Программа дополнительного образования детей

  Программа "Лепим, клеим, вырезаем" вводит ребенка в удивительный мир творчества. С одним из наиболее востребованных видов декоративно-прикладного творчества является лепка. Сегодня такой материал, как соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. Пластика соленого теста безгранична возможность для творческой деятельности. Актуальность программы: •         Развитие личностных качеств: толерантности, коммуникативности, креативности; •         Социализация выпускников в обществе; •         Развитие интеллектуальных умений, инструментальных способностей и образного мышления; ▪    Существенное снижение знаний по  народному промыслу и  традициям России; •         Доступность для детей разного уровня развития и возможностей; •         Возможность развивать художественную одаренность ребенка по выстроенной образовательно...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР»

ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора на Методическом совете

МБОУ ДОД ДЮЦ МБОУ ДОД ДЮЦ

от «_____»________2014 г. Протокол от «___» ____ 2014г.

Председатель Метод.совета __________ Н.М. Дубинина __________ В.Д.Ларина

«_____»______2014 г. «_____»______2014 г.

М.П.

программа

дополнительного образования детей

«Лепим, клеим, вырезаем»

(творческое объединение «Дизайнерские идеи»)


педагог ДО Раджабли И.А.





Сроки обучения: 2 года

Возраст детей:

учащиеся 7-10 лет










п. Игрим, 2014г.




«Когда творим мы чудеса,

Порою не осознавая,

Мы вносим в детские сердца

Крупинку радости и смеха, и тепла.

Мы учим видеть и ценить

То, что другие часто и не замечают.

Природу, мир вокруг себя любить,

Традиций предков наших не забыть.

Мы вносим в мир прекрасные слова

Тогда, когда творим мы чудеса…»


Т Киселёва А.А.


Пояснительная записка


Программа "Лепим, клеим, вырезаем" вводит ребенка в удивительный мир творчества. С одним из наиболее востребованных видов декоративно-прикладного творчества является лепка. Сегодня такой материал, как соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами - глиной и пластилином. Пластика соленого теста безгранична возможность для творческой деятельности. Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме. Программа соединяет игру и лепку обучение в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач. Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно подарить друзьям и родным. Программа ориентирует детей на поиск творческих решений. Воспитание и обучение в объединении осуществляется "естественным путем", в процессе творческих проектах. Ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла соответствующих возрасту, представлений о мире .

Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у детей, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме.


Актуальность программы:

  • Развитие личностных качеств: толерантности, коммуникативности, креативности;

  • Социализация выпускников в обществе;

  • Развитие интеллектуальных умений, инструментальных способностей и образного мышления;

▪ Существенное снижение знаний по народному промыслу и традициям

России;

  • Доступность для детей разного уровня развития и возможностей;

  • Возможность развивать художественную одаренность ребенка по выстроенной образовательной траектории.

Новизна и оригинальность:

1. Интеграция со смежными дисциплинами - историей, литературой, географией, основами композиции, основами цвете ведения - значительно расширяет кругозор учащихся и способствует углублению знаний по предметам, то есть способствует профилизации выпускников.

2. Ведущим в обучении является метод реализации творческого потенциала участием в выставках, ярмарках, конкурсах, благотворительных акциях и в других мероприятиях.

3. В работе с детьми применяется деятельности подход, который учит применять в быту навыки изготовления изделий из соленого теста - подарки к праздникам, сувенирные украшения для дома на продажу и т.д.

4. В структуру программы включен самостоятельный компонент «Индивидуальная траектория одаренного ребенка» для развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностной, социальной, творческой самореализации с учетом их одаренности и образовательных потребностей.

Отличительная особенность данной образовательной программы Заключается в возможности детей, продолжать обучение по программе «Индивидуальная образовательная траектория одаренного ребенка», которая рассчитана на развитие творческих способностей наиболее успешных, одарённых детей, освоивших программу «Лепим, клеим, вырезаем».

Организация образовательного процесса.

В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения. Как правило, сочетаются словесные, наглядные и практические методы работы.

Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера по выполняемой теме. Практическое задание объясняется доступно, четко формулируется цель и задачи занятия. Объяснение закрепляется показом наглядного материала.

Теоретический материал дается в начале занятия в форме беседы и сопровождается вопросами к детям. Объясняется технологический процесс изготовления работы, её особенности. В практической части занятия дети подготавливают материал для работы. Практика является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися. Опора на практические действия вызывает у ребенка желание выполнить задание, способствует формированию соответствующих навыков и умений, а также самоконтролю на основе правил задания.

Для преодоления учащимися затруднений в процессе работы педагог оказывает в зависимости от интеллектуально-эмоциональных возможностей детей и разные виды помощи. Это:

- стимулирующая помощь (воздействие взрослого направлено на активизацию собственных возможностей ребенка для преодоления трудностей);

- эмоционально-регулирующая помощь (оценочные суждения взрослого, одобряющие или порицающие действия ребенка);

- направляющая помощь (организация умственной деятельности ребенка, при которой все ее компоненты осуществляются им самостоятельно, взрослый лишь направляет действия ребенка).

В конце работы ребенок получает определенный вещественный результат. Создается благоприятная обстановка для того, чтобы научить детей оценивать свою собственную работу, сравнивать полученный результат с заданным образцом или работами других детей.

Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям учитываются возрастные особенности детей, степень их подготовленности, имеющиеся знания и навыки.

Младшие школьники быстро утомляются. Чем младше ребенок, тем больше времени отводится выполнению практических заданий. Отдельные части занятия не должны быть затянуты по времени.

Методы обучения в начале учебного года с учетом знаний, практических навыков, получаемых на занятиях, отличаются от методических приемов, используемых в конце периода обучения.

В начале года педагог дает основы технологии изготовления простых работ из соленого теста, направляет деятельность учащихся на правильное выполнение различных операций, следит за их качеством.

Постепенно ребята приучаются выполнять работу самостоятельно, используя накопленные знания, проявляя свою выдумку, фантазию и воображение. В поделке должно ощущаться авторство самого ребенка.

Постоянно развивая интерес учащихся, педагог стремится выбирать такую форму занятий, при которой предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода к переработке моделей или созданию новых образцов.

Выполнение заданий в группе иногда проходит неравномерно. Поэтому руководитель проводит индивидуальную работу с учащимися, дополнительно объясняя задание, помогая его выполнить.


Цели и задачи программы

Цель программы: Создание условий для раскрытия и развития потенциальных творческих способностей и возможностей ребенка средствами декоративно-прикладного искусства через практическое освоение технологии изготовления изделий из соленого теста в студии декоративно-прикладного творчества.

Задачи программы:

  1. Образовательные задачи:

    1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

    2. Обучить технологии изготовления изделий из солёного теста.

  2. Воспитательные задачи:

    1. Воспитать стремление к разумной организации своего свободного времени, помочь детям в их желании сделать свою работу общественно значимой.

    2. Воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность, прививать навыки работы в коллективе.

  3. Развивающие задачи:

    1. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение и внимание.

    2. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, походов на природу.

Программа способствует:

  • Раскрытию и развитию потенциальных способностей и возможностей ребёнка;

  • Формированию интереса к художественной деятельности;

  • Формированию эстетического вкуса;

  • Развитию пространственного воображения и мышления;

  • Развитию мелкой моторики рук;

  • Формированию умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;

  • Умению видеть, чувствовать, оценивать, и создавать по законам красоты;

  • Освоению основных навыков лепки из солёного теста с возможностью в дальнейшем использовать их самостоятельно.

Педагогические принципы программы

Занятия построены на основных педагогических принципах:

• доступности (от простого, к сложному);

• межпредметных связей. Занятия по тестопластике должны быть тесно связаны с уроками чтения, развития речи, рисования, коррекции;

• систематичности и последовательности;

• дифференцированного подхода к учащимся;

• гибкости и динамичности раздела в программе, обеспечивающего разностороннее, свободное и творческое развитие учащихся;

• учет региональных особенностей и национальных культурных традиций;

• учет требований гигиены и охраны труда;

• учет возможностей, интересов и способностей учащихся;

▪ принцип разнообразия форм обучения;

▪ принцип учёта индивидуальных особенностей учащихся.

Механизм реализации

дополнительной образовательной программы

Данная программа предназначена для детей в возрасте от 7 до 10 лет и реализуется в свободное от занятий время.

Продолжительность обучения рассчитана на два года. Для каждого года обучения поставлены конкретные цели, задачи и определенные прогнозируемые результаты, которые позволяют осуществлять контроль динамики роста профессионального уровня учащихся.

Занятия в группе первого года обучения проходят один раза в неделю по 1 часа. Программа предусматривает учебное расписание, при котором учебная нагрузка предполагает 36 часов в год.

В группу первого года принимаются все желающие, специального отбора не производится, учитываются лишь результаты входящей диагностики ребёнка.

В группу второго года могут поступать как вновь прибывшие после специального тестирования и опроса при наличии определённого уровня общего развития и интереса, или дети, прошедшие курс первого года обучения.

Занятие проводится в составе группы до 10 человек. Имеют место индивидуальные занятия при наличии индивидуальной образовательной траектории.

Количественный состав группы выбран не случайно, исходя из опыта работы и наличия оборудования и в связи с индивидуальным подходом обучения учащихся, преследуя цель в достижении лучших результатов.

Первый год обучения полностью посвящен лепке. Создание объёмного изображения, из мягкого материала способом прибавления к первоначально взятому объёму небольших кусочков пластического материала, его вытягивания, расплющивания, заглаживание и пр, Развития мускулатуры кистей рук, глазомера, согласованности движений обеих рук, воспитанию привычки последовательного выполнения работы, накоплению знаний о свойствах материалов и приёмах передачи объёмной формы.

Задачи первого года обучения:

- развить в детях индивидуальные способности : фантазию, наблюдательность творчество.

- развить художественный вкус, пробудить интерес к познанию;

- развить образное и пространственное мышление, моторику рук, глазомер;

- научить работать с различными инструментами и материалами.

По окончании первого года обучения, обучающиеся должны знать:

  1. название скульптурного материала: соленое тесто, глина, пластилин и опилочная масса.

  2. знать виды способов лепки

  3. знать цветовой спектр.

По окончанию первого года обучения, обучающие должны уметь:

  1. анализировать виды способов лепки: конструктивный, пластичный комбинированный.

  2. соблюдать правила безопасности труда, личной гигиены и бережного отношения к художественным материалом.

Для реализации задач первого года обучения используются следующие формы работы:

- наглядность

- игра

- беседа

- инструктаж

- индивидуальное задание;

- коллективная работа

Второй год обучения - Несложные приемы изготовления сувениров из соленого теста необыкновенно привлекательны. Каждый ребёнок может показать свои скрытые таланты, воплощать самые интересные замыслы.

Это увлекательное занятие, дающее радостное и эстетическое удовлетворение от подобного творчества, делая его оригинальным и декоративным.

Задачи второго года обучения:

  1. обучить самостоятельно, создавать скульптурку: пропорции, характер и цвет.

  2. воспитать в детях эстетическое воспитание, любовь к природе, людям и искусству.

  3. развить интерес к народному творчеству, творческие способности и эмоциональные отношения к действительности.

Второй год обучения дети должны знать:

  1. простые композиционные решения.

  2. цветоведение.

  3. виды приемов лепки.

По окончанию второго года обучения, обучающиеся должны уметь:

  1. соединять детали разными способами.

  2. творчески подходить к работе.

  3. подбирать нужный колер.

  4. аккуратно работать с лепным материалом и с художественными инструментами.

Программа состоит из следующих типов занятий:

- изучение, усвоение нового материала;

- закрепление и совершенствование знаний, умений, навыков;

- самостоятельное применение знаний, навыков, умений для достижения собственных целей.

Обучающий процесс, включает в себя следующие методы работы:

- метод объяснения, демонстрации, показ;

- метод наблюдения и сравнения;

- метод творческих заданий;

- метод обмена способностями;

- метод художественного моделирования.

Для реализации задач второго года обучения используются следующие формы работы:

- беседа;

- индивидуальный выбор работы;

- показ - просмотр образцов народного и современного искусства.

- практическая работа (индивидуальная или коллективная).

Способы контроля:

- выполнение образцов по заданию педагога;

- свободное творческое выполнение работ;

- диагностика знания по программе.

Формы и методы работы:

Занятия проводятся в любой форме по выбору педагога и желанию (возможностью) учащихся (лекция, объяснение с привлечением детей, постановка и проведение экспериментов и т.д.)

Используется словесный метод: беседа, рассказ, обсуждение, игра. Практическая работа является основной формой проведения занятия.

Используется наглядный метод - демонстрация образцов изделий на всевозможных выставках, конкурсах. Промежуточным и конечным итогом работы является занятие «творческая мастерская», где учащиеся выполняют индивидуальную, творческую работу.

Образовательный процесс включает в себя традиционные методы обучения:

- репродуктивный (воспроизводящий);

- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

- проблемный;

- эвристический.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и коллективные формы работы.

Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного и наглядного материалов и закрепляется практическим освоением темы.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебно-воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Программный материал подобран так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.

Воспитывающая деятельность

Воспитательный процесс включает в себя основные формы деятельности:

- сотрудничество с родителями;

- проведение бесед, посвященных ЗОЖ, профилактике правонарушений;

- организация игр на переменах;

- организация прогулок в рощу, игровую площадку, цветник;

- участие в выставках и выставках-распродажах;

- участие в делах и мероприятиях ДОД;

- анкетирование, наблюдение, психолого-педагогические тренинги;

- беседы на тему «Нормы поведения», «Вандализм», правила поведения на

улице с незнакомыми людьми;

- цикл бесед «Диалоги о главном» - анализ жизненных ситуаций и

конструктивное их решение;

- мастер-класс.

Работа по воспитательной деятельности делится по следующим разделам:

  1. Психолого-педагогическое сопровождение;

  2. Спортивно-оздоровительный;

  3. Культурно-досуговой;

  4. Работа с родителями;

  5. Художественно-эстетический;

  6. Нравственный.

Работа с родителями

Тяга к творчеству, добру и красоте не возникает в ребенке сама по себе, а рождается благодаря чутким рукам родителей.

Как воспитательный фактор семья занимает значительно более высокое место, чем школа или другие общественные институты формирования личности.

Путь к творчеству поможет ребенку активно преобразовывать действительность, легко адаптироваться к любым условиям и жить полной и счастливой жизнью. Этот долгий путь начинается с раннего детства. Поэтому немаловажно поддержать родителям своих детей в младшем школьном возрасте, когда они еще могут оказывать существенное влияние на формирование личности ребенка, слово и мнение их пользуется авторитетом у детей.

В процессе реализации программы учитывается психологические особенности детей младшего школьного возраста и поэтому родители обучающихся постоянно привлекаются к организации учебно-воспитательного процесса. Психологические особенности младшего школьного возраста.

Психологические особенности: младший школьный возраст 7-10 лет это период детства, ведущей в котором становится учебная деятельность.

На этапе перехода от игры к учебе происходит: меняется эмоциональная сфера, меняется жизненный уклад ребенка, возникает противоречие между желаниями («хочу») («надо»).

Ребенок зависим от мнений и оценок окружающих. В зависимости от мнения учителей и родителей, успехов в учебе у школьника могут сформироваться: уверенность в себе; компетентность; потеря интереса к учебе.

Новообразования этого периода: Развитие произвольного внимания, памяти, восприятия, переход от наглядно - образного мышления к словесно - логических вычислений, накопление знаний, овладение навыками домашнего труда, формирование отношений в учебной коллективе, формирование самооценки, формирование словесно - логического мышления на основе конкретных понятий, развиваются способности осмысленного произвольного запоминания.

Члены семьи приглашаются на организованные выставки, мастер-классы и конкурсы в объединении, привлекаются в качестве жюри. Систематически проводятся индивидуальные консультации, даются рекомендации. По желанию родители могут присутствовать на занятии. Особенно важен полноценный контакт педагога и родителей тех обучающихся, которые начинают заниматься исследовательской деятельностью. В этом возрасте особенно необходимо для ребенка получить эмоциональную поддержку от родителей. Ввиду своего возраста ребенок порой еще не может самостоятельно посещать библиотеку, правильно выбрать литературу, хорошо подготовить выступление. Во всем этом в семье должны помочь и поддержать начинающего исследователя.

Большинству родителей хочется видеть своего ребенка художественно одаренным, эстетически тонким и воспитанным.

Успешному эстетическому развитию способствует богатство сенсорной культуры (наличие музыкального слуха, чувство цвета, ритма, развитость обоняния и др.), умение мыслить образами, эмоционально реагировать на эстетическую ценность предметов и явлений окружающего мира и т.д. Педагог, используя потенциал своей программы, стремится создавать условия для эстетического развития своих обучающихся. Это систематические экскурсии и прогулки на свежем воздухе, на которых дети учатся понимать, ценить и беречь родную природу, этические беседы о культуре поведения в объединении, дома, на улице; обучение правильному общению с книгой; при изготовлении поделок, макетов, моделей большое внимание на занятии уделяется аккуратности, гармоничности, развитию чувство красоты. Этому же способствует совместное обсуждение с детьми лучшей модели, поделки по вышесказанным параметрам.

Развивающая деятельность

- посещение выставок;

- посещение краеведческого музея;

- беседы о народных умельцах родного края;

- изготовление поделок на выставки и выставки - распродажи.

Структура занятий:

Структура теоретического занятия

1. Организационная часть: мотивация, актуализация знаний. Фронтально.

2. Изложение нового материала: лекция учителя или сообщения учеников.

3. Закрепление материала: беседа по вопросам.

4. Усвоение материала: работа в группах и индивидуально.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Структура практического занятия

1. Организационная часть: подготовка рабочих мест и оборудования.

2. Мотивационный этап: сообщение темы и цели, вводный инструктаж, указания и рекомендации по осуществлению самоконтроля.

3. Самостоятельная практическая работа учащихся. Наставничество.

4. Итоговая часть: подведение итогов практической работы, анализ ошибок, рекомендации, уборка рабочих мест.

Ожидаемые результаты

В ходе реализации данной программы учащиеся успешно овладевают предметными образовательными компетенциями, которые позволят в дальнейшем получить социальный опыт, навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

Общекультурные компетенции:

Знают:

  1. Историю лепки,

  2. Современное использование пластических материалов,

  3. Морально-эстетические нормы поведения в коллективе.

Учебно - познавательные компетенции:

Умеют:

  1. Правильно изготавливать рабочий материал.

  2. Составлять простые композиции на определенную тематику.

  3. Стилизовать простые формы.

  4. Самостоятельно разрабатывать эскиз к своей идее и воплощать ее в жизнь.

  5. Декорировать свою работу и использовать в качестве дополнительного декора подручные материалы.

6. Инструменты и материалы, используемые при работе с тестом,

7. Технику безопасности при работе с инструментами и материалами,

8. Основные принципы стилизации и построения простых композиций,

9. Возможности использования работ из теста в оформлении современных интерьеров,

Коммуникативные компетенции:

Умеют:

  1. Анализировать и давать оценку своей работе и работе своих товарищей, помогать и принимать помощь от других.

2. Самостоятельно представлять вид своей деятельности, свободно вести дискуссию.

Ценностно-смысловые компетенции:

Умеют:

  1. Видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве.

  2. Планировать и с пользой использовать своё свободное время.

Форма фиксации результатов представлена в разделе «Мониторинг образовательных результатов» - индивидуальная карточка детских достижений.









Первый год обучения

Предметные образовательные компетентности:

Теоретические:

1. Компоненты, используемые при изготовлении солёного теста, без каких можно обойтись (сорта муки, виды соли).

2. Что такое деталь? Способы приклеивания деталей (в разных случаях).

3. Виды декоративно-прикладного творчества.

4. Типы кистей, используемые в случаях работы с тестом или раскрашивание высохшего изделия. Способы раскрашивания, виды используемых красок, меры безопасности при работе с лаком, клеем, Технология сушки изделий, необходимые условия.

Практические:

1. Самостоятельно приготавливать солёное тесто, правильно его хранить и использовать.

2. Пользоваться инструментами и приспособлениями.

3. Исполнять простые композиции по образцу.

4. Декорировать работу, используя подручные материалы,

покрывать лаком готовые изделия.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

п/п

Наименование тема

Количество часов

Теорет.

мин.

Практ.

мин.

Всего часов.

1


Вводное занятие.

Аттестация на входе

1

-

1

2

«Солнце».

1

1

2

3

«Сказочное яблоко».

1

1

2

4


«Фрукты и овощи».

1

1

2

5

«Тыква с ягодами и листьями».

1

1

2

6

«Осенние дары».

1

1

2

7

«Превращение шара по воображению».

1

1

2

8


«Новогодняя ёлочка».

1

1

2

9


«Ангелок со звездой».

Текущая аттестация

1

1

2

10

«Карандаш - солдатик». Подарок папе.

1

1

2

11

«Весенние цветы». Подарок маме.

1

1

2

12


«Матрешка».

1

1

2

13

Графика. «Лошадка». Сказка - потеха.

1

1

2

14


Творческий проект.

2

7

9

15

Итоговая аттестация

-

1

1

16

Выставка творческих работ. Подведение итога.

1

-

1


Итого часов:

16

20

36


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ.




1. Вводное занятие.

Экскурсия по выставке «Вернисаж». Знакомство с основными темами по программе. Режим занятия.

Аттестация на входе


2. «Солнце».

2.1. Знакомство с основными и дополнительными цветами.

Вырезание из основы соленого теста солнце, формой с зигзаговыми краями.

  1. Раскрасить солнце.


3. «Сказочное яблоко».

3.1. Лепка.

3.2. Раскрасить сказочное яблока , подрисовать мордашку.

Диагностика уровня сформированности по декоративному рисованию.




4. « Фрукты и овощи».

4.1 Беседа «Натюрморт». Лепка с натуры.

4.2. Познакомить с термином «блик». Нанесение цвета с натуры.


5. «Тыква с ягодами и листьями».

5.1. Беседа: «Форма овощей и фруктов». Лепка.

5.2. Цветовая гамма композиции.


6. «Осенние дары».

6.1. Беседа: «Форма листьев». Слепок натурального листа.

6.2. Нанесение осенних оттенков с натуры.


7. «Превращение шара по воображению».

7.1. Эскиз вариантов рисунка из круга. Лепка.

7.2. Цветовое решение изделий.


Промежуточная диагностика по рисованию.



8. «Новогодняя ёлочка».

8.1 Беседа: «В лесу родилась ёлочка...». Имитацию иголок елки показать разными способами лепки и разными видами инструментов (вилка, чесноковыжималка, стеки, отпечаток круглой и треугольной формы).

8.2 Украшение елочки гирляндами, работа ватной палочкой.



9. «Ангелок со звездой».

9.1. Лепка куклы с крыльями и звездой.

Текущая аттестация

9.2. Исполнение цветочного орнамента ватной палочкой.


Украшение декоративными блестками.


10. «Карандаш - солдатик». Подарок папе.

10.1. Беседа: «Что ты знаешь о Войне?». Лепка.

10.2. Цвет солдатской пилотки и звезды передать ближе к реальному цвету.


11. «Весенние цветы». Подарок маме.

11.1. Беседа о женском празднике 8 Марта. Лепка цветков разной форме.

11.2. Цветовая гамма. Составление композиции в рамке.



12. «Матрешка».

12.1. Беседа: «Веселый хоровод». История рождение матрешки. Вырезание матрешки по шаблону из основы соленого теста.

12.2. Роспись одежды простыми элементами росписи.

13. Графика. «Лошадка». Сказка - потеха.

13.1. Знакомство с искусством «Графика». Чтение сказки. Эскиз

13.2. Работа цветными карандашами и фломастерами. Коллективная работа.



14. Творческий проект.

13.1. Беседа: «Малые скульптурные формы».

13.2. Свободный выбор темы, по пройденному материалу.

13.3. Эскизирование плоского и объемного изделия.

13.4. Творческая работа по плоскому изделию

13.5. Цветовая гамма

13.6. Творческая работа по объему

13.7. Графический рисунок.

13.8. Цветовая гамма и роспись

13.9. Защита творческих работах.

15. Итоговая аттестация


15.1. Устные вопросы (ответы в рисунках).

Проверка знаний по программе первого года обучения.



16. Подведение итога. Выставка творческих работ.






Второй год обучения

Предметные образовательные компетентности

Теоретические:

1. Основы композиции.

2. Как правильно создать эскиз.

3. Что такое фактура, как ее создавать и где использовать.

4. Как правильно подобрать сюжет к работе.

Практические:

1. Выполнять простые композиции по методу проекта.

2. Правильно подбирать цветовое решение к работе.

3. Стилизовать простые формы.

4. Изготавливать декоративные маски в технике папье-маше.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 год обучения

Занятие «Лепка» (1ч. в неделю)

п/п



Наименование темы

Количество часов

Теоретич.

час.

Практич.

час.

Всего часов

1.

Вводное занятие

Аттестация на входе

1

-

1

2.

«Осенняя композиция».

1

1

2

3.

«Дары природы».

-

1

1

4.

«Животные».

1

1

2

5.

«Букет цветов».

1

1

2

6.

Декоративная маска (техника папье-маше и техника тестопластика)

1

1

2

7.

«Сказочный герой».

1

1

2

8.

«Басни Крылова».

-

1

1

9.

«Новогодние сувениры».

1

2

3

10.

«Рождественская игрушка».

1

3

4

11.

«Декоративное сердечко».

1

1

2

12.

«Подарок папе».

1

1

2

13.

«Подарок маме».

1

1

2

14.

«Зимняя сказка».

1

1

2

15.

«Декоративная ваза».

1

1

2

16.

«Скоморохи».

1

1

2

17.

«Моя любимая игрушка».

1

1

2

18.

«Творческая мастерская».

Итоговая аттестация.

-

2

2

Всего:

15

21

36


Содержание занятий 2-го года обучения


п/п

Наименование тема

1.

Вводное занятие

1.1.Образовательный процесс. Декоративно-прикладное искусство в современном мире.

Знакомство с основными темами по программе.

Материалы, инструменты для творческих работ.

Техника безопасности в работе.

Аттестация на входе

2.

«Осенняя композиция».

2.1. Штамповка натуральных осенних листьев (изучение разных форм листьев). е

2.2. Цветовая гамма осени.

3.

«Дары природы»

3.1. Техника шара. Лепка фруктов и овощей.

4.

«Животные».

4.1. Лепка с натуры. Придача характера животного в скульптуре.

4.2. Цвет.

5.

«Букет цветов».

5.1. Знакомство с разнообразными формами цветков. Лепка.

5.2. Палитра. Составление композиции в рамке.

6.

«Декоративная маска (техника папье-маше и техника тесто пластика)»

6.1. Разработка эскиза декоративных масок, подбор используемых материалов.

6.2. Изготовление декоративной маски с учетом передачи настроения, характера

7.

«Сказочный и герой».

7.1. Демонстрация и иллюстрации по сказкам. Лепка сказочного героя.

7.2. Цвет, роспись.

8.

«Басни Крылова».

8.1. Беседа: «Графика». Графический рисунок к любой басне. Работа карандашами и фломастерами.

9.

«Новогодние сувениры».

9.1. Беседа. «Рождество других народов». Лепка праздничного сувенира. Текущая аттестация

9.2. Цвет. Прорисовка мелких деталей.

9.3. Украшение декоративными блестками.

10.

«Рождественская игрушка».

10.1. Беседа. «Что такое Рождество?». Вырезание игрушек из основы из соленого теста.

10.2. Роспись лошадки перламутровой гуашью.

10.3. Роспись петушка. Тонкая прорисовка изделия.

10.4. Цвет и украшение Рождественской звезды.

11.

«Декоративное сердечко».

11.1. Эскиз. Вырезание сердечек по шаблону из соленого теста.

11.2. Подобрать цвета и оттенки. Украсить атласной лентой.

12.

«Подарок папе».

12.1. Беседа: «День Победы». Патриотическое воспитание детей. Лепка.

12.2. Подобрать цвет гимнастерки, пилотки и звезды ближе к реальному цвету .

13.

«Подарок маме».

13.1. Беседа. «Мама». Эскиз цветков. Лепка.

13.2. Цветовая гамма по эскизу.

14.

«Зимняя сказка».

14.1. Демонстрация иллюстрации по зимним сказкам. Выбор сюжета. Лепка.

14.2. Игра-викторина: « Угадай сказку». Цвет.

15.

«Декоративная ваза».

15.1. Техника лепки из валиков. Лепка вазы разной формы.

15.2. Подобрать контрастные цвета.

16.

«Скоморохи».

16.1. Беседа: «История Древней Руси». Демонстрация клоунады.

Лепка клоунов, скоморохов, петрушек .

16.2. Подбор цветовой гаммы. Роспись костюма.

17.

«Моя любимая игрушка».

17.1. Беседа: «Почему любимая?». Лепка.

17.2. Цвет. Прорисовка мелких деталей.

18.

«Творческая мастерская».

18.1. Свободный выбор темы по лепке. Глина. Показать свои умения, навыки, фантазию.

18.2. Итоговая аттестация.











Условия реализации программы

Для успешной реализации программы есть все необходимые условия:

Материально-технические условия:

  1. Кабинет: соответствующий санитарно-гигиеническим нормам освещения и температурного режима, в котором имеется раковина, окно с открывающейся форточкой для проветривания.

  2. Оборудование: столы для теоретических и практических занятий, шкафы и стеллажи для сушки изделий из солёного теста, для хранения материалов, оборудования, литературы.

  3. Инструменты и приспособления: ножницы, кисти, стеки, термоклей, молоток,

ножовка, нож канцелярский, баночки под воду, линейка, наждачная бумага,

циркуль, спички, пинцет, свеча, скалка, чеснокодавка, ситечко

металлическое, кондитерские формочки, перчатки резиновые, губка,

  1. Материалы: мука, соль, миска, гуашь, акварель, клей ПВА, клей «Титан»,

тесьма, лак, алебастр, аэрозоль акриловая, ткань(разная), шпагат, обои,

зубочистки, фольга, калия перманганат.

Организационные условия учебного процесса:

1. Программа рассчитана на два года обучения, на каждую группу обучения отводится по 36 часов в год. Занятия проводятся один раза в неделю 1часа.

2. Занятия групповые.

Внешние условия:

  1. Сотрудничество с библиотекой;

  2. ДЮЦ краеведческим музеем;

  3. п.Игримским, ДК,

  4. Сотрудничество с «Выставочный зал».

Комплексное методическое обеспечение

образовательной программы

1. Учебно- программные:

1. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. // Внешкольник, 2003, № 9.

2. Учебно-теоретические:

  • Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. М. 1979.

  • Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - М.: Высшая школа, 1991.

  • О структурировании учебных программ. // Вестник высшей школы, 1987,

№ 2.

  • Шорохов Е.В. Основы композиции. - М. 1979.

  • Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. - М. 1980.

  • Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. - М.: Пассим, 1994.

3. Учебно-наглядные:

  • Михайлова И., Кузнецова А. Лепим из солёного теста: Украшения. Сувениры. Поделки. Панно. Декор. М. 2004.

  • Гусева И. Соленое тесто: Лепка и роспись. - Издательский Дом

Литера, 2005.

  • Хапанова И.Н. Солёное тесто. М. 2006.

  • Кискальт И. Солёное тесто. М. 2003.

  • Чаянова Г. Солёное тесто для начинающих. М. 2005.








Список используемой литературы.

Для педагога:

1. Сказки по декоративно-прикладному искусству. Неумывакина.

2. Лепим, клеим, вырезаем./ Антонова М.Р. М.: Эксмо 2007.

3. Готовимся к празднику! Подарки своими руками./ Петрякова О.В., Н.С.

4. «В мастерских у скульптора». В.А. Алексеев.!991г. Москва.

5. Русские народные сказки. Энциклопедия. 1997г.

6. С.С Козин Праздничные фантазии

«Издательская группа «Контэнт», 2010.

7. Подарки своими руками. Игрушки из пластилина.Кард В., Петров С.

«Издательство СОВА Москва Санкт - Петербург 2007.

8. Соленое тесто /Необычные поделки и украшения/ Антипова М.А. ИД «Владис», 2008

9. Поделки из солёного теста Брижит Казагранда «Издательство АРТ - РОДНИК, 2007


Список используемой литературы.

Для детей:

1. Боголюбов Н.С. Лнпка на занятиях в школьном кружке. М. 1979.

2. Гусева И. Соленое тесто: Лепка и роспись. - Издательский Дом Литера, 2005.

3. Данкевич Е. Лепим из соленого теста. - СПб: Кристалл, 2001.

4. Иванова Н.Н., Митлянская Т.Б., Розова Л.К. Музей народного искусства. - М.: Советская Россия, 1972.

5. Искусство вокруг нас. - М.: Ренессанс, 1994.

6. Карлгрен Ф. Воспитание к свободе. - М.: Изд. Московского центра вальдорфской педагогики, 1993.

7. Кискальт И. Солёное тесто. - М.: АСТ-Пресс, 2001.

8. Кискальт И. Солёное тесто. М. 2003.

9. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. - М. 1980.

10. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - М.: Высшая школа, 1991.

11. Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1992.

12. Михайлова И., Кузнецова А. Лепим из солёного теста: Украшения. Сувениры. Поделки. Панно. Декор. М. 2004.

13. Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М.: Просвещение, 1987.

14. Неменский Б.М. Распахни окно. - М.: Просвещение, 1987.

15. Островский Г. Добрый лев Марии Примаченко. - М.: Советский художник, 1990.

16. О структурировании учебных программ. // Вестник высшей школы, 1987, № 2.

17. Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. - М.: Пассим, 1994.

18. Плешанова И.И., Лихачева Л.Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собрании государственного Русского музея. - Л.: Искусство, 1985.

19. Прете М.К., Капальдо А. Творчество и выражение. Т. 1 - М.: Советский художник, 1981. Т. 2 - М.: Советский художник, 1985.

20. О Рейли С. Лепка. - СПб: Полигон, 1997.

21. Серия книг «Детям об искусстве», Москва, издательство Малыш, 80-90-е гг.

22. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. // Внешкольник, 2003, № 9.

23. Хапанова И.Н. Солёное тесто. М. 2006.

24. Чаянова Г. Солёное тесто для начинающих. М. 2005.

25. Шорохов Е.В. Основы композиции. - М. 1979.

26. Энциклопедический словарь юного художника. - М.: Педагогика-Пресс, 1993.











25


© 2010-2022