ДокладУроки с использованием информационных компьютерных технологий

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Роль предметов эстетического цикла в духовном развитии школьников."


Одной из важнейших задач общеобразовательной школы является постоянное повышение эффективности преподавания учебного предмета. Уроки ИЗО, труда, музыки, физкультуры заключают в себе неиссякаемые возможности развития школьника. Встречи с искусством на каждом уроке, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого из учащихся, общая радость за сделанное на уроке - вот главные отличительные признаки учебно-воспитательного процесса на уроках эстетического цикла. Говоря о духовном развитии школьников, о нашем духовном возрождении, мы должны понимать, что душу ребенка можно обогатить только с помощью прекрасного, с помощью искусства. Для нормального развития подрастающего человека не столько важны математика, физика, химия, сколько рисование, музыка, труд. С чего начинается знакомство малышей с книгой? Не с букв, а с картинок. С помощью чего ребенок познает мир? Картинок, образов, чувств. Через что познает прекрасное? Через произведения искусства. Следовательно, научить ребенка правильно видеть, понимать, оценивать - основная задача обучения. Роль науки и искусства в воспитании и обучении различна: наука рассматривает предметы, явления, законы, искусство - отношение человека к ним; наука дает знания, искусство наполняет их эмоциональным смыслом, поскольку способно воздействовать на душу, на чувства людей; наука обеспечивает информацией, развивает логическое мышление, искусство учит воспринимать мир образно, формирует творческое мышление. Важная задача обучения школьников - воспитать у детей творческие начала, потребность в самовыражении. Эти задачи могут быть реализованы как на уроках, так и в кружковой работе. Ребенок по своей природе чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его знание, он проявляет интерес к множеству разных вещей, изобразителен в работе, в использовании материалов и идей. Главная наша цель: заинтересовать детей, найти в каждом ученике те «нотки», на которые он откликается, зажечь их сердца, побудить к творчеству, учебе, к самообразованию, к самостоятельной работе, вселить уверенность в их возможности. Велика роль предметов эстетического цикла в системе межпредметных связей в общеобразовательной школе. Эта система должна быть гибкой, динамичной, учитывающей многие факторы и в первую очередь задачи обучения на каждом этапе, психолого-педагогические особенности и интересы детей различного возраста. Сложность системы межпредметных связей с вовлеченным в ее сферу эстетического воспитания значительно возрастает, когда она охватывает гуманитарные и естественно-математические дисциплины. Здесь возникает проблема взаимодействия искусства и науки в философском, педагогическом, психологическом аспектах. Как органический мир неотделим от неорганического, так и искусство неотделимо от науки. Предметы эстетического цикла могут стать дополнительными средствами активизации эмоций у учащихся, способствующих усвоению ими знаний по литературе, истории, природоведению и другим предметам. При этом с произведением искусства служит педагогически направленному процессу приобщения учащихся к прекрасному, к науке, которая, как искусство, неотделима от жизни и является продуктом творчества. На всех уроках мы воспитываем у детей любовь к Родине, к природе на основе живых наблюдений. О воспитательном значении таких наблюдений рассказывает художник Лаптев А.М.: «В сложном, необъятном мире, живой и неживой природы удивительные зрелища встречаются не так уж редко. Попробуем остановиться и внимательно приглядеться к причудливым силуэтам корней; и вот постепенно, незаметно для нас самих, пробудившаяся фантазия начнет находить в них очертания, что-то напоминающее. Корни как бы оживут и заговорят с нами на еще неведомом языке «объемов и линий». Так среди них мы найдем изгибы каких-то тел, лап и ног, а порой и целые, по особому выразительные фигуры… Помощь родной природы народ использовал не только для практических нужд, но и для украшений построек. Из корневищ делались также так называемые «коньки» на крыши домов и сараев - в виде конских, петушиных, оленьих, гусиных голов. Из корней развилок и сучков мастерились игрушки для детей: куклы, лошадки, птицы и т.д. Скульптура из корней и сучков может быть как примитивной игрушкой, так и большим высокохудожественным произведением искусства. Но в любом случае подобное обращение человека с природой заставляет его остро ощутить красоты лесного мира». Важная функция предметов эстетического цикла при осуществлении взаимосвязи его с другими предметами - активизация восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления учащихся в процессе изучения истории, литературы, природоведения и других предметов. Например, на уроках литературы учитель часто имеет дело с рисунками - книжной иллюстрацией. Рассматривание иллюстраций и изучаемым произведением развивает внимание, восприятие и наблюдательность детей. Использование произведений искусств. Слушание музыки на уроках эстетического цикла и других предметах формирует такие виды мышления, как образное, логическое, научное и творческое, без которого невозможна никакая самостоятельная деятельность. Вот почему так важно развивать у детей фантазию, основанную на реальной жизни. В этом деле ведущую роль играет искусство, эстетическое воспитание. В наше время эстетическое начало широко проникает в труд, отношения человека к природе. От приобщения детей и юношества к искусству, и прежде всего к народному, в решающей мере зависит формирование восприимчивости мира прекрасного. Стремление жить и трудиться по законам красоты. Эстетического и духовное развитие осуществляется в реальной деятельности, охватывающей всю систему его отношений. И в первую очередь труд. Первоисточником при этом выступают непосредственные занятия искусством. Что особенно важно приобщение детей к народно-декоративному искусству, художественным ремеслам. Знакомство с яркой и доступной для детей форме с народным искусством закладывает в них образные художественные представления, воспитывает эстетический вкус, развивает творческое начало, т.е. именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности, обогащают ее духовно, формируют нравственные чувства, мировоззрение. Это тем более важно сегодня, когда столь обильной и разноплановой стала получаемая молодежью информация. Необычно трудно для них отличить, к примеру, подлинные произведения искусства от его подделки, найти признаки. По которым можно аргументировать свое мнение о художественных достоинствах того или иного произведения. Народное искусство в силу его близости детскому восприятию и творческим проявлениям, действенное средство развития художественно-творческих способностей детей и юношества, формирование таких важных личностных качеств, как уважение к труду и умение трудиться. Подтверждением этому могут служить высказывания психологов, педагогов, исследователей народного искусства справедливо утверждающих, что ребенок раскрывается не тогда, когда он выступает в роли пассивного зрителя, «поглощателя информации», а когда он увлечен каким-то делом, требующем активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. «В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существование и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена частица нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека». Использование народного искусства в эстетическом и трудовом воспитании школьников призвано способствовать их гармоническому развитию, активизации в них творческого начала, способности нестандартно мыслить и продуктивно работать.


ДокладУроки с использованием информационных компьютерных технологий

Одной из важнейших задач общеобразовательной школы является постоянное повышение эффективности преподавания учебного предмета. Уроки ИЗО, труда, музыки, физкультуры заключают в себе неиссякаемые возможности развития школьника. Встречи с искусством на каждом уроке, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого из учащихся, общая радость за сделанное на уроке - вот главные отличительные признаки учебно-воспитательного процесса на уроках эстетического цикла. Говоря о духовном развитии школьников, о нашем духовном возрождении, мы должны понимать, что душу ребенка можно обогатить только с помощью прекрасного, с помощью искусства. Для нормального развития подрастающего человека не столько важны математика, физика, химия, сколько рисование, музыка, труд. С чего начинается знакомство малышей с книгой? Не с букв, а с картинок. С помощью чего ребенок познает мир? Картинок, образов, чувств. Через что познает прекрасное? Через произведения искусства. Следовательно, научить ребенка правильно видеть, понимать, оценивать - основная задача обучения. Роль науки и искусства в воспитании и обучении различна: наука рассматривает предметы, явления, законы, искусство - отношение человека к ним; наука дает знания, искусство наполняет их эмоциональным смыслом, поскольку способно воздействовать на душу, на чувства людей; наука обеспечивает информацией, развивает логическое мышление, искусство учит воспринимать мир образно, формирует творческое мышление. Важная задача обучения школьников - воспитать у детей творческие начала, потребность в самовыражении. Эти задачи могут быть реализованы как на уроках, так и в кружковой работе. Ребенок по своей природе чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его знание, он проявляет интерес к множеству разных вещей, изобразителен в работе, в использовании материалов и идей. Главная наша цель: заинтересовать детей, найти в каждом ученике те «нотки», на которые он откликается, зажечь их сердца, побудить к творчеству, учебе, к самообразованию, к самостоятельной работе, вселить уверенность в их возможности. Велика роль предметов эстетического цикла в системе межпредметных связей в общеобразовательной школе. Эта система должна быть гибкой, динамичной, учитывающей многие факторы и в первую очередь задачи обучения на каждом этапе, психолого-педагогические особенности и интересы детей различного возраста. Сложность системы межпредметных связей с вовлеченным в ее сферу эстетического воспитания значительно возрастает, когда она охватывает гуманитарные и естественно-математические дисциплины. Здесь возникает проблема взаимодействия искусства и науки в философском, педагогическом, психологическом аспектах. Как органический мир неотделим от неорганического, так и искусство неотделимо от науки. Предметы эстетического цикла могут стать дополнительными средствами активизации эмоций у учащихся, способствующих усвоению ими знаний по литературе, истории, природоведению и другим предметам. При этом с произведением искусства служит педагогически направленному процессу приобщения учащихся к прекрасному, к науке, которая, как искусство, неотделима от жизни и является продуктом творчества. На всех уроках мы воспитываем у детей любовь к Родине, к природе на основе живых наблюдений. О воспитательном значении таких наблюдений рассказывает художник Лаптев А.М.: «В сложном, необъятном мире, живой и неживой природы удивительные зрелища встречаются не так уж редко. Попробуем остановиться и внимательно приглядеться к причудливым силуэтам корней; и вот постепенно, незаметно для нас самих, пробудившаяся фантазия начнет находить в них очертания, что-то напоминающее. Корни как бы оживут и заговорят с нами на еще неведомом языке «объемов и линий». Так среди них мы найдем изгибы каких-то тел, лап и ног, а порой и целые, по особому выразительные фигуры… Помощь родной природы народ использовал не только для практических нужд, но и для украшений построек. Из корневищ делались также так называемые «коньки» на крыши домов и сараев - в виде конских, петушиных, оленьих, гусиных голов. Из корней развилок и сучков мастерились игрушки для детей: куклы, лошадки, птицы и т.д. Скульптура из корней и сучков может быть как примитивной игрушкой, так и большим высокохудожественным произведением искусства. Но в любом случае подобное обращение человека с природой заставляет его остро ощутить красоты лесного мира». Важная функция предметов эстетического цикла при осуществлении взаимосвязи его с другими предметами - активизация восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления учащихся в процессе изучения истории, литературы, природоведения и других предметов. Например, на уроках литературы учитель часто имеет дело с рисунками - книжной иллюстрацией. Рассматривание иллюстраций и изучаемым произведением развивает внимание, восприятие и наблюдательность детей. Использование произведений искусств. Слушание музыки на уроках эстетического цикла и других предметах формирует такие виды мышления, как образное, логическое, научное и творческое, без которого невозможна никакая самостоятельная деятельность. Вот почему так важно развивать у детей фантазию, основанную на реальной жизни. В этом деле ведущую роль играет искусство, эстетическое воспитание. В наше время эстетическое начало широко проникает в труд, отношения человека к природе. От приобщения детей и юношества к искусству, и прежде всего к народному, в решающей мере зависит формирование восприимчивости мира прекрасного. Стремление жить и трудиться по законам красоты. Эстетического и духовное развитие осуществляется в реальной деятельности, охватывающей всю систему его отношений. И в первую очередь труд. Первоисточником при этом выступают непосредственные занятия искусством. Что особенно важно приобщение детей к народно-декоративному искусству, художественным ремеслам. Знакомство с яркой и доступной для детей форме с народным искусством закладывает в них образные художественные представления, воспитывает эстетический вкус, развивает творческое начало, т.е. именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности, обогащают ее духовно, формируют нравственные чувства, мировоззрение. Это тем более важно сегодня, когда столь обильной и разноплановой стала получаемая молодежью информация. Необычно трудно для них отличить, к примеру, подлинные произведения искусства от его подделки, найти признаки. По которым можно аргументировать свое мнение о художественных достоинствах того или иного произведения. Народное искусство в силу его близости детскому восприятию и творческим проявлениям, действенное средство развития художественно-творческих способностей детей и юношества, формирование таких важных личностных качеств, как уважение к труду и умение трудиться. Подтверждением этому могут служить высказывания психологов, педагогов, исследователей народного искусства справедливо утверждающих, что ребенок раскрывается не тогда, когда он выступает в роли пассивного зрителя, «поглощателя информации», а когда он увлечен каким-то делом, требующем активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. «В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существование и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена частица нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека». Использование народного искусства в эстетическом и трудовом воспитании школьников призвано способствовать их гармоническому развитию, активизации в них творческого начала, способности нестандартно мыслить и продуктивно работать.



© 2010-2022