Урок по технологии для 7 класса «Казахские мужские головные уборы»

Раздел Технология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по технологии для 7 класса

«Казахские мужские головные уборы»

Цели:

1.Обучающая: сформировать знания у учащихся с видами казахского национальный мужских головных уборах, с элементами художественной обработки.

2. Воспитательная: воспитывать любовь и гордость за свою страну, толерантность и уважение к культуре народов Казахстана и традициям своей страны, формирование эстетического вкуса в одежде.

3. Развивающая: развивать дизайнерские и художественные способности.

Тип урока: Формирование новых знаний с элементами стратегии критического мышления

Межпредметные связи: история Казахстана, ИЗО, казахский язык

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Наглядные пособия: презентация к уроку, музыкальное сопровождение, готовые изделия, раздаточный материал: орнамент, иллюстрации мужских национальных головных уборов, технологические карты по декорированию, альбомы «Казахский национальный костюм» (изготовленные учащимися), шаблон для раскроя.

Оборудование: текст «Казахские национальные головные уборы», инструкционные карты «Декорирование изделия в технике аппликации», «Декорирование изделия вышивкой тамбурным швом», наборы для рукоделия, заготовки тюбетейки для декорирования, шаблон для раскроя.

Ход урока

I. Организационный момент:

-Приветственное слово учителя.

-Формирование малых групп: класс делится на группы по 3-4 человека, название групп, оформляется табличкой на партах. (1-2 мин)

-Мотивационный момент. Создание позитивного эмоционального состояние учащихся в начале урока

II. Стадия вызова (10 мин)

Учитель: Ребята, сегодня мы проведем урок из цикла «Энциклопедия народных рукоделий». Мы откроем ее на странице Казахстан. Из этих страниц энциклопедии мы не только почерпнем много интересного, но и сами побываем в роли казахских умельцев. Хочется сказать, что казахское декоративно-прикладное искусство имело строгое разделение на женское рукоделие и мужское ремесло. Считалось, чужим делом заниматься нельзя.

Вопрос: В век компьютеров и прогресса, когда катастрофически не хватает времени, мы все спешим. В современной жизни нужны ли рукоделия? В чем состоит их ценность? (обмен мнениями, выступление групп)

Учитель: Народные ремесла - важнейшая составная часть культурного наследия нации. Ремесла - это память о корнях народа. Хочешь узнать о народе, познакомься с его ремеслами (презентация)

«Декоративно - прикладное творчество казахского народа» (музыкальное сопровождение: звучание домбры)

Вопрос: Ребята, сейчас вы познакомились с основными видами декоративных ремесел, которыми издревле занимались казахские умельцы. Какие эмоции вызвал у вас просмотр слайдов? Что особенно вызвало у вас интерес? (обмен мнениями в малых группах, выступление групп)

Учитель: Конечно, на одном уроке не возможно познакомиться и научиться делать все то, что веками складывалось в народное прикладное творчество, поэтому мы подробно остановимся на изучении

казахских национальных мужских головных уборах, с элементами художественной обработки.

Стратегия «Ассоциация».

Вопрос: Ребята, у вас на столах приготовлено все необходимое для того, чтобы изготовить казахский мужской головной убор. Достаточно ли у вас информации, чтобы выполнить задание? А что для этого вы должны знать?

- Сбор идей (индивидуально, в малых группах, выступление групп)

- Группировка, отбор, обсуждение и оценка идей. (общая запись на доске)

III. Стадия осмысления (15 мин)

Чтение текста с пометками.

- Перед началом выполнения задания, учитель кратко вводит учеников в курс стратегии. Затем, ученики приступают к выполнению задания, которое заключается в том, чтобы каждый индивидуально читает текст и отвечает на вопросы, записанные на доске, делая пометки. После, учащиеся в парах обмениваются своей информацией и составляют кластер. Оформляется кластер следующим образом: в центре - тема занятия, по линиям, расходящимся от центра - все, что удалось вспомнить. Презентация кластера малых групп.

- Когда данная работа закончена, то составляется общий кластер.

Основная часть текста: Казахи с давних времен к головным уборам относились по особенному. Сдернуть с головы человека шапку считалось оскорблением, а небрежно кинуть куда-нибудь свою - равносильно отречению от личного счастья и удачи. К головным уборам всегда относились бережно, клали или вешали их на возвышении. Шапка не должна была случайно упасть на пол или на сидение, иначе считалось, благоденствие или здоровье ее владельца пострадает. Самым распространенным головным убором у казахских мужчин, была тюбетейка - «такия». В ходу она была и у женщин и мужчин, у детей и взрослых. Надевалась тюбетейка на голову, и часто поверх ее надевали другие головные уборы. Для пошива «такии» применялась различная материя, от хлопчатобумажной до дорогих: сукна, бархата, шелка. Тюбетейка всегда украшалась декором, в качестве которого использовалась ручная вышивка тамбурным швом, или аппликация из орнамента.

Еще один вид тюбетейки - «зер такия». Ее в основном носили молодые люди. Декорировали «зер такия» золотой или серебряной канителью, расшитой шелком. А пожилые люди - однотонные на тонкой шерстяной подкладке.

«Калпак» - еще один вид головного убора, который был особенно распространен у казахских мужчин. «Калпак» представляет собой войлочную шляпу, которая носилась в основном летом. Изготовлялась она из тонкого белого войлока и имела конусообразную форму, с узкой высокой тульей и закругленной или остроконечной макушкой и иногда с бронзовой бляхой сверху Особых премудростей в его пошиве не было, так как крой состоял из двух одинаковых половин.

«Айыр калпак» - вид « калпака», по форме представлявший собой конусообразную шляпу с загнутыми к верху полями. Изнутри его обрабатывали войлоком или плотным материалом, а с наружи - атласом, бархатом. Декорировался «айыр калпак» - растительным орнаментом. «Айыр калпак» надевали богатые, знатные казахи.

«Борик» - круглая бархатная шапочка, с меховой опушкой, считается летним головным убором.

«Тымак» - зимняя шапка, чаще из овчины. Шапка состоит из тульи и четырех больших клиньев, скроенных из войлока и обтянутых тканью.

IV. Стадия Рефлексии ( 15 мин)

Учитель: Любая рукодельница, которая вышивает или вяжет, шьет или украшает изделие бисером, прежде всего, вкладывает душу в свою работу, тепло своих рук. Посмотрите на бабушку, как светлеет ее лицо, когда она вяжет носки сыну или внуку, какие при этом у нее мысли, чувства. А как мы начинаем улыбаться, когда видим усердно работающую бисером, маленькую девочку. Что при этом, движет ею? Так вот, подумайте, может и вам овладеть магией рукоделия

Практическая работа:

- вводный инструктаж

- организация рабочих мест: образцы орнамента, инструкционные карты «Декорирование изделия в технике аппликации», «Декорирование изделия вышивкой тамбурным швом», наборы для рукоделия, заготовки тюбетейки для декорирования.

- инструктаж по технике безопасности

Задание для практической работы: каждая малая группа коллективно выполняет декорирование тюбетейки, самостоятельно выбирая технику украшения. ( работа в малых группах, презентация)

- Уборка рабочих мест.

Оценивание работ учащихся на уроке проводится внутри группы коллегиально.

Подведение итогов урока. (3-5 мин.)

Вопрос: Что изучали? Как изучали? Что вызвало особый интерес по теме?

Домашнее задание:

Учитель: У нас остались вопросы, на которые в процессе урока мы так и не смогли найти ответа. Вам необходимо, используя любые источники информации, решить данную задачу и оформить в виде сообщения.


© 2010-2022