• Преподавателю
  • Технология
  • Воспитание трудолюбия у учащихся с ограниченными возможностями здоровья в системе работы по формированию их личностных качеств

Воспитание трудолюбия у учащихся с ограниченными возможностями здоровья в системе работы по формированию их личностных качеств

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа № 33 города Ставрополя»









Воспитание трудолюбия у учащихся с ОВЗ

в системе работы по формированию их личностных качеств


Подготовила: учитель трудового бучения Школьная Елена Анатольевна






г. Ставрополь

2015


Формирование положительных личностных качеств не возникает само по себе. Оно органически связано с деятельностью учащегося и обуславливается ею.

В ходе трудовой подготовки у детей формируются такие личностные качества, как трудолюбие, ответственность, чувство коллективизма, взаимопомощи и другие; в труде формируется целенаправленность и самостоятельность; труд оказывает влияние на формирование волевой и эмоциональной сферы ребенка с ограниченным возможностями здоровья, что способствует дальнейшему воспитанию положительных личностных качеств.

Цель работы учителя трудового обучения - формирование у учащихся привычки к труду, к практическим умениям и навыкам; понимание необходимости труда как для общества, так и для полноценной, достойной жизни самого человека. Формирование потребности в профессиональном самоопределении и последующем совершенствовании.

Поэтому воспитание трудолюбия и ответственности - это одно из самых важных направлений в развитии личности учащегося коррекционной школы.

Основными задачами в воспитании трудолюбия учащихся с ограниченными возможностями здоровья являются:

- формирование первоначальных представлений о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- воспитание уважения к труду, творчеству старших и сверстников;
- формирование элементарных представлений о профессиях;
- формирование первоначальных навыков коллективной работы;
- раразвитие умения проявлять настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
- формирование бережного отношения к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.

Г.М. Дульнев, наблюдая деятельность воспитанников коррекционных школ, указывал, что в труде у них формируется целенаправленность и самостоятельность. Возможность сделать вещь привлекает, захватывает школьника. Более трудно, но еще более значимо, воспитание таких качеств, как критичность и самоконтроль. Когда ученик коррекционной школы получает плохую отметку за неправильно решенную задачу или ошибки в диктанте, он не всегда убежден в том, что эта плохая оценка справедлива. Но когда ученик обнаруживает дефект в сделанной им вещи, - это сразу дает ему представление о допущенной ошибке и побуждает в дальнейшем более внимательно следить за ходом своих действий.

Опыт работы коррекционных школ доказывает, что труд оказывает положительное влияние на формирование волевой и эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка. Нередко можно видеть, как скованный и нерешительный в классе, ученик становится активным и целеустремленным на занятиях в мастерской или на пришкольном участке. Успехи в работе вселяют в учеников уверенность в свои силы и возможности, повышают самооценку, способствуют повышению уровня мотивации достижения результата. Но не все категории аномальных детей могут овладеть трудовыми навыками в одинаковой мере, поэтому характер и степень решения той или другой задачи трудового воспитания зависят от характера и степени дефекта ребенка. В связи с этим проблемы выбора видов труда, его форм, производственной нагрузки - приобретают для учителей трудового обучения особое значение.

Самообслуживание - первая трудовая обязанность ребенка. Уборка кровати, уход за одеждой, обувью, уборка игрового и рабочего места - это те элементарные бытовые обязанности, с которыми уже в семье встречается дошкольник. Однако учащиеся специальных коррекционных школ VIII вида таких навыков при поступлении в первый класс в большинстве случаев не имеют. Часто в семье их не приучали к выполнению трудовых обязанностей, и поэтому у многих из них воспиталось иждивенчество. В школе самообслуживание является частью общественно полезного труда учащихся. Оно имеет важное значение для развития у школьников наиболее распространенных трудовых навыков, необходимых в жизни. Содержание в порядке, чистоте и сохранности классного помещения, классного оборудования, уход за комнатными растениями (в младших классах), полная уборка классных помещений, кабинетов, мастерских школы, включая натирку полов и участие в ремонтных работах (в старших классах), таков перечень дел, которыми могут заниматься дети с нарушением интеллекта.

Каждый учитель создает свои традиции на уроке. Требования, которые предъявляются к уроку, постепенно становятся нормой поведения и для учащихся ─ это культура труда, культура поведения, высокая производительность труда.

Занятия по швейному делу начинаются с организации рабочего места. Но часто учащимся приходится напоминать, что должно находиться на столе на данном занятии. В процессе выполнения трудовых заданий ученицы приучаются к экономному расходованию материалов, бережному отношению к рабочим инструментам и имуществу мастерской. Ученицы знают, что в конце занятия они обязательно получают оценку. Некачественная работа не оценивается - ее нужно переделать. Если ребенок забыл дома принадлежности, ему все равно не придется бездельничать: в мастерской есть все необходимое. Если заняты все швейные машины - выполняют ручную работу, изучают инструкционные карты или работают по карточкам-заданиям. В конце работы необходим самоконтроль и взаимоконтроль, выставление оценок, уборка рабочих мест и кабинета. Каждая ученица должна знать свои обязанности и без напоминаний делать все, что положено. Очень важно дать учащимся установку на то, что они должны выполнять охотно и с удовольствием любую порученную им работу, не перекладывать ее на других, и помогать своим товарищам.

Часто бывает, что в результате овладения знаниями и умениями у учащихся появляется желание получить дополнительную информацию, желание выполнять своими руками более сложные изделия, чем предусмотренные программой. На этот уровень способны подняться, конечно же, не все. Я стараюсь вовремя заметить таких учениц, поддержать их и поощрять их стремление. Начинаю работать с ними по индивидуальному плану.

Дети нетерпеливы. Глядя на образцы, которые я демонстрирую в процессе урока, учащимся хочется побыстрее сделать такие же вещи. Я стараюсь объяснить, что сначала они должны достичь определенного уровня знаний, умений и навыков, а потом уже воплощать в жизнь свои смелые творческие замыслы. Отмечу, что жизнерадостные дети проявляют большую любознательность, инициативность, более догадливы, много фантазируют. Такими их делает уверенность в том, что их любят.

Часто у учащихся сравнительно легко удается вызвать желание трудиться. Но это желание не всегда бывает устойчивым. Это объясняется тем, что желание трудиться у многих детей развивается быстрее, чем способность к трудовым усилиям. Слабость мускулатуры, недостаточное развитие мелких мышц, несовершенство координации движений, неустойчивость интересов и внимания, а также недостаточное владение трудовыми навыками приводит к тому, что дети быстро утомляются и в результате начинают неохотно работать, поэтому особое значение приобретают правильная дозировка и посильность трудовых заданий. При физической перегрузке существует опасность «срыва» нервной системы аномального ребенка. Такой срыв может вызвать отрицательное отношение к труду вообще.

Правильно организованный труд часто помогает преодолеть отрицательные стороны в психической деятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. С этой целью подвижным, легко возбуждающимся детям целесообразно давать такую работу, которая воспитывала бы у них сдержанность, помогала вырабатывать торможение, например вышивка крестом. Малоподвижным детям нужна работа, требующая активности, инициативы, например участие во внеклассных мероприятиях. Рассеянных детей хорошо включать в работы, требующие сосредоточенности и внимания: шитье, вышивка, бисероплетение.

У некоторых учащихся нашей школы иногда возникает отрицательное отношение к труду в связи с недоступностью для них некоторых видов деятельности. В целях предупреждения этого явления необходимо, с учетом возможности учащихся, определить более широкий круг видов прикладной деятельности, которыми они могут овладеть и правильно организовать производственное обучение.

Важную роль в воспитании трудолюбия учащихся играют кружки декоративно-прикладного творчества. Здесь учащихся не нужно принуждать или заставлять работать. Они сами с огромным удовольствием выбирают те виды деятельности, которые им по силам. Они стараются быстрее и качественнее, с большей долей самостоятельности выполнить изделие. Мотивацией является участие в выставке, выступление на празднике труда, получение призового места.

Единственный недостаток этой формы работы состоит в том, что к занятиям в кружках редко привлекаются те ученики, которые наиболее остро нуждаются в этой работе, те, у которых ничего не получается на уроках труда, и, чувствуя неуверенность в своих силах, они не решаются принять участие в работе кружка. Поэтому нам - руководителям кружков следует проявить максимум внимания к таким детям, терпеливо и настойчиво привлекать их к занятиям.

В заключении хотелось бы сказать, что благодаря трудовой деятельности происходят следующие положительные сдвиги в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья:

  1. Выработка и развитие общей работоспособности.

  2. Выработка систематичности и выдержки в работе, сосредоточения внимания.

  3. Выработка культуры интереса. Через трудовое воспитание ребенок отвлекается от нежелательных, отрицательных интересов, развиваются новые интересы;

  4. Развитие общей активности, особенно у пассивных детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что коррекционная направленность трудового воспитания в специальной школе, позволяет не только выполнять свои специфические задачи, но и корректировать личностное развитие учащихся, формировать и развивать у них положительные, социально значимые личностные качества. Этому способствует вся организация трудового воспитания в школе, как работа с учащимися внутри класса, так и общешкольные мероприятия.




© 2010-2022