Рабочая программа кружка по технологии Мир фантазии

Раздел Технология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Пугачёва Саратовской области им.Т.Г.Мазура»



«Рассмотрено»



Руководитель МО

___________ /_______________________ /

Протокол № от

«____»________________2015г.

«Согласовано»



Заместитель директора по ВВР с детьми

МОУ «СОШ № 1 г.Пугачева имени Т.Г.Мазура»

____________ /___________________________/

«___»_______________________2015г.

«Утверждено»



Директор

МОУ «СОШ №1 г. Пугачёва имени Т.Г.Мазура»

______________________/_М.И.Никулина/

Приказ № ______ от «____»_______________2015г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



руководителя кружка по внеурочной деятельности

«Мир фантазии»

художественно-эстетического направления развития личности

учащихся 6абвг классов.

Составила учитель технологии 1 категории

Калинина Майя Анатольевна

Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № ______ от «__»______________2015г.


2015- 2016 учебный год

Пояснительная записка

Создание перспективной системы образования, способной подготовить учащихся к жизни в современных условиях - одна из наиболее важных проблем современного общества. По программе курса «Технология» в разделе «Художественные ремесла» учащиеся знакомятся с некоторыми видами декоративно-прикладного творчества. Данная тема обычно вызывает неподдельный интерес у учащихся. Это и послужило идеей создания кружка «Мир фантазии», программа которого направлена на общекультурное развитие личности школьника, ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер.

Актуальность программы обусловлена тем, что в современных условиях далеко не все черты социальной жизни безусловно позитивны, и присвоение их подрастающим поколением, становится педагогической проблемой, так как дети усваивают не только положительные качества взрослых. В возможности получить этот необходимый опыт и состоит уникальное значение кружка «Мир фантазии».

При этом следует учитывать, что программа направлена на:

-создание условий для развития ребенка;

-ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;

-участие в создании коллективных композиций, сюжетно и идейно связанных с определенными событиями, темами;

-изучение этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;

-развитие мотиваций к познанию и творчеству;

-приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

-укрепление психического и физического здоровья.

Рабочая программа модифицированная, разработана на основе типовых программ и методических разработок, дополняет школьные программы. Содержание программы составлено в соответствие с интересами учащихся и позволяет максимально разнообразить творческую деятельность учащихся и не повторяет имеющийся школьный предмет «Технология». Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества; приобщает к большому и разнообразному миру искусства; удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские качества.

Новизна программы состоит в том, что дети углубленно учатся основным техникам сразу нескольких ремесел: квилинг, канзаши, работе с самыми различными материалами. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала. Занятия в кружке имеют и культурно-психологическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить, дополнительно учатся церемониалу дарения.

Педагогической целесообразностью программы является то, что на основе умений и знаний, приобретаемых в кружке «Мир фантазии», ребенок укрепляет свою принадлежность к определенной системе позитивных социальных ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и другим.

Цель программы - формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие мотивации школьников к занятиям различными видами декоративно-прикладного творчества, вовлекать детей в активную творческую деятельность.

Для реализации вышеуказанной цели перед объединением ставятся следующие задачи:

Обучающие:

- сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения;

- научить детей владеть различными инструментами и приспособлениями;

-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;

- познакомить детей с историей изучаемых видов рукоделия.

Развивающие:

- развивать память, внимание, мышление, эстетический вкус, мелкую моторику рук, глазомер;

- развивать образное восприятие окружающего мира;

-развивать у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать, усидчивость, трудолюбие, целеустремлённость, терпение, положительное отношение к труду, доброе отношение к товарищам, бережливость;

-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;

-привить интерес к народному искусству.

Принципы, лежащие в основе программы:

• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). "Чем больше органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются" (К.Д. Ушинский);

• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

• "от простого к сложному" (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Овладение школьниками содержанием данной программы позволит решать не только образовательные задачи, но и подготовит учащихся к конкуренции на рынке труда и профессий, так как одним из результатов изучения прикладных художественных работ является способность поставлять на рынок товаров и услуг уникальный продукт.

Деятельность учащихся в рамках данной программы носит творческий характер, т. е. способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию культуры как отдельного человека, так и общества в целом.

Данная программа дополнительного образования составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей подросткового возраста, рассчитана на 1 год обучения при свободном наборе детей 11-13 лет. На занятия отводится 74 часов в учебном году. Занятия проводятся по 2 часа 1 раз в неделю.

Программой предусмотрены задания как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.

Применяются такие формы занятий как урок-беседа, групповые, комбинированные, практические задания. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать поделки из различных материалов.

При реализации программы используются различные методы:

  • словесные - беседы, викторины;

  • наглядные - просмотр репродукций, фото- и видеосюжетов, образцов изделий;

  • практические - изготовление наглядных пособий, образцов и макетов изделий.

Оценка результатов занятий по данной программе осуществляется по ходу занятий с участием самих детей и их родителей и включают в себя критерии (мотивационно-личностный, деятельностно-практический) и соответствующие показатели. При коллективном обсуждении результатов дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии. Итоги работы проводятся в форме выставки.

В плане формирования личностных качеств детей программа предполагает развитие, в зависимости от заложенного потенциала следующих качеств:

- чувство собственного достоинства и уважения к другой личности,

- психологической устойчивости,

- воображения, творческих наклонностей,

- умения самостоятельно действовать, принимать решения.

Для проведения занятий необходимо постоянное помещение, оборудованное школьной доской, с креплениями для демонстрации наглядных пособий, использование технических средств обучения, методической литературы.


Содержание


Введение (2часа)

Правила поведения и техника безопасности на занятиях. Ознакомление с планом работы и подготовки материалов для работы.

Раздел 1: Цветы из природных материалов (6 часов)

Беседа «Красота осенних листьев». Изготовление розы из кленовых листьев. Подбор цветовой гаммы розы. Изготовление розы из виноградных листьев. Составление композиции

Раздел 2: Цветы из бросовых материалов (16 часов).

Правила работы с разовыми пластиковыми стаканчиками. Изготовление хризантемы. Композиция «Букет хризантем».

Изготовление лепестков цветка. Изготовление листьев разной формы. Композиция «Гиацинт». Изготовление ромашки. Изготовление василька. Композиция «Полевые цветы».

Раздел 3: Торцевание (10 часов)

История возникновения технологии «Торцевания». Виды бумаги, применяемые в торцевании. Основные правила работы с бумагой. Выполнение композиций « Ягодка»,«Цветочные фантазии», открытки «С Новым годом».

Раздел 4: Квиллинг (16 часов)

Свойства бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. История возникновения техники квиллинга. Основные формы "капля", "треугольник", "долька", "квадрат", "прямоугольник", "Завитки", "Спирали в виде стружки". Техника изготовления. Применение формы в композициях. Конструирование из основных форм квиллинга.

Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов. Изготовление простых, несложных цветов. Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Изготовление бахромчатых цветов. Изготовление листиков с продольными жилками. Изготовление простых животных. Композиция из цветов (коллективная работа).

Раздел 5: Вышивка лентами (8 часов)

История вышивки лентами. Материалы, необходимые для вышивки лентами. Перевод рисунка на ткань. Технология различных швов лентой: «вперед иголкой», «назад иголкой», «стебельчатый», «петля с прикрепом», «полупетля с прикрепом», «длинный стежок с завитком», «закрученная петля». Выполнение выпуклых роз. Изготовление миниатюры «Цветы».

Раздел 6: Канзаши (из атласных лент) (16 часов)

История возникновения технологии «канзаши». Материалы, необходимые для работы. Разновидность форм лепестков и листиков, основные приемы выполнения. Способы комбинирования круглого и острого лепестка. Изготовление цветов из атласных лент. Изготовления различных украшений и аксессуаров.

Тематический план


Тема

Всего часов

Количество часов

теория

практика

1

Введение: правила поведения; правила ТБ при работе; ознакомление с планом работы и подготовки материалов для работы.

2

2

Раздел 1: Цветы из природных материалов (6часов)



2

Беседа «Красота осенних листьев». Изготовление розы из кленовых листьев.

2

0,5

1,5

3

Подбор цветовой гаммы розы. Изготовление розы из виноградных листьев.

2

0,5

1,5

4

Составление композиции. Оформление работы.

2

0,5

1,5

Раздел 2: Цветы из бросовых материалов (16часов)



5

Правила работы с разовыми пластиковыми стаканчиками.

1

0,5

0,5

6

Изготовление хризантемы.

1


1

7

Композиция «Букет хризантем». Оформление работы.

2


2

8

Правила работы с пластиковыми бутылками.

Изготовление лепестков цветка.

2

0,5

1,5

9

Изготовление листьев разной формы.

2

0,5

1,5

10

Композиция «Гиацинт». Оформление работы.

4


4

11

Изготовление ромашки.

Изготовление василька.

2

0,5

1,5

12

Композиция «Полевые цветы». Оформление работы.

2


2

Раздел 3: Торцевание (10часов)


13

История возникновения технологии «торцевания». Основные правила работы.

2

1

1

14

Выполнение работы «Ягодка»

2

0,5

1,5

15

Выполнение композиции «Цветочные фантазии»

2

0,5

1,5

16

Выполнение открытки «С Новым годом!»

4


4

Раздел 4: Квиллинг (16часов)




17

Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга.

1

1


18

Основные формы "капля", "треугольник", "долька", "квадрат", "прямоугольник","завитки", "спирали в виде стружки". Конструирование из основных форм квиллинга.

5


5

19

Изготовление простых, несложных цветов.

2


2

20

Изготовление бахромчатых цветов.

2


2

21

Изготовление простых животных.

2

0,5

1,5

22

Композиция из цветов. (Коллективная работа).

2

0,5

1,5

23

Изготовление открытки.

2


2

24

Раздел 5: Вышивка лентами (8часов)


История вышивка лентами. Материалы, необходимые для вышивки лентами

1

1


25

Перевод рисунка на ткань. Шов «вперед иголку». Шов «назад иголку»

1


1

26

Шов «стебельчатый». Шов «петля с прикрепом». Шов «полупетля с прикрепом»

2


2

27

Шов «длинный стежок с завитком». Шов «закрученная петля». Выпуклые розы.

2


2

28

Миниатюры «Цветы»

2

0,5

1,5

29

Раздел 5: Канзаши (из атласных лент) (16 часов)




История возникновения технологии «канзаши». Материалы, необходимые для работы.

1

1


30

Разновидность форм лепестков. Основные приемы выполнения.

1


1

31

Разновидность форм листиков. Основные приемы выполнения.

2


2

32

Способы комбинирования круглого и острого лепестка.

2


2

33

Цветы из атласных лент.

4

0,5

3,5

34

Украшения. Аксессуары.

4


4

35

Выставка работ.

2


2

Всего:

74

12,5ч

61,5ч





Ожидаемые результаты.

В процессе творческо-познавательной деятельности обучающиеся изучают, систематизируют и самостоятельно используют полученные знания, разрабатывают конспекты, схемы, таблицы, готовые изделия и т.д.

1уровень:

приобретение учащимися знаний

  • о способах и приемах обработки различных материалов, предусмотренных программой кружка;

  • о способах моделировать новые формы, путём трансформации известного, создавать новые образы средствами декоративно-прикладного творчества;

  • о правилах групповой работы;

  • о правилах планирования и организации труда.

2 уровень:

  • развитие ценностных отношений к труду других людей;

  • развитие фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;

  • контроль за правильностью выполнения работы;

  • стремление к коллективной творческой деятельности.

3 уровень:

  • объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;

  • ставить цели и планировать действия для их достижения и находить выход из проблемной ситуации.

  • самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу).













Календарно-тематическое планирование

№ занятия


Тема

Кол-во часов

Сроки проведения

Тип занятия

УУД

Методичес

кое обеспечение. ИКТ

Корректи-

ровка

план

факт

1

Введение: правила поведения; правила ТБ при работе.

1

8.09


ОНЗ

Л.: устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;

Р.: самостоятельно организовывать своё рабочее место в зави­симости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте.

Презентация

10.09

2

Ознакомление с планом работы и подготовки материалов для работы.

1

8.09


ОНЗ

10.09

Раздел 1: Цветы из природных материалов



3-4

Беседа «Красота осенних листьев». Изготовление розы из кленовых листьев.

2

15.09


ФНУ

Л.: Потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов.

П.: Знание законов цветовой гармонии.

Художественное оформ­ление объекта труда

Р.: Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

К.: Находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций

Презентация.

Инструкционная карта

17.09


5-6

Подбор цветовой гаммы розы.

Изготовление розы из виноградных листьев.

2

22.09


ФНУ

Инструкционная карта

24.09


7-8

Составление композиции.

Оформление работы.

2

29.09


ППЗУ

Презентация

01.10

Раздел 2: Цветы из бросовых материалов




9

Правила работы с разовыми пластиковыми стаканчиками.

1

06.10


ОНЗ

Л.: установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности.

П.: на основе полученных представлений о многообразии ма­териалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам;

художественное оформ­ление объекта труда

Р.: следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкционным картам.

планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;

К.: проявлять заинтересованное отношение к деятельности сво­их товарищей и результатам их работы

Презентация

Инструкционная карта

08.10

10

Изготовление хризантемы.

1

06.10


ФНУ

08.10

11-12

Композиция «Букет хризантем».

Оформление работы.

2

13.10


ППЗУ

15.10

13-14

Правила работы с пластиковыми бутылками.

Изготовление лепестков цветка.

2

20.10

ОНЗ

ФНУ

Презентация

22.10

15-16

Изготовление листьев разной формы.

2

27.10

ФНУ

Инструкционная карта

29.10

17-18

Композиция «Гиацинт»

2

03.11

ППЗУ

Инструкционная карта

05.11

19-20

Композиция «Гиацинт».

Оформление работы.

2

10.11


ППЗУ

Инструкционная карта

12.11

21-22

Изготовление ромашки.

Изготовление василька.

2

17.11

ФНУ

Инструкционная карта

19.11

23-24

Композиция «Полевые цветы».

Оформление работы.

2

24.11

ППЗУ

26.11

Раздел 3: Торцевание




25-26

История возникновения технологии «торцевания». Основные правила работы.


01.12



ОНЗ

Л.: понимание необхо-димости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы.

П.: Использовать приемы работы с бумагой, раскроя деталей при помощи ножниц и применять правила безопасной работы с ними.

изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образ­цам

Составлять цветочную композицию.

Р.: Самостоятельно выполнять работу,

внесение в нее при необходимости изменений. Контролировать процесс и результаты своей деятельности.

К.: Слушать учителя, товарищей, понимать позицию партнера

Презентация

03.12



27-28

Выполнение работы «Ягодка»


08.12


ФНУ

10.12



29-30

Выполнение композиции «Цветочные фантазии»


15.12


ППЗУ

17.12


31-32

Выполнение открытки «С Новым Годом!»


22.12



ППЗУ

24.12


33-34

Выполнение открытки «С Новым Годом!»


29.12


ППЗУ

31.12


Раздел 2: Квиллинг (11часов)





35-36

Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. Основные формы "капля", "треугольник".


12.01.16


ОНЗ

ФНУ

Л.: способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.

П.: использовать в работе приёмы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертёжными (линейка, уголь­ник, циркуль), режущими (ножницы,

изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образ­цам

Р.: руководствоваться правилами при выполнении работы;

следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкцион-ным картам;

осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий

К.: организовывать под руководством учителя совместную рабо­ту в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаи­мопомощь.

Презентация

14.01.16


37-38

Основные формы "долька", "квадрат", "прямоугольник". Конструирование из основных форм квиллинга.


19.01


ФНУ

Инструкционная карта


21.01



39-40

Основные формы. "Завитки", "Спирали в виде стружки". Конструирование из основных форм квиллинга.


26.01


ФНУ

Инструкционная карта

28.01


41-42

Изготовление простых, несложных цветов.


02.02



ППЗУ

Инструкционная карта

04.02



43-44

Изготовление бахромчатых цветов.


09.02



ППЗУ

Инструкционная карта

11.02


45-46

Изготовление простых животных.


16.02



ППЗУ

Инструкционная карта

18.02


47-48

Коллективная работа.

Композиция из цветов.


22.02



ППЗУ

25.02


49-50

Изготовление открытки.


01.03



ППЗУ

03.03


Раздел 3: Вышивка лентами (7часов)



51

История вышивка лентами. Материалы, необходимые для вышивки лентами


07.03



ОНЗ

Л.: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира

П.: выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм; соблюдение норм и правил безопасного труда

творчески использовать освоенные технологии работы

Р.:

самостоятельная организация и выполнение творческой работы.

К.: публичная презентация изделия

Презентация

10.03


52

Перевод рисунка на ткань. Шов «вперед иголку». Шов «назад иголку»


07.03


ФНУ

10.03


53-54

Шов «стебельчатый». Шов «петля с прикрепом». Шов «полупетля с прикрепом»


15.03



ФНУ

17.03


55-56

Шов «длинный стежок с завитком». Шов «закрученная петля». Выпуклые розы.


22.03



ФНУ

24.03


57-58

Миниатюры «Цветы»


29.03



ППЗУ

31.03


Раздел 4: Канзаши (из атласных лент)






59

История возникновения технологии «канзаши». Материалы, необходимые для работы.


05.04


ОНЗ

Л.: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира

П.: выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм;

соблюдение норм и правил безопасного труда;

творчески использовать освоенные технологии работы, де­коративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения художествен­ных задач;

Р.: самостоятельно комбинировать в соответствии с декоративно-художественной задачей;

создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи; воплощать этот образ в материале;

К.: в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и по­желания

Презентация

07.04



60

Разновидность форм листиков. Основные приемы выполнения.


05.04


ФНУ

Инструкци

онная карта

07.04


61-62

Разновидность форм листиков. Основные приемы выполнения.


12.04


ФНУ

Инструкционная карта

14.04

63-64

Способы комбинирования круглого и острого лепестка.


19.04



ФНУ

21.04


65-66

Цветы из атласных лент.


26.04



ППЗУ

Инструкционная карта

28.04


67-68

Цветы из атласных лент.


03.05


Инструкционная карта

05.05


69-70

Украшения. Аксессуары.


10.05


ППЗУ

12.05


71-72

Украшения. Аксессуары.


17.05


ППЗУ

19.05


73-74

Выставка работ.


24.05


26.05


Информационно-методическое обеспечение программы:

ТСО: Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Учебные пособия: иллюстрации, схемы, таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.

Литература для учителя:

  1. Волшебная аппликация: Пособие для занятий с детьми. Авт. - сост. Зубрилин Н. Ю., Богатырская Е. М., Карманова Н. И. - М.:АРКТИ, 2010г.

  2. Давыдова Г. Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. - М: «Скрипторий 2003», 2007 г.

  3. Журнал «Коллекция идей»

  4. Паньшина, И. Г. Декоративно - прикладное искусство. Мн., 2005. - 112с., ил.

  5. Т. Н. Проснякова «Уроки мастерства». Изд. «Учебная литература», 2005

  6. Хелен Уолтер. "Узоры из бумажных лент".-"Университет", Москва 2000.

Интернет-ресурсы:

  1. ru.wikipedia.org

  2. artmosaikaclub.jimdo.com/

  3. prodecoupage.com

  4. stranamasterov.ru

  5. webposidelki.ru

2


© 2010-2022