикладного творчества;
-
о правилах групповой работы;
-
о правилах планирования и организации труда.
2 уровень:
-
развитие ценностных отношений к труду других людей;
-
развитие фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
-
контроль за правильностью выполнения работы;
-
стремление к коллективной творческой деятельности.
3 уровень:
-
объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
-
ставить цели и планировать действия для их достижения и находить выход из проблемной ситуации.
-
самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу).
Календарно-тематическое планирование
№ занятия
Тема
Кол-во часов
Сроки проведения
Тип занятия
УУД
Методичес
кое обеспечение. ИКТ
Корректи-
ровка
план
факт
1
Введение: правила поведения; правила ТБ при работе.
1
8.09
ОНЗ
Л.: устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
Р.: самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте.
Презентация
10.09
2
Ознакомление с планом работы и подготовки материалов для работы.
1
8.09
ОНЗ
10.09
Раздел 1: Цветы из природных материалов
3-4
Беседа «Красота осенних листьев». Изготовление розы из кленовых листьев.
2
15.09
ФНУ
Л.: Потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов.
П.: Знание законов цветовой гармонии.
Художественное оформление объекта труда
Р.: Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
К.: Находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций
Презентация.
Инструкционная карта
17.09
5-6
Подбор цветовой гаммы розы.
Изготовление розы из виноградных листьев.
2
22.09
ФНУ
Инструкционная карта
24.09
7-8
Составление композиции.
Оформление работы.
2
29.09
ППЗУ
Презентация
01.10
Раздел 2: Цветы из бросовых материалов
9
Правила работы с разовыми пластиковыми стаканчиками.
1
06.10
ОНЗ
Л.: установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности.
П.: на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
художественное оформление объекта труда
Р.: следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкционным картам.
планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
К.: проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы
Презентация
Инструкционная карта
08.10
10
Изготовление хризантемы.
1
06.10
ФНУ
08.10
11-12
Композиция «Букет хризантем».
Оформление работы.
2
13.10
ППЗУ
15.10
13-14
Правила работы с пластиковыми бутылками.
Изготовление лепестков цветка.
2
20.10
ОНЗ
ФНУ
Презентация
22.10
15-16
Изготовление листьев разной формы.
2
27.10
ФНУ
Инструкционная карта
29.10
17-18
Композиция «Гиацинт»
2
03.11
ППЗУ
Инструкционная карта
05.11
19-20
Композиция «Гиацинт».
Оформление работы.
2
10.11
ППЗУ
Инструкционная карта
12.11
21-22
Изготовление ромашки.
Изготовление василька.
2
17.11
ФНУ
Инструкционная карта
19.11
23-24
Композиция «Полевые цветы».
Оформление работы.
2
24.11
ППЗУ
26.11
Раздел 3: Торцевание
25-26
История возникновения технологии «торцевания». Основные правила работы.
01.12
ОНЗ
Л.: понимание необхо-димости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы.
П.: Использовать приемы работы с бумагой, раскроя деталей при помощи ножниц и применять правила безопасной работы с ними.
изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам
Составлять цветочную композицию.
Р.: Самостоятельно выполнять работу,
внесение в нее при необходимости изменений. Контролировать процесс и результаты своей деятельности.
К.: Слушать учителя, товарищей, понимать позицию партнера
Презентация
03.12
27-28
Выполнение работы «Ягодка»
08.12
ФНУ
10.12
29-30
Выполнение композиции «Цветочные фантазии»
15.12
ППЗУ
17.12
31-32
Выполнение открытки «С Новым Годом!»
22.12
ППЗУ
24.12
33-34
Выполнение открытки «С Новым Годом!»
29.12
ППЗУ
31.12
Раздел 2: Квиллинг (11часов)
35-36
Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. Основные формы "капля", "треугольник".
12.01.16
ОНЗ
ФНУ
Л.: способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.
П.: использовать в работе приёмы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы,
изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам
Р.: руководствоваться правилами при выполнении работы;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкцион-ным картам;
осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий
К.: организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь.
Презентация
14.01.16
37-38
Основные формы "долька", "квадрат", "прямоугольник". Конструирование из основных форм квиллинга.
19.01
ФНУ
Инструкционная карта
21.01
39-40
Основные формы. "Завитки", "Спирали в виде стружки". Конструирование из основных форм квиллинга.
26.01
ФНУ
Инструкционная карта
28.01
41-42
Изготовление простых, несложных цветов.
02.02
ППЗУ
Инструкционная карта
04.02
43-44
Изготовление бахромчатых цветов.
09.02
ППЗУ
Инструкционная карта
11.02
45-46
Изготовление простых животных.
16.02
ППЗУ
Инструкционная карта
18.02
47-48
Коллективная работа.
Композиция из цветов.
22.02
ППЗУ
25.02
49-50
Изготовление открытки.
01.03
ППЗУ
03.03
Раздел 3: Вышивка лентами (7часов)
51
История вышивка лентами. Материалы, необходимые для вышивки лентами
07.03
ОНЗ
Л.: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира
П.: выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм; соблюдение норм и правил безопасного труда
творчески использовать освоенные технологии работы
Р.:
самостоятельная организация и выполнение творческой работы.
К.: публичная презентация изделия
Презентация
10.03
52
Перевод рисунка на ткань. Шов «вперед иголку». Шов «назад иголку»
07.03
ФНУ
10.03
53-54
Шов «стебельчатый». Шов «петля с прикрепом». Шов «полупетля с прикрепом»
15.03
ФНУ
17.03
55-56
Шов «длинный стежок с завитком». Шов «закрученная петля». Выпуклые розы.
22.03
ФНУ
24.03
57-58
Миниатюры «Цветы»
29.03
ППЗУ
31.03
Раздел 4: Канзаши (из атласных лент)
59
История возникновения технологии «канзаши». Материалы, необходимые для работы.
05.04
ОНЗ
Л.: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира
П.: выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм;
соблюдение норм и правил безопасного труда;
творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения художественных задач;
Р.: самостоятельно комбинировать в соответствии с декоративно-художественной задачей;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи; воплощать этот образ в материале;
К.: в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания
Презентация
07.04
60
Разновидность форм листиков. Основные приемы выполнения.
05.04
ФНУ
Инструкци
онная карта
07.04
61-62
Разновидность форм листиков. Основные приемы выполнения.
12.04
ФНУ
Инструкционная карта
14.04
63-64
Способы комбинирования круглого и острого лепестка.
19.04
ФНУ
21.04
65-66
Цветы из атласных лент.
26.04
ППЗУ
Инструкционная карта
28.04
67-68
Цветы из атласных лент.
03.05
Инструкционная карта
05.05
69-70
Украшения. Аксессуары.
10.05
ППЗУ
12.05
71-72
Украшения. Аксессуары.
17.05
ППЗУ
19.05
73-74
Выставка работ.
24.05
26.05
Информационно-методическое обеспечение программы:
ТСО: Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Учебные пособия: иллюстрации, схемы, таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.
Литература для учителя:
-
Волшебная аппликация: Пособие для занятий с детьми. Авт. - сост. Зубрилин Н. Ю., Богатырская Е. М., Карманова Н. И. - М.:АРКТИ, 2010г.
-
Давыдова Г. Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. - М: «Скрипторий 2003», 2007 г.
-
Журнал «Коллекция идей»
-
Паньшина, И. Г. Декоративно - прикладное искусство. Мн., 2005. - 112с., ил.
-
Т. Н. Проснякова «Уроки мастерства». Изд. «Учебная литература», 2005
-
Хелен Уолтер. "Узоры из бумажных лент".-"Университет", Москва 2000.
Интернет-ресурсы:
-
ru.wikipedia.org
-
artmosaikaclub.jimdo.com/
-
prodecoupage.com
-
stranamasterov.ru
-
webposidelki.ru
2