- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа по элективному курсу Народные промыслы
Рабочая программа по элективному курсу Народные промыслы
Раздел | Технология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Евдокимов В.А. |
Дата | 18.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рассмотрено
на заседании ШМС
Протокол № ___
от « » сентября 2015 г.,
Руководитель: ________ /.............................../
Согласовано
заместитель директора по УВР
________/Войконов А.В./
«_____» «__________ » 2010 г
«_____» сентября 2015 г.
Утверждено:
Директор школы:
_________ /Войконов В.И. /
«_____» сентября 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»
Класс 9
2015-2016 учебный год
Ф. И.О. учителя: Евдокимова В.А.
Пояснительная записка.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роли искусства в жизни общества - главный смысловой стержень программы.
Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся. Программа построена с учётом эмоциональной отзывчивости школьников, любознательности и способности овладевать определёнными теоретическими знаниями и практическими навыками.
За последние годы необыкновенно возрос интерес к прикладному декоративному искусству, основой которого является природный материал. Очарование произведений из материала состоит в том, что позволяет развить фантазию и чувство вкуса, дает возможность научиться видеть и находить красивое и необычное, создавать своими руками удивительные разнообразные творения искусства для своего дома и для друзей.
Цели курса:
-
Развитие личностного творческого потенциала школьника и формирование его духовности и эстетической культуры.
-
Создание условий, способствующих развитию личностного творческого потенциала.
-
Интерес к искусству и эмоциональная отзывчивость на всё прекрасное снимут негативную психологическую перегрузку, получаемую в повседневной жизни.
Задачи курса:
-
Осуществление художественного познания мира школьниками через собственную деятельность.
-
Освоение эстетической ценности явлений и предметов окружающего мира, с так же духовной значимости человека.
-
Изучение удивительных ремесел - лозы, соломки, бересты, резьбы по дереву. Формирование основ художественных знаний.
-
Отбор среди форм, методов и приёмов тех, что способствует развитию творчества, оптимизации образного мышления.
-
Ознакомление с особенностями работы в области современного прикладного искусства - лозы, соломки, бересты, резьбы по дереву и развитие художественного вкуса и потребности в общении с искусством.
Ожидаемые результаты
-
Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.
-
Умение воплощать в декоративных работах свои собственные впечатления.
-
Создавать прекрасное своими руками. Ценить свой труд, уважать чужой.
-
Уметь применять теоретические знания на практике. Уметь пользоваться природным материалом и создавать интересные композиции.
В процессе изучения курса «Народные промыслы» систематизируются и расширяются представления детей о современном декоративном - прикладном искусстве - лозы, соломки, бересты, резьбы по дереву.
Элективный курс даёт учащимся конкретное представление о сложности многогранного труда художника, знакомит их с процессом создания поделок из соломки, лозы, бересты, резьбой по дереву, развивает пространственное мышление, понимание декоративности, умение компоновать на плоскости (картоне) и объёме (предмете).
Курс рассчитан на 34 часа, из них теория - 10 часов, практика - 24 часа.
Учебно-тематический план элективного курса
«Народные промыслы»
№
п/п
Раздел
Темы
Количество часов
Теория
Практика
I.
Золотистая соломка.
3
8
1.
Вводное занятие.
1.Из истории соломки и ее основные законы.
1
2.
Подготовка к
работе
с соломкой.
1.Инструменты, оборудование, материалы и
приспособления.
1
2.Подготовка соломки к работе.
1
3. Основные приемы работы.
1
3.
Техника изготовления изделий из соломки.
1.Изготовление цветка.
2
2. Композиция «Анютины глазки».
3
3. «Ромашки»
2
II.
Гибкая лоза
1
5
Вводное занятие
1.Экскурсия в заросли ивы
1
2.Простейшие приемы плетения из прутьев
1
3.Плетение корзинки для ягод
4
III.
Береста
2
5
1.
Вводное занятие.
1 Правила безопасности труда
1
2. Плетение из бересты
0,5
1,5
3. Роспись по бересте
0,5
1,5
4. Резьба по бересте
2
IV.
Художественная обработка древесины
3
6
1
Вводное занятие.
1.Исторические корни развития деревянного зодчества и резьбы по дереву. Правила безопасного выполнения работ.
1
2.
Художественное выжигание.
1. Знакомство с выжигателем. Технология и правила безопасной работы.
0,5
2. Выжигание по контуру.
1,5
3.
Резьба по дереву.
1. Контурная резьба.
0,5
1,5
2. Геометрическая трехгранно-выемчатая резьба.
0,5
2,5
4.
Отделка изделий лакокрасочными материалами.
1. Отделка готовых изделий.
0,5
2.Приемы отделки: шлифование и полирование, покрытие маслом, воском, морилкой, лаками, тонирование.
0,5
V.
Итоговое занятие.
1
1. Выставка работ из природного материала.
1
Итого:
10
24
Примечание: Итоговое занятие можно вести по выбору учителя.
Раздел I. Золотистая соломка - 11 часов
Тема 1. Из истории соломки и ее основные законы - 1ч.
Тема 2.Подготовка к работе с соломкой - 3ч.
Занятие 1.Инструменты, оборудование, материалы и приспособления - 1ч.
Основные инструменты и приспособления, применяемые при работе с соломкой:
-
Инструменты: ножницы, шило, пинцеты, линейки, карандаши, нож, кусачки;
-
Оборудование: гладильная доска, коробки полиэтиленовые, электровыжигатель;
-
Приспособления: кисти, подушки(10x15);
-
Материалы: красители, картон разной толщины, писчая белая бумага, набор тряпочек, лак, клей ПВА, ткани для фона, рамки, стекло, пенопласт.
Занятие 2. Подготовка соломки к работе - 1 ч.
Окрашивание, тонирование, отбеливание соломки.
Изготовление соломенных лент. Изготовление соломенного полотна.
Занятие 3. Основные приемы работы. (Практическая работа - 1 ч.)
Изготовление листьев. Листья выполняются следующими способами:
Первый способ. Выкройку листа разрезаете по центральной жилке, следуя ее изгибу. Затем на каждой половинке отмечаете карандашом долевые линии соответственно боковым прожилкам и наклеиваете по ним соломенные ленты плотно, без просветов. Просушенные половинки листа вырезаете по контурам, выкладываете их на кальку или полоску гофрированной бумаги, приклеиваете друг к другу «встык» или «внахлест». После просыхания листья обрезаете не по контуру листа, а по пунктирной линии, показанной на рисунке.
Второй способ. Выкраивание листа из соломенного полотна. На выкройке листа определяете долевые линии в соответствии с направлением центральной и боковых прожилок. Деталь листа разрезаете на две половинки, каждую из которых накладываете на соломенное полотно так, чтобы долевые линии половинок листа и соломенного полотна совпадали.
Тема 3. Техника изготовления изделий из соломки.
(Практическая работа - 7ч).
Занятие 1. Изготовление цветка - 2 ч.
Изготовление сердцевины. Лепестки цветка (способы выполнения лепестков). Сборка цветка.
Занятие 2. Композиция «Анютины глазки» - 3ч.
Лепестки анютиных глазок выполняются методом «веер». Листья анютиных глазок выполняются разными способами. Сборка цветка и составление композиции. Оформление работы.
Занятие 3. «Ромашки» - 2 ч.
Сочетание соломки и сухих растений в изображении ромашек. Плоскостно-тональная аппликация.
Раздел II. Гибкая лоза
1.Вводное занятие. Правила безопасности труда -1ч.
Рассказ об основных операциях по изготовлению изделий из лозы. Заготовка и хранение прутьев. Материалы и инструменты для работы. Правила обращения с инструментами.
2.Простейшие приемы плетения из прутьев -1ч.
Простейшие приемы плетения «заборчика», соблюдая правила безопасности.
Практическая работа.
3.Плетение корзинки для ягод -4ч
Техника плетения корзины. Рассмотреть разные формы корзин: круглые, овальные. Инструменты, применяемые для плетения.
Практическая работа.
Раздел III. Береста
1.Вводное занятие. Правила безопасности труда -1ч.
Краткие сведения об искусстве обработки бересты. Технологические разновидности работ с нею. Ознакомление с инструментами, требования безопасности труда. Вопросы охраны природы при заготовке бересты.
2. Плетение из бересты -2ч.
История плетения. Разновидности плетения из бересты: прямое, косое, комбинированное. Инструменты, применяемые для плетения.
Практическая работа.
3. Роспись по бересте -2ч.
Организация рабочего места для работы над росписью изделий из бересты. Краткие сведения об истории росписи, видах, технике и красках.
Практическая работа.
4. Резьба по бересте -2ч.
Декоративные и технологические особенности резьбы по бересте. Виды и элементы резьбы. Типовые композиции резного орнамента. Инструменты и приемы работы. Отделка и монтаж резных вставок. Виды и классификация клеев и подкладок под прорезную бересту.
Практическая работа.
Раздел IV. Художественная обработка древесины
1.Вводное занятие - 1 ч.
Цели и задачи курса. Исторические корни развития деревянного зодчества и резьбы по дереву. Народные промыслы и ремесла России. Виды декоративно-прикладного искусства. Правила безопасного выполнения работ. Организация рабочего места. Материалы, инструменты и приспособления.
2.Художественное выжигание - 2 ч.
Художественное выжигание. Знакомство с выжигателем. Технология и правила безопасной работы. Орнаментальное украшение изделий выжиганием. Правила разметки, копирования рисунка, перевода по шаблону. Выжигание по контуру.
Практическая работа.
3.Резьба по дереву - 5 ч.
3.1. Контурная резьба - 2 ч.
Традиции и особенности контурной резьбы. Технология ее выполнения. Разновидности изображений контурной резьбы: анималистические, растительные, орнаментальные и др. Понятие об орнаменте. Его роль в декоративно - прикладном искусстве. Виды орнаментов. Способы построения орнаментов. Технология украшения орнаментом предметов быта. Подготовка поверхности для контурной резьбы. Тонирование. Перевод рисунка. Изготовление резной композиции.
Практическая работа.
3.2.Геометрическая резьба - 3ч.
Ее применение в украшении предметов быта, орудий труда и интерьера дома. Элементы геометрической резьбы. Приемы разметки и техника резьбы «сколышей». Элемент «треугольник», «вытянутый треугольник» - приемы разметки и техника резания. . Приемы работы « на себя» и « от себя». Приемы наколки и подрезки пирамидки. «Сияние» - приемы разметки и резания. Техника резьбы розеток. Построение и разметка розеток под резьбу. Композиция в геометрической резьбе: центральная часть, фон, орнамент. Приемы построения геометрических фигур и последовательность разметки резного поля и орнамента. Техника резьбы. Составление композиций из элементов геометрической резьбы и резание на учебно - тренировочных дощечках. Подвиды геометрической резьбы.
Практическая работа.
4.Отделка изделий - 1 ч.
Отделка готовых изделий. Материалы и инструменты, применяемые при отделке. Приемы отделки: шлифование и полирование, покрытие маслом, воском, морилкой, лаками, тонирование. Правила безопасной работы с отделочными материалами.
Литература
1. Афанасьев А. Ф. Резьба по дереву. М., 2006.
2. Барадулин Б.А. Сельскому учителю о народных промыслах.- М.: Просвещение, 1979.
3. Булдыгина, Г.Е. Цветы из соломки, Шадринск: Изд - во ПО «Исеть», 2005.
4.Газарян С.К. Прекрасное своими руками.- М.: Детская литература, 1979.
5. Коганова, Н.П. «Фантазия и ваших рук творение», Петрозаводск, «Карелия» 1997.
6.Коновалова Л.Ю. Предметы искусства в интерьере жилища. // Школа и производство.- 1999.- №3- с59.
7.Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.-М.,2002.
8. Клиентов А.Е. Народные промыслы. - М., Белый город, 2006
9.Лазарев Л.В. Плетение лозой, берестой, соломой, рогозой.- М.: Аделант, 2004.
10.Махмутова Х.И. Роспись по дереву.- М.: Просвещение, 1987.
11. Панченко В. В. Выжигание по дереву. Ростов- на- Дону., 2005.
12.Тулупова Е.А. Объемная аппликация из бересты. // Школа и производство. - 2003. - №7. - с.24-27.
13.Федотов Г.Я. Прорезная береста. // Школа и производство. - 1991. - №5. - с.66-67.
14. Черныш, И.В. Поделки из природных материалов, Москва «АСТ - ПРЕСС, 1999.