Статья по технологии исследовательской и проектной деятельности учащихся

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕНОЛОГИЙ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.


Новое время, в котором мы живем, требует нового подхода в обучении и воспитании наших детей. Такой подход заложен в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС). В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения обозначена цель образования: «формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорных систем знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание основ умения учиться, способностей к самоорганизации с целью постановки и решения учебных задач». Для реализации поставленной цели все компоненты процесса обучения должны быть подчинены и работать на формирование универсальных способов действий. В образовании такие действия принято называть ключевыми компетенциями. Их несколько:

1) социальная (когда ребенок дол­жен учиться самостоятельно принимать решения);

2) проблемная (учиться определять проблему и ставить перед собой за­дачу);

3) кооперативная (учиться рабо­тать в команде, составлять план работы, организовывать свои действия);

4) информационная (учиться соби­рать информацию из разных источников: Интернета, книг, журналов, газет и т. д.);

5) коммуникативная (учиться обще­нию на разные темы, вступать в дискуссию, задавать вопросы, анализировать сказанное, прочитанное).

Условия реализации образовательной программы должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность:

  • самостоятельного проектирования обучающимися образовательной деятельности и эффективной самостоятельной работы по реализации индивидуальных учебных планов в сотрудничестве с педагогами и сверстниками;

  • выполнения индивидуального проекта всеми обучающимися в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом;

  • участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании основной образовательной программы, в создании условий для ее реализации, а также образовательной среды и школьного уклада;

  • использования сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, направленного на повышение эффективности образовательного процесса;

  • развития у обучающихся опыта самостоятельной и творческой деятельности: образовательной, учебно-исследовательской и проектной, социальной, информационно-исследовательской, художественной и др.;

  • использования в образовательном процессе современных образовательных технологий.

Одной из таких образовательных технологий, на мой взгляд, является проектное обучение или метод проектов. Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.

Метод проектов - это не новое изобретение, а несколько переосмысленное, хорошо забытое старое. Перед тем как использовать метод проектов на своих уроках, я познакомилась с трудами педагогов: Дж. Дьюи, У. Килпат­рика, С. Т. Шацкого, А. П. Пинкевича, Л. Левина, В. Н. Шульгина, М. Н. Крупениной, В. В. Гузеева.

Согласно ФГОС второго поколения, в программе предмета «Технология» включен раздел «Технологии исследовательской и проектной деятельности учащихся». В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Образовательная область «Технология» одна из первых стала использовать этот метод обучения и это понятно, ведь именно на уроках технологии четко прослеживается суть проектной работы - от идеи до конечного результата. Еще в конце 90-х годов прошлого века внедрение этого метода в образовательный процесс было для нас экспериментальным. А сейчас с творческими проектами мои ученицы выступают на олимпиадах и конференциях различного уровня, занимая призовые места

Cуть метода проекта - «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного в терминологии Джона Дьюи или критического мышления. Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления».

Организация проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач. Самое главное в проекте после определения темы - выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов. Такая поэтапная деятельность формирует культуру труда учащихся, приучая их самостоятельно «добывать» знания. Основная ценность любого проекта - общий конечный результат - продукт, который создается в процессе работы.

Так например, в программе «Технология» в 5 классе предлагается выполнение следующих проектов: раздел «Интерьер кухни-столовой» - индивидуальный проект «Кухня моей мечты», «Кулинария» - групповой проект «Воскресный завтрак в моей семье», «Создание изделий из текстильных материалов» - индивидуальный «Фартук для работы на кухне», «Художественные ремёсла» - групповой «Лоскутное изделие для кухни». Проекты реализуются во время работы на уроках и как самостоятельная домашняя работа, по длительности - кратковременны, рассчитаны на 6-10 уроков. Уже с первых уроков учащиеся знакомятся с такими понятиями, как проект, проектная деятельность, этапы проекта.

В разделе «Интерьер кухни-столовой» после изучения теоретического материала, выполнения практических работ по темам: «Интерьер кухни», «Оборудование на кухне», «Рабочий треугольник», «Варианты планировки кухни» ученицы приступают к выполнению творческого проекта «Кухня моей мечты». Работа над проектом строится поэтапно. Продуктом проекта «Кухня моей мечты» является чертеж интерьера кухни в масштабе 1: 20.

Как показал опыт реализации данного проекта, коммуникативные, регулятивные, познавательные и личностные умения учащихся хорошо проявляются в ходе работы на разных этапах и в ходе защиты проекта. Метод проектов как технология может стать инструментом оценивания личностных и метапредметных результатов, так как его организация (самостоятельная индивидуальная или групповая работа), в процессе которой проявляются личностные позиции учащихся и их умения работать с различного вида информацией могут быть адекватно оценены, а критерии оценивания напрямую связаны с новыми планируемыми результатами обучения.

Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Литература:
1. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., И.А. Сасова. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя/ под ред. И.А. Сасовой М.: Вентана-ГРафф, 2010.
2. Метод проектов в технологическом образовании школьников, Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой . М., Вентана-Граф, 2003.
3. Морозова Л.Н., Кравченко Н.Г. Технология 5-11 классы, проектная деятельность учащихся. Волгоград, Учитель, 2009.

4. kuvmetodist.ucoz.ru Инновационные технологии при внедрении ФГОС


© 2010-2022