ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ШВЕЙНОГО ДЕЛА

Технология активного обучения – это обучение, соответствующее силам и возможностям школьников. Методы активного обучения могут быть и должны применяться в коррекционной школе, обеспечивая учащимся условия  для успешной социальной адаптации и трудоустройства.         Таким образом, под дидактическими возможностями активных методов определились учебные возможности формирования предметных умений и навыков, которые можно применить на уроках швейного дела, и которые могут повлиять на  результативность обучения.
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ШВЕЙНОГО ДЕЛА

Фролова Любовь Валериевна

учителя швейного дела ГУ ОСШИ №3 для детей с ОВР г. Караганда


Современный, унифицированный подход к решению образовательных задач в рамках коррекционной школы опирается на основополагающие государственные документы последних лет, касающиеся вопросов специального образования: Закон РК «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», Конвенция о правах ребёнка и др., в которых ключевой является идея развития, методологически восходящая к концептуальной теории обучения и развития Л.С. Выготского. Названная концепция продуктивна и сегодня для анализа и переосмысления сложившегося опыта, особенно в части обучения и воспитания различных категорий лиц с особыми образовательными потребностями [2,с.110].

Важнейшую коррекционную роль в развитии учащихся с нарушением интеллекта играют уроки трудового обучения, которые призваны обеспечить формирование общей культуры личности на основе усвоения содержания программного материала, адаптацию к жизни в обществе, создать основу для осознанного выбора и последующего освоения профессионального образования. Задача учителя - дефектолога, не должна сводиться только лишь к подаче готовых знаний для их воспроизведения, необходимо так строить педагогический процесс, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка, научить максимально мыслить в силу возможностей ученика, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать только активные формы и методы обучения.

В педагогической науке накоплен богатый материал, относящийся к проблеме использования методов обучения (Ю. К. Бабанский, М.Н.Скаткин, И.Д.Зверев, И.Т.Огородников и др.) [3,с.9]. Но до сих пор мало изученными оказываются педагогические возможности активных методов обучения и их влияние на эффективность обучения, а еще меньше данные методы используется в практике коррекционной школы.

Учитывая состояние теории и потребности практики в решении проблемы активных методов обучения, а так же их возможностей, которые сложились в социальной ситуации и имеются в педагогической науке, было проведено экспериментальное исследование на базе областной специальной школы - интерната №3 г. Караганды в период с 1 сентября 2010 года по 25 мая 2012 года на уроках швейного дела в 6 «В» классе. В качестве контрольной группы выступали учащиеся 6 «Г» класса.

Предполагая, что результативность обучения, успешное овладение общетрудовыми и профессионально-трудовыми умениями и навыками, позитивное отношение к предмету может быть обеспечено за счёт использования активных методов на уроках швейного дела, основной целью эксперимента было выявление эффективности методов активного обучения на уроках швейного дела [табл.1].

Методы активного обучения (МАО) - совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие учащихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности. [1,с.14].

Табл.1.Методы активного обучения, применяемые на уроках швейного дела

Неимитационные методы активного обучения

Имитационные методы

Неигровые методы

Игровые методы

Проблемные уроки

Анализ конкретных ситуаций (АКС)

Деловые игры

Программирование

Проектирование

Дидактические игры

Метод проектов

Тренинг

Игровые ситуации

Методика опорных схем

Метод инструкции к действиям

Игровые приёмы и процедуры

Рефлексия


Исследование мотивов и познавательных интересов позволило сделать выводы о наличии или отсутствии ситуации личностного роста учащихся. Из данного процентного соотношения явно видна динамика развития познавательного интереса, но в экспериментальном классе количественные данные гораздо выше, что можно убедительно проследить на построенном мониторинге [табл.2].

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ШВЕЙНОГО ДЕЛАДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ШВЕЙНОГО ДЕЛА

Табл.2 Мониторинг развития уровня Табл.3 Мониторинг развития уровня

познавательного интереса активности учащихся на уроках швейного дела

Наблюдение за работой учащихся на уроках швейного дела и анкетирование позволили выяснить, насколько учащиеся активны и заинтересованы на уроках швейного дела, до и после формирующего эксперимента. Критериями являлись: активная работа, частота правильных ответов, быстрота реакции, стремление достичь положительных результатов, частота отвлечений от работы, замещающая деятельность. Динамика развития отражена на мониторинге [табл.3].

Диагностика познавательных процессов также позволила сделать вывод, что уровень развития познавательных процессов изменился у всех учащихся экспериментальной группы, что нельзя сказать о детях, входящих в контрольную группу. Так, например, у детей экспериментальной группы после проведения уроков с применением МАО повысились показатели уровня развития таких познавательных процессов как внимание, память и мышление. [табл.4]. Таким образом, можно говорить о том, что включенность ученика в процесс самостоятельного познания на основе МАО стимулирует развитие познавательной активности, является средством ее развития и средой оптимизирующей это развитие. Контрольная группа все это время продолжала работать в своем традиционном режиме. Это время тоже работало на них, но результаты были другими. Результаты исследования были проанализированы и построены на мониторинге [табл.5].

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ШВЕЙНОГО ДЕЛАДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ШВЕЙНОГО ДЕЛА

Табл.4. Мониторинг уровня развития Табл.5. Мониторинг уровня развития

психических процессов учащихся психических процессов учащихся

в экспериментальном классе в контрольном классе

Обобщая опытно-экспериментальную работу по использованию активных методов обучения на уроках швейного дела, можно сделать выводы:

1.Анализируя и сравнивая выводы по каждому направлению экспериментального исследования, убедительна положительная динамика банка достижений учащихся экспериментального класса под влиянием активных методов.

2. Разумное и целесообразное использование активных методов значительно повышает коррекционный эффект обучения, создаёт атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.

3. Технология активного обучения - это обучение, соответствующее силам и возможностям школьников. Методы активного обучения могут быть и должны применяться в коррекционной школе, обеспечивая учащимся условия для успешной социальной адаптации и трудоустройства.

Таким образом, под дидактическими возможностями активных методов определились учебные возможности формирования предметных умений и навыков, которые можно применить на уроках швейного дела, и которые могут повлиять на результативность обучения.

Список литературы:

1.Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула, 2002

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 М.: Педагогика, 1993

3. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1994


© 2010-2022