Конспект урока Выполнение интарсии

Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Выполнение интарсии.

Из истории:

Техника мозаики появилась в Древнем Египте. Древесина была дефицитным материалом, так как завозилась с других стран. Красивая по текстуре и цвету древесина начала использоваться для украшения изделий мозаикой и инкрустацией наряду со слоновой костью.

В Европе интарсия (мозаика) появилась в Италии в начале 15 столетия. Мастера создавали композиции на основе восточных мотивов - арабесок.

Мозаика - это орнаментальное или сюжетное изображение, выполненное из однородных или различных конструкционных материалов. Для мозаики используют камень, керамику (керамическую плитку), стекло, древесину и другие материалы.

Инкрустация, интарсия, маркетри традиционно относятся к группе ремесел под названием мозаика.

Для инкрустации используют сталь, медь, алюминий, латунь в виде круглой и плоской проволоки, пластинок, ленточек разной формы.

Интарсия - вклеивание кусочков древесины необходимой формы в соответствующие гнезда в основе изделия.

Маркетри - вид мозаики по древесине, в которой набор узора выполняют из кусочков шпона, заполняют полностью поверхность.

Паркетри - разновидность маркетри, в котором мозаичные узоры выполнены с простых геометрических фигур - квадратов, прямоугольников. Ромбов, параллелограммов. Каждый элемент наклеивается отдельно на поверхность, композиция напоминает паркет.

Известны и другие виды мозаики: накладная, торцевая. Рассмотрим их.

О накладной мозаике в отечественной литературе фактически ничего нет. Более широко распространена она в Западной Европе, США. В сети Internet есть изображений и книг, которые описывают технологию выполнения работ и знакомят с банком идей.

kathywise.com;

fantasticwoodworking.com;

iserv.net;

intarsiya.ru.

В зарубежной литературе содержание понятий интарсия и мозаика отожествлены.

Определение такие:

Декоративная мозаика (интарсия) - вкладывание в деревянную основу (или наклеивание на ее поверхность) тонких шаров древесины. То есть, традиционная интарсия дополняется еще одной техникой, которую определяем как накладная мозаика. Элементы мозаики могут полностью закрывать основу или вместе с фоном выполнять декоративную функцию. Таким образом, накладная (рельефная) мозаика имеет признаки маркетри: набор из деталей наклеивается на поверхность древесины; и интарсии : детали выполняются не из шпона, а из тонких планок древесины толщиной 3 -5 мм или больше путем выпиливания лобзиком.

Торцевая мозаика мало расспостранена. Информация в А.С. Хворостова, книга Г. Я. Федотова. Бывает: торцевая мозаика с брусков, торцевая мозаика с веток, торцевая сюжетная мозаика, Мозаика с тонких срезов.

Рассмотрим виды мозаики и проанализируем возможность их применения на уроках труда.

Маркетри. Шпон есть дефицитный конструкционный материал, и требует определенных знаний и умений, набора резцов и другого технического оборудования.

Интарсия (в чистом виде) - требует наборы инструментов для выдалбливания отверстий, гнезд под орнамент, узор, картинку. Навыки и умения выполнения работы.

Инкрустация - требует полоски, проволоку меди, алюминия, стали.

Рельефная мозаика (накладная интарсия) - наиболее подходящий вид выполнения работ на уроках труда. Возможность выпиливания деталей лобзиком, использование фанеры или тонких полосок древесины. Выполнение работ с накладной мозаики формирует у учеников навыки самоконтроля, развивает глазомер и моторику движений.

Ознакомление с особенностями технологии выполнения накладной мозаики ученики начинают с выполнения простых тренировочных изделий. Они состоят из небольшого количества деталей и незначительного числа контуров, которые дотрагиваются.

В ходе выполнения работы нужно обратить внимание учеников на возможные ошибки, которые приводят к браку.

- неточность во время перенесения контуров детали на планки;

- выпиливание детали без припуска на припасовку;

-отсутствие частого самоконтроля во время припасовки.

- для выполнения работы лучше брать лиственные породы древесины, которые хорошо обрабатываются: ольха, липа, береза.

Выпиливают детали с помощью лобзика на столике для выпиливания. Припасовывают, используя надфили напильники и шлифовальную шкурку. Для выполнения работ в технике накладной (рельефной) мозаики тяжело найти и использовать множество пород древесины, в том числе и ценных. Поэтому обычные породы древесины тонируют в необходимый цвет. Используют спиртовую морилку или анилиновые красители для ткани на водной основе, акварель.

Процесс изготовления изделия.

С литературы или сети Internet выбираем изображение с выполненной работой. На основе избранного изображения, на кальке выполняют рабочую схему. Контуры деталей должны быть четкими. Особенно аккуратно наносятся те линии, которые есть общие для нескольких деталей. Детали номеруют. Подбираются планки по ширине, цвету и текстуре. Направление волокон и текстура древесины обязательно учитывается. Если детали не правильно разместятся на заготовке, может исказиться общая композиция мозаики и снизятся декоративные свойства изделия. Контуры деталей переносятся на планки и номеруются. Каждую деталь аккуратно выпиливают ручным лобзиком на столике для выпиливания. Выпиливание выполняется легким нажатием на пилочку максимально по контуру, которая должна быть перпендикулярна к заготовке. Осторожно - тонкие планки древесины могут трескаться и раскалываться по направлению волокна.

Выпилив все детали, предварительно выкладывают элементы мозаики на ровной поверхности и определяют места припасовки. Припасовывают с постоянным контролем, до тех пор, пока щели будут минимально возможны. Если схема имеет детали, которые размещены в центре, то припасовывают сначала их. Вокруг припасованных центральных деталей постепенно выстраивают всю композицию. Одновременно выполняется шлифование и лицевой поверхности деталей. Отдельные детали тонируют. Для основы берут кусок фанеры и шлифуют ее вдоль волокон, можно тонировать. На сухую поверхность основы выкладывают элементы мозаики, по очереди накладывают и с помощью клея ПВА наклеивают на основу. Накладывают пресс до высыхания. Можно покрыть лаком.

Особенности подбора изображения.

Используем изображение из банка идей. Поиск изображения может быть домашним заданием учеников.

Во время образования контуров детали следует придерживаться правил:

-не допускать мелких деталей,

-не образовывать слишком широкие детали, их нужно разбить на меньшие,

-сразу показывать направление волокон заготовки,

-не допускать тонких участков деталей (меньше 3-5 мм) где они могут сломаться.



© 2010-2022