- Преподавателю
- Технология
- Интегрированный урок технологии и физики
Интегрированный урок технологии и физики
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Сорокин В.Ю. |
Дата | 10.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
План-конспект интегрированного урока технологии и физики.
7 класс, время работы над проектом -2 урока.
ТЕМА: Электротехника. Монтаж действующей модели квартирной проводки.
ЦЕЛИ УРОКА:
- развитие представления о применении физических законов в быту;
- формирование прочных знаний о применении условных изображений в чертежах и схемах;
- формирование умений самостоятельно разрабатывать и выполнять чертежи моделей в соответствии с выбранной конструкцией;
- развитие графических умений и навыков;
- развитие профессионального интереса к специальности "Электрик";
- воспитание самостоятельности и творческой активности в трудовой деятельности;
- формирование коммуникативных умений.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Демонстрационное оборудование: электромонтажный стенд (рис.1); понижающий трансформатор 220/36В; электроскопы; действующий электрический демонстрационный стенд с проводниками из различных материалов (нихром, сталь, алюминий, медь).
Оборудование на каждую группу для монтажной работы: счетчик электрической энергии, предохранительная колодка, автоматический выключатель, розетка открытой проводки, одноклавишный выключатель открытой проводки, настенный патрон; 4 - 5 метров провода (АПВ 1х2,5 или АПУНП 2х2,5); 0,5 метра гибкого провода (ПВ 3 1 х 0.5 или ШВВП 2 х 0,75); электротехнический нож; бокорезы; плоскогубцы; изоляционная лента. Комплект оборудования у каждого ученика на рабочем месте для графической работы: линейка, карандаш, резинка, 2 листа бумаги (формат А 4).
ХОД УРОКА
I. Организационный этап. Прием детей
Учитель технологии. Прием детей, мотивация на обучение.
- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Вести его будут два преподавателя - учитель физики и учитель технологии. Вы расположились за рабочими местами в мини- группах, в процессе выполнения заданий разрешается советоваться друг с другом. Давайте вспомним, какие элементы из квартирной электрической сети мы знаем: розетка( штепсельный разъем), выключатель, светильник. От взрослых вы еще слышали: СЧЕТЧИК, ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ, АВТОМАТИЧЕСКИЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ, их можно увидеть на электромонтажном стенде.
II. Основная часть урока
Учитель технологии. Начинаем нашу работу с выполнения первого графического задания.
Задание №1. На чистом листе, лежащем перед вами, воспроизведите в условных обозначениях (сохраняя пространственное местоположение) представленные на стенде электромонтажные изделия.
По мере выполнения работы учащимися, учителя осуществляют контроль и необходимую помощь для отдельных учащихся.
- Спасибо! Вы справились с поставленной задачей, а теперь проконтролируйте сами себя. (После выполнения работы должна получиться схема представленная на рис.2)
Рис. 2
Для этого демонстрируется лист ватмана с прочерченными условными обозначениями всех элементов электрической сети (рис.2).
- Как образуется электрическая цепь? (источник тока, потребители тока и приборы управления, соединенные между собой проводниками)
Учитель физики. А вот для того, чтобы в электрической цепи проходил электрический ток, и происходила какая - либо работа электрическая цепь должна быть замкнута. В современных схемах электроснабжения на штепсельных разъемах появляется дополнительный контакт это "заземление". Принцип действия заземления мы сейчас и рассмотрим на примере с электроскопами (знакомыми вам по урокам физики).
Демонстрация: Давайте зарядим электроскоп и посмотрим на его значение. Если соединить заряженный электроскоп с незаряженным, мы увидим, как заряд распределится между двумя электроскопами. На первом осталась примерно половина заряда. Если присоединим еще один, то увидим, что заряд на первом уменьшился еще на какую- то величину. При присоединении к контуру заземления весь заряд стекает в контур.
Выводы:
1. Присоединение нулевого проводника к контуру заземления позволяет освободить электрическую цепь от остаточного заряда и во много раз снизить риск поражения человека электрическим током.
2. Замыкая цепь, т.е. соединяя электроскопы между собой, мы переносим заряд.
Отсюда, ток- это направленное, упорядоченное движение электронов, поэтому при соединении проводника с ЭДС через потребителя со вторым проводом мы с вами замкнем цепь и упорядочим движение электронов, то есть выполним обязательное условие для прохождения тока.
Учитель технологии. Теперь мы с вами готовы выполнить следующее графическое задание.
Задание № 2. На второй половине листа, с первым графическим заданием, Вам необходимо (используя условные обозначения), но уже без допущенных ошибок, сверяясь с информацией на ватмане, соединить (условным обозначением проводника) все элементы в единую электрическую цепь.
Следует помочь учащимся, испытывающим затруднения в выполнении задания, затем воспроизвести (цветными мелками на ватмане) схему (Рис.3)
Учитель технологии. Молодцы! Правильно справились с графическим заданием. А что мы должны учесть при выполнении практической работы?
Учитель физики. Что такое проводники? (Материалы, проводящие электрический ток)
Демонстрация: (Используется самодельный стенд, принципиальная схема которого, приведена на рис.4.)
Рис. 4
Рассмотрим это на примере: Перед вами демонстрационный стенд с проводниками из различных материалов (нихром, сталь, алюминий, медь). На каждом проводнике укреплены маленькие листочки бумаги. Что произойдет при подаче напряжения? (При нагревании происходит воспламенение бумаги)
- Первый проводник нагрелся очень сильно - это нихром,
- второй нагрелся, но с задержкой по времени - это сталь,
- третий и четвертый проводники практически не нагрелись - это медь и алюминий.
При прохождении тока через проводник сильнее нагрелся тот, у которого удельное сопротивление было больше. Сопротивление проводника (R) прямо пропорционально его удельному сопротивлению (r) и длине проводника (?), и обратно пропорционально площади поперечного сечения проводника (S), что отображено в приведенной формуле : R= r
Расчетные задачи: Используя данную формулу, рассчитайте значение сопротивления для одного метра проводника. Проводники изготовлены из различных материалов. Для этого Вам предоставлен лист с заданием № 3.
Задание № 3
карточка № 1.
№ п/п
Материал проводника, его удельное сопротивление, диаметр
Формула, расчет
Значение
1
Алюминий
r Al =0,028
S Al == ------------------------------
D = 1,4 мм
RAl = r = ------------------------------
(RAl = 1.8 Ом; S Al = 1,54 мм2 )
карточка № 2.
№ п/п
Материал проводника, его удельное сопротивление, диаметр
Формула, расчет
Значение
2
Медь
r Cu =0,017
S Cu == ------------------------------
D = 1,4 мм
R Cu = r = -----------------------------
(S Cu =1,54 мм2; R Cu =1,1 Ом)
карточка № 3.
№ п/п
Материал проводника, его удельное сопротивление, диаметр
Формула, расчет
Значение
3
Нихром
r нихром = 110
S нихром == --------------------------
D = 1,1 мм
R нихром = r = -------------------------
(S нихром = 0,95мм2; R нихром = 115,8 Ом)
При выполнении данного задания целесообразно производить параллельные вычисления на доске
Учитель физики (открывает и демонстрирует вычисления на доске). Сравните, пожалуйста, результаты ваших вычислений с вычислениями на доске и попробуйте определить, какие материалы целесообразно применять при изготовлении проводников, а какие материалы пригодны для изготовления нагревательных приборов.
Ученики делают вывод: чем меньше значение сопротивления, тем меньше нагрев проводника. После наблюдения за прохождением тока через проводники, изготовленные из материалов с различным удельным сопротивлением и произведя расчеты сопротивлений можно сделать вывод, что для монтажа проводки в квартире необходимо взять провода из алюминия или меди.
Учитель технологии. Вернемся к конечной цели нашего урока и приступим к сборке и испытанию макета проводки однокомнатной квартиры.
Задание №4. "Монтаж проводки". Вспомним правила по технике безопасной работы с электричеством.
1. Работайте только исправным инструментом.
2. Соблюдайте особую осторожность при работе с монтерским ножом. Снятие изоляционной оболочки и зачистку проводящей жилы выполняйте только на подкладной доске, монтерский нож держите наклонно, режьте от себя.
3. Ручки кусачек, плоскогубцев, круглогубцев и щипцов держите в обхват, иначе можно прищемить пальцы.
4 .Инструмент подавайте ручкой от себя, а кладите на стол ручкой к себе.
5. Надежно изолируйте места соединения и ответвления проводов.
6. Не производите зарядку электроарматуры на весу. Разбирайте и собирайте электрический патрон, штепсельную вилку и электрический выключатель только на подкладной доске. Отвертку держите "от себя".
Подготовительные работы.
Для оконцовывания провода тычком необходимо надрезать и снять изоляцию от конца провода на расстоянии 15 мм. Для оконцовывания провода петелькой необходимо надрезать и снять изоляцию от конца провода на расстоянии 35 мм. Сформировать петельку. Согните кольцо диаметром 4 мм на расстоянии 8-10 мм от среза изоляции. Оставшимся концом сделайте 2-3 витка вокруг провода между изоляцией и колечком, излишки провода откусите кусачками, а витки обожмите плоскогубцами. (демонстрация работы учителем)
Учитель технологии. Практическую работу попрошу выполнять в строгом соответствии с технологической картой
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
«МОНТАЖ КВАРТИРНОЙ ПРОВОДКИ».
№ п/п
Наименование работы
Материалы, инструменты.
1
Отмерить и отрезать провод из расчета на расстояние от счетчика электроэнергии до предохранительной колодки
Бокорезы, кусачки
2
Оконцевать провод "Тычком"
Нож, бокорезы
3
Подсоединить этот провод к клеммой колодке счетчика № 2
Отвертка
4
Оконцевать противоположный конец провода "Петелькой"
Нож, бокорезы, круглогубцы, плоскогубцы
5
Подсоединить конец провода к клемме предохранительной колодки. Соединение "Петелькой"
Отвертка
6
Отмерить и отрезать второй провод из расчета на расстояние от счетчика электроэнергии до автоматического выключателя
Бокорезы, кусачки
7
Оконцевать обе стороны провода "Тычком"
Нож, бокорезы
8
Подсоединить этот провод к клеммой колодке счетчика № 4 и к автоматическому выключателю
Отвертка
9
От предохранительной колодки и автоматического выключателя отмерить и отрезать магистральные провода до штепсельного разъема
Нож, бокорезы
10
Произвести подключение этих проводов к клемме предохранительной колодки "Петелькой" и к автоматическому выключателю "Тычком"
Нож, бокорезы, круглогубцы, плоскогубцы, отвертка
11
Подсоединить эти же провода к штепсельному разъему. В зависимости от типа штепсельного разъема соединение может быть как "Тычком", так и "Петелькой"
Нож, бокорезы, круглогубцы, плоскогубцы, отвертка
12
В соответствии с монтажной схемой (рис.3) отмерьте и отрежьте провод до однополюсного выключателя. Присоедините этот провод к магистральному. Место соединения заизолировать.
Нож, бокорезы, круглогубцы, плоскогубцы, изолента.
13
Произвести подключение к клемме выключателя "Тычком"
Нож, бокорезы, плоскогубцы, отвертка
14
Отмерьте и отрежьте провод от однополюсного выключателя до патрона
Нож, бокорезы
15
Подсоединить вторую клемму однополюсного выключателя "Тычком"
Нож, бокорезы, плоскогубцы, отвертка
16
Зарядить патрон гибким проводом. В зависимости от типа патрона соединение может быть как "Тычком", так и "Петелькой"
Нож, бокорезы, плоскогубцы, отвертка
17
В соответствии с монтажной схемой (рис.3) отмерьте и отрежьте второй провод до однополюсного выключателя. Присоедините его к магистральному проводу. Место соединения заизолируйте.
Нож, бокорезы, круглогубцы, плоскогубцы, изолента.
18
Произвести подключение свободных концов проводов у патрона.
Нож, бокорезы, круглогубцы, плоскогубцы, отвертка.
19
Надежно заизолировать все места соединения проводов
Изолента
20
Проверить произведенный монтаж по схеме
Рис. 3
21
Подсоединить счетчик к внешнему источнику питания. (выход на 36 В от понижающего трансформатора) Провод с красной маркировкой подсоединяется к клемме № 1, провод с синей маркировкой подсоединяется к клемме № 3. Соединение выполняется "Тычком"
Нож, бокорезы, плоскогубцы, отвертка.
22
Проверить работу собранной схемы под нагрузкой. (Включить лампу)Убедиться в работе счетчика электроэнергии
111. Окончание урока. Воспроизведение монтажа квартирной электропроводки по этапам.