- Преподавателю
- Технология
- Урок по технологии на тему техника вышивания - занизывание (кирпичики)
Урок по технологии на тему техника вышивания - занизывание (кирпичики)
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Байрак В.А. |
Дата | 03.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Техника вышивание «занизывание».
(поверхностно-нашивные счетные техники).
Цель: Научить учащихся выполнению техники вышивания «занизывание». Формировать умения и навыки в вышивании данной техники. Систематизировать и обобщать знания, полученные на предыдущих уроках по теме изготовление вышитых изделий. Познакомить с историей развития украинской народной вышивки, как неотъемлемой составной национальной культуры, возрождая традиции народного творчества. Прививать эстетический вкус. Воспитывать аккуратность в работе, трудолюбие.
Вид урока: Комбинированный.
Методы. Рассказ, беседа, демонстрационный, работа с учебными пособиями, самостоятельная работа, индивидуальная работа.
Оборудование. Образцы изделий, вышитых техникой «занизывание», индивидуальные мини-учебники, эскизы учащихся для вышивания изделий, карточки по охране труда, карточки для опроса, карточки для ознакомления с требованиями к вышитым изделиям.
Коробки с инструментами, пяльца, работы учащихся (салфетки, дорожки). Пяльцы-мольберт для демонстрации учителем техники «занизывание». Музыкальные записи, магнитофон. Пословицы, поговорки. План урока на доске. Кроссворд.
Межпредметные связи. Народоведение, музыка, ИЗО, история, литература.
Ход урока.
-
Организационный момент.
Учитель читает четверостишье для эмоционального настроения учащихся (эпиграф урока). На фоне музыки.
З вечора пригожого аж до ранку
Вишивала дівчина вишиванку
Вишивала дівчина, вишивала
Чорну і червону нитку брала.
-
Вводно - мотивационный этап.
-
Сообщение темы и цели урока (тема и план урока записаны на доске).
-
План урока:
-
Знакомство с техникой вышивания «занизывание».
-
Санитарно -гигиенические требования и правила охраны труда во время работы на уроке.
-
Знакомство с историей развития народной вышивки, как вида декоративно - прикладного исскуства.
-
Знакомство с профессией вышивальщицы. Интересные сообщения, относящиеся к вышиванию
-
Обобщение знаний в форме игры «Снежки».
-
Ответы на вопросы кросворда.
-
Операционно - познавательный этап.
-
Актуализация опорных знаний в форме дифференцированных заданий.
Часть учащихся работает с разноуровневыми карточками, остальные принимать
участие в эвристической беседе.
- Что такое вышивка?
- Чем отличается вышивка от вышивания?
- С какими видами счетной глади мы познакомились на прошлом уроке?
Назовите их.
- Для чего применяется вышивка?
- Как подобрать цвет ниток для вышивания?
- Перечислите требования к вышитым изделиям?
- Как ухаживать за вышитыми изделиями?
Конкурс «Дизайнер» (лучшее оформление эскиза для вышивания).
-
Организация изучения нового материала.
а) Самостоятельная работа с учебными пособиями.
- открываем мини-учебники, стр. 33, знакомимся с порядком выполнения шва «занизывание».
б) Вопросы для проверки и закрепления нового материала:
- Какие узоры выполняют швом «занизывание»? (геометрические).
- Какие узоры напоминают шов «занизывание»? (тканевые).
- Почему шов «занизывание» получил такое название? (рабочая нить как бы занизывается в ткань).
- Расскажите о приеме выполнения этого узора.
(У каждого на столе образцы работ и инструкция).
Дополнения учителя.
- В России эту технику называют «кирпичики» (показ иллюстраций журнала).
-
Инструктаж учителя (показ приема выполнения техники вышивания «занизывания» на пяльцах-мольберте).
-Для освоения техники «занизывания» выполним образец (рис. 145, стр. 32).
Стежки выполняем справа на лево, сразу по всей длине. Выполнив первый ряд, изделие поворачивают и снова, справа на лево, повторяем первый ряд через одну ниточку ткани (упражнение повторяем три раза).
Инструктаж по охране труда и санитарно-гигиеническим требованиям
(у каждого на столе карточки).
- Какие правила по охране труда необходимо соблюдать?
- Назовите опасные вредные факторы при выполнении вышивальных робот.
- Какие санитарно-гигиенические требования необходимо соблюдать п процессе
работы (5 класс, учебник стр. 57).
-
Практическая работа (выполнение упражнений в вышивании техникой «занизывание»).
- Продумать расположение рисунка (перед учащимися эскиз каждого).
Рисунок можно располагать симметрично и ассиметрично (словарная работа). Во время работы учащиеся зачитывают сообщения об истории развития украинской народной вышивки, как виде декоративно-прикладного искусства, знакомятся с народными традициями.
Дополнения учителя.
На вышивках Киевщины кроме растительно - геометрического орнамента из
стилизованных гроздей винограда, цветов хмеля, ромбов и квадратов вышивали не только крестиком, гладью и «занизыванием».
Учитель напоминает учащимся о посиделках, об украинских традициях.
Во время посиделок дивчата, вышивая, пели песни.
Звучит тихая музыка. Исполняется песня «Два кольори».
- Что означает красный цвет в вышивке? (Цвет жизни, крови, солнца, здоровья).
- Черный? (напоминает о печали, горе, смерти). Сообщение учащихся о профессии вышивальщицы.
-
Индивидуальная помощь учащимся.
-
Работа с пословицами и поговорками.
«Дерево ценят по его плодам, а человека по - трудам»
- Как вы понимаете эту пословицу?
Слово учителя. Работу необходимо выполнять аккуратно.
- А почему так говорят?
- Какова пряха … (Закончите пословицу).
-
Подведение итогов практической работы. Взаимооценивание.
-
Обобщение знаний учащихся в форме игры «Снежки» и ответы на вопросы кроссворда.
Учитель говорит о том, что на улице зима, снега нет, а так хочется поиграть,
например в снежки. Бросает «снежок» учащимся задает вопрос, предупреждая, что кто наберет большое количество ответов - получит оценку 10 баллов.
- Какие узоры выполняют швом «занизывание»?
- Какие узоры напоминают шов «занизывание»?
- Какими нитками выполняют шов «занизывание»?
- Почему так называется этот шов?
- Где применяется шов «занизывание»?
Учащиеся могут задавать свои вопросы, бросая «снежок» друг другу.
Кроссворд (на вопросы могут отвечать два учащихся у доски, на оценку или весь класс).
П О
В Я Б Р
Ы Л М У О З А
Ш Ь У Л Р Л А Н
И Ц Л А Н Е Н Ж
В Ы Ш И В А Н И Е
А О Н К М З В
Л В Е А Е Ы Ы
Ь Н В Й
Щ Т А
И Н
Ц И
А Е
По горизонтали.
-
Процесс отделки изделия с помощью стежков (по горизонтали).
По вертикали.
-
Профессия связанная с вышивкой.
-
Инструмент, необходимый при вышивании.
-
Чем отличается вышивка разных регионов.
-
Нитки, которые используют при вышивании.
-
Вредные опасные факторы.
- А когда мы пользуемся булавками в процессе вышивания?
-
Повторение рисунка при вышивании.
-
Ткань для вышивания.
- На какой ткани лучше всего вышивать крестиком (аида).
-
Как называется узор, когда рабочая нить как бы занизывается в ткань?
-
Цвет ниток теплой цветовой гаммы.
Итоги соревнований.
При ответах на вопросы учащиеся получают фишки. Кто набрал больше всех - 10 баллов.
- Давайте посмотрим на план урока (на доске).
- Проанализируйте, все ли запланированное на урок мы выполнили?
-
Итог урока
Мне очень понравилось ваше отношение к работе: приятная, доброжелательная
атмосфера в классе. Но хочется знать и ваше мнение об уроке:
- Что нового вы узнали?
- В чем были трудности
- Какой вид работы вам понравился больше?
- Почему наш урок можно считать эстетотерапия?
-
Активизация домашней учебной работы
Подобрать интересные сообщения о вышивки, как виде декоративно-прикладного
искусства, о народных традициях при вышивании. (Интересные сообщения: учебник Трудовое обучение, 5-й класс, стр. 57. Романтическая история о наперстке. Трудовое обучение. Рабочая тетрадь, 6-й класс, стр. 37).