Рабочая программа по технологии для 9 класса

Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по технологии для 9 класса


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В основу рабочей программы положена программы «Технология», которая подготовлена авторским коллективом А.Т. Тищенко, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко, издательским центром «Вентана-Граф»,2013. «Твоя профессиональная карьера» 8-9 классы. Под ред. С.Н. Чистяковой.

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации".

  2. Постановление гл. государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  3. Приказ Минобрнауки РФ от 09.03.2004 N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования.

  4. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования".

  5. Федеральный компонент государственого стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 № 1089.

  6. Федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004 № 1312.

  7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

  8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».

  10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

  11. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

  12. Постановление Правительства РФ от 23.07.1996 № 881 «Об утверждении Федеральной целевой программы "Русский язык"»

  13. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009.

  14. Федеральный закон от 05.05.2014 N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".

  15. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2015 г. № 555 Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 уч. год.

  16. Методические рекомендации КРИППО: Об особенностях преподавания предмета в 2015 - 2016 уч. году.

  17. Учебный план МБОУ «Янтарненская школа» на 2015/2016 учебный год.

Программа является актуальной, т.к. способствует подготовке учащихся к сознательному выбору профессии, их успешной социальной адаптации в условиях рыночной экономики, требующей от каждого работника профессионального отношения к труду, компетентности, непрерывного повышения квалификации, способности быстро приспосабливаться к новым жизненным ситуациям, мобильности и готовности к перемене труда. Свобода профессионального самоопределения предлагает адекватную оценку своих возможностей и ответственный выбор сферы приложения сил и способностей, места в жизни.

Важнейшей составной частью предпрофильной подготовки является информационная работа, предполагающая знакомство девятиклассников с образовательным пространством (в том числе своего региона) и психолого-педагогическую диагностику.

Цель курса - знакомство учащихся с различными вариантами продолжения образования по окончании основной школы и содействие в осуществлении выбора оптимального для них варианта, то есть помощь в построении индивидуальной образовательной траектории. Результатами обучения должны стать приобретение опыта самодиагностики, выбор образовательного маршрута, анализ принятых решений.

Важной составляющей предпрофильной подготовки учащихся является информационная работа, которая предполагает знакомство учащихся основной школы с профессиональным учебным пространством региона, что, безусловно, необходимо для осуществления школьниками взвешенного, самостоятельного выбора сферы своей будущей профессиональной деятельности.

Основной целью является содействие профессиональному самоопределению учащихся путем знакомства их с различными вариантами продолжения образования по окончании основной школы; способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку и в частности предпринимательству ,сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.

В ходе занятий по этому разделу решаются следующие задачи:


  • обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;

  • сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;

  • развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;

  • воспитывать уважение к рабочему человеку.

Изучение учебного материала строится на индивидуальном подходе к учащимся, все занятия носят дифференцированный характер обучения. Практической, самостоятельной работе учащихся в процессе обучения уделяется 60-70 % всего учебного времени.

Форма организации образовательного процесса - индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая работа учащихся на занятии.

Успешной реализации задач программы способствует использование разнообразных методов и форм обучения:

- развивающая психологическая диагностика: комплекс психологических методик (диагностические методические процедуры; развивающие методические процедуры в виде интеллектуального и социально-психологического тренинга, сюжетно-ролевых и деловых игр), профессиональные пробы;

профдиагностические методики:

  • - опросник для выявления уровня готовности школьников к профессиональному самоопределению;

  • - карта интересов;

  • - опросник профессиональной готовности (ОПГ);

  • - анкета мотивов выбора профессии;

  • - шкала потребностей в достижении;

  • - опросник темперамента;

  • - методика «Мой характер»;

  • - методика определения склонностей;

  • - тест Дж. Холланда «Тип личности»;

  • - карта здоровья;

  • - тест «Уровень самооценки»;

  • - карта самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению

- традиционные методы: беседа, лекция;

- информационно-поисковые методы: метод проблемного изложения, метод учебного диспута, методы организации исследовательской работы;

- наблюдение в процессе проведения экскурсий, выставок;

- практическая, самостоятельная работа учащихся;

- профконсультации.

При планировании занятий необходимо уделить внимание текущему и итоговому контролю, применяя различные формы проверки (тесты, карточки, кроссворда и др.) Проведение занятий с учащимися предполагает использование Интернета. На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность, включающую в себя работу с диагностическими методиками.

Заключительные занятия целесообразно провести в виде работы учащихся над творческим проектом «Моя профессия», сочинение «Образ будущего».

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:

- значение профессионального самоопределения;

- понятие о профессиях профессиональной деятельности;

- типичные ошибки при выборе профессии;

- правила выбора профессии;

- характеристику профессий по общим признакам профессиональной деятельности;

- типы, классы, отделы и группы профессий;

- формулу выбора профессии;

- понятие о профессиограмме, профессиографии и психограмме;

- схему профессиограммы;

- уровни самооценки;

- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда;

- понятие о задатках и способностях личности;

- понятие о таланте и гениальности;

- виды интересов, способностей;

- ведущие свойства специальных способностей;

- понятие о темпераменте;

- особенности проявления основных типов темперамента в учебной и профессиональной деятельности;

- понятие о характере;

- группы черт характера и их проявление в профессиональной деятельности;

- психические процессы важные для профессионального самоопределения;

- условия формирования мотивов;

- классификацию мотивов деятельности;

- основные требования при составлении личного профессионального плана;

- схему профессионального личного плана;

- критерии профессиональной компетентности;

- понятие о профессиональной карьере;

- способы подготовки к профессиональной карьере;

- значение творческого потенциала человека, карьеры;

- понятие о профпригодности;

- степени профессиональной пригодности;

- методы изучения личности и определения пригодности к профессии;

- понятие о неблагоприятных производственных факторах;

- типы профессий по медицинским противопоказаниям;

- понятие о профессиональной пробе;

- роль профессиональных проб в профессиональном самоопределении;

- понятие о профконсультации;

- типы профессиональной консультации;

- условия оптимального выбора профессии;

- уровень развития своих профессионально важных качеств;

- сферы трудовой деятельности;

- понятие о рынке и трудовом контракте;

- функции рынка;

- структуру рынка;

- механизм функционирования рынка труда;

- состояние рынка труда и его требования к профессионалу;

- типы учебных заведений для профессиональной подготовки специалистов данных отраслей.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

- составлять формулу выбора профессии, профессиограмму профессии;

- составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;

- определять и обосновывать тип, класс, отдел и группу будущей профессии;

- использовать приѐмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

- определять уровень своей самооценки, тип темперамента, мышления;

- определять свои интересы, склонности, способности к тому или иному виду профессиональ-ной деятельности;

- выявлять тип памяти;

- исследовать логическую, механическую и произвольную память;

- определять объѐм внимания;

концентрации своего внимания;

- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;

- анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профес-

сиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в усло-виях рынка;

- составлять собственное резюме;.

На реализацию данного направления в учебном плане выделен 1 ч. в неделю из базовой части (34 часа):

  1. Профессиональное самоопределение - 23 часа

  2. Технология основных сфер профессиональной деятельности -11 часов.

Для реализации тематического планирования используется учебник «Технология» 9 класса, под ред. В.Д. Симоненко, 2010.

Тематический план

Наименование

разделов (тем)

Кол-во

часов

в том числе

Изучение

материала

Практи-

ческая

часть

Повто-рение

Тематический контроль

Резерв-ные часы

1

2

3

4

5

6

7

8


Профессиональное самоопределение

23

20

0

0

3

0


Технология основных сфер профессиональной деятельности

11

10

0

0

1

0

Итого:

34

30

0

0

4

0

Учебно - тематический план

Тема

Профессиональное самоопределение

Кол-во

часов

23

Цель и задачи

изучения

темы

знакомство с миром профессий. Вооружить учащихся знаниями о различных профессиях, правилами выбора профессиональной деятельности и требованиями которые предъявляют профессии к человеку, изучить свои интересы, склонности, способности состояние, состояние здоровья и индивидуальные личностные особенности.

Требования

к результатам освоения программы учебного предмета (курса)

Личностные результаты: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели.

Метапредметные результаты: самостоятельно определять цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности; умение ориентироваться в мире профессий;

Предметные результаты:

Выпускник научится: планировать варианты личной профессиональной карьеры и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на региональном рынке труда.

Выпускник получит возможность научиться: планировать профессиональную карьеру; рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства; ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению образования.

Тема

Технология основных сфер профессиональной деятельности

Кол-во

часов

11

Цель и задачи

изучения

темы

Дать общие сведения о видах производственных сфер (индустриальное, земледелие и животноводство, легкая и пищевая промышленность, торговля и общественное питание, арттехника, перспективные технологии, социальная, предпринимательство, управленческая деятельность).

Требования

к результатам освоения программы учебного предмета (курса)

Личностные результаты: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели.

Метапредметные результаты: самостоятельно определять цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности; умение ориентироваться в мире профессий;

Предметные результаты:

Выпускник научится: определять виды производственных сфер, планировать варианты личной профессиональной карьеры и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на региональном рынке труда.

Выпускник получит возможность научиться: планировать профессиональную карьеру; рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства; ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению образования.

Результативность

Учащиеся основной средней школы в соответствии со своими познавательными и профессиональными интересами получают предпрофильную подготовку по различным профессиям, овладевают общими способами организации практической деятельности. Они уточняют жизненные и профессиональные планы, намечают пути получения профессионального образования и трудоустройства. Учет региональных и национальных особенностей рынка труда при определении профиля обучения обеспечит обоснованный выбор выпускниками общеобразовательных учреждений направления и уровня дальнейшего профессионального образования.

Календарно тематическое планирование 9 класс

№ урока


Дата проведения


Наименование темы урока

Кол-во часов


Примечание

план

факт

1


Основы профессионального самоопределения.

2

Основы представления о себе. Проблемы выбора профессии.

3

Отрасли экономики.

Классификация профессий.

4

Формула профессий.

5

Профессиограмма и психограмма профессии.

6

Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение.

7

Профессиональные интересы.

8

Профессиональные склонности и способности.

9

Тест на тему: «Внутренний мир человека»

10


Роль темперамента в профессиональном самоопределении.

11

Роль характера в профессиональном самоопределении

12

Эмоциональное состояние личности.

13

Психические процессы (ощущение, восприятие, представление) их роль для профессионального самоопределения.

14

Психические процессы (память, внимание, мышление) их роль для профессионального самоопределения.

15

Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределения.

16

Тест на тему: «Психические процессы»

17


Профессиональная карьера, пригодность.

18

Планирование профессиональной карьеры.

19

Культура труда. Профессиональная этика.

20

Здоровье и выбор профессии.

21

Основные медицинские противопоказания к группам профессии.

22

Профессиональная проба.

23

Контрольная работа на тему: «Профессиональное самоопределение».

24

Учебные заведения республики Крым и России

25

Технологии индустриального производства.

26

Технологии агропромышленного производства.

27

Профессиональная деятельность в лёгкой и пищевой промышленности.

28

Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании.

29

Арттехнологии.

.

30

Универсальные перспективные технологии.

31

Профессиональная деятельность в социальной сфере.

32

Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности.

33

Технологии управленческой деятельности.

34

Итоговый урок : «Технология введения в профессию».



ВСЕГО

34

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Система контролирующих материалов

Примерные нормы оценок знаний и умений учащихся по устному опросу:

«5» - полностью освоил учебный материал; умеет изложить его своими словами; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

«4» - в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

«3» - не усвоил существенную часть учебного материала; допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; слабо отвечает на дополнительные вопросы.

«2» - почти не усвоил учебный материал; не может изложить его своими словами; не может подтвердить ответ конкретными примерами; не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

Проверка и оценка практической работы учащихся

«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;

«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;

«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;

«2» - ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.

Оценивание теста учащихся производится по следующей системе:

«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;

«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 70 - 80 % от общего количества;

«3» - соответствует работа, содержащая 50 - 60 % правильных ответов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон «Об образовании».

  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.,2002.

  3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник образова ния. - 2002. - Декабрь.

  4. Технология. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., перераб. / Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-граф, 2010.

  5. Методика преподавание курса «Твоя профессиональная карьера»: Книга для учителя. С.Н.Чистякова, И.А.Умовская, Т.И.Шалавина, А.И.Цуканов.- 2-у изд. М. Просвещение. 2001.

  6. Чистякова. С.Н., Холодная М.А., Шалавина Т.И. Твоя профессиональная карьера 8-9 классы. Про граммы общеобразовательных учреждений. / под.ред. С.Н.Чистяковой. - М.: Просвещение, 2005.

  7. Элективный курс профориентационной направленности «Информационная подготовка»: методи ческое пособие с электронным сопровождением/ авт. - сост. Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина. - М.: Глобус, 2007

  8. Методика предпрофильной технологической подготовки учащихся 9 класса: Методические пособия. - М.: Вентана- Граф, 2006. (в помощь учителю технологии).

Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. (8-11 классы). - М.: ВАКО, 2005.


© 2010-2022