Конспект урока Системный подход к изготовлению одежды. Начальное моделирование

Одежда всегда отражала суть времени и об­раза жизни людей.  Современный стиль одежды характеризуют простота и худо­жественная выразительность, разнообразие форм и мате­риалов, гармоничная согласованность формы с назначением и материалом. В одежде XXI в. стали традиционными прием­лемые в настоящее время черты костюмов различных истори­ческих эпох.Хороший вкуспроявляется в умении одеваться всегда уместно.                                                     Каждой девушке, женщине хочется всегда вы...
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Системный подход в изготовлении одежды. Начальное моделирование одежды.

Цели урока: Ознакомить учащихся с краткой историей одежды. Способствовать формированию представления о системном подходе в изготовлении одежды от эскиза до готового изделия, о профессиях, связанных с изготовлением одежды, об основах композиции в одежде.

Задачи: (развивающие)

-развивать пространственное воображение, творческое мышление, память;

-развивать умение анализировать и применять полученные знания на практике;

(воспитательные)

-развивать коммуникативные навыки, формировать умения работать в парах;

-способствовать формированию и развитию трудовых и эстетических качеств личности.

Материалы и оборудование: Наглядные пособия, плакаты по композиции одежды (силуэты, пропорции, цвет), эскизы моделей одежды с различными приемами изображения; раздаточный материал - лекала стандартной фигуры, линейка, карандаш, ластик, фломастеры, хлопчатобумажный лоскут.

Тип урока: Комбинированный.

Межпредметные связи: ИЗО, история, математика.

Ход урока

I. Организационный момент

П. Закрепление изученного по теме «Материаловедение» и определение темы урока.

Свойства тканей.

  1. Изучение нового материала

-Лекция учителя о специалистах участвующих в процессе изготовления одежды.

-Схема «Последовательность изготовления швейного изделия».

-Работа художника-модельера.

-Композиция в одежде.

-Силуэт

-Пропорции.

-Конструктивные и декоративные линии в одежде.

  • Цвет и зрительные иллюзии. Свойства тканей.

  1. Практическая работа.

Вводный инструктаж:

  • разъяснение задач практической работы;

  • предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы.

Самостоятельная работа учащихся.

  1. Защита своих проектов-эскизов учащимися.

  • анализ работ учащихся;

  • разбор типичных ошибок.

  1. Подведение итогов урока.

  • сообщение учителя о достижении целей урока;

  • оценка результатов деятельности учащихся;

  • рефлексия.



Системный подход в изготовлении одежды. Начальное моделирование одежды.

I. Организационный момент.

П. Закрепление изученного по теме «Материаловедение» и определение темы урока.

Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела нашей программы «Проектирование и изготовление одежды». Для пошива любого вида швейного изделия необходимо знать свойства материала, из которого будет изготовлено это изделие.

Повторение изученного по вопросам:

- От чего зависят свойства тканей? (От волокнистого состава, структуры пряжи ткани, а также от особенностей отделки тканей)

- Какие свойства ткани вы знаете? ( Свойства тканей подразделяются на механические, технологические, физические, геометрические и оптические)

- Назовите и объясните свойства каждого из этих подразделений.

- Какие свойства ткани будут влиять на внешний вид швейного изделия? (Драпируемость, жесткость, оптические свойства (блеск, цвет, расцветка тканей и виды рисунков)

III. Изучение нового материала

Тема нашего урока «Системный подход в изготовлении одежды. Начальное моделирование одежды» (Слайд 2)

Основы художественного оформления одежды

Художественное оформление одежды - это создание по определенным законам красоты отдельных предметов или сочетание различных предметов, составляющих костюм. (Слайд 3)

Костюм - это совокупность предметов, формирующих внешний облик человека: одежда, обувь, головные уборы, украшения и т. д. Ведущая роль принадлежит одежде. (Слайд 4)

1. Историческое развитие костюма обусловлено стилем эпохи и модой.

Мода - непродолжительное господство в определенной общественной среде тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах быта, преимущественно в одежде и остальных компонентах костюма. (Слайд 5) Стиль - это устойчивый, конкретно определившийся язык эпохи, выражающий ее культуру, понятие красоты и отношение к окружающему миру. (Слайд 6)

Каждая историческая эпоха характеризуется определенным стилем одежды (Слайд 7)

Так, для древнегреческого костюма характерно выявление пластических свойств тканей в сложных ритмах драпировок. Прямоугольные куски ткани, скрепленные в Некоторых местах застежками, не подчеркивали форм тела, слегка проступавшего под одеждой. Эти одеяния назывались по-разному; хитон, гиматий, тога, туника. (Слайд 8)

Готический стиль - стиль средневековой Европы XII-XIII вв.-заключался в подчеркивании вертикальных линий в одежде. Платье средневековых женщин имело очень высокую линию талии, декольте удлиненной формы, узкие •длинные рукава, юбку, собранную в складки обычно только с одной стороны. Причем юбка расширялась книзу и переходила в длинный шлейф. Дополняли этот наряд конусообразный головной убор (высотой 70 см), который напоминал башни готического собора, и остроносая обувь. (Слайд 9)

Для ренессанса характерно усиленное внимание к устойчивости и монументальности фигуры. Женская одежда становится широкой и удобной, более мягкого женственного силуэта, обнажаются шея и руки.

В XVI в. образцом для подражания начинает служить испанский костюм. Мягкость силуэта исчезает, формы одежды создаются за счет всевозможных средств. Так, короткие штаны мужчин набивались ватой, паклей, соломой; женские платья туго натягивались на металлический корсет и плотную нижнюю юбку с металлическими обручами. Удобством эта одежда не отличалась. (Слайд 10)

Одежда стиля барокко (XVII-XVIII вв.) характеризовалась сложностью и многослойностью. Наряд женщин отличался контрастом форм: тонкий стройный стан сочетался с пышной, куполообразной юбкой. (Слайд 11)

Одежда стиля рококо не претерпела сильных изменений по сравнению с одеждой стиля барокко. Лишь линии стали еще более изощренно изящными. (Слайд 12)

Классицизм (конец XVIII в.) в одежде характеризуется строгостью линий, четкостью пропорций, простотой форм. (Слайд 13)

Стиль ампир (XIX в.) освободил женское тело от корсета. Платье легкое, прозрачное, из воздушных муслиновых и батистовых тканей плотно облегало талию под грудью, подчеркивая естественную стройность фигуры. (Слайд 14)

Романтизм (XIX в.). Вновь в платье появляется кринолин - бедра увеличиваются до небывалых размеров, под пышными формами платья тело почти скрывается. (Слайд 15)

Стиль модерн (конец XIX - начало XX в.) характеризует стремительное изменение форм платья - от легкого, полуприлегающего к тяжелому, плотному, с пышными рукавами, с турнюрами, которые зрительно увеличивали нижнюю часть торса. (Слайд 16)

Таким образом, одежда всегда отражала суть времени и образа жизни людей.

Современный стиль одежды характеризуют простота и художественная выразительность, разнообразие форм и материалов, гармоничная согласованность формы с назначением и материалом. В одежде XXI в. стали традиционными приемлемые в настоящее время черты костюмов различных исторических эпох.

2. Сейчас мы составим последовательность изготовления любого швейного изделия.

Естественно, что все мы в той или иной степени стараемся придерживаться направлениям моды.

- А что же такое мода? ( Мода - это непродолжительное господство в определенной общественной среде тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах быта, преимущественно одежде и остальных компонентах костюма.)

- Кто создает моду? (Художники - модельеры.)

- Художник - модельер, придумывающий новые модели одежды должен хорошо рисовать, хорошо знать человеческую фигуру, знать основы композиции костюма, быть в курсе современной моды, работать с журналами мод, делать зарисовки интересных деталей и фасонов, эскизы своих моделей.

- Далее задумка художника-модельера воплощается в жизнь художником-конструктором.

Художник-конструктор выполняет чертеж, т.е воплощает замысел художника-модельера в чертеже, лекалах, реализует его замысел. Он должен иметь пространственное воображение, хорошо чувствовать силуэт, линии, пропорции в одежде, разбираться в тканях, цветовой гамме, должен знать технологию изготовления одежды.


- Чтобы изделие было изготовлении и дошло до заказчика необходимо разработать способы изготовления данного изделия. Этим занимается - технолог. Он должен знать направления моды, следить за современной технологией обработки швейных изделий, новым оборудованием, перспективными направлениями моды.

- И, наконец, оператор швейного производства (швея, портной) выполняет швейное изделие по операциям или полностью все изделие. Он должен хорошо знать технологическую обработку швейных изделий, чувствовать современное направление моды, разбираться в тканях.

(Слайд 17)


Последовательность изготовления швейного изделия


Эскиз модели одежды

Чертеж (конструкция выкройки)

Технология (способы изготовления)

Готовое швейное изделие

художник-

модельер

художник - конструктор

технолог швейного производства

оператор швейного производства (швея, портная)

З. Основы композиции одежды

  • Что учитывает Х/М при разработке новой модели одежды?

(Х/М учитывает её назначение, возраст и занятие человека, для кого она предназначена, телосложение фигуры; фактуру и структуру материала, цвет, размеры рисунка; направление моды.) Важнейшим качеством одежды при ее проектировании является - ее композиционное решение. В переводе с латинского слово «композиция» означает «составление, связывание».

Композиция одежды- это сочетание элементов одежды, объединенных в единое целое замыслом художника-модельера. (Слайд 18) Основными выразительными средствами композиции являются: стиль, силуэт, линии в одежде, пропорции, и зрительные иллюзии. (Слайд 19) «Мода выходит из моды, стиль - никогда», утверждала в свое время легендарная Коко Шанель, которой удалось, создать собственный неповторимый стиль.

- Что такое стиль в одежде?

Стиль одежды - это совокупность всех деталей одежды, вместе создающих индивидуальный образ. (Слайд 20)

Мы знаем, что СТИЛИ в одежде бывают разные, их много, но во все времена выделяют 3 основных стиля.

- Назовите 3 основных стиля в одежде и охарактеризуйте. Классический. (Слайд 21)

Одежда, этого стиля мало подвержена изменениям моды. К классическому стилю относят строгие, деловые, элегантные изделия. Основой классического стиля женской одежды является костюм, с юбкой или брюками. Длина юбки должна - в пределах колена, (немного ниже колена). Брюки - прямые или сужены книзу, стрелки на брючинах. Спортивный. (Слайд 22)

Спортивный стиль - это стиль одежды удобный для движения, для разнообразной работы, для активного отдыха и занятий спортом. Т.е удобные и практичные: куртки, блузки, трикотажные жилеты без застежек, юбки, свободные брюки, комбинезоны, полукомбинезоны, джинсовая одежда. В спортивном стиле одежды предпочтительны натуральные материалы.

- Чем отличается "классический " стиль от "спортивного "? (В одежде спортивного стиля присутствуют: молнии, хлястики, пояса, карманы, кокетки, кнопки, манжеты, эмблемы.)

Романтический. (Слайд 23)

Этот стиль нарядный, экстравагантный, подчеркивающий женственность и обаятельность. В этом стиле присутствуют различного рода отделки: драпировки, воланы, рюши, оборки, кружева, вышивка, блёстки. Ткани для пошива используют воздушные, блестящие, бархатные, струящиеся. Дополнением могут быть шляпы и бижутерия.

  • Что необходимо помнить, подбирая одежду определенного стиля? (Необходимо помнить, что всякий костюм хорош только тогда, когда он соответствует фигуре и окружающей обстановке.)

Хороший вкус проявляется в умении одеваться всегда уместно, поэтому работая над композицией платья, художник-модельер ищет форму, в которой ткань наиболее выгодным образом проявляет свои качества. Т.е. определяет силуэт изделия.

  • Что означает термин "силуэт " и что он характеризует?

Силуэт - контурное очертание форм одежды. Силуэт характеризуется степенью прилегания изделия к фигуре по линии талии, высотой и шириной плеч, длиной и шириной изделия внизу. Для более точной характеристики силуэта его сравнивают с геометрическими фигурами:

  • Какими? прямоугольник, трапеция, треугольник, овал. (Слайд 24)

  1. Прямой силуэт. Очень удобный и комфортный, он скрывает очертания фигуры.

- Женщинам какого типа фигуры следует носить вещи такого силуэта? (любого - полные, худые и с идеальной фигурой)

2. Силуэт «Трапеция». Одежда расширяющаяся к низу, может быть с большим количеством фалд - пойдет не каждому.

  • Женщинам какого типа фигуры не рекомендуется носить вещи такого силуэта? (Нельзя одевать очень полным, «тучным» женщинам - будет увеличивать фигуру.

3. Прилегающий или полуприлегающий силуэт

  • Кому вы посоветуете носить вещи такого покроя? ( Прилегающий (плотно облегающий

фигуру) - если хорошая фигура и полуприлегающий, слегка намечающий контуры фигуры подходит почти всем.)

Форму одежды создают КОНСТРУКТИВНЫЕ И ДЕКОРАТИВНЫЕ

ЛИНИИ.

Конструктивные линии (Слайд 25) создают основу композиции модели, необходимы для создания силуэта и посадки изделия на фигуре человека.

Это линии плечевых и боковых швов лифа и юбки, шва соединения лифа и юбки по линии талии, швов втачивания рукавов в пройму.

Декоративные линии (Слайд 26) - линии, используемые при разработке отделки модели. К ним относятся линии, которые образуются отделкой различных видов (это защипы, складки, сборки, драпировки, воротники, клапаны, манжеты, пояса, кружева, вышивка, отделочные швы и т.д.).

При моделировании изделия необходимо серьезно продумать систему линий, т.к злоупотребляя использованием всевозможных линий, можно нарушить целостность композиции изделия, гармонию его частей.

Поэтому одним из важнейших элементов композиции одежды является пропорциональность.

Удачно подобранные пропорции могут подчеркивать достоинства фигуры или помочь скорректировать её природные недостатки (высокую талию, узкие плечи, широкие бедра, маленький или слишком высокий рост и т.д.). Для нахождения определенных пропорций в одежде являются длина изделия и расположение линии талии. (Слайд 27)

Посмотрите внимательно. Какая из фигур кажется более высокой? Более низкой?

Первая фигура (короткая талия) - кажется более высокой. Вторая фигура (естественное положение линии талии) - кажется средней. Третья фигура (длинная талия) - кажется приземистой. Исходя из этого видим, что одежде пропорции играют особенно важную роль: от того в каких соотношениях находится отдельные его части между собой и фигурой человека, зависит образная выразительность костюма и внешний облик самого человека.

  1. Практическая работа.

1. Вводный инструктаж. Каждой девушке, женщине хочется всегда выглядеть хорошо. Но покупая новое платье, мы чаще всего руководствуемся модой и не всегда обращаем внимание на то, что это платье не может подчеркнуть достоинства нашей фигуры, а даже наоборот, обратит внимание на ее недостатки. Сейчас вы выступите в роли художника модельера. Вам будут даны карточки с перечислением достоинств и недостатков фигуры. Вам необходимо выбрать ткань и придумать модель одежды в соответствии с данной фигурой. Описать эту модель, аргументируя свой выбор.

2. Самостоятельная работа учащихся под контролем учителя.

  1. Защита своих проектов-эскизов учащимися.

  • анализ работ учащихся;

  • разбор типичных ошибок.

  1. Подведение итогов урока.

  • сообщение учителя о достижении целей урока;

  • оценка результатов деятельности учащихся;

Рефлексия.

В заключении урока я попрошу вас продолжить предложения:

  • На уроке я узнала...

  • На уроке для меня было новым...

  • Самое интересное было на уроке - это...

  • Мне показалось сложным...

  • Мне бы хотелось, чтобы на следующем уроке...

  • Я взяла для себя с урока..

А.П.Чехов утверждал: «В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и одежда, и лицо, и мысли». И действительно, ни для кого не секрет, что в одежде проявляется личность человека, его характер, уровень общей культуры, интересы, вкусы. Умение с помощью одежды, макияжа, аксессуаров скрывать свои недостатки и подчеркивать достоинства помогает нам чувствовать себя в обществе легко и непринужденно, а значит, способствует достижению наших жизненных целей.



Ход практической работы. 1. Обвести карандашом контуры условной фигуры на листе в альбоме. 2. Внимательно прочитать описание задания и выбрать ткань для модели. 3. Выполнить эскизы моделей одежды. 4. Выполнить описание своей модели в соответствии данного плана: Последовательность описания моделирования одежды с учетом особенностей фигуры 1. Достоинства и недостатки фигуры 2. Стиль (классический, спортивный, романтический) 3. Силуэт (прямой, трапеция, прилегающий или полуприлегающий) 4. Пропорции (талия завышена, талия на естественном уровне, талия занижена) 5. Линии в одежде (конструктивные, декоративные, отделка) 6. Вид ткани, расцветка 7. Дополнения (обувь, прическа и т.д.)



Используемая литература



1. «Обработка тканей» (Учебное пособие для учащихся) Мельникова Л.В., Короткова М.Е.,

Земганно Н.П., Москва «Просвещение», 1986 г. 2. «Искусство красиво одеваться» Ерзенкова Н.В., Рига «Импакт», 1993 г. 3. «Женская одежда в деталях» Ерзенкова Н.В., Минск «Полымя», 1992 г. 4. Журналы мод.

© 2010-2022