Рабочая программа по СБО 10 класс

Целью данной программы является: формирование и совершенствование у воспитанников необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки  в окружающем мире, а так же практического знакомства с учреждениями службы занятости населения.  С учетом уровня обученности воспитанников данного класса основной задачей курса является: формирование у воспитанников качеств думающей, действующей и адаптирующейся в повседневную жизнь личности.        Уроки по социально- бытовой ориентировке тесно  связаны с образовательными предметами. На уроках СБО применяются знания по русскому языку. Это чтение инструкций, справочной литературы, заполнение квитанций бланков, запись рецептов, составление памяток, текстов, телеграмм, заявлений. Без знаний математики невозможно отмерить необходимое количество жидкости, сосчитать стоимость покупки, приготовить блюдо по рецепту, рассчитать бюджет, оплатить коммунальные услуги. Знания, полученные на урок...
Раздел Технология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по социально - бытовой ориентировке в 10 классе составлена на основе:

Программно-методическоего обеспечения для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя. /Под ред. А. М. Щербаковой, Н. М. Платоновой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. Стр. 67

Целью данной программы является: формирование и совершенствование у воспитанников необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире, а так же практического знакомства с учреждениями службы занятости населения.

С учетом уровня обученности воспитанников данного класса основной задачей курса является: формирование у воспитанников качеств думающей, действующей и адаптирующейся в повседневную жизнь личности.


Содержание.


Основные разделы курса по социально-бытовой ориентировке в 10 классе:

- Личная гигиена;

- Питание;

- Одежда и обувь;

- Медицинская помощь;

- Средства связи;

- Торговля;

- Жилище;

- Транспорт;

- Культура поведения;

- Семья.

- Бюджет.

-Трудоустройство.

На изучение программного материала по социально-бытовой ориентировке в 10 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю).

Изучение этих разделов позволяет практически знакомить обучающихся с окружающим их социумом, формировать у них навыки самостоятельности обслуживании себя и близких. Для учащихся специальной коррекционной) школы VIII вида характерны неточность, неполнота и фрагментарность усвоенных знаний, определенные трудности при их воспроизведении и использовании в практической деятельности. Программа по СБО строится по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности школьников. Соблюдая принцип систематичности и последовательности в обучении, в 10 классе обучающиеся продолжают изучение тем, включенных в программу 5-9 классов. Программа построена по тому же принципу: опора на имеющиеся знания, умения и навыки, формирование на их базе новых, с расширением и углублением изученных ранее тем. Содержание программного материала обусловлено реалиями жизни, окружающими учащихся.

Уроки по социально- бытовой ориентировке тесно связаны с образовательными предметами. На уроках СБО применяются знания по русскому языку. Это чтение инструкций, справочной литературы, заполнение квитанций бланков, запись рецептов, составление памяток, текстов, телеграмм, заявлений. Без знаний математики невозможно отмерить необходимое количество жидкости, сосчитать стоимость покупки, приготовить блюдо по рецепту, рассчитать бюджет, оплатить коммунальные услуги. Знания, полученные на уроках естествознания, необходимы для определения температуры воды при стирке, при приготовлении ванны, проветривании помещений, при уходе за комнатными растениями, обучения навыкам личной гигиены.

Программа составлена с учетом всех особенностей познавательной деятельности обучающихся и обеспечивает их подготовку к самостоятельной жизни, хозяйственно-бытовому труду. Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуально - дифференцированного к ним подхода. Поэтому в содержание программы включены задания, упражнения, практические работы и экскурсии. В целях максимального коррекционного воздействия в программу включен учебно-игровой материал, коррекционно - развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня.

После усвоения обучающимися курса обучения, предполагается перейти от начального уровня самостоятельности (элементарные социально-бытовые навыки, которые он использует в конкретной деятельности), к более высокому уровню самостоятельности (свободное использование социально-бытовых навыков в незнакомых ситуациях.)

Основные требования к знаниям и умениям.

Учащиеся 10 класса должны знать: санитарно-гигиенические правила пользования маникюрными принадлежностями, профилактические меры инфекционных заболеваний, санитарно-гигиенические требования к состоянию кухни, способы ухода за меховой одеждой и кожаной обувью, порядок сдачи и получения вещей в ателье, порядок оформления заказов, источники семейного бюджета, правила выбора продуктов, рецепты и способы приготовления пищи.

Учащиеся 10 класса должны уметь: готовить пищу самостоятельно, помогать родителям ухаживать за детьми, выбирать продукты, планировать расходы на месяц, выполнять правила приема гостей и поведения в гостях, ориентироваться в расписании отправления рейсовых автобусов, заполнять бланки документов, сдавать вещи в химчистку, производить уборку кухни.







Календарно-тематическое планирование. 10 класс.



п/п

дата



Тема урока

Кол

Час



Тип

урока



Элементы

содержания



Требования к уровню подготовки обучающихся


Вид

контроля

1 четверть- 18 часов

Торговля -2 часа

1


Оптовая и розничная торговля

1

Урок-экскурсия

Продовольственные и промышленные товары.

Должны разбираться в ассортименте товаров.

Устные ответы на вопросы учителя.

2

















Рынки сельхозпродукции

Отличие рыночной торговли от магазинной

1

Урок-экскурсия

Плодоовощные базы, отделы рынка.

Должны уметь экономно посещать рынок.

Устные ответы на вопросы учителя.

Средства связи - 2 часа

3


Товары по почте.

1

Урок-беседа.

Оформление заказа на покупку товара. Получение заказа наложенным платежом.

Должны знать, как заказать нужный товар через каталог, по телефону, через отделение связи.

Ответы на вопросы учителя

4


Оформление подписки на газеты и журналы.

1

Урок-беседа.

Оформление подписки; Союзпечать.

Должны знать и уметь, как правильно оформлять подписку через отделения Союзпечати.

Устные ответы на вопросы учителя.

Транспорт -2 часа

5


Автовокзал. Внутреннее расположение служб автовокзала

1

Урок-экскурсия

Междугородный автотранспорт. Расписание движения автобусов. Багажное отделение в автобусе.

Должны знать и уметь,

как правильно приобрести билет, знать стоимость проезда, иметь представление о страховке, уметь ориентироваться в помещении вокзала, знать назначение всех служб .

Устные ответы на вопросы учителя.

6

















Культура общения пассажиров.

1

. Урок-беседа

Правила хорошего тона в дороге.

Должны уметь быть обходительными, предупредительными, взаимно вежливыми с попутчиками.

Устные ответы на вопросы учителя.

Личная гигиена - 4 часа

7


Уход за кожей лица, тела, ног.

1

Урок-

повтор.

Правила личной гигиены, крем, лосьон, тальк.

Должны соблюдать правила личной гигиены, умело пользоваться парфюмерией и косметикой.

Ответы на вопросы учителя

8


Уход за ногтями.

1

Урок-беседа.

Правила личной гигиены, маникюр.

Должны соблюдать основные санитарно-гигиенические правила по уходу за ногтями, уметь пользоваться маникюрным набором.

Устные ответы на вопросы учителя.

9


Уход за волосами.

1

Урок-беседа

Правила личной гигиены; различные типы волос, перхоть; шампуни.

Должны знать особенности своих волос, правильно выбирать шампунь, регулярно мыть голову.

Устные ответы на вопросы учителя.

10

















Бритьё. Принадлежности, гигиенические средства.

1

Урок-беседа

Типы кожи; бритвенные принадлежности, кремы до и после бритья, лосьоны.

Должны правильно подбирать парфюмерию для бритья, знать свой тип кожи.

Ответы на вопросы учителя

Трудоустройство - 8 часов

11-12


Поиск работы.

2

Урок-беседа.

Службы занятости населения, их прямые обязанности. ГЦЗН.

Должны знать адреса служб занятости, уметь грамотно туда обратиться и уметь заполнять документы, касающиеся трудоустройства

Устные ответы на вопросы учителя.

13-14


Закон о занятости населения.

2

Урок-беседа

«Трудовой кодекс Российской Федерации»; запрещённые виды работ.

Должны знать основные положения трудового кодекса, уметь ориентироваться в нём, опираясь на указания в оглавлении.

Устные ответы на вопросы учителя.

15-16


Государственная служба занятости.

Контрольная за 1 четверть

2

Урок-повторение.

ГЦЗН, его отделы, службы.

Должны уметь обратиться в ГЦЗН по всем интересующим их вопросам; должны уметь заполнять документы, касающиеся трудоустройства.

Ответы на вопросы учителя

17-18


Экскурсия в ГЦЗН.

2

Урок-экскурсия.

ГЦЗН, его отделы, службы.

Практическое применение полученных знаний.

Ответы на вопросы учителя, беседа со служащими ГЦЗН.

2 четверть - 16 часов

Одежда и обувь - 4 часа

19-20


Ателье по ремонту меховой и кожаной одежды.

2

Урок-беседа.

Заполнение бланков для сдачи вещей; порядок сдачи и получения вещей; стоимость услуг.

Должны знать поря док сдачи-приёма вещей; уметь делать это самостоятельно.

Устные ответы на вопросы учителя.

21-22


Экскурсия в ателье

или пункт химчистки.

2

Урок-экскурсия.

Самоконтроль. Контроль со стороны учителя.

Бюджет - 2 часа

23



Ежемесячные платежи; планирование расходов на месяц.

1

Урок-повторение

Экономия денежных средств; заполнение бланков

Практическое применение полученных знаний.

Самоконтроль, контроль со стороны учителя.

24



Сбербанк.

1

Урок-повторение.

Виды вкладов, сбережения.

Практическое применение полученных знаний.

Самоконтроль, контроль со стороны учителя.

Культура поведения - 2 часа

25


Приглашение и приём гостей.

1

Урок-беседа

Сервировка стола, составление меню, приём гостей, составление программы вечера.

Должны умело построить общение во время приёма гостей, учитывая вкусы и наклонности приглашённых.

Устные ответы на вопросы учителя.

26


Правила этикета - поведение в гостях. «Идем в гости»

1

Ролевая игра.

Культура общения.

Должны приходить в гости без опозданий, но и не раньше назначенного срока. Внешний вид должен быть опрятным, подарок недорогим и практичным.

Самоконтроль, контроль со стороны учителя.

Медицинская помощь - 2 часа

27

Причины возникновения инфекционных заболеваний.

1

Урок-беседа.

Грипп, ветрянка, желудочно-кишечные инфекции, корь и т.д.; иммунитет; меры по предупреждению возникновения заболеваний.

Должны знать: причины возникновения инфекционных заболеваний; профилактические меры; значение прививок; методы санобработки квартиры.

Устные ответы на вопросы учителя

28




Народные средства. Уход за больным

1

Урок-беседа.

Мёд, травяные сборы, малина, липовый чай. Меры предосторожности при уходе за инфекционным больным дома, проветривание. Запись народных рецептов

Должны знать основные компоненты «природной аптеки», умело ими пользоваться.

Должны уметь: ухаживать за больным в домашних условиях; производить санобработку помещения.

Устные ответы на вопросы учителя

беседа с медработником школы.

Семья - 2 часа

29


Состав семьи, отношения между членами семьи.

1

Урок-беседа

Кровное родство и некровное родство. Уважение и взаимопонимание между членами семьи

Должны знать состав семьи, обязанности её членов. Должны уметь

правильно вести себя в различных семейных ситуациях, уважать и помогать старшим

Должны понимать важность крепкой семьи.

Устные ответы на вопросы учителя

30













Обязанности детей по отношению к родителям.

Контрольная работа за 2 четверть

1

Урок-беседа

Помощь старшим и младшим членам семьи.

Должны уметь помогать родителям по уходу за младшими братьями и сёстрами.

Устные ответы на вопросы учителя

Питание - 16 часов

31-32


Санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи.

Повторение правил техники безопасности при работе на кухне и готовке пищи.






2

Урок-повторение.

Беседа с работниками школьной столовой.

Закрепление полученных на предыдущих уроках знаний

Самоконтроль, контроль со стороны учителя.

33-34


Консервация

2

Практическое занятие.

Соблюдение правил гигиены; температурный режим.

Должны знать и уметь,

как правильно консервировать овощи, ягоды, фрукты.

Самоконтроль, контроль со стороны учителя.

3 четверть - 20 часов

35-36

Оформление блюд

2

Практическое занятие

Соблюдение правил безопасности при работе с острыми инструментами

Должны уметь оформлять 2-е блюда

Самоконтроль и контроль со стороны учителя

37-38


Приготовление жареных котлет с гарниром

2

Практическое занятие.

Приготовление мясного фарша, картофельного пюре.

Должны знать и уметь, как правильно пользоваться мясорубкой, грамотно рассчитывать количество продуктов.

Красиво оформить готовое блюдо.

Самоконтроль, контроль со стороны учителя.

39-40


Приготовление блюд из рыбы

2

Практическое занятие.

Чистка, разделывание рыбы; выбор гарнира, соответствующих приправ.

Должны знать и уметь, как правильно разделывать рыбу, грамотно рассчитывать количество продуктов.

Самоконтроль, контроль со стороны учителя.

41-42

Приготовление кекса



2

Практическое занятие

Приготовление сливочного кекса самостоятельно по рецепту

Должны знать правила и технологию выпечки кекса

Самоконтроль, контроль со стороны учителя

43-44

Выпечка дрожжевых булочек



2

Практическое занятие

Приготовление булочек по рецепту

Должны уметь ориентироваться в рецепте самостоятельно

Самоконтроль, контроль со стороны учителя

45-46


Работа с рецептами.

Проверочная работа за 3 четверть.

2

Проверка ЗУН.

Практическое занятие по ориентированию в рецептах .

Письменная работа.

Должны уметь набирать продукты согласно рецептуре, составлять рецепт самостоятельно.

Самоконтроль, контроль со стороны учителя.

47-48


Приготовление печенья

2

Практическое занятие.

Приготовление песочного теста, виды печенья.

Должны знать

правила и технологию выпечки печенья.

. Самоконтроль, контроль со стороны учителя

Одежда и обувь- 6 часов

49


Стиль, мода, коррекция фигуры с помощью одежды.

1

Урок-повторение.

Мой имидж; мир моды, стиль, назначение одежды.

Должны уметь одеваться недорого, опрятно, не броско, в соответствии с возрастом и строением фигуры; показать с помощью одежды достоинства фигуры и скрыть её недостатки.

Устные ответы на вопросы учителя.

50


Одежда из меха и кожи.

1

Урок-беседа.

Виды одежды из меха и кожи, уход за ней.

Должны знать способы ухода за этой одеждой и уметь практически применять свои знания.

Устные ответы на вопросы учителя.

51


Чистка и подготовка к сезонному хранению одежды из меха и кожи.

1

Урок-беседа.

Просушка, приспособления для чистки одежды.

Должны знать способы ухода за этой одеждой и уметь практически применять свои знания.

Устные ответы на вопросы учителя.

52


Уход за замшевой обувью.

1

Урок-беседа.

Характеристика замшевой обуви.

Должны знать правила чистки замшевой обуви, правила подбора обуви.

Устные ответы на вопросы учителя.

53-54


Мелкий ремонт кожаной одежды.

2

Урок-беседа.

Пришивание пуговиц, крючков, петель; обработка фигурных заплаток.

Должны уметь аккуратно производить мелкий ремонт одежды.

Устные ответы на вопросы учителя.

Трудоустройство - 4 часа

55


Ситуация выбора после окончания 10 класса

1

Урок-беседа.

Ознакомление со списком профессий, которым обучают в ПУ, продолжение обучения в 10 классе

Должны знать списки и характеристики профессий и уметь выбирать предлагаемую специальность в соответствии с индивидуальными возможностями

Устные ответы на вопросы учителя.

56


Кодекс законов о труде.

1

Урок-беседа

Поступление в ПУ

Должны знать специальности ПУ, адреса, порядок поступления, необходимые документы

Устные ответы на вопросы учителя

4 четверть - 14 часов

57


Охрана труда несовершеннолетних

1

Урок-беседа

Возраст при приеме на работу, продолжительность рабочего дня, оплата, запрещенные виды работ для несовершеннолетних

Должны знать разделы трудового законодательства, уметь использовать соответствующие статьи для защиты своих прав.

Устные ответы на вопросы учителя.



58


Трудоустройство, временная и постоянная занятость

1

Урок-беседа

Отличие временной работы от постоянной

Должны знать документы, необходимые для приема на работу, уметь проходить комиссию

Беседа с инструктором по

охране труда

Жилище - 12 часов

59-60


Правила уборки кухни.

2

Урок-беседа

Уборочный инвентарь, дезинфицирующие и моющие средства.

Практически использовать полученные в предыдущих классах знания и умения.

Устные ответы на вопросы учителя

61-62


Кухонные электроприборы.

2

Урок-беседа.

Кухонный комбайн, миксер, кофеварка, электрочайник.

Знать правила техники безопасности, уметь правильно обращаться с электроприборами.

Устные ответы на вопросы учителя.

63-64


Борьба с вредными насекомыми.

2

Урок-беседа

Тараканы, клопы; дезинфекция.

Соблюдать правила гигиены; знать и умело применять средства борьбы с вредными насекомыми.

Устные ответы на вопросы учителя

65-66


Уборка кухни.

2

Практическое занятие.

Уборочный инвентарь, дезинфицирующие и моющие средства.

Практически использовать полученные в предыдущих классах знания и умения.

Самоконтроль, контроль со стороны учителя.

67-68


Контрольная работа за год. Интерьер кухни.

1

Урок-беседа. Урок обобще-

ние, контроля и системати-зации знаний.

Рациональная расстановка мебели на кухне

Должны уметь рационально расставлять и оформлять кухонное помещение. Письменный опрос.

Практические задания.





























Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

1.Воронкова В.В,Казакова С.А., Социально-бытовая ориентировка учащихся в 5-9 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Москва: Гуманит. Изд. Центр Владос 2006

2. Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л.,Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Москва: Гуманит. Изд. Центр Владос 2003.

3. Щербакова А.М., Н.М. Платонова «программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Москва: Гуманит. Изд. Центр Владос 2006.

4. Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика» №2(14), 2006г.




© 2010-2022