- Преподавателю
- Технология
- Трудотерапия. Выступление на методическом объединении
Трудотерапия. Выступление на методическом объединении
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Романова А.А. |
Дата | 22.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 78» Приволжского района г. Казани
Трудотерапия и трудовое обучение как средства эффективной адаптации детей-инвалидов в социум
Выступление на методическом объединении
Учитель технологии
Романова Алефтина Анатольевна
2015 год
Главной задачей, реализуемой в наших коррекционных классах, является социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями. С позиции системного подхода - реабилитация - это система научной и практической деятельности, направленная на частичное или полное восстановление личностного или социального статуса индивида путем комплексного воздействия на личность медицинских, социальных, психологических, правовых трудовых и других факторов. Поэтому у нас создана особая форма воспитывающей, обучающей и развивающей среды для детей-инвалидов, получающих полноценное среднее образование и проходящих курсы реабилитации в соответствии с реабилитационными программами. Под трудовыми факторами в системе комплексной реабилитации принято понимать трудотерапию, т.к. именно она является мощным средством адаптации детей с ограниченными возможностями в социум.
Трудотерапия (ТТ) - это активный метод реабилитации, направленный на восстановление и компенсацию нарушенных функций в процессе освоения и выполнения целенаправленных видов деятельности.
Общие основы физиологического понимания терапевтического воздействия труда изложены в высказываниях И.П. Павлова: «В труде тренируется сила нервных процессов, формируется и восстанавливается их здоровое соотношение, правильное взаимодействие различных систем в головном мозге, которое является основой здоровой личности, цельности нашего «Я».
Трудовая терапия является эффективным средством реабилитации детей-инвалидов в процессе целенаправленной деятельности на базе трудовых мастерских, решаются специфические задачи, направленные на восстановление тех или иных функций:
-развитие и восстановление сенсомоторики;
-развитие зрительного восприятия;
-формирование функций руки как основы манипулятивной деятельности;
-развитие памяти, внимания, мышления;
-коррекция эмоционально-волевой сферы и поведения;
-формирование навыков общения.
Также решаются общие неспецифические задачи, оказывающие регулирующее воздействие на все процессы в организме через нервную и психическую деятельность:
-повышается сопротивляемость организма, что способствует развитию процесса компенсации;
-создается нервно-психическая динамика, отвлекающая от болезненных представлений или тормозящая их по механизму отрицательной индукции;
-укрепляются высшие регуляторные процессы в соответствии с условиями и требованиями реальности;
-оказывается психотерапевтическое действие, основанное на предыдущих трех моментах, повышается психический тонус;
-социально-терапевтическое значение заключается в установлении
связи ребенка с коллективом и в осознании собственной значимости.
Трудовая терапия должна строиться на следующих основных принципах:
-приоритет интересов ребенка;
-гуманистическая направленность, предполагающая уважение личности ребенка, его индивидуальности и интересов, развитие индивидуальности, содействие его наиболее полной самореализации, поддержание в ней сознания собственной ценности и значимости;
-индивидуализация, требующая учета характера нарушений, особенностей, возможностей, потребностей, интересов каждого ребенка;
-адресность - ориентация на индивидуальные особенности и потребности ребенка в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, вариативность форм, уровней и методов, обеспечивающих их выбор;
-доступность, предполагающая доступность осваиваемых и выполняемых видов деятельности;
-активное участие ребенка и семьи в выборе форм и методов, планировании и обсуждении результатов, в осуществлении терапевтических мероприятий, прееимственность и взаимосвязь в деятельности семьи и школы;
-гибкость и динамичность, предполагающие возможность оперативной перестройки, изменения и коррекции форм и методов работы в соответствии с особенностями различных категорий детей-инвалидов;
-рассмотрение трудовой терапии как элемента комплексного процесса реабилитации; преемственность, последовательность и согласованность с другими реабилитационными воздействиями;
-этапность, последовательность и преемственность этапов трудовой терапии;
-соблюдение необходимых условий организации, использование современных технических средств;
-использование и развитие компенсаторных возможностей организма.
Из перечисленных принципов вытекают следующие необходимые требования к организации процесса трудотерапии:
-деятельность ребенка должна иметь четкую и определенную цель, практическую направленность и результативность;
-ребенок должен видеть реальные результаты своей деятельности;
-ребенок должен быть субъектом деятельности, ее творцом, внося
элементы творчества, инициативы и фантазии;
-подбор занятий, видов трудовой терапии должен осуществляться
в соответствии с желаниями, способностям и возможностями детей;
-трудотерапевтические мероприятия должны сопровождаться социально-психологической адаптацией, психологической, социальной и медицинской поддержкой;
-необходим постоянный контроль за деятельностью ребенка и помощь, не исключающая предоставления ему при этом максимальной самостоятельности;
-деятельность ребенка должна соответствовать его возможностям
на уровне доступной трудности, должна быть посильной в плане осваиваемых навыков и в плане продолжительности (не приводить к переутомлению и истощению физических и интеллектуальных сил);
-деятельность должна быть коллективной, но с индивидуальным
подходом (это придает дополнительный стимул к взаимопомощи, общению, дисциплинированности);
-в процессе деятельности должны формироваться навыки самоконтроля, планирования;
- должно соблюдаться единство действий специалистов и родителей.
Выделяют три вида трудотерапии для детей с отклонениями в развитии: общеукрепляющая, восстановительная и ориентировочная.
Выбор того или иного вида трудотерапии определяется характером и степенью нарушений и ограничений жизнедеятельности, возрастом и полом ребенка, этапом реабилитационного процесса. Каждый вид трудотерапии отвечает определенным задачам реабилитационного процесса и имеет свои особенности.
Общеукрепляющая (или тонизирующая) трудотерапия является средством повышения общего жизненного тонуса ребенка; оказывая влияние на весь организм - деятельность нервно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистую систему, внутренние органы, она отвлекает внимание ребенка, от мыслей о своей болезни, улучшает настроение и вводит в деятельное состояние.
Общеукрепляющая трудотерапия начинается на ранних этапах реабилитации. Методы общеукрепляющей трудотерапии у детей с отклонениями в развитии направлены на адаптацию в таких сферах как повседневная активность, практическая деятельность, игры и отдых.
Восстановительная (или функциональная) трудотерапия, в отличие от общеукрепляющей, носит более узкий функциональный характер. Она направлена на восстановление нарушенных функций поврежденного органа, системы или на повышение компенсаторных возможностей сопряженных систем. С этой целью проводится тренировка пострадавших мышц, а также используется заместительная функция других мышц, способствующих выполнению той или иной операции.
Трудовые задания подбираются в соответствии с характером двигательных нарушений, функциональными биомеханическими особенностями двигательного аппарата на основе точного технологического анализа операций с учетом склонностей ребенка. Выбор конкретной работы зависит от специфики нарушений, тяжести и объема поражения, возраста, пола, общего состояния ребенка. Необходимо учитывать, особенно у детей с неврологическими заболеваниями, быстро развивающееся утомление.
Трудовые процессы и задания необходимо классифицировать по анатомо-физиологическому принципу (локализации преимущественного воздействия на определенный отдел двигательной системы или функциональную систему), в зависимости от достигаемого функционального эффекта, а также от величины нагрузки и трудности выполнения.
Так, при проведении функциональной трудотерапии у детей с двигательными нарушениями выделяют следующие трудовые операции:
а) с облегченной нагрузкой, увеличивающие амплитуду движений пальцами (картонажные работы, сматывание ниток, изготовление мягкой игрушки);
б) восстанавливающие мышечную силу (лепка, работа рашпилем, пилой);
в) вырабатывающие точную координацию движений пальцами и повышающие чувствительность (работа на пишущей машинке, плетение, вязание, шитье).
Ориентировочная трудотерапия - вид трудотерапии, задачей которого является профессиональная ориентация и подготовка к труду детей с отклонениями в развитии. Этот вид трудотерапии проводится у подростков при уже сформировавшемся стойком дефекте. Дня детей с отклонениями в развитии профессиональная реабилитация сводится к профессиональной ориентации и подготовке к труду. До 12 лет формируются трудовые установки, интерес к труду. В период до 12-14 лет уделяют внимание формированию у ребенка положительных мотивов к трудовой деятельности в целом, расширение круга его интересов и профессиональной информации, формированию умений и навыков, универсальных для различных видов деятельности. Специфические мероприятия по профориентации обычно начинают при достижении ребенком возраста 14-16 лет.
При планировании ориентировочной трудотерапии учитываются склонности ребенка, имеющиеся нарушения функций, тяжесть ограничений жизнедеятельности, реабилитационный потенциал и трудовой прогноз,
Целенаправленные трудовые операции значительно ускоряют восстановление нарушенных функций и формирование общетрудовых умений и навыков, их результативность вызывает заинтересованность в их выполнении, повышает мотивацию, дает радость творчества.
Подростка приобщают к занятиям в различных мастерских. В процессе занятий проводятся трудовые пробы, тестирование, проверяются способность к выполнению тех или иных заданий и функциональные возможности, обеспечивающие данный вид трудотерапии.
В процессе трудовой подготовки, трудовых проб проводится уже профильная ориентировка на доступные виды трудовой деятельности, формирование навыков социального взаимодействия, В этот период начинается формирование профессиональных планов и осуществляется их коррекция,
Содержание программ ориентировочной трудотерапии и применяемых методов должно быть дифференцировано в зависимости от имеющихся нарушений, тяжести ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала и трудового прогноза детей с отклонениями в развитии.
Трудовая терапия как лечебный метод восстановительного и общеукрепляющего характера в комплексном лечении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата сочетается с лечебной гимнастикой и массажем, избирательно воздействующим на ослабленные группы мышц, с протезно-ортопедическим лечением, теплолечением и лекарственной терапией.
Наиболее важными для детей с отклонениями в развитии являются методы, позволяющие выявить и целенаправленно корректировать ограничения жизнедеятельности. Терапия затрагивает личностные интересы, склонности ребенка, носит познавательный и развлекательный характер и может организовываться в индивидуальных и групповых (коллективных) формах,
Организация групп для занятий осуществляется по следующим основаниям:
В зависимости от возрастного этапа развития ребенка целесообразно выделять следующие группы:
1.По возрасту: до 3-х лет; дошкольники 4-6 лет; младшие школьники 7- 10 лет; школьники. Различия в возрасте могут быть не более чем в 2-3 года,
2. По степени интеллектуального развития.
3.По характеру и степени нарушения функций: дети с одинаковыми заболеваниями и однородной степенью нарушения функций, например, при ДЦП.
4.По локализации поражения: дети с однотипной локализацией поражения, например при заболеваниях, опорно-двигательного аппарата -поражение верхних или нижних конечностей.
Подбор методов трудовой терапии проводится с учетом возраста, пола ребенка, степени и особенностей нарушений и ограничений жизнедеятельности, характера заболевания. Занятия должны вызывать интерес, выполняться с увлечением
Трудовая терапия функционально-восстановительного типа особенно показана детям с поражением мышц верхних конечностей, а общеукрепляющая всем детям.
Трудовая терапия является одним из ведущих методов реабилитации детей, страдающих ДЦП. ДЦП приводит к затруднению контакта с предметами окружающей среды, недостаточности чувствительно-познавательного процесса, тормозящего развитие мышления, приводящих к задержке психического развития. Трудовая терапия при ДЦП начинается с работ, требующих одинаковых действий обеими руками (разглаживание, складывание материала, бумаги). Затем работы, улучшающие координацию движений, которые требуют различных действий правой и левой рукой (швейное дело - вращение рукоятки правой рукой, придерживание и продвижение материала левой рукой). Трудовая терапия при ДЦП преследует несколько целей: улучшение координации движений, нормализацию распределения тонуса в мышечных группах, улучшение функции ослабленных мышц, выработку стереотипа правильного ортостатического положения тела, подавление патологических рефлексов (например, гиперкинезов) уменьшение контрактур, развитие целесообразных компенсаторных навыков, коррекцию интеллектуального развития, создание предпосылок для профессионального обучения.
Трудовая терапия детей и подростков с интеллектуальными и психическими нарушениями оказывает благотворное влияние не только на развитие их познавательных и творческих способностей, но и на состояние психического и физического здоровья. Дети становятся более спокойными, снижается частота обострений психопатологической симптоматики, улучшается моторика рук и коррекция движений.
Существуют 4 противопоказания к применению ТТ:
1.Общее тяжёлое состояние ребёнка.
2.Острые лихорадочные состояния с температурой более 38 град.С.
3.Склонность к кровотечениям (гемофилия, тромбоцитопения и т.п. заболевания).
4.Различные формы невралгии.
Трудотерапия является важным компонентом трудового обучения детей с ограниченными возможностями. Для детей школьного возраста содержание трудового обучения включает три раздела или этапа:
-Обучение ручному труду (младший школьный возраст).
-Общетрудовая подготовка (средний школьный возраст).
-Предпрофессиональная подготовка (старший школьный возраст).
При таком построении трудового обучения дети поэтапно овладевают различными общетрудовыми, профессиональными знаниями и умениями, пробуют свои силы в различных видах труда, узнают о профессиях и о требованиях, предъявляемых к человеку, его здоровью, обучаются приемам самообслуживания и ориентировки в окружающем мире, осваивают какой-то определенный вид профессиональной деятельности.
На первом этапе в младшем школьном возрасте на базе обучения ручному труду закладывается фундамент общетрудовой подготовки детей-инвалидов. Правильная постановка трудового воспитания в этом возрасте, непосредственное и самостоятельное их участие в посильном труде являются важными факторами выработки осознанного отношения к труду, правильного формирования личности, интеллектуального и физического развития, интеграции в общество.
На втором этапе в среднем школьном возрасте осуществляется общетрудовая подготовка. Первый период этого этапа предполагает обучение общетрудовым знаниям и умениям, необходимым для выполнения любой профессиональной деятельности и основным видам операций в различных профессиях.
При этом осуществляется перенос знаний и умений при овладении одним видом труда на другой. Знакомство с различными видами труда подготавливает к сознательному выбору профессии.
Во второй период усиливается практическая направленность занятий. Профилирующая подготовка создает условия, обеспечивающие выбор профессии, являющейся базой для получения в последующем профессионального образования.
В старшем школьном возрасте предполагается профессиональная подготовка по избранной профессии. При наличии, необходимых условий (наличие хорошо оборудованных мастерских соответствующего профиля, квалифицированных мастеров, при выполнении программы профессионального обучения с прохождением производственной практики) оно может завершиться сдачей квалификационных экзаменов и присвоением квалификационного разряда.
Трудовое обучение может быть реализовано в различных формах в зависимости от специфики школы или реабилитационного центра, вида и тяжести нарушений у детей. В любом случае обучение производится на основании рекомендаций врачей и психологов и в соответствии с индивидуальной программой приобщения к труду.