Урок по технологии на тему техника вышивания - занизывание (кирпичики)

                    Техника вышивания - "занизывание" или                 "кирпичики" (поверхностно-нашивные счетные техники).        Знакомство с историей развития народной вышивки, возрождение традиций народного творчества.        Почему шов "занизывание" или "кирпичики" имеет такое название. Технология выполнения стежков.          Цель: Научить учащихся выполнению техники вышивания «занизывание». Формировать умения и навыки в вышивании данной техники. Систематизировать и обобщать знания, полу...
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Техника вышивание «занизывание».

(поверхностно-нашивные счетные техники).

Цель: Научить учащихся выполнению техники вышивания «занизывание». Формировать умения и навыки в вышивании данной техники. Систематизировать и обобщать знания, полученные на предыдущих уроках по теме изготовление вышитых изделий. Познакомить с историей развития украинской народной вышивки, как неотъемлемой составной национальной культуры, возрождая традиции народного творчества. Прививать эстетический вкус. Воспитывать аккуратность в работе, трудолюбие.

Вид урока: Комбинированный.

Методы. Рассказ, беседа, демонстрационный, работа с учебными пособиями, самостоятельная работа, индивидуальная работа.

Оборудование. Образцы изделий, вышитых техникой «занизывание», индивидуальные мини-учебники, эскизы учащихся для вышивания изделий, карточки по охране труда, карточки для опроса, карточки для ознакомления с требованиями к вышитым изделиям.

Коробки с инструментами, пяльца, работы учащихся (салфетки, дорожки). Пяльцы-мольберт для демонстрации учителем техники «занизывание». Музыкальные записи, магнитофон. Пословицы, поговорки. План урока на доске. Кроссворд.

Межпредметные связи. Народоведение, музыка, ИЗО, история, литература.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель читает четверостишье для эмоционального настроения учащихся (эпиграф урока). На фоне музыки.

З вечора пригожого аж до ранку

Вишивала дівчина вишиванку

Вишивала дівчина, вишивала

Чорну і червону нитку брала.


  1. Вводно - мотивационный этап.

  1. Сообщение темы и цели урока (тема и план урока записаны на доске).

  2. План урока:

  • Знакомство с техникой вышивания «занизывание».

  • Санитарно -гигиенические требования и правила охраны труда во время работы на уроке.

  • Знакомство с историей развития народной вышивки, как вида декоративно - прикладного исскуства.

  • Знакомство с профессией вышивальщицы. Интересные сообщения, относящиеся к вышиванию

  • Обобщение знаний в форме игры «Снежки».

  • Ответы на вопросы кросворда.


  1. Операционно - познавательный этап.


  1. Актуализация опорных знаний в форме дифференцированных заданий.

Часть учащихся работает с разноуровневыми карточками, остальные принимать

участие в эвристической беседе.

- Что такое вышивка?

- Чем отличается вышивка от вышивания?

- С какими видами счетной глади мы познакомились на прошлом уроке?

Назовите их.

- Для чего применяется вышивка?

- Как подобрать цвет ниток для вышивания?

- Перечислите требования к вышитым изделиям?

- Как ухаживать за вышитыми изделиями?

Конкурс «Дизайнер» (лучшее оформление эскиза для вышивания).


  1. Организация изучения нового материала.

а) Самостоятельная работа с учебными пособиями.

- открываем мини-учебники, стр. 33, знакомимся с порядком выполнения шва «занизывание».

б) Вопросы для проверки и закрепления нового материала:

- Какие узоры выполняют швом «занизывание»? (геометрические).

- Какие узоры напоминают шов «занизывание»? (тканевые).

- Почему шов «занизывание» получил такое название? (рабочая нить как бы занизывается в ткань).

- Расскажите о приеме выполнения этого узора.

(У каждого на столе образцы работ и инструкция).

Дополнения учителя.

- В России эту технику называют «кирпичики» (показ иллюстраций журнала).


  1. Инструктаж учителя (показ приема выполнения техники вышивания «занизывания» на пяльцах-мольберте).

-Для освоения техники «занизывания» выполним образец (рис. 145, стр. 32).

Стежки выполняем справа на лево, сразу по всей длине. Выполнив первый ряд, изделие поворачивают и снова, справа на лево, повторяем первый ряд через одну ниточку ткани (упражнение повторяем три раза).

Инструктаж по охране труда и санитарно-гигиеническим требованиям

(у каждого на столе карточки).

- Какие правила по охране труда необходимо соблюдать?

- Назовите опасные вредные факторы при выполнении вышивальных робот.

- Какие санитарно-гигиенические требования необходимо соблюдать п процессе

работы (5 класс, учебник стр. 57).


  1. Практическая работа (выполнение упражнений в вышивании техникой «занизывание»).

- Продумать расположение рисунка (перед учащимися эскиз каждого).

Рисунок можно располагать симметрично и ассиметрично (словарная работа). Во время работы учащиеся зачитывают сообщения об истории развития украинской народной вышивки, как виде декоративно-прикладного искусства, знакомятся с народными традициями.

Дополнения учителя.

На вышивках Киевщины кроме растительно - геометрического орнамента из

стилизованных гроздей винограда, цветов хмеля, ромбов и квадратов вышивали не только крестиком, гладью и «занизыванием».

Учитель напоминает учащимся о посиделках, об украинских традициях.

Во время посиделок дивчата, вышивая, пели песни.

Звучит тихая музыка. Исполняется песня «Два кольори».

- Что означает красный цвет в вышивке? (Цвет жизни, крови, солнца, здоровья).

- Черный? (напоминает о печали, горе, смерти). Сообщение учащихся о профессии вышивальщицы.


  1. Индивидуальная помощь учащимся.

  2. Работа с пословицами и поговорками.

«Дерево ценят по его плодам, а человека по - трудам»

- Как вы понимаете эту пословицу?

Слово учителя. Работу необходимо выполнять аккуратно.

- А почему так говорят?

- Какова пряха … (Закончите пословицу).


  1. Подведение итогов практической работы. Взаимооценивание.


  1. Обобщение знаний учащихся в форме игры «Снежки» и ответы на вопросы кроссворда.

Учитель говорит о том, что на улице зима, снега нет, а так хочется поиграть,

например в снежки. Бросает «снежок» учащимся задает вопрос, предупреждая, что кто наберет большое количество ответов - получит оценку 10 баллов.

- Какие узоры выполняют швом «занизывание»?

- Какие узоры напоминают шов «занизывание»?

- Какими нитками выполняют шов «занизывание»?

- Почему так называется этот шов?

- Где применяется шов «занизывание»?

Учащиеся могут задавать свои вопросы, бросая «снежок» друг другу.

Кроссворд (на вопросы могут отвечать два учащихся у доски, на оценку или весь класс).

П О

В Я Б Р

Ы Л М У О З А

Ш Ь У Л Р Л А Н

И Ц Л А Н Е Н Ж

В Ы Ш И В А Н И Е

А О Н К М З В

Л В Е А Е Ы Ы

Ь Н В Й

Щ Т А

И Н

Ц И

А Е

По горизонтали.

  1. Процесс отделки изделия с помощью стежков (по горизонтали).

По вертикали.

  1. Профессия связанная с вышивкой.

  2. Инструмент, необходимый при вышивании.

  3. Чем отличается вышивка разных регионов.

  4. Нитки, которые используют при вышивании.

  5. Вредные опасные факторы.

- А когда мы пользуемся булавками в процессе вышивания?

  1. Повторение рисунка при вышивании.

  2. Ткань для вышивания.

- На какой ткани лучше всего вышивать крестиком (аида).

  1. Как называется узор, когда рабочая нить как бы занизывается в ткань?

  2. Цвет ниток теплой цветовой гаммы.

Итоги соревнований.

При ответах на вопросы учащиеся получают фишки. Кто набрал больше всех - 10 баллов.

- Давайте посмотрим на план урока (на доске).

- Проанализируйте, все ли запланированное на урок мы выполнили?


  1. Итог урока

Мне очень понравилось ваше отношение к работе: приятная, доброжелательная

атмосфера в классе. Но хочется знать и ваше мнение об уроке:

- Что нового вы узнали?

- В чем были трудности

- Какой вид работы вам понравился больше?

- Почему наш урок можно считать эстетотерапия?


  1. Активизация домашней учебной работы

Подобрать интересные сообщения о вышивки, как виде декоративно-прикладного

искусства, о народных традициях при вышивании. (Интересные сообщения: учебник Трудовое обучение, 5-й класс, стр. 57. Романтическая история о наперстке. Трудовое обучение. Рабочая тетрадь, 6-й класс, стр. 37).


© 2010-2022