• Преподавателю
  • Технология
  • План – конспек урока по «Технологии» 7 класс, Время: 90 минут. Декоративно – прикладная обработки древесины. Тема: «Геометрическая резьба»

План – конспек урока по «Технологии» 7 класс, Время: 90 минут. Декоративно – прикладная обработки древесины. Тема: «Геометрическая резьба»

План – конспек урока по «Технологии» 7 класс,  Время: 90 минут.   Декоративно – прикладная обработки древесины. Тема: «Геометрическая резьба»   Цель  урока:                                                     создание условий для формирования у учащихся художественной и технологической культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно – творческой активности, творческих способностей.
Раздел Технология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспек урока по «Технологии»

7 класс, Время: 90 минут.

Декоративно - прикладная обработки древесины.

Тема: «Геометрическая резьба»

Цель урока:

создание условий для формирования у учащихся художественной и технологической культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно - творческой активности, творческих способностей.

Задачи:

  • воспитание уважения к народным традициям;

  • развитие индивидуальных и творческих способностей;

  • воспитание патриотизма, трудолюбия, культуры поведения.

  • познакомить обучающихся со способами художественной обработки древесины (резьбой по дереву);

  • совершенствовать эстетическое воспитание учащихся;

  • способствовать развитию технического мышления.

Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного).

Методы обучения: устный опрос, рассказ, демонстрация наглядных пособий, практическая работа.

Инструменты и оборудование:

Столярный верстак, нож-резак, деревянная липовая заготовка размерами 300*180*10, линейка, карандаш, циркуль, ластик, наждачная бумага, брус с пастой Гоя.

Время: 90 минут.

Наглядные пособия для занятий резьбой в мастерской:

  • Справочно-информационная литература;

  • Альбомы с рисунками для первых учебных работ;

  • Укладки с наборами инструментов для художественной резьбы;

  • Выставка работ учащихся прежних лет с указанием названий работ и фамилий авторов;

  • Методические плакаты;

  • Методические стенды с образцами материалов;

  • Инструкции по технике безопасности.

готовые образцы работ, презентация.

Используемая литература: учебник 7 класс, интернет ресурсы.

Ход занятия.

1. Организационный момент (5 мин.).

Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы урока, задач и проблем, которые необходимо будет решить

задачи:

  • Конструировать и изобретать;

  • Уметь планировать свою работу;

  • Проводить самоконтроль выполняемой работы;

проблемы:

  • Эскизная разработка изделия; подбор материала;

  • Столярная подготовка заготовки (пиление, строгание);

  • Разработка рисунка

  • Перенос рисунка;

  • Подготовка инструмента;

  • Выполнение резьбы;

  • Отделка изделия (опиливание, шлифование, лакирование, морение)

2. Вводная часть (5 мин.)

Учитель задает вопросы по теме урока.

  • Что вы знаете о резьбе по дереву?

  • Где применяется резьба по дереву?

  • Какие виды резьбы вы знаете?

3. Изложение нового материала (5 мин.).

Художественная обработка древесины - древнее ремесло человека. В деревянных художественных изделиях человек находил пользу и красоту. Он украшал жилище коньком на крыше резными наличниками и дверьми изготавливал деревянную посуду игрушки, сувениры.

Геометрическая резьба применяется для отделки деревянных домов как внутри, так и снаружи; бытовых предметов - полок, шкатулок, хозяйственных досок, рамок и т. д.

При ее выполнении необходимо учитывать функциональное назначение изделия, породу и текстуру древесины, размеры, вид отделки. Чем больше предмет, тем крупнее должна быть резьба.

Большое внимание уделяется материалу, из которого изготовлены украшаемые резьбой изделия. Предпочтение отдается мягким лиственным породам: липе, осине, тополю.

Липа является лучшим материалом для резьбы. Древесина ее легкая, мягкая, однородная по строению, незначительно трескается и коробится, слабо деформируется с течением времени. Цвет у нее светло-розовый, слабо различимый с небогатой текстурой. Липа хорошо обрабатывается режущими инструментами.

Рабочее место резчика по дереву может состоять из обыкновенного стола и стула, а также из верстаков, приспособленных и оборудованных для этих целей. Высота крышки верстака должна быть на уровне локтя резчика. Свет должен падать спереди и слева. Обрабатываемые изделия крепят на верстаке клиньями или винтовыми зажимами.

Для ручной художественной резьбы применяют различные режущие инструменты, в основном стамески, так для геометрической резьбы применяют плоские стамески-косяки. Резаки (косячки) бывают длинные и короткие со скосом режущей кромки под углом 30-60°.

В основе этого вида резьбы лежат всевозможные геометрические элементы - треугольники, многоугольники, ромбы, овалы, окружности.

Комбинируя простейшие геометрические фигуры, можно получить удивительный узор, где каждый штрих по-своему выразителен

Из геометрических фигур формируются сложные элементы резьбы: лесенки, витейки, бусины, змейки, сияния,

сколыши, сочетания которых друг с другом создают ее мотивы а их комбинации образуют геометрические орнаменты

Для выполнения резьбы необходимы также разметочные инструменты: остро заточенный карандаш, линейка, угольник, циркуль, транспортир.

Для подготовки заготовки используют столярные инструменты рубанок, ножовка, напильник, наждачная бумага. Применяют и бытовой электрифицированный инструмент.

5. Практическая часть занятия (70 минут)

Прежде чем приступить непосредственно к резьбе, учащиеся выполняют разметку заготовки, затем учитель знакомит учащихся с правилами безопасной работы при резьбе по дереву.

  1. При резьбе фиксируйте заготовку в удобном и безопасном для работы положении.

  2. Работу выполняйте острым инструментом.

  3. Режущий инструмент держите в руке крепко и уверенно. Контролируйте усилие в конце реза.

  4. Храните и переносите инструмент в ножнах (футляре, пенопластовом наконечнике).

  5. Не работайте на весу, на руке или коленях. Используйте упоры, державки или струбцины.

  6. Следите за левой рукой, чтобы она не попала в опасную зону действия режущего инструмента.

  7. Свободные режущие инструменты располагайте на рабочем месте справа лезвием от себя.

  8. Не ходите по мастерской с режущим инструментом в руках.

  9. Во время работы не отвлекайтесь, не размахивайте инструментом.

  10. Закончив работу, сдайте инструменты учителю, уберите рабочее место.

Прослушав инструктаж учащиеся выполняют на заготовке элементы геометрической резьбы: сколышки, треугольники. Учитель следит за правильностью выполнения резьбы, ТБ, проводит текущий инструктаж.

6. Подведение итогов (5 минут)

Учитель собирает работы, указывает на характерные ошибки и пути их устранения, выставляет оценки. Дается домашнее задание. Дежурные убирают помещение.





© 2010-2022