Рабочая программа по технологии 5-7

  Рабочая программа разработана на основе Примерной программы по технологии (издательство «Просвещение», 2010г.) и авторской программы Технология.  5-7 классы  Симоненко В.Д. Синица Н.В.  – М.: Вентана-Граф, 2012.  и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения. Уровень обучения – базовый. Материально-техническое и учебно-...
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебно-методическое обеспечение


Федеральный компонент государственного стандарта второго поколения

основного общего образования по технологии





Учебник под ред. Симоненко В.Д. Синица Н.В. , / Под ред. Симоненко В.Д. Синица Н.В.

Технология 5 класс. Технологии ведения дома. М.: Вентана - Граф, 2012.





















Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы по технологии (издательство «Просвещение», 2010г.) и авторской программы Технология. 5-7 классы Симоненко В.Д. Синица Н.В. - М.: Вентана-Граф, 2012. и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения. Уровень обучения - базовый. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса соответствует основным требованиям ФГОС.

Срок реализации рабочей программы 2013-2014 учебный год.

Роль образовательной области «Технология» в условиях подготовки к переходу на ФГОС второго поколения заключается в подготовке учащихся к преобразовательной деятельности, жизненному и профессиональному самоопределению и адаптации к новым социально-экономическим условиям.

Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • Освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включение учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

  • Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного составления своих жизненных и профессиональных планов, безопасных приемов труда;

  • Развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  • Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда;

  • Получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной и практической деятельности.

Основные задачи обучения:

  • Ознакомление обучающихся с ролью технологии в нашей жизни, с деятельностью человека по преобразованию материалов, энергии, информации, с влиянием технологических процессов на окружающую среду и здоровье людей.

  • Обучение исследованию потребностей людей и поиску путей их удовлетворения.

  • Формирование общетрудовых знаний и умений по созданию потребительского продукта или услуги в условиях ограниченности ресурсов с учетом требований дизайна и возможностей декоративно-прикладного творчества.

  • Ознакомление с особенностями рыночной экономики и предпринимательства, овладение умениями реализации изготовленной продукции.

  • Развитие творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения практических задач.

  • Подготовка выпускников к профессиональному самоопределению и социальной адаптации.

Освоение образовательной программы по «Технологии» обеспечивает:

  • развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;

  • активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов и сформированных универсальных учебных действий;

  • совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса.

Место учебного предмета в учебном плане:

Рабочая программа разработана с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей развития детей, а так же с учетом повышения уровня сложности с 5 по 7 класс.

При формировании учебного плана как составляющей организационного компонента основной образовательной программы основного общего образования на преподавание предметной области «Технология» в 5-6 классах выделено по 2 часа в неделю (68 часов в год), в 7 классе - 1 час в неделю , 34 ч. в год).

Для работы в 5-7 классах по реализации ФГОС ООО технологического образования рекомендовано использовать УМК: учебники, входящие в систему «Алгоритм успеха» издательства Вентана-Граф, соответствующие федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010г.) и рабочие тетради для всех классов.

Отличительная особенность учебников состоит в построении технологического образования на основе проектной деятельности. Это позволяет интегрировать технологические, экономические, экологические, предпринимательские и другие знания и умения, развивать творческий потенциал личности.

Учебник «Технология 5 класс. Технологии ведения дома» под ред. Симоненко В.Д. Синица Н.В. Питт Дж. М.: Вентана - Граф, 2012г. может быть использован для обучения как девочек, так и мальчиков, так как знания основ кулинарии, рационального питания, культуры дома, простейших приемов работы с различными материалами необходимы всем.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определение целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия - к мысли.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.

Выделены основные виды универсальных учебных действий (УУД):

Личностные УУД:

  • действие смыслообразования (интерес, мотивация);

  • действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»);

  • формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;

  • формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребёнок задаёт вопросы);

  • эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

  • формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;

  • формирования желания выполнять учебные действия;

  • использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

В сфере личностных УУД будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника;

- личностная мотивация учебной деятельности;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Познавательные УУД:

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • структурирование знаний;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Универсальные логические действия:

  • имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания;

  • способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

  • составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).

В сфере развития познавательных УУД ученики научатся:

- использовать знако - символические средства, в том числе овладеют действием моделирования;

- овладеют широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач.

Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

  • формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

  • формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);

  • формирование невербальных способов коммуникации - посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);

  • формирование умения работать в парах и малых группах;

  • формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).

В сфере коммуникативных УУД ученики смогут:

- учитывать позицию собеседника (партнера);

- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;

- адекватно передавать информацию;

- отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

  • целеполагание;

  • планирование;

  • прогнозирование;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

  • коррекция;

  • оценка;

  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.

В сфере регулятивных УУД ученики смогут овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Межпредметные связи, преемственность.

Программа построена с учетом принципа системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

При изучении учебного курса «Технология» в 5-7 классах используются связи данной дисциплины с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана, такими как: основы здорового образа жизни, биология, география, история, физика, изобразительное искусство, математика, экология.

Используемые технологии, методы, формы работы.

Реализовать программу планируется в условиях классно-урочной системы обучения.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.

Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ.

Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок (бинарный).

Используемые технологии: интеграция традиционного, развивающего обучения, модульного обучения, метод проектов.

1. Объяснительно - иллюстративный. Сочетает словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, и др.).

2. Частично - поисковый. Основанный на использовании технологических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно-обобщающей.

3. Исследовательский метод как один из способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.

Исходя из уровня обученности класса, используются наглядные, словесные методы; групповые, индивидуальные, разноуровневые формы работы.

Рабочая программа по технологии в 5-7 классах подразумевает использование таких организационных форм проведения уроков, как:

Формы учебных занятий:

  • урок - беседа

  • лабораторно-практическое занятие

  • практическое занятие

  • урок - экскурсия

  • урок - игра

  • выполнение учебного проекта

  • презентации.

Типы уроков:

  • урок изучение нового материала;

  • урок отработки умений и рефлексии;

  • урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;

  • урок «открытия» нового знания;

  • урок развивающего контроля.

Виды деятельности учащихся: устные сообщения, защита презентаций, защита проектов, рефлексия.

Приоритетными методами являются упражнения, лабораторные, практические работы, выполнение проектов.

В процессе обучения используются ИКТ, проектные технологии.

Реализация целей технологического образования происходит в процессе формирования ключевых компетенций.

Ключевая компетенция

Целевой ориентир школы в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся

Общекультурная компетенция

Способность и готовность:

- организовывать взаимосвязь и упорядочивание своих знаний;

- самостоятельно заниматься своим обучением.

Социально-трудовая компетенция

Способность и готовность:

- нести ответственность;

- организовывать свою работу.

Коммуникативная компетенция

Усвоение основ коммуникативной культуры личности:

- овладение навыками неконфликтного общения.

Компетенция в сфере личностного определения

Способность и готовность:

- занимать личную позицию в дискуссиях и высказывать свое собственное мнение.

В программу включены целевые установки, очерчен базовый круг знаний, умений и навыков, форм и видов деятельности, охарактеризованы требования к подготовке школьников.

Результаты освоения учебного курса «Технология»

Раздел, тема

Личностные

Метапредметные

Предметные

1.Вводное занятие.

2.Технология в жизни человека и общества.

3. Основы проектирования

(теоретическая часть)

(практическая часть).

4.Технология ведения дома

4.1. Интерьер жилых помещений.

5. Кулинария

5.1. Технология обработки пищевых продуктов

5.2. Приготовление блюд. Сервировка стола. Правила поведения за столом.

6. Создание изделий из текстильных материалов

6.1. Технология обработки ткани.

7. Художественные ремесла



  • Проявление познавательных интересов и активности в данной области технологической деятельности;

  • Выражение желания учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

  • Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

  • Самооценка умственных и физических способностей;

  • Осознание необходимости общественного полезного труда;

  • Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

  • Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.

  • Определение адекватных способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

  • Самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

  • Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов;

  • Соблюдение норм и правил культуры труда;

  • Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

В познавательной сфере:

  • Рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда;

  • Распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

  • Владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;

  • Применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности.

В трудовой сфере:

  • Планирование технологического процесса и процесса труда;

  • Подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

  • Проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектирования объектов труда;

  • Подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии

В мотивационной сфере:

  • Стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В коммуникативной сфере:

Публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги.

В физиоло-психологической сфере:

  • Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов.

Особенностью программы является то, что овладение обязательным минимумом содержания технологического образования осуществляется через учебные проекты. Проекты содержат специальные технико-технологические упражнения, развивающие творческие и интеллектуальные способности детей, их самостоятельность, ответственность, мотивацию к обучению.

Учебный проект представляет собой вид учебной деятельности, включающий:

  • Выявление потребностей людей и общества;

  • Определение конструкторско-технологической или иной творческой задачи по предмету проектирования;

  • Разработку перечня критериев, которым должно соответствовать изделие или услуга, удовлетворяющее конкретную потребность;

  • Выдвижение идей по проектированию и изготовлению изделия;

  • Выбор идеи, наиболее полно соответствующей критериям;

  • Исследования процесса планирования и изготовление изделия или услуги;

  • Изготовление изделия или оказание услуги;

  • Проведение испытания в реальной ситуации;

  • Оценку процесса проектирования и качества изготовленного изделия.

В результате обучения по курсу «Технология» с использованием метода проектов дополнительно к основным требованиям обучающиеся должны:

знать / понимать

  1. как определять потребности людей;

  2. какие знания, умения и навыки необходимо иметь для изготовления конкретного изделия, удовлетворяющего определенную потребность;

  3. как планировать и реализовывать творческий проект;

уметь


  1. кратко формулировать задачу своей деятельности;

  2. отбирать и использовать информацию для своего проекта;

  3. определять перечень критериев, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие;

  4. оценивать идеи на основе выбранных критериев, наличие времени, оборудования, материалов, уровня знаний и умений, необходимых для реализации выбранной идеи;

  5. выполнять упражнение для приобретения навыков изготовления изделий высокого качества;

  6. планировать изготовление изделий и изготовлять их;

  7. определять затраты на изготовление изделий, оценивать его качество, включая влияние на окружающую среду;

  8. испытывать изделие на практике;

  9. анализировать недостатки изготовленного изделия и определять трудности, возникающие при его проектировании и изготовлении;

  10. формулировать и отстаивать свою точку зрения при защите проекта;

  11. определять перечень профессий, необходимых для промышленного изготовления конкретного изделия;

использовать элементы маркетинга для продвижения своего товара, разрабатывать рекламу своего изделия.

Программой отводится 60-70% учебного времени на изготовление изделий (включая учебный труд - упражнения на приобретение умений обработки материалов и использования инструментов, эксперименты, лабораторно-практические работы с материалами и т.п.).

Метод проектов является эффективным средством интеграции содержания обучения. Такие сквозные линии, как информационные технологии, черчение и графика, экономика, экология, проходят через большинство предлагаемых проектов.

Новизна использования метода проектов в технологическом образовании заключается в отказе от формального обучения школьников умениям и навыкам без определения цели выполняемой работы и ее значимости для учащегося, его семьи, школы, общества и переходе к мотивированному выполнению упражнений перед началом проекта или в процессе его выполнения с целью получения изделия заданного качества.


Основное содержание учебного курса

С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательного учреждения, местных социально-экономических условий в содержание образовательной программы включены 8 разделов.

Первый раздел - «Вводное занятие». В этом разделе школьники знакомятся с правилами внутреннего распорядка в мастерской и распределением общественных обязанностей между учениками, правилами безопасного труда, организацией труда на рабочем месте, рациональном размещении инструментов, охраной окружающей среды и экономным расходованием всех видов ресурсов, основными разделами программы обучения, по которым учащиеся будут выполнять проекты, с проектными изделиями, изготовленные учащимися в предшествующие годы. На данный раздел в 5 классе отводится 1 час.

При изучении в 5 классе раздела - «Технология в жизни человека и общества» (1 час) формируется у обучающихся понятия о технологии как способе создания рукотворного мира для удовлетворения потребностей человека и общества, рассматривает технологию как процесс преобразования вещества, информации, энергии. В результате изучения этого раздела школьник должен:

знать/понимать

  • отличие природного (нерукотворного) мира от рукотворного (искусственного);

  • что такое технология;

  • цели технологии;

уметь

  • приводить примеры влияния технологии на общество и общества на технологию;

  • выявлять влияние технологии на природный мир;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выбора оптимальных технологий изготовления изделий и оказания услуг, удовлетворяющих потребности человека на основе рационального использования всех видов ресурсов.

Раздел - «Основы проектирования» учит детей творчески использовать знания и трудовые умения для решения задач, выдвигаемых практикой. На этот раздел отводится 8 часов. В 5 классе этот раздел делится на две части: теоретическую (4 ч.) - в начале года и практическую (4 ч.) - в конце года. Пятиклассники должны усвоить общие способы организации проектной деятельности, овладеть определенными знаниями и умениями по обработке материалов, использованию средств труда, рациональному расходованию времени. В течении года происходит накопление материала, творческих идей и находок, поэтому практическая часть творческого проекта перенесена в конец года. Работа по методу проектов может быть реализована как индивидуально, так и коллективно. Учитывая преемственность технологии и трудового обучения, в период освоения метода проектов на изготовление изделия следует отводить примерно 70% учебного времени.

В результате изучения раздела «Основы проектирования» школьник должен:

знать/понимать

  • что такое учебный проект;

  • основные компоненты проекта;

  • с чего начинается технологический проект;

уметь

  • определять потребности людей и общества;

  • проводить опрос (интервью) для определения потребностей;

  • осуществлять дизайн-анализ изделий;

  • обосновывать выбор изделия для проекта;

  • формулировать задачу проекта;

  • разрабатывать перечень критериев для выбранного изделия;

  • представлять результаты проектной деятельности;

  • проводить самооценку результатов планирования и выполнения проекта, оценивать качество изделия;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для анализа потребностей и выявления возможностей их удовлетворения с учетом существующих ресурсов; изготовления изделий, соответствующих определенным потребностям; планирования и организации преобразовательной деятельности; поиска необходимой информации.

Раздел «Технология ведения дома» - 4 часа, готовит девочек к использованию технологических знаний и умений для рационального ведения домашнего хозяйства. В содержании этого раздела значительное место занимает получение знаний об основных видах современной бытовой техники, функциональных зонах, а также умение выполнять ремонтно-отделочные работы в доме.

Одним из ведущих направлений данного раздела программы должно стать ознакомление с негативными последствиями влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей.

В результате изучения этого раздела школьник должен:

знать/понимать

  • характеристики основных функциональных зон и виды ремонтно-отделочных работ;

  • материалы и инструменты для ремонта и отделки помещений;

  • средства оформления интерьера;

  • назначение основных видов современной бытовой техники;

уметь

  • планировать ремонтно-отделочные работы с указанием материалов, инструментов, оборудования и примерных затрат;

  • подбирать покрытия в соответствии с функциональным назначением помещений;

  • соблюдать правила пользования современной бытовой техникой;

  • анализировать бюджет семьи;

  • рационально планировать расходы на основе актуальных потребностей семьи;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применения бытовых санитарно-гигиенических средств; выполнения ремонтно-отделочных работ с использованием современных материалов для ремонта и отделки помещений; применения средств индивидуальной защиты и гигиены.

Так как питание является одним из важнейших условий существования человека, поэтому в программе есть раздел «Кулинария»- 14 часов. Основная цель раздела - овладение способами обработки пищевых продуктов, составление меню. В 5 классе изучается приготовление и оформление бутербродов, горячих напитков, блюд из яиц, овощей. В результате изучения этого раздела школьник должен:

знать/понимать

  • влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов;

  • санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов;

  • виды оборудования современной кухни;

  • виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека;

уметь

  • выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах;

  • определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам;

  • составлять меню завтрака, обеда, ужина;

  • выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов;

  • соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд;

  • оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях; соблюдения правил этикета за столом; приготовления блюд по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни; выпечки хлебобулочных и кондитерских изделий; сервировки стола и оформления приготовленных блюд.

Раздел - «Создание изделий из текстильных материалов» - 26 часов. Основная цель данного раздела - освоение обучающимися технико-технологических знаний и овладение практическими умениями обрабатывать текстильные и поделочные материалы для создания изделий, необходимых людям. В результате изучения раздела «Создание изделий из текстильных материалов» школьник должен:

знать/понимать

  • назначение различных швейных изделий;

  • основные стили в одежде и современные направления моды;

уметь

  • выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий;

  • снимать мерки с фигуры человека;

  • строить чертежи простых поясных и плечевых швейных изделий;

  • выбирать модель с учетом особенностей фигуры;

  • выполнять не менее трех видов художественного оформления швейных изделий;

  • проводить примерку изделия.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов для влажно-тепловой и художественной обработки изделий и полуфабрикатов; выполнения различных видов художественного оформления изделий.

Раздел «Художественные ремесла» - 14 часов. В 5 классе в раздел включены технологии лоскутного шитья, вышивки на основе простейших ручных швов. В результате изучения раздела «Художественные ремесла» школьник должен:

знать/понимать

  • возможности лоскутной пластики, ее связь с направлениями современной моды;

  • виды традиционных народных промыслов;

уметь

  • изготавливать шаблоны из картона или плотной бумаги;

  • изготавливать швейное изделие в технике лоскутного шитья;

  • переводить рисунок на ткань;

  • выполнять закрепление нитки на ткани;

  • моделировать вышивку на основе простейших ручных швов.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения различных видов художественного оформления изделий декоративно-прикладного творчества.

По окончании курса технологии в основной школе учащиеся овладевают безопасными приемами труда с инструментами, машинами, электробытовыми приборами, специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов, изготовления и художественного оформления швейных изделий, ведения домашнего хозяйства, знакомятся с основными профессиями пищевой и легкой промышленности. В процессе выполнения программы «Технология» осуществляется развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируются экологическое мировоззрение, навыки бесконфликтного делового общения.


Критерии оценивания учащихся 5 классов

№ п.п

оценки

Знание учебного материала

Точность обработки изделия

Норма времени выполнения

Правильность выполнения трудовых приемов

Организация рабочего времени

Соблюдение правил дисциплины и т/б

1

2

3

4

5

6

7

8

1

«5»

Ответы отличаются глубокими знанием учебного материала, свидетельствуют о способности самостоятельно находить причинно-следственные зависимости и связь с практикой

Точность размеров изделия лежит в пределах 1/3 допуска

Норма времени меньше или равна установленной

Абсолютная правильность выполнения трудовых операций

Учащийся показал грамотное соблюдение правил организации рабочего места

Нарушений дисциплины и правил т/б в процессе занятия учителем замечено не было

2

«4»

В ответах допускаются незначительные неточности, учащиеся почти самостоятельно находят причинно-следственные зависимости в учебном материале, связи его с практикой

Точность размеров изделия лежит в пределах ½ поля допуска

Норма времени превышает установленного на 10-15 %

Имеют место отдельные случаи неправильного выполнения трудовых приемов, которые после замечания учителя не повторяются

Имели место отдельные случаи нарушения правил организации рабочего места, которое после замечания учителя не повторяются

Имели место отдельные случаи нарушения дисциплины и т/б, которые после замечания учителя не повторяются

3

«3»

В ответах допускаются неточности, исправляемые только с помощью учителя, учащиеся не могут сами выделить в учебном материале причинно-следственные связи, связать его с практикой

Точность размеров изделия лежит в пределах поля допуска

Норма времени превышает установленную на 20% и более

Имеют место случаи неправильного выполнения трудовых приемов, часть из которых после замечания учителя повторяются снова

Имели место случаи неправильной организации рабочего места, которые после замечания учителя повторяются снова

Имели место нарушения дисциплины и правил т/б, которые после замечания учителя повторялись снова

4

«2»

Ответы свидетельствуют о значительном незнании учебного материала, учащийся не может без учителя найти в нем причинно-следственные связи, относящиеся к классу простейших

Точность изделия выходит за пределы поля допуска

Учащийся не справился с заданием в течении бюджета времени урока

Почти все трудовые приемы выполняются не верно и не исправляются после замечания

Почти весь урок наблюдались нарушения правил организации рабочего места

Имели место многократные случаи нарушения правил т/б и дисциплины

Примерные нормы оценки практической работы

Организация труда

Отметка «5» ставиться, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.

Отметка «4» ставиться, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.

Отметка «3» ставиться, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места.

Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.

Приемы труда

Отметка «5» ставиться, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «4» ставиться, если приемы выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было на рушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «3» ставиться, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «2» ставится, если неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме учащегося или поломке инструмента (оборудования).

Качество изделий (работы)

Отметка «5» ставиться, если изделие выполнено точно по чертежу; все размеры выдержаны; отделка выполнена в соответствии с требованиями инструкционной карты или по образцу.

Отметка «4» ставиться, если изделие выполнено по чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого.

Отметка «3» ставиться, если изделие выполнено по чертежу с небольшими отклонениями; качество отделки удовлетворительное.

Отметка «2» ставится, если изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует образцу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия.

Норма времени (выработки)

Отметка «5» ставиться, если задание выполнено в полном объеме и в установленный срок.

Отметка «4» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 10%.

Отметка «3» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 25%.

Отметка «2» ставится, если на выполнение работы затрачено времени против нормы больше чем на 25%.

По материалам журналов «Школа и производство» № 3 /1998; № 7 /2000.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА УЧАЩИХСЯ

Критерии оценивания

Баллы

  1. Оценка пояснительной записки (10 баллов)

1.1 Общее оформление

1



1.2 Актуальность. Обоснование проблемы, формулировка темы проекта

1



1.3 Сбор информации по теме проекта, анализ прототипов

0,5



1.4 Анализ возможных идей, выбор оптимальной идеи

1



1.5 Выбор технологии изготовления изделия

1



1.6 Экономическая и экологическая оценка будущего изделия и технологии его изготовления

1



1.7 Разработка конструкторской документации, качество графики.

1



1.8 Описание изготовления изделия (технологическая карта)

1



1.9 Описание окончательного варианта изделия

0,5



1.10 Эстетическая оценка выбранного изделия

0,5



1.11 Экономическая и экологическая оценка выполненного (готового) изделия.

0,5



1.12 Реклама изделия

1




  1. Оценка готового изделия(25 баллов)

2.1 Оригинальность конструкции

5



2.2 Качество изделия

10



2.3 Соответствие изделия проекту

5



2.4 Практическая значимость

5




  1. Оценка защиты проекта (15 баллов)

3.1 Формулировка проблемы и темы проекта

2



3.2 Анализ прототипов и обоснование выбранной идеи

1



3.3 Описание технологии изготовления изделия

3



3.4 Четкость и ясность изложения

1



3.5 Глубина знаний и эрудиция

2



3.6 Время изложения (7-8 мин)

1



3.7 Самооценка

2



3.8 Ответы на вопросы

3



ИТОГО:

50 баллов






Примерный перечень проектов

для учащихся 5 классов


  1. Наряд для любимой куклы.

  2. Фартук - элемент русского национального костюма.

  3. Фартук древний и современный.

  4. Праздничный стол из салатов.

  5. «Дитя солнца» - хлопок в быту и технике.

  6. Русский лён - современный шёлк.

  7. Вышивка - древнее рукоделие.

  8. Этот удивительный бутерброд!

  9. Обрезки ткани для пользы дела.

  10. Овощи - лекари.

  11. Игрушки - подушки.

  12. Тайны бабушкиного сундука.

  13. Веселые лоскутки.

  14. Блюда из черствого хлеба.

  15. Пенал будущего для ученика настоящего.




Содержание программы



Раздел программы, тема


Количество часов


1. Вводное занятие

1

2. Технология в жизни человека и

общества

1

3. Основы проектирования

(теоретическая часть)

4

4. Технология ведения дома

4.1. Интерьер жилых помещений

4

4

5. Кулинария

5.1. Технология обработки пищевых продуктов

5.2. Приготовление блюд. Сервировка стола. Правила поведения за столом

14

4

10

6. Создание изделий из текстильных материалов

6.1. Технология обработки ткани

26

26

7. Художественные ремесла

14


8. Основы проектирования

(практическая часть)

4

ИТОГО:


68


Календарно - тематическое планирование

по технологии

5 класс

п/п


Тема урока

(Этап проектной или исследовательской деятельности)

Дата

Тип урока


Вид контроля

Целевая установка

урока

Основные понятия

Вид деятельности

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание


5 класс. 1 четверть. 18 ч.

1

-

2

Вводное занятие.

Технология в жизни человека и общества.


Урок приобретения новых знаний

Фронтальный опрос

Познакомить учащихся с задачами, стоящими при изучении курса «Технология» в 5 классе, творческими проектами, которые будет необходимо выполнить; дать понятие «технология», охрана труда, потребности; ознакомить с ролью технологии в нашей жизни, с деятельностью человека по преобразованию материалов, энергии, информации, с влиянием технологических процессов на окружающую среду и здоровье людей.

Работа с

инструкциями

Знакомство с программой и банком проектов.

Изучение инструкции по охране труда, правилами внутреннего распорядка, организацией рабочего места.

Распределение общественных обязанностей между учащимися.

Знание правил поведения в кабинете и на рабочем месте, различия явлений природного мира и мира технологий.

Выучить правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов.

Подготовить сообщение на тему «Природные и искусственные материалы используемые человеком в повседневной жизни»

3

-

4

Основы проектирования (8ч.) Теоретическая часть. 4 ч.

Технология проектной и исследовательской деятельности

Основные компоненты проекта.

Урок приобретения новых знаний

Ответы на вопросы

Познакомить учащихся с понятиями «проект», «проектная деятельность», «моделирование», основными компонентами проекта, способами определения потребностей в изделиях, которые может изготовить пятиклассник.

Научить исследованию потребностей людей и поиску путей их удовлетворения.

Работа с учебником.

Демонстрация проектных изделий, изготовленных учащимися 5 класса в предшествующие годы.

Проявление познавательных интересов и активности в данной области технологической деятельности.

Выражение желания учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей.

Планирование технологического процесса и процесса труда.

Провести интервью у своих близких с целью определения потребностей.

5

-

6

Что надо знать и уметь для выполнения проекта.

Презентация проекта на компьютере. 2 ч.

Урок приобретения новых знаний

Ответы на вопросы

Познакомить учащихся с понятиями «дизайн-анализ», «критерий», учить анализировать и оценивать изделия с точки зрения его использования, составлять перечень критериев к изделию. Учить планировать процесс изготовления изделия, проводить оценку своего проекта.

Ознакомить с программой PowerPoint,этапами разработки презентации с использованием компьютера.

Работа с учебником, использование ИКТ.

Индивидуальная.

Проявление познавательных интересов и активности в данной области технологической деятельности.

Планирование технологического процесса и процесса труда.

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, творческого мышления.

Цветные карандаши.

7

-

8

Современные стили в интерьере.

(Этап проектной или исследовательской деятельности)

Урок приобретения новых знаний

Контроль за действиями.

Познакомить учащихся с технологией ведения домашнего хозяйства, понятием «жилое помещение», с историей архитектуры и интерьера, с современными стилями в интерьере. Научить давать характеристику основных функциональных зон в жилых помещениях.

Упражнение «Мозговой штурм».

Практическая работа «Выполнение эскиза интерьера кухни».

Формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

Использование фантазии, воображения при выполнении эскиза интерьера кухни.

Формирование умения контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение

Самооценка умственных и физических способностей.

Подготовить необходимые природные материалы для

изготовления изделия.

9

-

10

Современные стили в интерьере.

(Этап проектной или исследовательской деятельности)

Урок формирования ЗУН

Ответы на вопросы, контроль за действиями.

Ознакомить учащихся со значением ручного труда в интерьере.

Научить разработке одного из проектов по усовершенствованию интерьера кухни, его оформлению. Изготовлению изделий из природных материалов.

Практическая работа «Выполнение сувенира для кухни».

Умение анализировать бюджет семьи.

Умение подбирать средства для оформления интерьера в соответствии с функциональным назначением помещений

Использование фантазии, воображения при изготовлении изделий из природного материала для оформления интерьера кухни.

Развитие творческого воображения. Воспитание уважения к труду.

Оформить работу.

11

-

12

Кулинария. (14 ч.)

Технология обработки пищевых продуктов. 4 ч.

Кухня. Посуда, оборудование на кухне, уход за ними.

Урок приобретения новых знаний

Ответы на вопросы

Ознакомить учащихся с понятием «кулинария», требованиями, предъявляемыми к современной кухне, оборудованию и посуде для кулинарных работ,

правилами ухода за ними, санитарно-гигиеническими требованиями к содержанию помещения и оборудованию кухни. общими сведениями организации рабочего места для выполнения различных работ по приготовлению пищи, к соблюдению санитарных правил и личной гигиены при кулинарной обработке продуктов, сохранению их качества и предупреждению пищевых отравлений. Познакомить с безопасными приёмами работы с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями.

Экскурсия в школьную столовую.

Работа с учебником

Индивидуальная.

Практическая работа «Определение набора безопасных для здоровья моющих средств для посуды и кабинета».

Ознакомление с оборудованием кухни и инвентарём, с профессиями работников столовой.

Умение определять набор безопасных для здоровья моющих средств для посуды и кабинета.

Знание правил охраны труда при кулинарных работах, санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов.

Умение соблюдать правила этикета за столом.

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Подобрать иллюстрации оборудования кухни.

13

-

14

Общие сведения о пище.


Урок приобретения новых знаний

Ответы на вопросы

Познакомить учащихся с основными функциями питания, составом пищевых продуктов, понятиями «рациональное питание», «питательные вещества», «витамины», «режим питания», «меню».

Учить правильно выбирать способ обработки и хранения продукта для повышения качества питания.

Работа с учебником

Индивидуальная.

Работа с таблицами по

составу

и количеству витаминов

в различных продуктах

Практическая работа «Поиск рецептов блюд, соответствующих принципам рационального питания».

Знание системы пищеварения; питательных веществ пищи. Иметь представление о правильном и рациональном питании.

Умение поиска рецептов блюд, соответствующих принципам рационального питания.

Воспитание ответственного отношения к своему здоровью.

Повторить схему пищеварения. Знать суточную потребность в витаминах.

15

-

16

(Этап проектной или исследовательской деятельности)

Приготовление блюд. Сервировка стола. Правила поведения за столом.

Проект «Воскресный завтрак».

Сервировка стола к воскресному завтраку. Обычаи, традиции, правила поведения за столом.

Комбинированный

Контроль за действиями

Учить способам экономии семейного бюджета. Систематизировать знания о блюдах и напитках к завтраку.

Познакомить учащихся с видами сервировки стола к завтраку, со способами складывания салфеток.

Дать понятие «этикета», познакомить учащихся с правилами поведения в гостях, за столом.

Практическая работа «Составление меню для воскресного завтрака».

Индивидуальная.

Осознание необходимости общественного полезного труда.

Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства

Умение правильно сервировать стол к завтраку, подбирать посуду для сервировки.

Развитие гибкости мышления.

Формирование навыков культурного поведения.

Воспитание умения рассчитывать расходы семьи.

Оформить образец меню к завтраку

17

- 18

Горячие напитки.

(этап проектной или исследовательской деятельности)


Комби-нированный

Конт-роль

за

действиями

Познакомить учащихся с пищевой ценностью напитков из отваров и трав, видами горячих напитков (чай, кофе, какао, горячий шоколад), инвентарем и посудой для приготовления и подачи на стол горячих напитков, правилами хранения чая, кофе, какао. способами заваривания., правилами безопасности при приготовлении горячих напитков, требованиями, предъявляемыми к качеству готовых напитков.

Учить готовить горячие напитки.

Практическая работа «Приготовление горячих напитков».

Групповая

Умение приготавливать горячие напитки к завтраку.

Развитие понимания того, что соблюдение правил техники безопасности обязательно для каждого и дома, и на работе.

Воспитание мотивации к учебной деятельности.

Приготовить

горячий напиток.

5 класс. 1I четверть. 16 ч.

п/п


Тема урока

(Этап проектной или исследовательской деятельности

Дата

Тип урока


Вид контроля

Целевая установка

урока

Основные понятия

Вид деятельности

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

19

-

20

Значение хлеба в питании человека. Бутерброды.

(этап проектной или исследовательской деятельности)

Комбинированный

Контроль за действиями

Познакомить учащихся с понятиями «бутерброд», видами бутербродов, особенностями приготовления бутербродов разных видов.

Практическая работа «Нарезка хлеба для бутербродов. Приготовле-ние бутербродов».

Групповая

Умение приготавливать различные бутерброды как самостоятельное блюдо и закуска.

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Воспитания аккуратности, эстетического вкуса, точности соблюдения рецептуры и красоты оформления бутербродов.

Приготовить бутерброд, составить схему его приготовления.

21 - 22

Блюда из яиц.

(этап проектной или исследовательской деятельности)


Комбинированный

Контроль за действиями

Познакомить учащихся с питательной ценностью яиц, разнообразием блюд из яиц, способами хранения и определения свежести яиц, технологией приготовления блюд из яиц, с требовани-ями, предъявляемыми к качеству готовых блюд, санитарно-гигиеническими при приготовлении блюд из яиц, правилами безопас-ности при работе с горячей посудой, организацией рабочего места.

Практическая работа «Приготовление блюд из яиц».

Групповая

Знание способов определения свежести яиц.

Умение приготавливать блюда из яиц .

Развитие понимания важности соблюдения санитарно-гигиенических норм при приготовлении пищи.

Воспитание мотивации к учебной деятельности.

Подготовить сообщение о роли блюд из яиц в питании.

23

-

24

Роль овощей в питании человека. Салаты.



Комбинированный

Контроль за действиями

Дать понятие о пищевой ценности овощей. Обобщить знания об овощных растениях. Ознакомить со способами первичной и тепловой обработки овощей. Ознакомить с назначением и кулинарным использова-нием различных форм нарезки овощей, инструментами и приспо-соблениями для нарезки овощей, технологией приготовления салатов из сырых и отварных овощей.

Практическая работа «Приготовление блюд из сырых и варёных овощей. Орга-нолептическая оценка готовых блюд (вкус, цвет, запах, консис-тенция, внеш-ний вид)».

Групповая

Знание общих правил приготовления овощных салатов, питательной ценности овощей.

Умение приготавливать салаты из сырых и вареных овощей.

Развитие понимания важности соблюдения санитарно-гигиенических норм при приготовлении пищи.

Воспитание мотивации к учебной деятельности.

Изучить предпочте-ния членов семьи, подобрать рецепт овощного салата с учетом данных про-веденного исследования Составить схему приготовления салата.


25

-

26

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. (26ч.)

Технология обработки ткани.

24 ч.

Текстильные волокна и ткани. Классификация текстильных волокон. Классификация тканей и их свойства. 2 ч.

(этап проектной или исследовательской деятельности)



Формирования ЗУН


Ответы на вопро-сы


Познакомить учащихся с понятием «волокно», «пря-жа», «процесс прядения», видами текстильных воло-кон, «основная и уточная нити», «полотняное переплетение», « ткань», способами получения и свойствами натуральных волокон и ткани расти-тельного происхождения. Изготовлением нитей и тканей в условиях прядильного, ткацкого современного производства и в домашних условиях.


Лабораторная работа

«1. Определе-ние вида ткани.

2. Определе-ние лицевой и изнаночной сторон ткани.

3. Определе-ние в ткани направления нитей основы и утка».


Формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

Формирование умения работать в парах и малых группах.

Умение определять вид ткани, лицевую и изнаночную стороны ткани, нить основы и утка.

Развитие понимания того, что знание волокнистого состава ткани необходимо для сферы ее примене-ния, способа обработки и ухода за изделием.

Воспитание мотивации к учебной деятельности.


Подготовить сообщение «История появления хлопчато-бумажных тканей».

27

-

28

Ручные работы. Терминология ручных работ. Виды ручных швов. 2 ч.


Формирования ЗУН

Контроль за действиями

Познакомить учащихся с видами ручных швов, технологией их выполне-ния, сферой применения, с понятиями «шов», «сте-жок», « строчка», тер-минологией ручных работ.

Научить выполнять ручные швы.

Практическая работа«Выпол-нение образ-цов ручных стежков: пря-мых, косых, крестообраз-ных, петель-ных».

Работа с учебником.

Умение выполнять ручные швы.

Развитие мелкой моторики рук.

Воспитание аккуратности.

Повторить терминологию ручных работ.

29

-

30

Ручные стежки и строчки. 2 ч.

(Этап проектной или исследова-тельской дея-тельности)


Формирования ЗУН

Контроль за действиями

Закрепить правила безопасности при выполнении ручных работ, организацию рабочего места, санитарно-гигиенические требования.

Совершенствовать технику выполнения ручных стежков и строчек.

Практическая работа «Вы-полнение игольницы».

Работа с инструкционными картами.

Умение выполнять ручные швы.

Развитие мелкой моторики рук, Воспитания аккуратности, эстети-ческого вкуса.

Повторить правила безопасной работы при выполнении ручных работ.

31

-

32

Назначение и устройство швейной машины. 2 ч.

Урок приобретения новых знаний

Ответы на вопросы

Познакомить учащихся с историей изобретения швейной машины, ее назначением и устройством, организацией рабочего места, правилами безопасной работы на универсальной бытовой швейной машине с электроприводом, санитарно-гигиеническими требованиями при работе на швейной машине (рабочая поза, освещение), правилами подготовки швейной машины к работе: заправки верхней и нижней ниток, основными приемами работы на швейной машине.

Работа с учебником. Индивидуальная работа.

Практическая работа 1.«Работа на швейной машине на холостом ходу.

2.Выполнение машинных строчек по бумаге на незаправленной машине».

Умение организовать рабочее место,

выполнять подготовку швейной машины к работе, выполнять основные приемы работы на швейной машине, выполнять правила безопасной работы.

Воспитание бережного отношения к оборудованию, аккуратность в работе.

Повторить технику безопасности при работе на швейной машине с электроприводом.

33

-

34

Первоначальные навыки работы на швейной машине. 2 ч.

Комбинированный

Контроль за выполнением действий, от-веты на воп-росы.

Формирование первона-чальных навыков работы на швейной машине. Повторение правил работы на швейной машине: подготовки машины к работе, начала работы. Отработка навыков выполнения машинных строчек, способов закрепления строчек.

Практическая работа:

1.Намотка нитки на шпульку.

2.Заправка верхней и нижней ни-ток.

3.Выполнение машинных строчек по намеченным линиям на ткани.

4.Закрепление строчки обратным ходом машины.

Знание правил работы на швейной машине.

Умение организовать рабочее место,

выполнять подготовку швейной машины к работе, заправлять верхнюю и нижнюю нить, выполнять основные приемы работы на швейной машине, выполнять правила безопасной работы.

Воспитание бережного отношения к оборудованию, аккуратность в работе.

Повторить заправку верхней и нижней ниток.

5 класс. 1II четверть. 18ч.

п/п


Тема урока

(этап проектной или исследо-вательской дея-тельности)

Дата

Тип урока


Вид контроля

Целевая установка

урока

Основные понятия

Вид деятельности

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

35

-

36

Первоначальные навыки работы на швейной машине. 2 ч.

Комбинированный

Контроль за выполнением действий, от-веты на воп-росы.

Карточки с заданиями.

Познакомить учащихся с назначением, устройством и принципом действия регуляторов универсальной швейной машины, приемами регулировка длины стежка, способами устранения неполадок в работе швейной машины.

Практическая работа:

1.Шитье на заправленной нитками машине и регулирова-ние длины стежка.

2.Ручные работы по подготовке к выполнению образцов ма-шинных швов.

Знание назначения, устройства и принципа действия регуляторов универсальной швейной машины.

Умение регулировать длину стежка, устранять простейшие неполадки в работе швейной машины, выполнять основные приемы работы на швейной машине, выполнять правила безопасной работы.

Воспитание бережного отношения к оборудованию, аккуратность в работе.

Повторить название основных деталей швейной машины.

37

-

38

Машинные швы. 2 ч.

Комбинированный

Контроль за выполнением действий, от-веты на воп-росы.

Познакомить учащихся с видами машинных швов, технологией их выполнения, сферой применения, терминологией машинных швов.

Учить выполнять машинные швы приемом выполнения влажно-тепловой обработки.

Практическая работа:

1.Выполнение образцов машинных швов (стачной, краевой - вподгибку с открытым срезом и закрытым срезом).

Знание видов машинных швов, технологии их выполнения.

Умение выполнять машинные швы приемом влажно-тепловой обработки, выполнять правила безопасной работы.

Развитие навыков работы на швейной машине.

Воспитание мотивации к учебной деятельности, бережного отношения к оборудованию, аккуратности в работе.

Повторить названия видов машинных швов.


39

-

40

Изготовление швейного изделия.

Одежда и мода. 2ч.

(этап проектной или исследо-вательской дея-тельности)

Комбинированный

Работа с учебником. Работа с технологическими карта-ми

Тесты.

Контроль за действиями, ответы на воп-росы .

Познакомить учащихся с краткой историей появления одежды, влиянием моды на создание, выбор и изготовление одежды, видами одежды по назначению, профессией дизайнера, основными линиями фигуры человека.

Учить проводить дизайн-анализ швейных изделий.

Научить снимать мерки и записывать результаты в тетрадь, строить чертежи фартука и косынки в М 1:4. Дать понятие «дизайн».

Практическая работа:

1.Выполнение эскиза модели фартука.

2.Снятие мерок и их запись.

3.Построение чертежа косынки и фартука в М 1:4.

Знание истории появления одежды, классификации одежды по назначению, полу, сезону

правил снятия мерок, основные линии построения чертежа косынки и фартука, формул для расчёта конструкций.

Умение выполнять дизайн-анализ швейного изделия, строить чертеж фартука в м 1:4.

Воспитание интереса к предмету.

Принести миллиметровую и цветную бумагу, клей, ножницы и чертежные принадлежности.

41

-

42

Построение чертежей косынки и фартука. 2 ч.

(этап проектной или исследо-вательской дея-тельности)

Урок применения ЗУН на практике.

Контроль за действиями.

Познакомить учащихся с терминами «моделирование» и «конструирование». Учить на основе базовой конструкции изделия моделировать разные фасоны, правильно пользоваться чертежными инструментами.

Дать понятие «декатирование ткани». Ознакомить с профессиями: закройщик, модельер, швея, гладильщица.

Работа с технологическими картами.

Практическая работа:

1.Построение чертежа косынки и фартука в М 1:1.

2.Моделирование фартука.

3.Выбор ткани для пошива фартука. Расчет количества ткани на изделие.

Умение выполнять моделирование фартука на основе базовой конструкции, пользо-ваться чертежными инструментами под-бирать ткань для пошива фартука, рассчитывать количество ткани на изготовление швейного изделия.

Развитие простран-ственного воображения, творческого мышления, эстетического вкуса.

Воспитание интереса к работе с тканью.

Принести ткань, портняжные булавки, портновский мел.

43

-

44

Раскрой косынки и фартука и подготовка деталей кроя к обработке. 2 ч.

(этап проектной или исследо-вательской дея-тельности)

Комбинированный

Текущий оп-рос, конт-роль за дейст-виями

Ознакомить учащихся с требованиями подготовки к раскрою швейного изделия с условиями настила ткани и рациональной раскладки деталей выкройки, с приемами работы.

Научить подготавливать выкройку изделия к раскрою, ткань к раскрою, раскраивать изделие, экономно расходуя ткань, применять ручные стежки при подготовки деталей кроя к обработке.

Работа по технологическим картам

Практическая работа:

1.Изготовление выкроек косынки и фартука и их оформление.

2.Подготовка выкроек к раскрою.

3. Подготовка ткани к раскрою, раскладка ша-блонов на ткани и выкраивание деталей из ткани.

4.Прокладывание контрольных строчек на деталях кроя.

Иметь представление о процессе производства швейных изделий.

Умение подготавливать выкройку к раскрою, ткань к раскрою, выпол-нять раскрой изделие по шаблонам, пере-водить линии, подготавливать крой к обработке.

Воспитание чувства бережливости по отношению к использ-уемому материалу.

Повторить правила безопасности при работе ножницами, булавками, электроутю-гом, иглами.

45

-

46

Обработка фартука и косынки. 2 ч.

(этап проектной или исследо-вательской дея-тельности)

Комбинированный

Текущий опрос, конт-роль за действиями

Познакомить учащихся со способами обработки сре-зов ткани для предохра-нения их от осыпания, способами обработки бретелей, обработкой бре-телей обтачным швом,

соединение бретелей с нагрудником. Разновидности отделочной тесьмы.

Практическая работа:

1.Разметка и выполнение отделки на деталях кроя (если она предусмотрена фасоном).

2.Обработка бретелей обтачным швом и соединение их с нагрудником.

Умение выполнять обработку срезов ткани различными способами.

Знание правила подготовки кроя к обработке; ручные стежки.

Развитие логического мышления, навыков работы на швейной машине.

Осуществление самооценки качества выполняемых операций.

Воспитание интереса к предмету.

Повторить терминологию ручных и машинных работ.

Подготовить детали фартука

47

-

48

Обработка фартука и косынки. 2 ч.

(этап проектной или исследовательской деятельности)

Комбинированный

Теку-щий опрос, конт-роль за дейст-виями

Познакомить учащихся с последовательностью обработки боковых срезов фартука и прямых срезов косынки швом вподгибку с закрытым срезом, обработки углов, нижнего среза фартука и верхнего среза нагрудника отделочной тесьмой. Требования к качеству выполняемой работы. Обсуждение плана работы. Повторение правил безопасности труда.

Практическая работа:

1.Составление плана работы.

2.Обработка боковых сре-зов фартука и прямых сре-зов косынки швом впод-гибку с закрытым сре-зом.

2.Обработка косого среза косынки, вер-хнего среза нагрудника и нижнего среза фартука отде-лочной тесь-мой.

Контроль качества выполненной работы.

Работа по технологическим картам.

Умение составлять план работы, работать по технологическим картам,

выполнять обработку срезов ткани швом вподгибку с закрытым срезом, обтачным швом, отделочной тесь-мой.

Знание правила техники безопасности при ручных работах и работе на швейной машине.

Развитие логического мышления, навыков работы на швейной машине.

Осуществление самооценки качества выполняемых операций.

Воспитание интереса к предмету.

Повторить терминологию ручных и машинных работ.

49

-

50

Соединение деталей и окончательная обработка фартука. Презентация готовых изделий.

2 ч.

(этап проектной или исследовательской деятельности)

Комбинированный

Теку-щий опрос, конт-роль за дейст-виями.

Презентация.

Познакомить учащихся со способами обработки концов пояса, выполнением строчек для сборок (вручную или на швейной машине), соединением деталей изделия с использованием контроль-ных линий, окончательной обработкой фартука: удаление строчек временного назначения, чистка, ВТО, складывание. Ознакомить с основными требованиями к качеству готового изделия. Обсуждение плана работы. Повторение правил безопасности труда при ВТО.

Практическая работа:

1.Обработка концов пояса.

2.Соединение нагрудника, пояса и нижней части фартука.

3.Окончательная обработка фартука.

Контроль качества готового изделия.

Умение составлять план работы, работать по технологическим картам,

выполнять обработку срезов ткани швом вподгибку с закрытым срезом, обтачным швом, отделочной тесь-мой.

Знание правила техники безопасности при ручных работах и работе на швейной машине, ВТО.

Развитие логического мышления, навыков работы на швейной машине.

Воспитание интереса к предмету

Умение проводить самооценку качества выполняемых операций.

Повторить пройденный материал.

51

-

52

Художественные ремесла 14ч.

Декоратив­но-прикладное искус­ство (2 ч)

Урок приобретения новых знаний

Текущий опрос

Знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства народов нашей страны, традиционными видами рукоделия: вышивка, вязание, плетение, ковроткачество, роспись по дереву и тканям и др. Знакомство с творчеством народных умельцев своего края, области, села, инструментами и приспособления, приме-няемыми в тра­диционных художественных ремеслах, традициями, обрядами, семейными празд­никами. Отделка изделий вышивкой, тесьмой, изготовление су­вениров к праздникам.

Практическая работа:

1.Анализ особенности декоративно-го искусства народов Рос-сии.

2.Рабочая программа по технологии 5-7Анализ тех­нологических и эстетичес-ких возмож-нос­тей различных материалов, применяемых в декоратив-но-прикладном искусстве.

3.Коллектив-ное обсужде­ние творческих работ.

Посещение музей, выставки декоративно-прикладного творчества.

Иметь представление о народных промыслах, видах рукоделия.

Знание особенностей декоративного искусства народов России.

Умение выполнять анализ возможностей различных материалов, применяемых в декоративно-прикладном искусстве.

Развитие интереса к творческой деятельности.

Выучить правила т/б подобрать рисунок

5 класс . IV четверть. 16 ч.

п/п


Тема урока

(этап проектной или исследовательской деятельности)

Дата

Тип урока


Вид контроля, измерители

Характеристика деятельности уч-ся

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Домашнее

задание

примечания

53

-

54

Основы компо-зиции и законы восприятия цвета при создании предметов деко-ративно-приклад­ного искусства

(2 ч)

Урок приобретения новых знаний и умений

Контроль за действиями

Познакомить учащихся с понятием « эмоциональное воздействие декора­тивной композиции. Статичная и ди­намичная композиции»,

«ритмической или пласти­ческой композиции», «симметричные и асимметрич­ные компо-зиции», их основные реше­ния в построении.

Роль композиции, колорита, фактуры материала в худо­жественном выражении произведений декоративно-прикладного искусства.

Практическая работа:

«Выполнение статичной, динамичной, симметричной и асим-метричной компо­зиции».

Знание законов построения композиции.

Умение различать и выполнять статичную, динамичную, симметричную и ассиметричную композицию.

Формирование навыков творческой деятельности.

Подготовить кусочки ткани.

55

-

56

Лоскутное шитье.

Изготовление швейного изделия из лоскутов. 2 ч.

(этап проектной или исследовательской деятельности)

Урок приобретения новых знаний и умений

Контроль за действиями

Познакомить учащихся с традиционным лоскутным шитьем России. Ознакомить с историей создания изделий из лоскута, возможностями лоскутной пластики, ее связь с направлениями современной моды, основными материалами, инструментами и оборудованием, необхо-димым для работы, организацией рабочего места.

Практическая работа: Составление из тканей образцов различных цветовых гармоний.

2.Разработка проекта. Замысел. Поиск композиционного решения. Выбор, подго-товка и определение расхода материала.

Пример изделий: прихватка, салфетка под горячую посуду, деко-ративная грелка на чайник.

Знание истории создания изделий из лоскута, возможностями лоскутной пластики.

Умение организовать рабочее место, пользоваться необходимым оборудованием при работе с лоскутом, подбирать образцы тканей цветовых гармоний.

Формирование навыков творческой деятельности.

Воспитание трудолюбия.

Повторить правила безопасности при ручных работах.

57

-

58

Техники и приемы лоскут-ного шитья.

Применение лоскутной техники в изделиях. 2 ч.

(этап проектной или исследовательской деятельности)

Комбинированный

Контроль за дейст-виями

Познакомить учащихся с основами цветовой гармонии, гармоничным сочетанием цветов, основными понятиями об орнаменте (виды орнаментов, композиция орнамента, пропорции, ритм и пластика, симметрия), технологическими осно-вами лоскутного шитья (изготовление шаблонов, выкраивание лоскутных деталей, стачивание деталей, ВТО), основными технологическими поня-тиями лоскутного шитья, техниках лоскутного шитья «полоска», «квадрат», «треугольник», «свободная техника». Дать опреде-ление потребности в изделиях, выполненных в лоскутной технике. Проведение исследований по выбору ткани для изготовления изделия из лоскутов.

Ознакомить с технологическими основами лоскутного шитья (изготовление шаблонов, выкраивание лоскутных деталей, стачивание деталей, ВТО).

Практическая работа: Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги (треугольник, квадрат, шестиугольник).

2.Подбор тканей.

3.Выкраивание лоскутных деталей изделия по шаблонам.

4.Подготовка изнаночной стороны и прокладки к сборке.

5.Сборка лоскутного полотна.

Контроль качества выполненной работы.

Знание правил безопасной работы электроутюгом, нож-ницами, булавками и ручной иглой, приемов лоскутного шитья.

Умение планировать процесс труда: давать краткую формулировку задачи проекта, проведить исследования по выбору ткани для изготовления изделия из лоскута, изготавливать шаблоны, выкраивать лоскутные детали изделия по шаблонам, выполнять сборку лоскутного полотна,

осуществлять само-оценку качества выполняемых операций.

Поаторить правила безопасности при учных работах.

59

-

60

Окончательная обработка изделия из лоскута. 2 ч.

(этап проектной или исследовательской деятельности)

Комбинированный

Контроль за дейст-виями

Познакомить с видами прокладочных материалов и их использованием, технологией соединения деталей между собой, способами обработки края изделия (без окантовки, с окантовкой). Повторение правил безопасной работы на швейной машине. Научить приемам приутюживания шва.

Презентация проекта прихватка. Анализ работ.

Практическая работа.

1.Составление плана работы.

2.Соединение трех слоев изделия. ВТО.

3.Проверка качества готового изделия.

Планирование технологического процесса и процесса труда.

Применение научно-практических знаний в процессе подготовки и осуществлении техноло-гических процессов.

Использование допол-нительной информации при проектировании и создании объектов.

Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созида-тельного труда.

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Подготовить ткань для вышивки, нитки, пяльцы, иглу для ручного труда.

61

-

62

Русская вышивка.

Простейшие ручные швы. 2 ч.

(этап проектной или исследовательской деятельности)

Комбинированный

Контроль за действиями

Познакомить учащихся с историей вышивки, ее мотивами, инструментами, необходимыми для вышивания - иглы, наперсток, ножницы, сантиметровая лента, дырокол (пендель), пяльцы., правилами организации рабочего места, способами перевода рисунка на ткань., профессией вышиваль-щицы. Ознакомить с правилами безопасной работы при выполнении вышивки, видами простейших ручных стежков и строчек: «вперед иголку», «шнурок», «за иголку», петельный, «козлик».

Практическая работа.

1.Выполнение эскиза вышивки.

2.Подготовка ткани и ниток к вышивке.

3. Перевод рисунка на ткань.

4.Выполнение закрепления нитки на ткани.

3.Выполнение швов.

Знание истории вышивки.

Умение подготавливать ткань к раскрою, переводить рисунок на ткань, выполнять закрепление ниток на ткани, вышивать по ткани простейшими ручными швами.

Развитие творческих способностей, эстетического вкуса.

Воспитание аккуратности в работе.

Повторить правила безопасной работы с иглой и ножницами.

Упражняться в выполнении швов.

63

-

64

Моделирование вышивки на основе простейших ручных швов.

Вышивка изделия (полотенце, салфетка). 2 ч.

(этап проектной или исследовательской деятельности)

Отработки умений и рефлексия

Контроль за действиями

Научить учащихся выполнению простейших ручных швов.

Ознакомить с правилами ВТО.

Повторить правила безопасной работы на швейной машине, во время утюжильных работ.

Практическая работа.

Выполнение вышивки.

Контроль качества готового изделия.

Умение вышивать по ткани простейшими ручными швами.

Развитие творческих способностей, эстетического вкуса.

Соблюдение норм и правил культуры труда;

Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созида-тельного труда.

Воспитание аккуратности в работе.

Упражняться в выполнении швов.

65

-

66

Основы проектирования (8 ч.) Практическая часть. 4ч.

Подготовка к выполнению проекта. (2ч.)

Организация и технология изготовления изделия. (2 ч.)

(этап проектной или исследовательской деятельности)

Отработки умений и рефлексия

Контроль за действиями

Закрепить знания и умения по пройденному разделу.

Формирование навыков творческой деятельности развитие эстетического вкуса.

Воспитание интереса к творческой деятельности.

Практическая работа:

Выполнение проектов по выбору: прихватка; салфетка под горячую посуду; декоративная грелка на чайник; композиция из цветов; салфетки с вышивкой; панно, выполненное в лоскутной технике; воскресный завтрак; горячий напиток к завтраку; мое «фирменное» блюдо из овощей; овощные салаты круглый год; бутерброды для туристического похода; планирование интерьера кухни; подставка для утюга; декоративная щетка для мытья посуды (из поролона); рукавичка для горячих предметов; сувениры для украшения интерьера кухни, фартук.

Самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ.

Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов.

Проявление познава-тельных интересов и активности в данной области технологической деятельности.

Выражение желания учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей.

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Самооценка умственных и физических способностей.

67

-

68

Организация и технология изготовления изделия. (2 ч.)

(этап проектной или исследовательской деятельности)

Отработки умений и рефлексия

Текущий опрос.

Контроль за действиями

Практическая реализация проекта. Текущий самоконтроль и корректировка своей деятельности. Эколого-экономическое обоснование. Способы презентации проекта. Защита проекта.

Формирование навыков творческой деятельности развитие эстетического вкуса.

Воспитание интереса к творческой деятельности.

Практическая работа:

Выполнение проектов по выбору: прихватка; салфетка под горячую посуду; декоративная грелка на чайник; композиция из цветов; салфетки с вышивкой; панно, выполненное в лоскутной технике; воскресный завтрак; горячий напиток к завтраку; мое «фирменное» блюдо из овощей; овощные салаты круглый год; бутерброды для туристического похода; планирование интерьера кухни; подставка для утюга; декоративная щетка для мытья посуды (из поролона); рукавичка для горячих предметов; сувениры для украшения интерьера кухни, фартук.

Самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ.

Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов.

Проявление познава-тельных интересов и активности в данной области технологической деятельности.

Выражение желания учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей.

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Самооценка умственных и физических способностей.

Оформить проектную работу.


Итого 68 ч.


Освоение содержания «Технологии» происходит в процессе практической деятельности учащихся, поэтому в кабинете технологии имеется необходимое количество ручных инструментов, технологического оборудования, дидактических раздаточных материалов и т.п., что обеспечивает широкий диапазон технологической подготовки школьников, начиная с простых ручных операций и заканчивая воплощением конструкторских идей при выполнении самостоятельных творческих проектов. Новым в оснащении мастерских является создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения (в том числе для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результата познавательной деятельности).


Список литературы


  1. Атаулова, О.В. К вопросу о структурной схеме урока технологии [Текст] / О.В. Атаулова. // Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования: Материалы международной научно-практической конференции МПГУ. - М.: Изд-во «Эслан», 2003. - С. 117-119.

  2. Асмолова, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.

  3. Закон Российской Федерации «Об образовании» умная-школа.рф/wiki/edu/education_law/?utm_source=yandex&utm_medium =cpc&utm_content=zakon_ob_obrazovanii&utm_campaign=blondy

  4. Зарубина, В.В. Разработка основной образовательной программы ООО [Текст]: методические рекомендации / В.В. Зарубина. - Ульяновск: УИПКПРО, 2012. - 48 с.

  5. Карачёв А.А. Метод проектов и развитие творчества учащихся // Школа и производство. - 1997. - №2.

  6. Логвинова, И.М. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. [Текст] / И.М. Логвинова, Г.Л. Копотева // УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ. - 2011. - № 12. - С. 12-18.

  7. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики. - М., 1998.

  8. Матяш Н.В. Проектный метод в системе технологического образования // Педагогика. - 2000. - №4.

  9. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2010. - 96с. - (Стандарты второго поколения).

  10. Приоритетный национальный проект «Образование» rost.ru/education.shtml

  11. Симоненко В.Д. Синица Н.В. Технология: 5 класса: Программы [Текст] / Симоненко В.Д. Синица Н.В. - М.: Вентана-Граф, 2012г.

  12. Сорокина Л.М. Учись вышивать. - Киев, 1998.

  13. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/p2/1288


© 2010-2022