Использование метода проектов на уроках трудового обучения

Раздел Технология
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сендецкая Елена Викторовна,
общеобразовательная санаторная
школа-интернат І-ІІ ступеней № 9

города Горловки,

учитель трудового обучения.

Использование метода проектов на уроках трудового обучения.


Творчество - органическая часть детской жизни,
поэтому ничего нельзя спланировать заранее,
скажем, за месяц.

Все рождается из жизни.

Проблема содержания образования многие годы является одной из наиболее актуальных проблем дидактики, потому что содержание образования молодежи зависит от уровня культуры народа, общего развития и жизни людей. В ходе исторического процесса задачи и содержание образования меняются в соответствии с социальным заказом общества. Направления развития трудового обучения определяются современной концептуальной моделью образования в целом. В содержании обучения эта модель предполагает смещение комплексного акцента с усвоения определенного объема знаний, умений и навыков на формирование компетентностей, которые должны выступать конечным результатом обучения.

Компетентность - это овладение человеком соответствующей компетенцией, содержащей его личностное отношение к предмету деятельности. То есть, следует понимать образовательную компетенцию как уровень развития личности обучающегося, связанный с качественным освоением содержания образования. Формирование компетентностей достигается посредством реализации определенных методов и технологий обучения. Способность творческого осмысления и творческого использования на практике полученных компетенций необходимы человеку на протяжении всей трудовой деятельности. Она формируется в школьные годы и в этом большую роль играют занятия трудового обучения.

В процессе трудового обучения важно правильно выбрать методы управления творческой работой школьников. От эффективности применения этих методов зависит и глубина (обоснование и твердость) тех технических знаний, умений и навыков, влияющих на формирование компетентной личности. Основной технологией формирования компетентностей, по результатам Самарского регионального проекта, назван метод проектов, который позволяет, используя наименьшие затраты ресурсов, создать в учебном процессе условия деятельности, максимально приближенные к реальным. Метод проектов предусматривает сочетание технологии создания образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, технологии сопровождения самостоятельной деятельности обучающегося. Метод проектов является эффективным, поскольку стимулирует практическую проектную деятельность школьников и позволяет формировать весь набор компетенций. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую.

Метод возник во второй половине XIX века, в сельскохозяйственных школах США, подробное освещение получил в трудах американских педагогов Дж. Дьюи,
В.Х. Килпатрика, Е.Коллинза. В 60-70 гг. ХХ ст. в США развернулась массовая критика этого метода. По мнению критиков, метод проектов приводил к нарушению системного обучения и снижения уровня теоретических знаний учащихся по основным наукам. В СССР метод применялся в практике экспериментальных и некоторых школ в первые годы советской власти. Наркомпрос утвердил в 1930 г. Программы, которые были построены на основе комплексов-проектов. Однако был осужден в постановлении ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1931 г. «О начальной и средней школе», за то, что противостоял системному предметному обучению. Между тем, в последние годы во многих странах мира интерес к методу проектов значительно возрос.

В современной педагогике проектная деятельность используется вместе с традиционным предметным обучением как компонент системы продуктивного обучения. Так, содержание образовательной области «Трудовое обучение» как обязательный элемент предусматривает основы проектирования. В программах «Трудовое обучение», «Технологии» на выполнение проектов отводится 25% учебного времени, а для проектов повышенной сложности учебное время дополняется за счет внеурочного.

Использование метода проектов позволяет реализовать компетентностно - ориентированный подход в трудовом обучении, интегрировать знания и навыки, полученные обучающимися во время изучения каких-либо дисциплин на разных этапах обучения.Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Главная стратегическая цель педагогов - это развитие у обучающихся устойчивой заинтересованности в какой-либо области.

В решении этой проблемы можно выделить тактические задачи, такие как:
- мотивация учебной деятельности с доминированием мотивов ее совершенствования;
- развитие познавательной самостоятельности;
- формирование и развитие творческих способностей;
- усвоение обобщенных и рациональных способов деятельности;
- формирование опыта самообразования;
- использование на практике полученных компетенций.

Но следует заметить, если делать акцент на развитие только стремления к познанию, то это может привести к негативным результатам. Люди, у которых развита только эта мотивация и неразвитая потребность к труду, могут испытывать нежелание работать. Одним из средств решения этих задач на уроках трудового обучения являются творческие проекты учащихся. Творческий проект на занятиях трудового обучения - это учебно-трудовое задание, по результатам которого создается продукт. В соответствии с потребностями социального и научно-технического прогресса, творческие проекты по изготовлению изделий, требуют знаний и умений предпринимательской деятельности. Это меняет не только содержание, но и методы обучения, формируя у учащихся компетенции, которые бы позволили адаптироваться к новым социально-экономическим условиям.

В образовательной области «Трудовое обучение» использование метода проектов способствует формированию у школьников основ технологической грамотности, культуры труда, творческого подхода к решению поставленных задач, усвоение различных способов обработки материалов.

Так, при выполнении своего творческого проекта, девушки выполняют экономический расчет, в котором отражают финансовые затраты на изготовление изделия, затраты времени, возможность массового предприятия, стоимость и тому подобное. Учебные проекты содержат в себе проблему, которая требует решения, и формулируют одну или несколько задач. Например, при изучении темы технологии обработки швейного изделия, девушкам надо подобрать модель, которая отвечает требованиям современного человека, и не требует использования дорогостоящих тканей, предложить последовательность пошива изделия, возможные варианты его изготовления, спланировать организационно-технические мероприятия, которые обеспечат высокую эффективность труда, а также повысят его производительность, занизят себестоимость, улучшат качество продукции.

Используя проектный метод обучения, обучающиеся постигают всю технологию решения задач - от постановки вопроса до результата. Проектная деятельность вовлекает каждую ученицу в активный познавательный процесс и позволяет учитывать в процессе обучения национальные, региональные условия.

При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа, но и групповая. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать друг друга, сравнивать себя с другими, и расширить зону для самооценки. При работе коллектива над групповым проектом возможно создание достаточно большого изделия, которое объединяет индивидуальные работы каждого члена группы. Например, во время работы над проектом в разделе «Обработка текстильных материалов» по теме: «Вышивка» (изготовление салфеток с использованием элементов народной вышивки) возможно соединение индивидуальных работ учениц в одно изделие - набор салфеток для праздничного стола, то есть общий объект проектирования, варианты которого обсуждаются в группе, сопровождаются разработкой орнаментов, имеющих дизайнерские решения. При этом логика построения деятельности учащихся должна соответствовать общей структуре проектирования, при которой вся группа коллективно решает одну проблему, совместно овладевая общей темой. Такие проекты позволяют проявлять коммуникативные способности каждого обучающегося.

Тематика проектов требует от обучающихся знаний по многим предметам. Это обеспечивает естественную интеграцию знаний. Так, при выполнении проекта по разделу «Технология обработки текстильных материалов» необходимы знания из курсов математики и черчения (выполнение расчетов и чертежей изделий); навыки изобразительного искусства (выполнении эскизов объектов труда); навыки шитья (изготовление изделий). В работе используются новые знания, информация, образ действий, приобретенный опыт.

Проектирование практически позволяет обучающимся осознать роль знаний и навыков в жизни и обучении. Знания уже не являются целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогают овладеть образцами культурного мышления, формировать свои мыслительные стратегии, позволяющие каждому самостоятельно приобщаться к достижениям культуры.

Одним из конечных этапов работы над проектом является оценивание результатов проектирования. Оценивание - это имитация профессиональной экспертизы. Предварительно проект защищается в группе, потом дорабатывается и защищается окончательно. При защите своего проекта обучающиеся показывают свою компетентность в специальных вопросах, касающихся проекта; учатся убеждать своих одноклассников, педагогов в целесообразности работы, ее стоимости; проявляют старательность, добросовестность, аргументацию предлагаемого решения, уровень творчества и оригинального подхода. Особенность системы выполнения проектов - совместная творческая работа учителя и ученика.

Реализация метода творческих проектов меняет позицию не только самого учителя, который из носителя готовых знаний становится организатором самостоятельной познавательной деятельности учеников, но и превращает модель личности ученика на модель компетентной личности.Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Литература:
1. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основы образовательной технологии . М.: Центр "Педагогический поиск", 2003.-256
2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательной технологии. М.: Народное образование, 2000. -240 с.
3. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики./ Под ред. М.Н.Скаткина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Образование, 1982.- 319 с.
4. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2002.- 368 с.
5. Лукаш С. Формирование умений и навыков во время изучения экономических вопросов на уроках обслуживающего труда.
6. Поборченко Н. Новые образовательные технологии «Директор школы», 2007.-38.
7. Родыгина И.В. Компетентностно ориентированный подход к обучению, Х: Издательская группа «Основа», 2006.
8. Саенко Т. Инновации в профессиональной подготовке учителя технологического образования «Мир воспитания», 2007.-6/25 -15 сек.
9. Река Ю. Самообразование и творчество подростков.
10. Симоненко В.Д. Творческие проекты учащихся общеобразовательной школы.
11. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования/ Народное образование.-2003.-№2 - с.58-64
12. Шляховая Г.Г Развитие творческих способностей на занятиях по трудовому обучению, Донецк, 2002.



© 2010-2022