Современные образовательные технологии в коррекционных классах

Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Современные образовательные технологии

в коррекционных классах

В современном, быстро изменяющемся мире перед образовательной организацией стоит задача поиска и выбора наиболее эффективных условий организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, направленные на обеспечение обучающихся необходимым багажом знаний и умений, подготовку к жизни в современных социально-экономических условиях. Одним из возможных путей повышения эффективности и результативности учебно-воспитательного процесса является использование современных педагогических технологий. В нашей школе наиболее активно педагогами применяются следующие педагогические технологии (или их элементы): информационно-коммуникационные, проектные, игровые, проблемного обучения, личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, здоровьесберегающие. В данной статье кратко обобщен опыт педагогов по применению следующих педагогических технологий:

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

Информационно-коммуникационные технологии в коррекционных классах приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия; как помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации, что особенно актуально в условиях общеобразовательной школы.

Применение ИКТ расширяет возможность соблюдения основных принципов коррекционного образования: от сохранного к нарушенному, многократность повторений (при изучении нового материала всегда идет повторение или опора на ранее изученный материал, что предполагает использование большого количества таблиц, схем и т.д., а использование ИКТ позволяет заменить их 1-2 слайдами), выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций.

При обучении в коррекционных классах большое значение имеют наглядные методы обучения, что хорошо реализуется при использовании ИКТ. Кроме этого, применение ИКТ позволяет:

- регулировать темп предъявления информации в соответствии с возможностями школьников с интеллектуальной недостаточностью;

- регулировать объем информации, что способствует лучшему усвоению материала;

- включать задания, тесты, вопросы, дидактические игры разного уровня сложности, что способствует актуализации имеющихся знаний, закреплению и обобщению полученных в ходе урока сведений, осуществляя индивидуальный подход);

- в случае затруднений есть возможность неоднократного возвращения к нужному слайду (для уточнения, получения подсказки в виде разъяснения или выбора варианта ответа);

- осуществлять самопроверку при показе на экране правильного ответа;

- осуществлять коррекцию речи обучающихся, что облегчает работу с основными понятиями и словарными словами. Трудные орфограммы выделяются в словах цветом или увеличиваются в размере. Обучающиеся могут переписать словарные слова с экрана в рабочие тетради, а затем придумать с ними словосочетания или предложения. Усваивая и запоминая специальную терминологию, школьники с интеллектуальной недостаточностью пополняют свой словарный запас, закрепляют навыки грамотного написания терминов.

Обучающимся при работе с мультимедийной учебной презентацией отводится активная роль: опираясь на зрительные образы конкретных объектов и явлений, дети с интеллектуальной недостаточностью под руководством учителя учатся сравнивать, анализировать, выделять главное, делать обобщения. Таким образом, учитель сможет организовать единый процесс развития образного восприятия и мыслительной деятельности обучающихся.

Технология проблемного обучения.

Проблемное обучение формирует познавательную активность обучающихся, способствует выработке психологической установки на преодоление познавательных трудностей, развитию творческих способностей. Идею проблемного обучения развивали Ушинский К.Д., Занков Л.В. Особый вклад в развитие проблемного обучения внесли Матюшкин А.Н. и Махмутов М.И.

Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся с учителем.

Для обеспечения развития познавательной деятельности обучающихся в проблемном обучении необходима оптимальная последовательность проблемных ситуаций, их определенная система. Сущность уровней проблемности заключается в следующем:

- проблемная задача, сформулированная на самом высоком уровне, не содержит подсказки;

- на высоком уровне, содержит одну подсказку;

- на среднем «а» уровне - содержит две подсказки;

- на среднем «б» уровне - содержит три подсказки;

- на низком уровне, содержит ряд последовательно предлагаемых заданий и вопросов, которые постепенно подводят обучающихся к выводу.

Рассмотрим применение элементов проблемного обучения на уроках профессионально - трудового обучения. Обратимся к примерам. Наиболее благоприятные условия для возникновения проблемных ситуаций появляются, когда школьники не знают, как выполнить проблемное задание, ответить на вопрос, объяснить новый факт. Проблемная ситуация возникает и потому, что школьники об одном и том же предмете на разных этапах обучения получают знания различного уровня. К примеру, учащиеся 5 класса узнают, что на швейной машине можно выполнить разные виды швов. Но как они выполняются, им не объясняют. В 7 классе перед ними ставится вопрос: как же образуется машинный шов? Действительно, верхняя и нижняя нитки находятся в разных местах машины и разные стороны ткани. Почему они переплетаются, образуя шов? Естественно, это общая проблема урока, и ее следует разбить на несколько частных, более доступных. Но возникновение её абсолютно закономерно.

Учитель, чтобы обратить внимание учащихся на процесс образования машинного шва, в начале изучения этой темы задает им такой проблемный вопрос: почему нельзя заправить нижнюю нитку так, как верхнюю, прямо с катушки? В поисках правильного ответа они сталкиваются с разными противоречиями, а учитель только направляет их деятельность.

Проблемный характер имеют ситуации, возникающие на основе противоречия между научными знаниями и жизненным опытом. Например, из опыта учащиеся знают, что на электрическом утюге устанавливается терморегулятор с обозначением основных видов тканей, который во время влажно тепловых работ нужно ставить в соответствующее положение. На вопрос «Для чего это делают?», - они отвечают: «Чтобы не перегреть утюг». Тогда почему же не используют плавкий предохранитель, а предусматривают несколько положений регулятора? Этот вопрос вызывает у учащихся затруднение. Пятиклассники не изучали еще физических свойств волокон всех тканей и не знают, что те имеют различную температуру плавления.

Проблемные ситуации возникают и во время конструирования и моделирования изделий, когда из системы имеющихся знаний нужно выбрать необходимые. На практике часто приходится видоизменять предлагаемую модельерами одежду. А для этого необходимо учитывать все элементы изделия. Так, если изменяется цвет или рисунок ткани, то изменения требуют и отделка изделия, и расположение фасонных линий и т.п. Соответствующие теоретические сведения сообщаются, но все практические ситуации невозможно предвидеть и описать. Поэтому, как правило, им дается общее представление об особенностях изменения конструкции изделия, а в каждом конкретном случае они должны применять необходимые знания, выделив их из системы имеющихся.

Предположим, предложенная модель платья должна изготавливаться из клетчатой ткани, а учащиеся вынуждена делать его из ткани в полоску. При этом возникает ряд вопросов: почему модельер для данной модели рекомендует ткань в клетку? Можно ли заменить ее тканью в полоску? Если это возможно, то появляются еще несколько вопросов: как разместить фасонные линии на платье? Какие элементы (воротник, манжеты, рукав, пояс, пуговицы и т.п.) следует заменить? Как разместить выкройку? Причем ответ на каждый вопрос нужно аргументировать соответствующими знаниями.

При использовании имеющихся знаний в новых условиях также нередко возникают проблемные ситуации. Так, учащиеся знают, что выбирая цвет и рисунок ткани для изделия, следует учитывать иллюзорность восприятия. В случаях, идентичных показанным учителем, они делают это без больших усилий. Но как быть, если рисунок ткани сложный и необходимо найти такой его элемент, с помощью которого можно было бы скрыть недостаток фигуры.

Возникновение проблемной ситуации неизбежно и тогда, когда проявляется несоответствие между теоретически возможным путем решения задачи и практической невыполнимостью или нецелесообразностью выбранного для этого способа. Не имея соответствующего опыта и знаний, учащиеся, собираются шить платье из плотной ткани с воротником, имеющим длинные и слишком острые концы. Поскольку замысел возник, они ищут пути его осуществления. Искусственно снимать подобные проблемные ситуации, и прямо отвергать идею учащихся в данном случае нецелесообразно. Наоборот, необходимо создать такие условия, чтобы они сами поняли недостатки своего замысла. Например, в данном случае можно обратить внимание на то, что обработать такой воротник практически не возможно.

Создание проблемных ситуаций под влиянием «психологического барьера» предыдущего опыта характерно и для швейного дела, но в несколько меньшей степени, чем для технического труда. Это обусловлено тем, что в швейном деле та ил иная задача имеет меньшее количество возможных вариантов решения. Но все-таки значительная часть проблемных ситуаций возникает и по этой причине.

Во время изучения швейного дела сильнее проявляется противоречие между образом действия и практическим его выполнением. Дело в том, что большинство практических действий по швейному делу учащиеся выполняют впервые, а поэтому не чувствуют их основных элементов. Так, они не могут определить величину усилия, которое нужно приложить ногами, чтобы привести в действие привод швейной машины. Научиться правильно выполнять действия можно только в ходе многочисленных упражнений. Однако бездумным, механическим повторением одних и тех же действий нельзя достичь мастерства, поскольку оно всегда связано с рациональностью, закономерность движений и своевременной реакцией на сигналы обратной связи. Обучение необходимо строить таким образом, чтобы во время создания образа действия учащиеся воспринимали не только последовательность операций, но и видели закономерности их выполнения, легко переносили имеющиеся умения в новую ситуацию. Экспериментальная проверка показала, что те учащиеся, которые знают строение, принцип работы и закономерности работы ножного привода швейной машины, значительно быстрее усваивают это сложное действие, чем те, которые начинают учиться шить, не выяснив этих вопросов.

Проблемные ситуации возникают на уроках швейного дела и вследствие проявления противоречивых суждений. Создать оригинальные модели, составить рациональную технологию изготовления изделия, выбрать необходимый для них материал можно только в ходе активного, творческого анализа всех «за» и «против», т.е. в процессе анализа суждений.

Характерной особенностью проблемного обучения на уроках швейного дела является то, что большинство учебных проблем требует для их решения использование наглядности в виде образцов одежды, рисунков и иллюстраций.

Широкие возможности для использования проблемного обучения в изучении учебного материала имеются при изготовлении плечевых изделий. Это обусловлено, тем, что учащиеся уже подготовлены к проблемному обучению - имеют достаточный объем знаний по швейному делу и владеют основными приемами творческого мышления; материал темы достаточно актуален. К примеру, определять виды одежды учащиеся могут с незначительной помощью учителя. Более сложными являются задания по выделению признаков для ее классификации. Учитель может назвать одежду, предназначенную для разных сезонов, и попросить классифицировать ее по одному из признаков. Определение критериев классификации является проблемным заданием.

Для активизации умственной деятельности учащихся можно задать им такой вопрос: что общего у праздничного и повседневного платья и чем они отличаются? Причем, во время ответов необходимо ориентировать их не на простые перечисления общих и отличительных особенностей, внешних элементов платья, а на выделение их конструктивных, принципиальных черт, определение стиля, композиции и т.д.

Фасоны одежды определяются модой и часто меняются. Поэтому прежде чем шить платье, нужно внимательно ознакомиться с их особенностями. Отсутствие у учащихся опыта в выборе фасона часто приводит к искажению моды. Задача учителя - выработать сознательный подход к выбору фасона. Нужно подобрать ряд проблемных ситуаций, заданий, которые раскрыли бы как положительные, так и отрицательные стороны того или иного элемента.

Недостаточно развитое у школьников пространственное воображение не дает им возможности умело выбрать тот или иной фасон платья по рисунку. Поэтому необходимо подобрать соответствующие проблемные ситуации и задания и коллективно выполнить их. Можно взять несколько рисунков, на которых изображены платья с некоторыми недочетами (или отсутствием каких-то элементов), и поставить перед учащимися задание определить их и ликвидировать.

При моделировании одежды для более точного и конкретного представления силуэта его сближают с теми или иными геометрическими фигурами. Так, силуэт, основные линии которого параллельны, сравнивают с прямоугольником. Если они расходятся, то с трапецией. Из практики учащиеся знают, что существуют разные фасоны рукав, и первыми называют те, которые модны сейчас. Чтобы более детально ознакомить учеников с фасонами рукавов, учитель показывает им рисунки и на основе проблемных вопросов устанавливает, когда и какой рукав использовать предпочтительнее. Например: с каким рукавом можно сшить крепдешиновое платье? Какие рукава лучше использовать для платья спортивного стиля? Какой рукав скрадывает толщину верхней части руки?

Задание на определение способа раскладки ткани для раскроя также всегда имеет проблемный характер. В результате учащиеся должны понять, что широкую ткань для раскроя нужно раскладывать, согнув вдвое по ширине лицевой стороной внутрь, а узкую - на всю ширину в два слоя лицевой стороной внутрь. Выбирая способ раскладки ткани, необходимо учесть все рисунок и направление ворса. Долевая нить должна проходить посередине основных деталей.

Задание определить направление долевой нити является также проблемным, поскольку каждый материал имеет свои особенности. Конфликтный характер носит ситуация, когда все известные учащимся методы определения долевой нити не дают возможности обнаружить, где в данной ткани основа, а где уток. Несмотря на детальные объяснения, в процессе раскладки выкройки на ткани возникает ряд учебных проблем.



Игровые технологии.

Игровые технологии способствуют повышению познавательного интереса, развитию мышления; способствуют применению знаний в новой ситуации: являются естественной формой труда ребенка, а также способствуют объединению коллектива и формированию ответственности. Вовлечение обучающихся в игру позволяет достичь эффекта раскрепощения, умения принимать решения, общаться.

Игровые технологии активно применяются педагогами образовательной организации не только в начальных классах, но и на уроках математики, биологии, географии, истории и др. в среднем звене. Активное применение игровые технологии нашли на уроках социально-бытовой ориентировки (далее СБО), направленных на подготовку обучающихся 5-9 классов к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития.Приведу некоторые примеры ролевых игр на уроках СБО:

- «Железнодорожный транспорт» - «Покупка билета», «Посадка в вагон», «Разговор с проводником»

- «Питание» - «Прием гостей», «Сервировка стола»

- «Средства связи» - «На почте - отправка бандеролей, посылок»

- «Медицинская помощь» - «Уход за больным», «Вызов врача на дом», «Вызов скорой помощи»

- «Культура поведения» - «Я иду в гости», «У меня сегодня день рождения» и др.

Здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии (или их элементы) являются обязательным условием при организации учебно-воспитательного процесса. Для повышения работоспособности, предупреждения преждевременного утомления, снятия мышечного напряжения проводятся физкультминутки, зарядки для глаз. Организация уроков (занятий) предполагает частую смену видов деятельности (в норме 4-7 видов) и их продолжительность (не позже, чем через 7-10 минут), контроль за правильной рабочей позой. Важной составляющей является психологический климат на уроке, включающий наличие внешней (похвала, поддержка) и стимуляция внутренней (стремление больше узнать, интерес к изучаемому материалу) мотивации, наличие эмоциональных разрядок (музыкальная минутка, небольшое стихотворение, известные высказывания, уместная шутка и др.), а также взаимоотношения между участниками образовательного процесса.

Работа по изучению и применению современных педагогических технологий в коррекционных классах продолжается .

Список литературы:

Кульневич С.В. Современный урок. Часть III. Проблемный урок. Ростов-на-Дону.: «Учитель», 2006. - 288 с.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. /Под ред. В.В.Воронковой.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011.- Сб. 1

Соколенко Г.В. Информационные технологии в образовании учащихся с ограниченными возможностями здоровья.//Коррекционная педагогика. Теория и практика.-2013.-№4.-С.83-87.

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: shishkova.ru/library/articles/items/a04.htm

© 2010-2022