Программа кружка дополнительного образования Мастер-умелец

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»





Мастер-умелец


Программа дополнительного образования детей 10-15 лет



Составитель: Волкорез Владимир Васильевич,

учитель технологии

Программа рассчитана на 1 год обучения

Программа кружка дополнительного образования Мастер-умелец




г.Радужный

2014-2015г.


Пояснительная записка

Программа дополнительного образования детей «Мастер-умелец» является модифицированной, т.к. составлена на основе программы Каплан Н.И. «Народные художественные промыслы» и адаптирована к работе объединения «Мастер-умелец» в условиях общеобразовательной школы. Она относится к художественно-эстетической направленности и рассчитана на детей 10-15 лет.

Дерево всегда было и остаётся одним из самых привлекательных поделочных материалов. Оно не только доступно в обработке несложным набором традиционных инструментов, но и красиво в декоративном отношении.

Резьба по дереву всегда была спутницей деревянной архитектуры. Ею украшали дома и церкви, общественные здания и хозяйственные постройки. Наибольшее развитие она получила к началу XX века. Этому способствовали природные условия, традиции, многовековой опыт. Дерево было самым доступным материалом, легко обрабатывалось несложным инструментом. Каждый хозяин стремился понаряднее украсить свое жилище, нередко дом почти весь был увит резьбой. Резьба всегда подчеркивала основные элементы здания, связанные с его планировкой, конструктивными особенностями, высотностью т.п., гармонично соединяла в себе декоративные и утилитарные начала и, как правило, осуществлялась по канонам народного зодчества, основываясь на местных традициях.

Искусство резьбы по дереву в силу его близости детскому восприятию и творческим проявлениям - является важным средством для воспитания в детях уважения к культурно-историческому наследию своей страны, развитию у них художественно-творческих способностей, формированию таких важных качеств, как уважение к труду и умение красиво выполнять свою работу.

В части методов обучения занятия в предлагаемой авторами концепции целиком основываются на идеях развивающего обучения, так как программа предусматривает последовательное усложнение заданий. Используются методы здоровьесберегающих технологий. Задания, которые предстоит выполнить учащимся, направлены на развитие у них с первых занятий не только навыков техники резьбы по дереву, но и двигательной сферы, и творческого начала. Обучение предусматривает обязательное выполнение домашнего задания, в виде копирования специальных рисунков, самостоятельных композиционных рисунков с натуры.

Работа кружка направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников. Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов. Предусматривает групповые и индивидуальные занятия. Материал программы предусматривает теоретические и практические занятия. Особое место уделяется отработки практических навыков и умений школьников с использованием машиноведения (токарные станки СТД-120т, сверлильный станок, электролобзик).

В процессе занятий уделяется особое внимание вопросам техники безопасности.

Коллективность выполнения отдельных изделий развивает у школьников чувства взаимопомощи и ответственности за общее дело.

Темы программы помогают учащимся ознакомиться с профессиями: столяр-плотник, краснодеревщик, маляр, станочник деревообрабатывающих станков, а так же навыки.

Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с высокохудожественными образцами народного искусства прошлого и настоящего, традициями народных ремесел, образцами эскизов и рисунков, а также посещение тематических выставок и музеев декоративно-прикладного искусства.

Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Законченные изделия могут использоваться для украшений интерьеров школы, как экспонаты школьного краеведческого музея и учебные пособия для начинающих

При выполнении практических работ школьники осваивают не только технологические приемы, но и решают задачи создания целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.

Художественная обработка материалов является синтетическим видом творчества, так как включает в себя технологические приемы различных видов декоративного искусства. Специфические приемы художественной обработки материалов и эстетические знания для формирования художественного изделия. Кроме этого, художественная обработка материалов требует серьезных знаний и умений в обращении с ручным инструментом, разнообразными дополнительными и вспомогательными инструментами и приспособлениями, знаний свойств различных пород древесины. Именно поэтому данная программа предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественным решением изделия.

В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса у учащихся, и выявлении у них творческих возможностей. Объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы постепенно и последовательно охватить все технологические приемы, быть максимально познавательными, иметь эстетическую привлекательность и давать представление о традициях народного декоративно-прикладного искусства.

Программа ориентирована на формирование знаний в области декоративно-прикладного искусства. Большое внимание уделено планированию работы, безопасным приемам работы, правильной организации рабочего места, работе с графической документацией, выполнению самостоятельных творческих проектов. Изучение основ художественной обработки материалов, создание высокохудожественных изделий, разработку самостоятельных творческих проектов.

Цель:

Развитие творческих способностей учащихся в процессе включения в художественную деятельность по изготовлению изделий декоративно-прикладного творчества.

Задачи:

1 Ознакомление с особенностями профессий, связанных с деревообработкой.

2 Подготовка учащихся к семейной жизни, ведению домашнего хозяйства, ремонтным работам в быту.

3 Воспитание гражданина России, гражданской ответственности, как будущего созидателя, труженика.

4 Закрепление умений и навыков, полученных на уроках «технологии».

5 Воспитание интереса к народному творчеству, умение оценивать свою деятельность;

Программа призвана обеспечить:

-создание и реализацию условий для развития творческих способностей каждого учащегося.

-тесные межпредметные связи с уроками изобразительного искусства, черчения и краеведения;

-воспитание у учащихся осознанного отношения к труду и учебе, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности;

-формирование общетрудовых и начальных профессиональных умений;

- В программе обеспечивается преемственная связь в содержании учебного материала всех блоков, реализация развивающей и воспитывающих функций учебного курса в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Достижение высоких результатов обученности у воспитанников предполагается обеспечить за счет индивидуализации и дифференциации обучения с учетом познавательных интересов и склонностей учащихся (подбор индивидуальных заданий, развитие и стимулирование интереса в том или ином виде народного промысла).

Программа предусматривает ознакомление учащихся 6 - 9 классов с основными технико-технологическими знаниями, формирование умений и навыков по деревообработке.

Материал включает в себя сведения о ручной и механической обработке древесины, применяемых материалах, инструментах и станках; основных заготовительных, обработочных, контрольно-измерительных и отделочных операциях. Учебный материал имеет политехническую направленность. Так, знания по планированию, контролю, измерению и другие, дают представления об общих закономерностях и процессах, характерных для всех видов производств.

В процессе реализации учебного материала решается комплекс воспитательных задач.

Так, например материалы, связанные с местной историей народных ремесел направлены на формирование у учащихся интереса и любви к истории своего края, добросовестного отношения к труду, бережливости.

Для обучения практическим навыкам и умениям, наряду с традиционным оборудованием необходимо использовать наборы инструментов для резьбы. В связи с тем, что работы связанные с резьбой по дереву обладают повышенной травмоопасностью, особое внимание уделяется соблюдению учащимися правил по технике безопасности труда, санитарии и личной гигиене.

Направления деятельности:

«Художественная обработка древесины»




































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Темы

Всего часов



«Художественная обработка древесины» - ( 120часа)


Дата

Корр.дат

1.Вводное занятие: цели и задачи ТБ.

2



2.Рабочее место. Устройство лобзика.

2



3.Древесина, породы древесины, фанера.

12



4.Заправка полотна (пилки) в лобзик.

10



5.Выбор рисунка, подготовка основы для выпиливания.

10



6.Приемы выпиливания

12



7.Приемы выпиливания.

12



8.Подготовка заготовки (фанера).

10



9.Подготовка заготовки (фанера).

10



10-16. Работа над объектом, выпиливание по внешнему контуру

12



17. Выпиливание по внутреннему контуру (приемы).

4



18. Инструменты для создания отверстий: коловорот, сверлильный станок. Приемы работы.

4



19-22. Работа над объектом (выпиливание по внутреннему контуру).

10



22-24. Отделка, зачистка изделия. Оценка работы.

10



Итого

120





















Содержание изучаемого курса

«Художественная обработка древесины» - ( 120 часа)

Теоретическая часть

Правила безопасности труда при выполнении операций по обработке древесины.

Деревообработка - одна из древнейших профессий. Безопасность труда при деревообработке. Инструменты и приспособления для столярных работ. Общее понятие о производстве пиломатериалов. Изготовление фанеры. Основные ручные инструменты для работы. Назначение и устройство лобзика и приспособлений, применяющихся при выпиливании лобзиком. Виды клея и технология изготовления соединений на клею. Технология обработки поверхностей масляными лаками. Выпиливание из фанеры лобзиком изделий с прямолинейными и криволинейными вырезами. Отделка изделий выжиганием.

Практическая часть

Приёмы и последовательность пиления (продольное, поперечное, смешенное), виды пил. Приёмы и последовательность строгания, виды стругов: шерхебель, рубанок, фуганок, калёвки.

Сборка и отделка изделий. Способы соединения деталей из древесины (на гвоздях, шурупах, клею). Последовательность соединения деталей из древесины

Демонстрации. Таблица «Техника безопасности при работе в школьных мастерских». Презентация: «Устройство слесарных инструментов», «Виды соединения деталей», «Технология изготовления изделий в школьных мастерских»

Подведение итогов:

  • Экскурсия на деревообрабатывающее производство.

  • Посещение выставки декоративно-прикладного искусства.

  • Организация выставки поделок в школе (поощрения и награждения учащихся).

Ожидаемые результаты

После окончания курса обучения, предусмотренного программой, учащиеся должны знать:

  • классификацию видов резьбы;

  • историю возникновения и развития художественной резьбы по дереву;

  • образцы коллекции произведений народного декоративно-прикладного искусства, в частности, художественной резьбы по дереву;

  • характерные особенности местной художественной резьбы по дереву;

  • правила безопасности при обработке художественных изделий.

Учащиеся должны уметь:

  • рисовать с натуры и делать композиционные схемы;

  • делать зарисовки с образцов народного декоративно-прикладного искусства;

  • разрабатывать самостоятельно несложные композиции резьбы по дереву;

  • владеть инструментом для резьбы по дереву;

  • владеть техническими приемами резьбы по дереву;

Преподаватель должен использовать программу творчески, исходя из конкретных условий работы и уровня подготовки учащихся.

Методическое обеспечение

При проведении занятий используются объяснение, показ, закрепление (отработка навыков), применение изученных элементов на практике.

В процессе реализации данной программы предусмотрено использование следующих методов:
беседа, лекция, наблюдение, показ образца выполнения задания, демонстрация иллюстраций, практические задания, самостоятельная разработка идеи, продукта.

Художественная деятельность учащихся на занятиях выражается в выполнении заданий творческого характера и находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий.

I Групповая (работа в группе),

II Индивидуальная (станочное оборудование)

III Коллективная (выполнение общего изделия)

На занятиях педагог использует плакаты, таблицы, фотографии, образцы изделий, раздаточный материал.

В ходе проверки знаний применяется текущий, промежуточный, итоговый контроль.


















Используемая литература


  • Журналы «Школа и производство», подписка 2000-2005 г.

  • Рихви Э.В. «Обработка древесины в школьных мастерских»

  • Лямин И.В. «Художественные работы по дереву»

  • Афиногенов А.Н. Приспособления для школьных мастерских и УПК. - М.: Просвещение, 1981.

  • Барадулин В.Л. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 2006.

  • Гатанов Ю.А. Развитие творческого мышления. Психологическая газета,
    2006 №12

  • Гришина Г.А. Краеведческий материал как средство развития познавательной и творческой деятельности школьников. - Челябинск, 2008.

  • Джонс д.К. Инженерное и художественное конструирование. - М.: Мир, 2003.

  • Ельников Д.П. Обучение школьников прикладным художественным видам труда. - Школа и производство. №1, 2000. стр. 3 7-39.

  • Ельников Д.М. Воспитание школьников в процессе трудового обучения. М. 2000г.

  • Каплан Н.И. Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы. - М.: Высшая школа, 2001.











© 2010-2022