Урок по технологии на тему Бисероплетение (6 класс)

Раздел Технология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по технологии на тему Бисероплетение (6 класс)Урок по технологии на тему Бисероплетение (6 класс)Урок по технологии на тему Бисероплетение (6 класс)Урок по технологии на тему Бисероплетение (6 класс)Урок по технологии на тему Бисероплетение (6 класс)Урок по технологии на тему Бисероплетение (6 класс)Урок по технологии на тему Бисероплетение (6 класс)Эссе «Новой школе - современный учитель».

«Наиболее интенсивное развитие личности
происходит не только на уроке, как думает
большинство учителей, а в среде общения,
досуга, занятий, игры».
В.А. Сухомлинский.

В начале XX века дети обучались в гимназиях и у них был учитель, который строго следит за моральным обликом своих подопечных и наказывает их за малейшую провинность, или пожилой грозного вида дамы, сухо поджимающей губы, скучной и мрачной, которая минуты лишней не проведет со своими ученицами. Да и вообще, мне кажется, что раньше учителя были строже и дальше от учеников.
Совсем другое дело - современные учителя. Они другие… Сегодня в образовании провозглашены принципы гуманизации, демократизации, развития, вариативности, которые дают образовательному процессу возможность выбирать и конструировать свои модели. Процесс образования идет в направлении разработки различных вариантов его содержания, поиска новых идей, использования возможностей современной дидактики воспитания и повышения эффективности успеха образования.

К ним всегда можно обратиться с любым вопросом, они всегда помогут и поддержат всем, чем смогут. Они не только учат и воспитывают нас, но и много времени проводят вместе с нами, решая наши проблемы. Учителя - это люди, каждый день дающие тебе новые знания. Учитель - это человек душевной доброты, влюбленный в свою работу. Как бы это странно ни звучало, но современные дети мечтают о том же самом: любовь, доброта, искренность - вот что нужно современному ученику. Именно этого не хватает нашим детям, так как многие родителя вынуждены день и ночь работать, чтобы прокормить семью и дать детям все самое необходимое - в материальном смысле. Чтобы дети были одеты, обуты, у них были компьютеры и сотовые телефоны, велосипеды и так далее. Где ребенку получить тепло, заботу и внимание'? Если этого не даст учитель, что станет с людьми в будущем? Не превратятся ли они в бездушных роботов, холодных, корыстных и расчетливых?
Я учитель технологии и предпринимательства в Усть - Луковской школе и выбрала будущую профессию в раннем детстве. … Вспоминая своего учителя истории и обществознания, классного руководителя Зубанову Любовь Александровну, понимаешь, что она относится именно к таким интересным и неравнодушным людям. Мы с одноклассниками знали, что Любовь Александровна встретит нас улыбкой.
Вот она входит в класс, и мы затихаем, потому что ждем, что сейчас Любовь Александровна расскажет нам много интересного.

Слушаешь ее - и все как будто видишь наяву - вот так же понятно объясняет она и материал на уроке.
Все классные конфликты она решает спокойно и объясняет нам, кто из нас прав, кто виноват. Любовь Александровна бывает и строгой, но только к тем, кто обижает одноклассников, ленится или плохо относится к окружающим.
А еще в нашем классе, благодаря нашему классному руководителю, были свои традиции, такие как «День рождения класса», празднование «Нового года», совместные походы на природу и классные часы с интересными играми и конкурсами.
Первые мои шаги в качестве учителя? Ощущение рождения во мне педагога было чудесным и ласкающим самолюбие. Немного страшно - от большого количества детей, от нового коллектива, от того, что я уже взрослый человек, готовый принимать самостоятельные решения, влиять на судьбы детей. Что ждет меня впереди? Какова моя учительская доля? Какое оно, учительское счастье?
Собственное педагогическое кредо хочется выразить словами поэтессы Скребицкой: «Всего сильней - огонь души. Зажечь в себе его спеши!». Я уверена, что без этого «огонька» в душе не может быть хорошего Учителя, такого, который, мастерски владея своим предметом, никогда не останавливается в духовном развитии.

Не самое ли главное - дать ребенку возможность поверить в свои силы, почувствовать себя независимым, свободным, талантливым?

Также одним из приоритетных направлений развития современного образования является использование информационных технологий, открывающих широкие возможности для улучшения качества преподавания дисциплин и способствующих более эффективной профориентационной работе с обучающимися. Я преподаю в старшем звене предмет «Технология проектной деятельности», на котором обучающиеся знакомятся с программированием, программами Microsoft Office, возможностями сети Internet, разрабатываем проекты и оформляем в Microsoft Office PowerPoint, обучающиеся знакомятся с работой в сетевых проектах и принимают участие. В данный период мы с 11 классом работаем над проектом «Этикет добро или зло?», лучшие разработки которого, будут выложены на сайте wiki.edu54.ru. Овладение навыков работы на компьютере необходимо не только для подготовки к уроку, для оформления проектов по технологии для конкретного изделия (продукта труда), но и нацеливает и подготавливает учащегося к дальнейшему жизненному пути, так как все отрасли профессиональной деятельности оснащены средствами ЭВМ. И поэтому современной школе нужен и современный учитель. Современные образовательные технологии повышают интерес детей к учебе, и попутно - дополнительное образование предполагают иной уровень отношений в школе и более качественный результат. А значит, ведут к успеху сначала в школе, а потом - в жизни.

Педагогический стаж моей работы ещё невелик, всего-навсего

3 года, и как приятно осознавать, что обобщая и распространяя даже небольшой опыт своей работы, поднимаешься на новый уровень развития.

Иногда, устав до изнеможения, я сама себе задаю вопрос: «А что меня здесь держит? Что является стимулом в работе? Любовь к детям? Любовь детей ко мне?». Да, безусловно! Но в первую очередь - ощущение того, что я нужна этим детям, что я интересна им как личность. Совершенно уверена - любовь и доверие детей невозможно завоевать, только вооружившись современными методиками. Нужен нелегкий труд души. Главное - научиться видеть и ценить в ребенке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности и понять, что ребенок - человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства.

А.П.Чехов уверял, что учитель - профессия удивительная. Он должен быть артистом, художником, режиссером, горячо влюбленным в свое дело. Как точно подметил великий писатель особенность моей профессии.



































































Урок изучения нового материала по теме

« Чудесный мир бисера».

(для обучающихся 11 - 12 лет, 6 класс)

Цели урока:

Образовательные - ознакомить с историей появления бисера, различными видами работ с бисером; сформировать знания о некоторых приёмах бисероплетения;

Воспитательные - воспитывать аккуратность при работе, внимательность и любовь к декоративно - прикладному творчеству;

Развивающие - развивать творческое мышление учащихся, фантазию, чувство прекрасного, познавательный интерес к предмету через исторический экскурс в мир бисера, развитие моторики пальцев, мышления.

Оборудование: различные изделия из бисера, схемы плетения различных изделий, бисер, стеклярус, мелкие бусы различных цветов, тонкая проволока или леска, иголки, ножницы, компьютер, проектор, экран, презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент (1 - 2 мин.).

  2. II. Актуализация знаний:

Сегодня вы совершите экскурсию в мир изумительного рукоделия, связанного с использованием бисера. (Слайд 1) Сообщение учителем темы урока «Чудесный мир бисера».

Цели урока (Слайд 2):

  • Сформировать знания об истории возникновения бисера;

  • о развитии рукоделий, связанных с бисером;

  • попробовать свои силы в создании изделия из бисера.

Задачи урока (Слайд 3):

  • обучение основам технологии изготовления декоративных изделий из бисера;

  • формирование умений у обучающихся создавать изделие с учётом закономерности сочетания цветов;

  • развитие эстетики и способностей у обучающихся к декоративно - прикладному творчеству;

1. Вспомните, пожалуйста, какие виды рукоделия вы знаете? (Вышивка; вязание спицами и крючком; плетение макраме, фриволите, коклюшками; Бисероплетение; лоскутное шитьё (квилт, аппликация); ткачество; выжигание по ткани (гильоширование))

2. Бисер. Что это такое? (Бисер по словарю С.И.Ожегова - мелкие стеклянные цветные бусинки, зернышки со сквозными отверстиями)

3. Каким он бывает? (Слайд 4)

4. Где может применяться бисер?

5. Какие инструменты нужны для работы с бисером? (Слайд 5)

III. Усвоение новых понятий и способов действия.

Некоторым из вас было дано опережающее задание, послушав ваши рассказы, мы узнаем о бисере много нового и интересного.

Об истории появления бисера расскажет _______________.

(1) В легенде о возникновении стеклоделия рассказывается: «Однажды, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костер большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен как вода. Это было стекло».

Так, почти 6 тысяч лет тому возникло стеклоделие, позже появились стеклянные бусы разных форм и размеров. Благодаря совершенствованию технологии изготовления со временем бусы становились все мельче и мельче - появился бисер - мелкие круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки с отверстиями для продевания нитки.

Его название происходит от «фальшивого жемчуга», изготовлявшегося в Египте из непрозрачного стекла, который по-арабски назывался бусер (Слайд 6).

(2) История бисера также интересна, как и изделия, получаемые с его использованием. На протяжении нескольких веков, у ряда стран и народов, секреты производства бисера держались в тайне и охранялись на уровне государства. Монополистом в этой области, начиная с 13 века, становится Венеция (Слайд 7). Сейчас доподлинно не известны все сведения о видах и формах того бисера, из-за серьезного оберегания тайн производства, вплоть до 18 века. Для этих целей были привлечены и тайные службы, и репрессии, и власть. На протяжении ряда столетий производство бисера было сверхприбыльным делом, которое переросло в отдельную отрасль и приобрело узкую специализацию. Правительство шло на любые условия для оберегания своей тайны. Запрещался вывоз сырья (для предотвращения определения состава стеклянной массы); дочерям мастеров - стекольщиков разрешалось выходить замуж за патрициев; людей, выдававших секреты, приравнивали к изменникам родины и государства; из мест производства бисера высылались любые незнакомцы. Секретность производства бисера в Европе сохранялась до 1704 года, когда была издана первая книга с образцами (один из ее экземпляров хранится в музее Великобритании). Секреты производства стали расходиться по миру. Конкуренцию венецианскому бисеру стали составлять датский, богемский, голландский бисер. Это объясняется развитием мореплавания и торговли, с помощью которых сода, необходимая при производстве бисера, поступала в Европу с востока.


Про историю развития бисерного производства и рукоделия в России расскажет __________________.

(3) (Слайд 8) В России первая фабрика по производству бисера была организована Михаилом Васильевичем Ломоносовым в 1754 году в Усть-Рудицах (Ленинградская обл.), но первые сведения о его использовании в украшении одежды относятся к IX-XII вв.

В ХI веке в Киеве внучка Ярослава Мудрого Анна-Янка основала при монастыре первую на русской земле школу для послушниц, в которой давали девочкам-сиротам «в руки» ремесло. Веками монастыри собирали и хранили разнообразную технику рукоделия (Слайд 9). Благодаря им мы можем любоваться прекрасными произведениями искусства - иконами, патриаршими облачениями, царскими одеяниями в Оружейной палате Московского Кремля и других музеях страны.
Во второй половине XVIII - начале XIX столетия в России существовало крепостное право. При многих помещичьих усадьбах работали небольшие мастерские, в которых крепостные девушки занимались всякого рода рукоделием. Обычно крестьянских девочек в возрасте 8-10 лет посылали учиться рукоделию в мастерскую. Окончив обучение, девочка возвращалась к своим хозяевам уже опытной мастерицей, способной выполнять сложные работы и обучать своему искусству других. Наличие бесплатных крепостных рабочих рук обуславливало высокий уровень русских бисерных вышивок. Действительно, богатым помещицам не приходилось решать вопроса об экономической целесообразности выполнения той или иной работы.

Ярким примером такого отношения к крепостным мастерицам является описание приданого невесты из рассказа С.Н. Терпигорева:

«Бабушка послала за главной надсмотрщицей за кружевницами. Вскоре на террасу стали приносить горничные бесчисленное количество приданого.

Осмотр продолжался долго. Было пересмотрено огромное количество белья, и всё вышитого, расшитого. В конце осмотра был показан пеньюар. Это нечто было удивительное! Живого места на нём не было - всё вышито!..

-Ну и сколько же, тётенька, времени вышивали его?

-Два года, мой друг... Двенадцать девок два года вышивали его... Три из них ослепли...»

Много бисер использовали в украшении национальной одежды, об этом расскажет ________________

(4) (Слайд 10) Для многих народов России элементы одежды, отделанные бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма. Во всех типах народного костюма разнообразием и богатствам отделки выделялись женские и девичьи головные уборы. (Слайд 11, 12) Женские уборы отличались от девичьих тем, что полностью скрывали волосы, так как, по славянскому обычаю, женщина не должна была появляться на людях с непокрытой головой.

Кокошник и другие элементы женской одежды северных губерний были богато украшены мелким речным жемчугом. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала. Пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в северных реках и озере Ильмень. На протяжении нескольких столетий жемчугом отделывались церковные облачения, обувь и одежда, головные уборы и украшения. С середины XVIII века в народном костюме наряду с жемчугом стали использовать и бисер.

(Слайд 13) Женщины и девушки низали ажурные воротники и длинные ленты подвесок, косники, пояса и сережки, украшали головные уборы бахромой и поднизями. Разные по форме и размерам, орнаментальным мотивам и колориту, эти украшения придавали праздничность одежде, раскрывали неповторимый талант, вкус и мастерство их создателей - тысяч неизвестных самобытных мастериц.

Но не только крепостные крестьянки и монастырские послушницы занимались рукоделиями. Богатые и знатные светские дамы, и даже русская императрица Мария Фёдоровна тоже были большими любительницами рукоделий и вышивки. «Лень, - говорила императрица, - мать всех пороков» .

О необычном применении бисера расскажет ___________________.

(5) Бисер и стеклярус, изобретённый во Франции, обычно воспринимаются как материал для женских украшений, мелких изделий бытового и декоративного назначения. Стеклянные зерна использовали и для отделки интерьеров. В некоторых покоях Московского Кремля «стены клейстеровали мукой или клеем и по этому грунту насыпали стеклярусом. Выполненные в такой технике сюжетные композиции, украшавшие, как правило, дворцовые интерьеры, получили название «французские обои» (Слайд 14). Этими «обоями» был отделан китайский кабинет дворца в Ораниенбауме, названный впоследствии стеклярусным. - один из наиболее выдающихся памятников бисерного и стеклярусного искусства в России XVIII века - 12 панно ручной работы, типичные по своему рисунку для европейского декоративного искусства рококо, созданы в китайском стиле. На панно изображены самые разнообразные птицы среди экзотических растений и орнаментов, причем ни элементы пейзажа, ни орнаменты нигде не повторяются. Фоном для вышивки служит стеклярус - мелкие трубочки молочного цвета, нашитые на холст основы. Создавали его девять русских мастериц - вышивальщиц. Общая площадь панно - 41м2. Все они заключены в деревянные резные золоченые рамы, которые сделаны в виде пальмовых стволов и вырезаны из цельного куска дерева. Интересно, что в создании композиции настенных панно принимала участие сама Екатерина II.

Вот и закончилась наша экскурсия. Думаю, вы узнали много нового и интересного. Спасибо девочкам за сообщения.

В начале урока вы назвали виды рукоделий, а сейчас мы с вами повторим в каких видах рукоделия можно использовать бисер?

(Слайд 15) Вышивка была наиболее распространённым видом работ из бисера. Более ранние работы выполнялись вышивкой вприкреп, когда нить с нанизанным на неё бисером прикреплялась к ткани другой нитью. Позднее перешли к вышивке бисером по клеточкам, аналогичной вышивке крестом.

(Слайд16) Также широко применялось вязание крючком и на спицах. Наиболее популярно было вязание бисера крючком. При этом бисер надевался на нить в строгом соответствии с рисунком, а затем во время вязания все бисеринки выводились на лицевую сторону.

(Слайд17) Значительно реже встречаются картинки, выполненные в технике ткачества. Ещё более редкой разновидностью бисерного рукоделия являются картинки из бисера, вдавленного в восковую основу.

(Слайд18) Где и для чего в настоящее время используют бисер?

В нашей школе ведется кружок бисероплетения «Умелые ручки» и такие изделия мы выполняем (Слайд 19).

А сейчас закрепим разновидности бисерного плетения (Слайд 20).

Существует множество способов бисероплетения. Сейчас вы попробуете составить классификацию способов, но она будет условна, т.к. способы взаимосвязаны между собой и вытекают друг из друга. Каждый способ может иметь и другое название в различных источниках. Способы используют для изготовления изделий по отдельности, или комбинируют (Слайд21).

Учитель проводит физкультминутку (для отдыха глаз) (Слайд22)

Прежде, чем приступим к выполнению практической работы, необходимо повторить правила безопасной работы (Слайд 23, 24).

1. Какие правила безопасной работы необходимо помнить при работе с иглами и ножницами?

2. Какие правила нужно соблюдать при работе с бисером, чтобы не навредить зрению?

В начале урока вы перечисляли материалы и инструменты, необходимые для работы, уточним некоторые детали.

Для работы понадобятся бисер любой величины и цвета. Бисер, диаметр которого больше 5мм, называется бусиной. Как правильно подобрать по цвету бисер в изделии? (Слайд 25, 26) (Использовать цветовой круг)

Определите, по цветовому кругу, расположение гармонирующих цветов? (В круге гармонируют все цвета, расположенные через один цвет друг от друга, близко расположенные цвета будут давать мрачные или слишком яркие сочетания).

Хранят бисер в коробочках. Во время работы его раскладывают в маленькие розетки или высыпают на ткань, с которой его легко набирать на иголку.

Иголки нужны тонкие бисерные (№ 11 или 12) с удлиненным ушком. Если нет иголки, низать можно леской, а также ниткой, обмакнув ее конец в клей или лак для ногтей.

Нить использовать армированную нить №45 или тонкую леску.

На столах лежат схемы изготовления изделия. Для плетения объёмных изделий (брелока) используется леска, для плоских - нить. (Изготовление украшений из бисера и стекляруса не требует длительного обучения и особых приспособлений, обучающиеся быстро понимают, как выполняется работа).

IV. Практическая работа, самостоятельная работа учащихся

Приступая к выполнению практической части, учитель по слайду объясняет, как пользоваться схемой, с чего начать работу. (Слайд 27) (См. приложение). По окончании работы у вас должен получиться вот такой крокодильчик (Слайд 28).

Приступаем к выполнению работы, пусть она принесет вам радость и приятное удивление от созданной красоты. Учитель, обходя столы, следит за ходом работы, помогает девочкам, у которых возникают вопросы или что-либо не получается. (Учитель проводит физкультминутку в середине работы (для отдыха глаз))

V. Рефлексия (сообщение оценок и анализ работы).

Учащиеся анализируют свою работу, выявляют ошибки, говорят о способах их устранения. Учитель комментирует объективность оценивания результатов обучающиеся, выставляет оценки в журнал (Слайд 29, 30, 31).

VI. Уборка рабочих мест.

VII. Задание на дом.

Доплести по схеме изделие, принести бисер, проволоку, тетради.













Приложение

Брелок «Крокодил»

Вам потребуется бисер трёх цветов (около 15г), леска или нить армированная №45 в два сложения, бисерная игла №11 или №12.

Выполняется двойным плетением на леске 0,2 мм из бисера двух цветов (зеленый для спинки и светло - зеленый для животика).

На леску длиной 1,5 м нанизать 1 черную и 2 зеленые бисерины и разместить их на середине нити.

Одним концом нити пройти через 2 зеленые бисерины во встречном направлении. Эти две зеленые бисерины образуют 1-й ряд.

В дальнейшем все нечетные ряды нижите из зеленого бисера (это спинка), а все четные ряды - из светлого зеленого (это брюшко). Чтобы крокодил был более объемный, в самых широких местах спинки можно набирать на 1-2 бисерины больше, чем в рядах животика, и туже подтягивать леску.

В 7-м ряду 2 зеленые бисерины поменяйте на 2 черные (глазки).

Лапки плетутся сразу по ходу изготовления крокодила. После 13-го ряда на каждый конец нити наберите по 5 бисерин (4 зеленые, 1 черная) для лапок и пройдите леской через 4 зеленые бисерины в обратном направлении. Нити подтяните. Переходите к плетению следующего (14-го) ряда. Аналогично выполните задние лапки после 25-го ряда. На конце хвостика сплетите петельку из простой цепочки, чтобы использовать поделку как брелок.

Урок по технологии на тему Бисероплетение (6 класс)



Список литературы:


  1. Аполозова Л.М. Бисероплетение. - М.: Культура и традиции, 1997.

  2. Бернхем Стефани 100 оригинальных украшений из бисера. - М.: Мир книги,2006.

  3. Божко Л.А. Бисер. Уроки мастерства. - М.: Мартин, 2002.

  4. Ляукина М.В.Бисер. - М.:АСТ-ПРЕСС, 1999.

Интернет-ресурсы:

  1. biser.virtualave.net/master_vasilisa.htm

  2. beadsfib.ru

3 .kseniaflor.narod.ru/biser/biser07.html#nul#nul





Урок по технологии на тему Бисероплетение (6 класс)



© 2010-2022