- Преподавателю
- Технология
- План-конспект урока в 5 классе Ручные работы. Технология выполнения ручных стежков и строчек
План-конспект урока в 5 классе Ручные работы. Технология выполнения ручных стежков и строчек
Раздел | Технология |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Васяк М.А. |
Дата | 10.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Ручные работы. Технология выполнения ручных стежков и строчек
Учитель технологии Васяк Марина Александровна
Цели:
-
Ознакомить учащихся с приемами выполнения ручных стежков и строчек, техническими условиями.
-
Обучить рациональной организации рабочего места при ручных работах, соблюдению правил безопасного труда.
-
Сформировать навыки по выполнению прямых, косых стежков.
-
Воспитывать аккуратность в работе, внимательность, прививать эстетический вкус.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, образцы стежков и строчек, набор ручных инструментов, хлопчатобумажные лоскутки, нитки, ПК, проектор.
На классной доске выписаны термины: стежок, строчка, длина стежка, сметать, наметать, заметать, пришить.
Ход урока
I. Организационный момент.
-Регистрация учащихся в классном журнале.
- Проверка готовности к уроку.
II. Повторение.
Вопросы:
-Для чего надо знать свойства ткани?
-Перечислите, какие свойства тканей вы знаете. Что к ним относится?
- Назовите положительные и отрицательные свойства хлопчатобумажных тканей?
-Какие инструменты необходимы для выполнения ручных работ?
-Что относится к приспособлениям?
III. Изучение нового материала.
Сообщение темы урока.
Как вы думаете? От чего зависит качество готового изделия?
(Ответы учащихся) учитель демонстрирует прихватку - игрушку или другое изделие.
Качество изделий зависит от многих факторов: от хорошо подобранной ткани, правильно построенной выкройки и т. д. Но, если все вышеназванные операции сделаны безошибочно, а вот строчки выполнены вкривь и вкось, тут уж о качестве трудно говорить. Чаше всего в таком случае изделие безвозвратно испорчено. Чтобы такого нее случилось с вашими изделиями, будем сегодня учиться выполнять ручные швы ровными и аккуратными.
Сведения о ручных стежках и строчках.
При шитье одежды в ателье и дома раскроенное изделие сначала сметывают вручную, а затем сшивают на швейной машине. Ручные работы применяют при отделке изделия и при выполнении таких операций, как обметывание петель и срезов, пришивание пуговицы. С ручными работами вы познакомились в начальной школе. Чтобы приступить к выполнению машинных работ, нужно повторить все, что вы изучали раньше.
Качество и безопасность работы, а также производительность труда во многом зависит от правильно подобранных инструментов и приспособлений и правильных приемов работы.
Шов - это место соединения деталей.
Ниточное соединение деталей выполняется строчкой на швейной машине или вручную. (слайд 2)
Строчка - это ряд повторяющихся стежков.
Стежок - это переплетение ниток между двумя проколами иглы.
Длина стежка - расстояние между двумя последовательными проколами иглы.
Ширина шва - расстояние от среза детали до строчки.
По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные. (слайд 3)
Рассмотреть таблицу «Виды ручных стежков и строчек»
Виды стежков: прямые, петельные, петлеобразные.
Виды строчек: сметочные, заметочные, выметочные, наметочные, копировальные, обметочные.
К ручным операциям относятся такие операции, которые выполняются ручной иглой, ножницами, резцом, мелом, а также работы по удалению из деталей или изделий стежков временного назначения.
Инструктаж по технике безопасности при выполнении ручных работ.
Правила техники безопасности при выполнении ручных работ.
-
Опасности в работе:
повреждение пальцев иглой или булавкой;
травма руки ножницами;
травма глаз. -
Что нужно сделать до начала работы:
посчитать количество иголок и булавок в игольнице;
положить инструменты и приспособления в отведённое для них место. -
Что нужно делать во время работы:
быть внимательной к работе;
надевать напёрсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть палец;
вкалывать иглы и булавки только в игольницу;
класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд. -
Что нужно сделать по окончании работы:
посчитать количество игл и булавок в игольнице;
убрать рабочее место.
Организация рабочего места для выполнения ручных работ.
При ручных работах используют следующие инструменты: иголки, наперсток, ножницы, сантиметровая лента. (Слайд 4 )
К приспособлениям относятся: булавки, манекен, лекала, колышек, резец, линейки, угольники, мелок.
- Ручные швейные иголки выпускаются под номерами от 1 до 12. Иголки нечетных номеров - тонкие и длинные. В школьной практике используют в основном иголки № 3. Они должны быть прямыми, острыми, хорошо отшлифованными и соответствовать виду ткани и выполняемой работе.
- Нитки подбирают в соответствии с тканью и видом выполняемой работы. Самые тонкие выпускают под № 100, а самые толстые - под № 10. В школе чаще всего используют № 50 и № 40. Для отделочных швов на шелковых шерстяных тканях применяют нитки № 65, 75.
Для проталкивания иголки в ткань и предохранения при этом пальца от уколов служит наперсток. Наперстки бывают четырех номеров (2, 3, 4, 5) и двух видов: с донышком и без него. Наперсток должен соответствовать размеру среднего пальца правой руки.
- Булавки (с колечком или головкой) применяются для накалывания выкроек на ткань при временном соединении деталей изделия, а также во время примерки. Острый конец булавки должен быть без заусенцев, чтобы прокалывании не затянуть или разорвать нити ткани.
- Ножницы подразделяются на портновские, закройные и хозяйственные. Портновскими ножницами раскраивают тяжелые шерстяные ткани, закройными - легкие шерстяные, шелковые и хлопчатобумажные, хозяйственными - шелковые, бельевые и хлопчатобумажные ткани.
Учащимся рекомендуются хозяйственные ножницы длиной 175 - 200 мм. Один конец у них узкий, другой широкий.
- Швейный мелок представляет собой небольшие плитки особо приготовленного белого или цветного мела. Край его затачивают так, чтобы при проведении им по ткани оставался след шириной 0,5-1,5 мм. Для нанесения линий на ткань можно использовать также сухое с тонким краем мыло.
Терминология ручных работ. Таблица № 2
Практическая работа.
Выполнение ручных стежков и строчек при изготовлении игрушки. (слайд 6-16)
Учитель показывает учащимся приемы выполнения ручных швов, обращая их внимание на аккуратность в работе, соблюдение правил безопасности работы.
Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ:
-
Меловые линии переводят с одной детали на другую, прокладывая копировальные стежки.
-
Цвет ниток для выполнения строчек временного назначения должен отличаться от цвета соединяемых деталей.
-
Сметывают детали по копировальным стежкам или меловым линиям. После сметывания нитки копировальных стежков удаляют.
-
Нитку закрепляют в начале и в конце строчки: в начале-с помощью узелка на конце нитки, в конце - двумя-тремя стежками одной длины.
-
Цвет ниток, применяемых для строчек постоянного назначения, должен соответствовать цвету ткани.
-
Отделку на изделие пришивают нитками в цвет отделки.
-
Пуговицы со сквозными отверстиями пришивают нитками в цвет пуговиц. Пуговицы со стойкой пришивают нитками в цвет ткани
Текущий инструктаж
I. Повторить правила по технике безопасности и санитарно - гигиенические требования.
НЕЛЬЗЯ:
• перекусывать нитку зубами - от этого портится эмаль и можно поранить губу; 1
• пороть швы и прорезать петли бритвой, так как можно порезать руки;
II. Пользование основными инструментами для шитья.
Длина нитки для ручных работ должна быть равна удвоенному расстоянию от кисти до локтя работающего Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения
учащимися самостоятельной работы):
- разбор типичных ошибок
- вскрытие причин допущенных учащимися ошибок.
Правила безопасной работы
Во-первых, все иголки свои собери
И маленький домик для них смастери.
Открою тебе интересный секрет:
Ты другу расскажешь, а может, и нет.
У нас у иголок имеются ушки,
Ушки, конечно же, любят подушки.
Иголкам подушку скорей подари,
На ней все иголки свои собери.
Поверь, они счастливы будут безумно,
А мы- то с тобой поступили как умно!
Не будешь иголки искать где попало,
Ну вот, и от мамы тебе не попало…
Игла в работе весела,
Она тонка и так мила!
Не будешь класть ее на место,
Вдруг потеряется в отместку.
И затаится в беспорядке…
А тебе потом воткнется в пятку.
Иголки надо сосчитать,
Когда садишься за работу,
Потом внимательно собрать,
Хотя бывает неохота.
С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути
И, держа за острый край,
Другу их передай.
Лишь окончена работа-
Ножницам нужна забота.
Не забудь их закрыть
И на место положить.
Напомнить хочу про рабочее место-
Диван или кресло?
Усядемся лучше с тобою за столом,
И ткань здесь разложи, и мыло найдем,
Коробку достанем, где все инструменты.
Сошьем все детали, набьем элементы,
Те из, которых игрушка родиться,
Рабочее место тебе пригодится!
Все правила эти обязан ты знать
И неуклонно их выполнять!
IV. Итог урока.
Анализ выполненной работы учащимися.
Вопросы для повторения:
-
Какие нитки используют для выполнения ручных работ?
-
Какие требования предъявляют к выполнению ручных работ?
-
Где применяют прямые стежки?
-
Где применяют петельные стежки?
V. Домашнее задание
VI. Уборка рабочих мест.
VII. Подведение итогов урока учителем.
Оценка работы.
Использованная литература.
-
Гильман Р.А. "Иголка и нитка в умных руках", М.: Легпромбытиздат, 2002г.
-
«Технология.Обслуживающий труд» / Под ред. О.А. Кожиной. ООО «Дрофа» 2012 г
-
Путятина Е. «Учимся шить мягкие игрушки.» Ростов на Дону, «Феникс», 2003г.