- Преподавателю
- Технология
- Конспект урока по технологии на тему Изготовление кулона из меха
Конспект урока по технологии на тему Изготовление кулона из меха
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Честнейшина Г.А. |
Дата | 03.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Образовательная область «Технология» призвана обеспечить передачу общей и технологической культуры, подготовку молодёжи к самостоятельной жизни, трудовой деятельности в современном обществе. При этом следует учитывать и национально-региональные особенности.
Включение национально-регионального компонента в программу по трудовому обучению призвано обогатить образовательный процесс ценностями ненецкой культуры. Этот компонент нацелен на формирование личности обучающегося, как достойного представителя своего региона, воспринявшего социокультурные ценности и традиции, способного к их приумножению, обладающего развитым чувством принадлежности к родному народу.
Изучение национально-регионального компонента по технологии направлено на достижение следующих целей:
-
Формирование знаний о культуре, быте ненецкого народа для улучшения взаимопонимания, общения с детьми других национальностей, проживающих на территории НАО.
-
Развитие познавательного интереса, расширение возможности для проявления творческого начала.
-
Воспитание эстетического вкуса через культуру своего народа, межнациональной культуры, чувства патриотизма.
В школе VIII вида обучаются дети с аномалиями в развитии. Им трудно заниматься на уроках технологии только швейным делом. Необходимо разнообразить работу. Занятия декоративно-прикладным искусством решают эту задачу. Учащиеся с удовольствием выполняют различные поделки из меха. В классе обучаются ненцы, коми, русские дети. При изучении темы «Виды одежды» дети знакомятся с одеждой разных народов. Девочки шили русский костюм, костюм коми, ненецкую куклу. С огромным интересом ученицы впитывают в себя всё, что касается культуры разных народов.
Они знают, что всё, чему они научатся, пригодится им в жизни.
Урок «Изготовление кулона из меха» проведён в 7 классе. В классе 5 девочек 14 - 15 лет.
Литература.
Бобрикова Е.Н. Технология обработки материалов, изготовления и художественной отделки традиционных изделий ненцев: Пособие для учителя. - СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2004. - 128с.: ил.
Выучейская Н.А. // Северные просторы. 1995. № 2-3. С.72.
Выучейская Н.А. // Северные просторы. 1995. № 4-5. С. 76.
Хомич Л.В. Спб., 1994.
Тема: «Изготовление кулона из меха».
Цель: Обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы «Декоративно-прикладное искусство народов Крайнего Севера».
Задачи: 1. Научить изготавливать кулон из меха.
2. Работать над коррекцией запоминания, сохранения и воспроизведения при заучивании текста; развитие эмоционально-образной памяти с помощью символических изображений на предметно-технологических картах; развитие мелкой моторики пальцев рук.
3. Воспитывать любовь к родному краю, бережливость, художественный вкус.
Наглядность: предметно-технологическая карта, различные кулоны, иллюстрации.
Оборудование: ножницы, шило, игла, ручка, клей «Момент», линейка; резцы, деревянные палочки, камус, бисер, замша, шаблоны, шнурок из замши.
Словарь: меховая мозаика; орнамент, топография, камус.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Сообщение темы, цели урока.
II. Повторение.
III. Новый материал.
IV. Практическая часть.
V. Итог урока.
1. Заключительная часть.
2. Анализ работ. Оценки, их аргументация.
I. Организационный момент.
Учитель: Тема урока «Изготовление кулона из меха». Кулон состоит из нескольких элементов. Сегодня задача урока: каждый из вас выполнит отдельный элемент, а на следующем уроке вы коллективно соедините все детали в один. Это будет выглядеть таким образом (слайд 1).
II. Повторение.
Учитель: Несколько уроков подряд мы с вами изучали декоративно-прикладное искусство народов Крайнего Севера. Мы с вами живём на Севере и должны уважать культуру того народа, с которым мы проживаем в одной местности. Скажите, а какие народности населяют Север страны?
Ответ ученицы: Север страны населяют ханты, манси, чукчи, коряки, ненцы и другие национальности.
Учитель: Скажите, а где мы с вами живём?
Ответ ученицы: Мы живём в Ненецком Автономном округе.
Учитель: Покажите на географической карте, где находится НАО.
Работа у доски. Ученица показывает местоположение НАО.
Учитель: Какие отрасли хозяйства являются главными у народов Крайнего Севера?
Ответ ученицы: Главными являются рыболовство, оленеводство, звероводство, пушной промысел.
Учитель: Мы с вами говорили о декоративно-прикладном искусстве народов Севера. С чем оно связано? Объясните.
Ответ ученицы: Декоративно-прикладное искусство связано с условиями быта. Это украшение одежды, домашней утвари, жилища.
Учитель: Чем украшали одежду?
Рассказ ученицы: Одежду украшали вышивкой, яркими нитками, аппликацией, бисером, нашивками металлических блях, сукном, замшей. Также использовались природные материалы: кожа и мех животных, рыбья кожа, береста, дерево, кости (слайд 2).
Учитель: Особого внимания заслуживает искусство меховой мозаики, узорами которой ненцы украшали одежду, обувь, головные уборы.
Демонстрация иллюстраций.
Учитель: Какие цвета здесь преобладают?
Ответ ученицы: Здесь преобладают белый и коричневый цвета.
Учитель: Как вы думаете, почему ненцы больше любят белый и коричневый цвет?
Ответ ученицы: Ненцы считают, что белый означает снег, а коричневый - землю.
Учитель: Давайте рассмотрим орнамент. Из каких фигур состоит
орнамент?
Демонстрация видов орнаментов.
Ответ ученицы: Орнамент состоит из геометрических фигур.
Учитель: Как возникал орнамент?
Ответ ученицы: Орнамент возникал путём повторения природных элементов - головок зверей, оленьих рогов, копытец, крылышек птиц и др.
Учитель: Скажите мне, какое животное считалось главным в тундре?
Ответ ученицы: Главным животным ненцы считали оленя.
Учитель: Вы знаете, что мясо оленя идёт в пищу, а что можно изготовить из шкуры оленя?
Рассказ ученицы:
Шкура оленя идёт на изготовление покрышек для чума, из шкуры шьют меховые чулки (липты), шкура служит постелью и т. д. Из камуса шьют обувь, рукавицы, вырезают узоры. Часть шкуры, снятая со лба оленя, идёт на изготовление сумочек, выкраивают подошву обуви, шкура с нижней части ног, щётка, используется также для изготовления подошв обуви. А также изготавливали различные кулоны, прихватки, панно, куклы.
Все хозяйки бережливы, никто не выбрасывал ни кусочка камуса, всё прибирали. Это воспитывалось с молоком матери, с детства.
III. Новый материал.
Учитель: Тема нашего урока сегодня «Изготовление кулона из меха».
Рассмотрим образец. Кулон состоит из нескольких элементов. Элементы отличаются друг от друга?
Ответ ученицы: Да, элементы отличаются друг от друга.
Учитель: Чем отличаются элементы?
Ответ ученицы: Они различны по размеру.
Учитель: А что общего в них?
Ответ ученицы: Все элементы состоят из одинакового количества деталей.
Учитель: Давайте посмотрим на образец в символическом изображении на предметной карте. Какие здесь детали?
Ответ ученицы: Нижняя деталь, верхняя деталь, деталь из картона, камус, шнур, петелька, уголок, кисточка.
Учитель: Чем украшено изделие?
Ответ ученицы: Изделие украшено бисером.
Учитель: Какой мех лучше выбрать для изготовления кулона?
Учитель предлагает на выбор несколько кусочков меха.
К доске вызывается ученица. Она подбирает кусочки меха, объясняя, почему именно такой кусочек меха она выбрала.
IV. Практическая работа.
а). Инструктаж по охране труда.
Беседа по вопросам:
-
Какие инструменты, которые вы будете использовать, опасны?
-
Где должны храниться инструменты и где храните их вы?
б). Работа с мехом.
Учитель: Итак, тема урока: «Изготовление кулона из меха».
в). Объяснение практической работы.
г). Показ приёмов работы учителем.
Учитель объясняет выполнение практической работы, сопровождая практическим показом, обращая внимание детей на предметно-технологическую карту.
-
Определить лицевую и изнаночную сторону замши.
-
Обвести шаблон, вырезать детали из замши и картона.
-
Смазать нижнюю деталь клеем, наложить замшу на картон, дать просохнуть.
-
Найти середину на кусочке камуса. Проколоть шилом, отметить точку на изнаночной стороне карандашом.
-
Вырезать из камуса тонкую полоску вдоль ворса.
-
Смазать полоску камуса клеем, прижать к боковым сторонам верхней части кулона.
-
Нижнюю сторону смазать клеем, наложить петельку и заднюю сторону из замши, дать просохнуть.
-
На верхнюю часть детали наклеить уголок.
-
Наклеить бисер, пользуясь шилом.
Вот так должен выглядеть готовый элемент.
Показ готового изделия
Учитель: Обратите внимание: При раскрое следите за направлением ворса, соблюдайте симметрию.
Детали должны находиться на одном уровне с донышком.
Задача урока: выполнить один элемент. А на следующем уроке вы соедините все элементы в одно изделие.
д). Повторение учащимися порядка работы.
Учащиеся повторяют порядок практической работы с опорой на предметно-технологическую карту.
е). Выполнение практической работы.
Физминутка.
Продолжение практической работы.
Учитель делает целевые обходы, контролируя правильность выполнения технологической последовательности, качество работы, соблюдение правил безопасной работы.
В начале второго урока:
Учитель: Какую практическую работу вы должны выполнить?
Ученица: Мы должны выполнить элемент кулона.
Учитель: Что уже выполнено?
Отчёт каждой ученицы о проделанной работе.
Физминутка.
Продолжение практической работы.
V. Итог урока.
1. Заключительная часть.
а) Закрепление.
Учитель: Чему вы сегодня научились на уроке?
Ученица: Мы научились выполнять элемент кулона.
Учитель: Где примените это изделие?
Ученица: Будем дарить такое изделие маме, друзьям, родственникам.
Учитель: Освоив этот несложный кулон, вы в дальнейшем сможете выполнять более сложные. Например, такие, как эти.
Показ готовых изделий.
2. Анализ работ. Оценки, их аргументация.