Конспект урока по технологии на тему Изготовление кулона из меха

Включение национально-регионального компонента в программу по трудовому обучению призвано обогатить образовательный процесс ценностями ненецкой культуры. Этот компонент нацелен на формирование личности обучающегося, как достойного представителя своего региона, воспринявшего социокультурные ценности и традиции, способного к их приумножению, обладающего развитым чувством принадлежности к родному народу. Изучение национально-регионального компонента по технологии  направлено на достижение следующих...
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.


Образовательная область «Технология» призвана обеспечить передачу общей и технологической культуры, подготовку молодёжи к самостоятельной жизни, трудовой деятельности в современном обществе. При этом следует учитывать и национально-региональные особенности.

Включение национально-регионального компонента в программу по трудовому обучению призвано обогатить образовательный процесс ценностями ненецкой культуры. Этот компонент нацелен на формирование личности обучающегося, как достойного представителя своего региона, воспринявшего социокультурные ценности и традиции, способного к их приумножению, обладающего развитым чувством принадлежности к родному народу.

Изучение национально-регионального компонента по технологии направлено на достижение следующих целей:

  • Формирование знаний о культуре, быте ненецкого народа для улучшения взаимопонимания, общения с детьми других национальностей, проживающих на территории НАО.

  • Развитие познавательного интереса, расширение возможности для проявления творческого начала.

  • Воспитание эстетического вкуса через культуру своего народа, межнациональной культуры, чувства патриотизма.

В школе VIII вида обучаются дети с аномалиями в развитии. Им трудно заниматься на уроках технологии только швейным делом. Необходимо разнообразить работу. Занятия декоративно-прикладным искусством решают эту задачу. Учащиеся с удовольствием выполняют различные поделки из меха. В классе обучаются ненцы, коми, русские дети. При изучении темы «Виды одежды» дети знакомятся с одеждой разных народов. Девочки шили русский костюм, костюм коми, ненецкую куклу. С огромным интересом ученицы впитывают в себя всё, что касается культуры разных народов.

Они знают, что всё, чему они научатся, пригодится им в жизни.

Урок «Изготовление кулона из меха» проведён в 7 классе. В классе 5 девочек 14 - 15 лет.

Литература.

Бобрикова Е.Н. Технология обработки материалов, изготовления и художественной отделки традиционных изделий ненцев: Пособие для учителя. - СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2004. - 128с.: ил.

Выучейская Н.А. // Северные просторы. 1995. № 2-3. С.72.

Выучейская Н.А. // Северные просторы. 1995. № 4-5. С. 76.

Хомич Л.В. Спб., 1994.

Тема: «Изготовление кулона из меха».


Цель: Обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы «Декоративно-прикладное искусство народов Крайнего Севера».

Задачи: 1. Научить изготавливать кулон из меха.

2. Работать над коррекцией запоминания, сохранения и воспроизведения при заучивании текста; развитие эмоционально-образной памяти с помощью символических изображений на предметно-технологических картах; развитие мелкой моторики пальцев рук.

3. Воспитывать любовь к родному краю, бережливость, художественный вкус.

Наглядность: предметно-технологическая карта, различные кулоны, иллюстрации.

Оборудование: ножницы, шило, игла, ручка, клей «Момент», линейка; резцы, деревянные палочки, камус, бисер, замша, шаблоны, шнурок из замши.

Словарь: меховая мозаика; орнамент, топография, камус.

Ход урока.

I. Организационный момент.

1. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Сообщение темы, цели урока.

II. Повторение.

III. Новый материал.

IV. Практическая часть.

V. Итог урока.

1. Заключительная часть.

2. Анализ работ. Оценки, их аргументация.

I. Организационный момент.

Учитель: Тема урока «Изготовление кулона из меха». Кулон состоит из нескольких элементов. Сегодня задача урока: каждый из вас выполнит отдельный элемент, а на следующем уроке вы коллективно соедините все детали в один. Это будет выглядеть таким образом (слайд 1).

II. Повторение.

Учитель: Несколько уроков подряд мы с вами изучали декоративно-прикладное искусство народов Крайнего Севера. Мы с вами живём на Севере и должны уважать культуру того народа, с которым мы проживаем в одной местности. Скажите, а какие народности населяют Север страны?

Ответ ученицы: Север страны населяют ханты, манси, чукчи, коряки, ненцы и другие национальности.

Учитель: Скажите, а где мы с вами живём?

Ответ ученицы: Мы живём в Ненецком Автономном округе.

Учитель: Покажите на географической карте, где находится НАО.

Работа у доски. Ученица показывает местоположение НАО.

Учитель: Какие отрасли хозяйства являются главными у народов Крайнего Севера?

Ответ ученицы: Главными являются рыболовство, оленеводство, звероводство, пушной промысел.

Учитель: Мы с вами говорили о декоративно-прикладном искусстве народов Севера. С чем оно связано? Объясните.

Ответ ученицы: Декоративно-прикладное искусство связано с условиями быта. Это украшение одежды, домашней утвари, жилища.

Учитель: Чем украшали одежду?

Рассказ ученицы: Одежду украшали вышивкой, яркими нитками, аппликацией, бисером, нашивками металлических блях, сукном, замшей. Также использовались природные материалы: кожа и мех животных, рыбья кожа, береста, дерево, кости (слайд 2).

Учитель: Особого внимания заслуживает искусство меховой мозаики, узорами которой ненцы украшали одежду, обувь, головные уборы.

Демонстрация иллюстраций.

Учитель: Какие цвета здесь преобладают?

Ответ ученицы: Здесь преобладают белый и коричневый цвета.

Учитель: Как вы думаете, почему ненцы больше любят белый и коричневый цвет?

Ответ ученицы: Ненцы считают, что белый означает снег, а коричневый - землю.

Учитель: Давайте рассмотрим орнамент. Из каких фигур состоит

орнамент?

Демонстрация видов орнаментов.

Ответ ученицы: Орнамент состоит из геометрических фигур.

Учитель: Как возникал орнамент?

Ответ ученицы: Орнамент возникал путём повторения природных элементов - головок зверей, оленьих рогов, копытец, крылышек птиц и др.

Учитель: Скажите мне, какое животное считалось главным в тундре?

Ответ ученицы: Главным животным ненцы считали оленя.

Учитель: Вы знаете, что мясо оленя идёт в пищу, а что можно изготовить из шкуры оленя?

Рассказ ученицы:

Шкура оленя идёт на изготовление покрышек для чума, из шкуры шьют меховые чулки (липты), шкура служит постелью и т. д. Из камуса шьют обувь, рукавицы, вырезают узоры. Часть шкуры, снятая со лба оленя, идёт на изготовление сумочек, выкраивают подошву обуви, шкура с нижней части ног, щётка, используется также для изготовления подошв обуви. А также изготавливали различные кулоны, прихватки, панно, куклы.

Все хозяйки бережливы, никто не выбрасывал ни кусочка камуса, всё прибирали. Это воспитывалось с молоком матери, с детства.

III. Новый материал.

Учитель: Тема нашего урока сегодня «Изготовление кулона из меха».

Рассмотрим образец. Кулон состоит из нескольких элементов. Элементы отличаются друг от друга?

Ответ ученицы: Да, элементы отличаются друг от друга.

Учитель: Чем отличаются элементы?

Ответ ученицы: Они различны по размеру.

Учитель: А что общего в них?

Ответ ученицы: Все элементы состоят из одинакового количества деталей.

Учитель: Давайте посмотрим на образец в символическом изображении на предметной карте. Какие здесь детали?

Ответ ученицы: Нижняя деталь, верхняя деталь, деталь из картона, камус, шнур, петелька, уголок, кисточка.

Учитель: Чем украшено изделие?

Ответ ученицы: Изделие украшено бисером.

Учитель: Какой мех лучше выбрать для изготовления кулона?

Учитель предлагает на выбор несколько кусочков меха.

К доске вызывается ученица. Она подбирает кусочки меха, объясняя, почему именно такой кусочек меха она выбрала.

IV. Практическая работа.

а). Инструктаж по охране труда.

Беседа по вопросам:

  • Какие инструменты, которые вы будете использовать, опасны?

  • Где должны храниться инструменты и где храните их вы?

б). Работа с мехом.

Учитель: Итак, тема урока: «Изготовление кулона из меха».

в). Объяснение практической работы.

г). Показ приёмов работы учителем.

Учитель объясняет выполнение практической работы, сопровождая практическим показом, обращая внимание детей на предметно-технологическую карту.

  • Определить лицевую и изнаночную сторону замши.

  • Обвести шаблон, вырезать детали из замши и картона.


  • Смазать нижнюю деталь клеем, наложить замшу на картон, дать просохнуть.


  • Найти середину на кусочке камуса. Проколоть шилом, отметить точку на изнаночной стороне карандашом.


  • Вырезать из камуса тонкую полоску вдоль ворса.

  • Смазать полоску камуса клеем, прижать к боковым сторонам верхней части кулона.

  • Нижнюю сторону смазать клеем, наложить петельку и заднюю сторону из замши, дать просохнуть.


  • На верхнюю часть детали наклеить уголок.


  • Наклеить бисер, пользуясь шилом.

Вот так должен выглядеть готовый элемент.

Показ готового изделия

Учитель: Обратите внимание: При раскрое следите за направлением ворса, соблюдайте симметрию.

Детали должны находиться на одном уровне с донышком.

Задача урока: выполнить один элемент. А на следующем уроке вы соедините все элементы в одно изделие.

д). Повторение учащимися порядка работы.

Учащиеся повторяют порядок практической работы с опорой на предметно-технологическую карту.

е). Выполнение практической работы.

Физминутка.


Продолжение практической работы.

Учитель делает целевые обходы, контролируя правильность выполнения технологической последовательности, качество работы, соблюдение правил безопасной работы.

В начале второго урока:

Учитель: Какую практическую работу вы должны выполнить?

Ученица: Мы должны выполнить элемент кулона.

Учитель: Что уже выполнено?

Отчёт каждой ученицы о проделанной работе.

Физминутка.

Продолжение практической работы.

V. Итог урока.

1. Заключительная часть.

а) Закрепление.

Учитель: Чему вы сегодня научились на уроке?

Ученица: Мы научились выполнять элемент кулона.

Учитель: Где примените это изделие?

Ученица: Будем дарить такое изделие маме, друзьям, родственникам.

Учитель: Освоив этот несложный кулон, вы в дальнейшем сможете выполнять более сложные. Например, такие, как эти.

Показ готовых изделий.

2. Анализ работ. Оценки, их аргументация.


© 2010-2022