Методическая разработка по здоровьесбережению. (как быть здоровым)

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

28












































Содержание



Введение……………………………………………………………3

1.Причины заболеваний педагогов…………………………….4 - 6

2.Стресс - болезнь 20-21 века.

2.1.Предупреждение стрессовых ситуаций…………………7 - 8

2.2.Тесты «Эмоциональное выгорание педагога»…………8 - 10

2.3.Упражнения для снятия психического и

физического напряжения…………………………………..11 12

3.Глаза - зеркало души.

3.1.Упражнения для снятия напряжения шеи……………….13 - 14

3.2.Комплекс упражнений для глаз……………………………14 - 17

4.Продукты, необходимые нашему организму……………..18 - 20

5.Здоровье школьников…………………………………………21 - 22

5.1.Уроки технологии- уроки здоровьесбережения

школьников……………………………………………………21 - 22

5.2.Роль физкультминуток на уроке………………………….22 - 24

5.3.Физкультминутки в стихах…………………………………24 - 26

Заключение………………………………………………………27

Литература……………………………………………………….28












Ваше здоровье-

есть результат любви

к себе.



Введение.

«Девять десятых нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствие, даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что мы, прежде всего, спрашиваем, друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья». Наверное, многие из нас согласятся со словами Артура Шопенгауэра. И я считаю, что проблема здоровья учителя заслуживает большого внимания, так как от состояния здоровья педагога зависит успешность учебно-воспитательного процесса. Основная причина, побудившая взяться за данную тему - неблагополучное состояние здоровья современного учителя. Учитель, что бы ни говорили про него сегодня, всегда был и остается особенным, необыкновенным человеком, стремящимся, часто неосознанно, быть не только учителем, но и советчиком и другом. В последние годы, как в нашей стране, так и за рубежом, в сознании людей активно формируется качественно иное отношение к понятию "здоровье".


Методическая разработка по здоровьесбережению.(как быть здоровым)


1.Причины заболеваний педагогов.



Здоровье формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Ученые провели многочисленные исследования и сделали вывод: от чего зависит наше с вами здоровье. И если попробовать эти данные обобщить в виде формулы здоровья, то мы получим:

Методическая разработка по здоровьесбережению.(как быть здоровым)


Профессию педагога можно отнести к "группе риска" по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний.

Обработав статистические данные по заболеваемости педагогов, сотрудники института В. М. Бехтерева обнаружили ярко выраженные преобладающие заболевания:

  1. сердечно-сосудистые;

  2. желудочно-кишечные;

  3. нарушения опорно-двигательного аппарата;

  4. болезни крови;

  5. нарушение функции щитовидной железы.

По показателям 54% педагогов имеют нарушения массы тела, 70% нарушения опорно-двигательного аппарата. Нарушения в нервно-психическом здоровье имеют:

- после 10-ти лет работы более 35% педагогов;
- после 15-ти лет стажа - 40%;
- после 20-ти лет - более 50 % педагогов.

Постоянное перенапряжение приводит к ряду соматических заболеваний (язва желудка, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, гипертония)

К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся:

- миопия (близорукость);
- ларингит;
- синдром хронической усталости;
- гиподинамия;
- остеохондроз.

Причинами заболеваний являются:

  1. отсутствие стабильного режима труда и отдыха;

  2. снижение двигательной активности;

  3. эмоциональная перенапряженность;

  4. большая учебная нагрузка как результат низкой почасовой оплаты;

  5. отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки;

  6. использование авторитарного стиля руководства.

А что же сами учителя, как они относятся к своему здоровью?

Методическая разработка по здоровьесбережению.(как быть здоровым)






В

Методическая разработка по здоровьесбережению.(как быть здоровым)еселые люди быстрее

выздоравливают

и дольше живут.

А.Паре











2.Стресс - болезнь 20-21 века.

2.1.Предупреждение стрессовых ситуаций.

Каждый человек индивидуален и неповторим. Он индивидуа­лен по своим наследственным качествам и по своим стремлениям и возможностям. В определенной степени окружающая человека среда (дом, семья и т. д.) носит индивидуальный характер. Все могут не курить, но многие курят; все могут заниматься спортом, но занимается им сравнительно ма­ло людей; все могут соблюдать рациональный режим питания, но делают это единицы. Таким образом, для сохранения и укрепления своего здоровья каждый человек создает свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечивает ему достижение физического, душевного и социального благопо­лучия.

В последнее время особо остро проявилась проблема нервного перенапряжения, усталости, раздражительности и других различных проявлений стрессов у педагогов.

Стресс - общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя. Стресс получил название болезни 20 - 21 века

Рассмотрим стрессовые ситуации:

  • неорганизованность и как следствие неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения каких - то дел, спешка;

  • конфликт с директором или коллегами;

  • недостаточная квалификация;

  • чувство перегруженности работой, переутомляемость;

Чтобы защитить себя от стрессов, надо научиться управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. Необходимо научиться распознавать в себе признаки стресса и его симптомы. И тогда, действуя правильно, можно предупредить возникновение заболевания. И сегодня мне хотелось бы познакомить вас с полезными психологическими, терапевтическими, релаксационными упражнениями из моего личного опыта, которые, помогут вам, уважаемые педагоги поддерживать хорошую психологическую форму, преодолевать стрессовые ситуации, расслабляться, положительно настраиваться на профессиональную деятельность.

Ослабить педагогический стресс можно, если:

  • Не прекращать самообразования, совершенствовать свои профессиональные навыки.

  • Планировать периоды для отдыха, хотя бы кратковременные.

  • Быть в курсе новых идей. Использование одних и тех же материалов из года в год неизбежно ведёт к скуке и опустошению.

  • В каждой стрессовой ситуации стараться найти что-то позитивное. Представлять себе положительные результаты происходящего, не зацикливаясь на неудачах.

  • Не забывайте улыбаться.
    Запомните, что хорошее чувство юмора - это лучшее лекарство от разочарований, возникающих в процессе рабочего дня. Никогда нельзя воспринимать себя слишком серьезно и забывать о том, кто мы есть на самом деле.



2.2.Тесты «Эмоциональное выгорание педагога»





Тест №1


Поставить себе диагноз можно и без помощи специалиста. Оценить риск постепенного формирования этого состояния поможет следующий простой тест. Надо ответить на 8 вопросов:

  1. Вы считаете себя высококвалифицированным специалистом?

  2. Вы занимаете нынешнюю должность более пяти лет?

  3. Вы живете один?

  4. Вы не занимаетесь хобби, потому, что у вас не хватает времени?

  5. Когда вы поступили на эту работу, она вам очень нравилась?

  6. Думаете ли вы о перемене специальности?

  7. Удовлетворены ли вы своим уровнем доходов?

  8. У вас нет друзей, с которыми вы можете поделиться своими проблемами?

Оценить полученный результат можно следующим образом: если вы на 5 вопросов ответили положительно, то у вас достаточно высок риск в ближайшие годы начать «выгорать»

Тест № 2

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня

2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой

3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня

4. После рабочего дня я могу срываться на своих близких

5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела

6. Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня

7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье

8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил

9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей

Интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по 4-х балльной шкале: "0" - почти никогда. "1" - иногда. "2" - часто, "3" - почти всегда.

Суммарный показатель менее 3-х баллов можно оценить как низкий. 3-12 средний, выше 12 - как высокий показатель эмоционального выгорания.

Методическая разработка по здоровьесбережению.(как быть здоровым)

Простой совет для снятия

стрессовой ситуации.

Перед сном выбросьте все из

головы и вспомните слова

Скарлетт о Харра,

из романа Маргарет Митчелл

«Унесенные ветром»:

« Я подумаю об этом завтра»

и поверьте, вам сразу станет

легче







2.3.Упражнения для снятия психического и физического напряжения.

Упражнение «Достижение состояния покоя».

Сядьте в удобную для вас позу

и сосредоточьтесь на рассматривании

горящей свечи (картины, репродукции)

в течение некоторого времени.

Постарайтесь достичь ощущения полного

покоя, когда нет ни мыслей,

ни чувств - только созерцание.Методическая разработка по здоровьесбережению.(как быть здоровым)

Упражнение «Поплавок в океане».

Закройте глаза и вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане. У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел. Вы движетесь туда, куда несут вас ветер и океанские волны. Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы опять выныриваете на поверхность. Попытайтесь ощутить эти погружения и выныривания. Ощутите движение волны, тепло солнца, капли дождя, водяную подушку, поддерживающую вас снизу. Какие еще возникают ощущения, когда вы представляете себе маленьким поплавком в большом океане?



Упражнение «Руки»

Методическая разработка по здоровьесбережению.(как быть здоровым)

У вас идет последний урок. В классе тишина, и вы можете несколько минут уделить себе. Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук в землю, - вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так минуты 1,5-2, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдитесь по классу. Порадуйтесь интересным вопросам, которые задают дети, постарайтесь открыто и с полной готовностью идти им навстречу, отвечая обстоятельно и детально.
Упражнение снимает усталость, способствует установлению психического равновесия.



3.Глаза - зеркало души

Методическая разработка по здоровьесбережению.(как быть здоровым)3.1.Упражнения для снятия напряжения шеи.

Для того чтобы снять напряжение с шеи и этим самым улучшить зрение предлагаю несколько упражнений:

Упражнение 1. Медленно опускайте голову вниз на свою грудь до предела. Затем так же медленно поднимите голову и откиньте ее назад. Данное упражнение должно выполняться плавно и с несколькими повторами (10-12 раз).

Упражнение 2. Держа голову в положении «прямо», начинайте поворачивать ее слева направо и затем, наоборот, справа налево. Данное упражнение выполняется медленно и с постепенным натяжением шейных мышц.

Упражнение 3 (письмо носом). Для снятия напряжения в шее вам необходимо закрыть глаза, а свой нос использовать в качестве удлиненной ручки, которой вам предстоит написать что-нибудь в воздухе. Для первого раза вы можете написать носом алфавит. На другой день пишите названия стран и городов, например. Глаза во время выполнения этого упражнения следует держать прикрытыми. Тогда под веками будут происходить непроизвольные перемещения глаз с частотой примерно до 70 раз в секунду. Как только вы откроете глаза, то заметите, что ваше зрение стало намного четче.


Упражнение 4. Для выполнения этого упражнения вам следует встать прямо и расслабиться. Руки при этом должны свободно висеть по бокам тела. Поднимите вверх свои плечи, причем так высоко, насколько это возможно. Держа плечи в этом положении, оттягивайте их назад до возможного предела, после чего опустите их вниз и возвращайтесь в исходное положение. Данное упражнение должно проводиться в достаточно энергичном темпе и совершить надо примерно 25 круговых движений, не останавливаясь на перерыв. Затем поменяйте направление движения.

Таким образом, только устранив напряжение в мышцах шеи, можно помочь своим глазам и значительно улучшить свое зрение. Все упражнения, описанные выше, не требуют никакой специальной подготовки и похода в тренажерный зал, они могут выполняться как дома, так и во время обеденного перерыва на работе. И только, заботясь о своем здоровье, можно жить интересной и полноценной жизнью.



3.2.Комплексы упражнений для глаз.

Гимнастику для глаз рекомендуется выполнять не менее двух раз в день. Выберите тот комплекс упражнений, который вам больше придется по душе, а лучше - чередуйте их.

  • Комплекс 1 - для улучшения зрения.

  1. Горизонтальные движения глаз: направо-налево.

  2. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.

  3. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.

  4. Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.

  5. Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.

  6. Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него - глаза легко "соединятся".

  7. Частое моргание глазами.

  8. Работа глаз "на расстояние". Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую, хорошо видимую деталь: ветку дерева, растущего за окном, или на царапинку на стекле. Можно наклеить на стекло крохотный кружок из бумаги. Затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.

Каждое упражнение следует повторять не менее 6 раз в каждом направлении.

  • Комплекс 2 - для профилактики близорукости

  1. Откинувшись назад, сделать глубокий вдох, затем, наклонившись вперед, выдох.

  2. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки.

  3. Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение.

  4. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

  5. Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за движением рук, не поднимая головы, руки опустить (выдох).

Указанные упражнения желательно повторять через каждые 40-50 минут работы за компьютером. Продолжительность однократной тренировки 3-5 минут.

  • Комплекс 3 - снять усталость глаз

  1. Смотрите вдаль прямо перед собой 2-3 секунды. Поставьте палец на расстояние 25-30 см. от глаз, смотрите на него 3-5 секунд. Опустите руку, снова посмотрите вдаль. Повторить 10-12 раз.

  2. Перемещайте карандаш от расстояния вытянутой руки к кончику носа и обратно, следя за его движением. Повторить 10-12 раз.

  3. Прикрепите на оконном стекле на уровне глаз круглую метку диаметром 3-5 мм. Переводите взгляд с удаленных предметов за окном на метку и обратно. Повторить 10-12 раз.

  4. Открытыми глазами медленно, в такт дыханию, плавно рисуйте глазами "восьмерку" в пространстве: по горизонтали, по вертикали, по диагонали. Повторить 5-7 раз в каждом направлении.

  5. Поставьте большой палец руки на расстоянии 20-30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 10-12 раз.

  6. Смотрите 5-6 секунд на большой палец вытянутой на уровне глаз правой руки. Медленно отводите руку вправо, следите взглядом за пальцем, не поворачивая головы. То же выполните левой рукой. Повторить 5-7 раз в каждом направлении.

  7. Не поворачивая головы, переведите взгляд в левый нижний угол, затем - в правый верхний. Потом в правый нижний, а затем - в левый верхний. Повторить 5-7 раз, потом - в обратном порядке.

  • Комплекс 4 - гимнастика для усталых глаз

  1. Глубоко вдохните, зажмурив глаза как можно сильнее. Напрягите мышцы шеи, лица, головы. Задержите дыхание на 2-3 секунды, потом быстро выдохните, широко раскрыв на выдохе глаза. Повторить 5 раз.

  2. Закройте глаза, помассируйте надбровные дуги и нижние части глазниц круговыми движениями - от носа к вискам.

  3. Закройте глаза, расслабьте брови. Повращайте глазными яблоками слева направо и справа налево. Повторить 10 раз.

  4. Поставьте большой палец руки на расстоянии 25-30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 10 раз.

  5. Положите кончики пальцев на виски, слегка сжав их. 10 раз быстро и легко моргните. Закройте глаза и отдохните, сделав 2-3 глубоких вдоха. Повторить 3 раза.

  • Комплекс 5 - гимнастические упражнения и массаж для улучшения зрения

Исходное положение: сесть на стул, руки положить на колени, расслабиться, все внимание сосредоточить на глазах. Упражнения надо выполнять без напряжения. Дышать медленно.

1.На раз - поднять глаза вверх, на два - смотреть прямо, на три -

потупить взор к низу, на четыре - смотреть прямо,8 раз.

2. На раз - смотреть на переносицу, на два - прямо.

Повторить 8 раз.

3. На раз - смотреть влево, на два - прямо, на три - смотреть

вправо,

на четыре - перед собой. Повторить 8 раз.

4. Круговые обороты глазами - 4 раза влево, четыре вправо.

5.Широко раскрыть глаза, а потом плотно закрыть.

Повторить 5 раз.

После выполнения упражнений надо дополнительно легонько массировать активные точки, которые находятся вокруг глаз. Стимуляция этих точек помогает при глазных болезнях:


  • Сложить пальцы в кулак, мизинец положить на точку внутреннего угла глаза. Сделать девять главных движений по часовой стрелке и девять против неё.

  • Провести мизинцем по кромке глазной впадине снизу к внешнему углу глаза и сверху к внутреннему. Эти движения выполнять по три раза.

  • Сделать три аналогичных движений в противоположную сторону - три раза.

  • Провести кончиками пальцев по бровям от середины наружу. 9 раз.

  • После массажа растереть ладони, закрыть глаза и положить ладони рук на глаза так, чтобы центр ладони совпадал со зрачками.

  • Постараться ощутить тепло, которое выходят из ваших ладоней (1-2мин).

Эти упражнения и массаж можно показывать не только детям, а и взрослым. Если так делать систематически, то ощутим быстрый результат.



Методическая разработка по здоровьесбережению.(как быть здоровым)

Единственный способ

сохранить здоровье

- это есть то, чего не хочешь,

пить то, чего не любишь,

и делать то, что не нравится.

Марк Твен


4.Продукты, необходимые нашему организму.

Говоря о здоровье учителя и нельзя не остановиться на питании. Люди сами укрепляют или разрушают то, что им дано природой. Один из важнейших элементов этой созидательной или разрушительной работы - это питание. Всем хорошо известно мудрое изречение: "Человек есть то, что он ест". В составе пищи, которую мы едим, содержаться различные вещества, необходимые для нормальной работы всех органов, способствующие укреплению организма:

Углеводы - важнейший источник энергии. Углево­ды содержатся во всех пищевых продуктах, но особенно много их в крупах, фруктах и овощах.

Жиры относятся к основным пищевым веществам и являют­ся важным компонентом в питании человека. Жиры входят в состав клеток и тканей организма и участвуют во многих жизненно важных функциях. Они являются важным источ­ником энергии и входят в определенном количестве во мно­гие пищевые продукты.

Белки служат основным материалом для построения клеток и тканей организма. Источниками белка являются мясо и рыба, яйца и творог, сыр и молоко, хлеб и картофель, фасоль и горох, рис и орехи.

Витамины - это органические соединения, необходимые организму для нормального роста, развития и обмена ве­ществ. Витамины повышают физическую и умственную ра­ботоспособность и обеспечивают устойчивость организма к различным заболеваниям. Витамины поступают в орга­низм с пищевыми продуктами животного и растительного происхождения.

Минеральные вещества - неорганические соединения. Они слу­жат структурными компонентами зубов, мышц, клеток крови и костей. Минеральные вещества организм получает с пищей.

Вода - один из наиболее важных компонентов организма, составляющий 2/3 его массы. Суточная норма потребления жидкости - около 2 литров.

Некоторые правила приема пищи:

• следует относиться к еде с уважением и ответственностью - тщательно прожевывать каждый кусок пищи;

• не следует садиться за стол усталым. Перед приемом пищи необходим 10-15-минутный отдых;

• двигательная активность, ее уровень, который оказывает положительное влияние на развитие физических качеств; обратите внимание на необходимость самостоятельных за­нятий физической культурой и спортом, а также выполне­ние посильной физической работы на свежем воздухе;

• рациональное питание и гигиена питания; режим питания, соблюдение правил гигиены питания;

• профилактика вредных привычек и заболеваний;

• формирование привычек здорового образа жизни.

Для того чтобы лучше запоминать нужно есть:

  • Рыбу, богатую разнообразными жирными кислотами, а именно они укрепляют серые клетки мозга и заставляют их плодотворно трудиться.

  • Обязательно ешьте творог: из всех молочных продуктов он больше всех содержит кальция, необходимого для нормального функционирования клеток нервной системы.

Для укрепления памяти:

  • Полезны для укрепления памяти бананы, а кроме этого они улучшают настроение.

  • Включайте в рацион морепродукты: в них много йода, которому диетологи отводят важнейшую роль в укреплении памяти.

Для усиления сообразительности:

  • Вам помогут орехи, особенно грецкие и арахис. Они помогают мозгу максимально использовать энергетические ресурсы.

  • Включайте в рацион красные овощи: сладкий перец, морковь, помидоры. В них много бета-каротина, поэтому они не только усилят сообразительность, но и укрепляет зрение.

Для того, чтобы быстро сосредоточиться:

  • Помогает инжир - источник калия, фосфора, магния и легкоусвояемой глюкозы. Это «скорая помощь» для рассеянного мозга.

  • В вашем рационе обязательно должно присутствовать мясо (телятина или нежирная говядина).

Для увеличения работоспособности:

  • Ученые доказали, что хорошо повышает умственную работоспособность коричневый рис.

  • На втором месте овсянка, на третьем - гречка. А вот манная крупа лишена витаминов, и от нее мозгу нет никакой пользы.

Десерт для мозга:

  • Вместо пирожных и конфет съешьте лучше свежие или замороженные ягоды. Все они исключительно полезны для мозга, так как укрепляют стенки его сосудов и снижают утомляемость глаз.



5.Здоровье школьников

5.1.Уроки технологии - уроки здороьесбережения.

Говоря о здоровье педагога, нельзя остановиться и о здоровье школьников. И я считаю, что каждый учитель на своем примере, должен прививать учащимся здоровый образ жизни. Уроки технологии играют особую роль в профилактике здоровья школьников. Само их содержание, когда большая часть времени отводится практической работе, способствует снятию напряжения, предотвращению стрессов, создаются условия для здорового развития детей. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выра­зить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, уместный юмор или небольшое историческое отступление - вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Я стараюсь в каждый урок вложить частичку сбережения здоровья школьников.

И начинается это с соблюдения норм воздушно-теплового и
светового режима; режима и организации учебно-воспитательного процесса, проведения утренней гимнастики, и физкультминуток, во время которых я всегда сама принимаю активное участие.

Этому способствуют и уроки из разделов «Кулинария», «Интерьер дома», «Технологии обработки материалов», «Проекты»

При изучении раздела «Кулинария», учащиеся знакомятся с лекарственными травами нашего региона, с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращается внимание на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому рациональному питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований.

В ходе изучения тем «Комнатные растения в интерьере» обучающиеся знакомятся с разновидностями комнатных и приусадебных декоративных растений, их положительном влиянии на эмоционально-психологическое состояние людей. На подоконниках выращиваем лечебные растения: алоэ, золотой ус, живое дерево, коланхое. Во время вспышки заболеваний гриппом в нашем кабинете постоянно стоит тарелочка с луком или чесноком, что является фитонцидами и убивает микробы.

При изучении тем по материаловедению и раздела «Изготовление швейных изделий» обучающиеся знакомятся с натуральными, искусственными и химическими волокнами, из которых изготавливают ткани, их свойствами, применением и влиянием на здоровье человека. На уроках технологии в 5-7 классах обучающиеся изготавливают изделия ( фартук, шорты или юбку , ночную сорочку или пижаму) из натурального волокна-хлопка.

При изучении темы «Выбор профессии» в 11 классе учащиеся знакомятся с требованиями, которые необходимо учитывать при выборе профессии, изучают влияние состояния здоровья на выбор той или иной группы профессий.

При выполнении проекта учащиеся 10-11 классов очень часто выбирают темы касающиеся здоровья человека. « Здоровый образ жизни и здоровое питание», «Основы рационального питания» данные темы актуальны и интересны и учащиеся с удовольствием изучают основы ЗОЖа, знакомятся с правилами здорового питания. «Влияние рекламы на человека» в данной теме изучается влияние рекламы на психическое состояние человека. «Здоровый образ жизни школьников» и многие другие темы, которые направлены на поддержание здоровья человека.

Методическая разработка по здоровьесбережению.(как быть здоровым)




5.2.Роль физкульминуток на уроке

Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.

Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.

Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока. Иногда бывает целесообразным проведение физкультминутки дважды за урок (вначале учебного года и в последние дни четверти на последних уроках, особенно в конце недели).

Продолжительность 2-3 минуты.

Методическая разработка по здоровьесбережению.(как быть здоровым)

Основные требования

при составлении

комплекса

физкультминуток.


  • Упражнения должны охватывать большие группы мышц и снимать статическое напряжение, вызываемое продолжительным сидением за партой.

  • Это могут быть потягивание, наклоны, повороты, приседания, подскоки, бег на месте. Движение кистями: сжимание, разжимание, вращение.

  • Упражнения должны быть просты, интересны, доступны детям, по возможности связаны с содержанием занятий, носить игровой характер.

  • Комплекс должен состоять из одного двух упражнений, повторяющихся 4-6 раз

  • Замена комплекса проводиться не реже 1 раза в две неделю.

  • Содержание упражнений должно зависеть от характера и условий проведения урока. Так, после письменных заданий, включают движения рук, сжимание и разжимание пальцев и т.д.

Для всех учителей физкультминутка должна стать обязательным условием организации урока в интересах поддержания здоровья ученика.

5.3.Физкультминутки в стихах.


  • Давным-давно жил царь Горох и делал каждый день зарядку.

Он головой крутил-вертел и танцевал вприсядку.

Плечами уши доставал и сильно прогибался,

Он руки к небу поднимал, за солнышко хватался.


  • Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

(поднять ладони над головой и махать, изображая ушки)

Вот так, вот так он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

(потереть себя за предплечья)

Вот так, вот так надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

(прыжки на месте)

Вот так, вот так надо зайке поскакать.

Зайку волк испугал! Зайка взял и ускакал! (садятся на места)



  • В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник - рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Учащиеся садятся на стулья, закрывают глаза.)


  • Поднимает руки класс- это «раз», (Потягивания под счет учителя.)

Повернулась голова - это «два». (Движения головой.)

Руки вниз, вперед смотри - это «три».(Приседания.)

Руки в стороны пошире - развернули на «четыре». (Повороты туловища.)

С силой их к плечам прижать -это «пять». (Движения руками.)

Всем ребятам тихо сесть -это «шесть». (Ходьба на месте.)


  • Руки на пояс поставьте вначале.

Влево и вправо качните плечами.

Вы дотянитесь мизинцем до пятки.

Если сумели - все в полном порядке

Методическая разработка по здоровьесбережению.(как быть здоровым)

  • Хомка-хомка, хомячок,
    Полосатенький бочок.
    Хомка раненько встает,
    Щеки моет, шейку трет.
    Подметает хомка хату
    И выходит на зарядку.
    Раз, два, три, четыре, пять!
    Хомка хочет сильным стать.

(Учащиеся имитируют все движения хомячка.)



  • Крутим мельницу вперёд,
    А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
    Наклоняться будем все,
    Будто прыгаем в бассейн. (Наклоны вперёд.)
    А потом назад прогнёмся,
    Хорошенько разомнёмся. (Наклоны назад.)
    И попрыгать нам пора,
    Мы не прыгали с утра. (Прыжки на месте.)
    Шаг на месте в заключенье.
    Это тоже упражненье. (Ходьба на месте.)
    Поскакали, потянулись -
    Вот и славно отдохнули. (Дети садятся.)



Заключение



Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяют учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрывать свои творческие способности, а учителям эффективно проводить профилактику асоциального поведения. У каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

Закончить свою работу мне хотелось бы восточной притчей:

Давным-давно в одном городе жил мастер, окруженный своими учениками.
Самый способный из них однажды задумался: "А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?"

Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Всё в твоих руках.

Большая мудрость содержится в изречении: «Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, терпение - принять то, что я не могу изменить, и ум - отличить одно от другого». Будьте здоровы!



Литература




1.Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2005. - №10.


2. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающей среды в системе общего образования// Валеология. - 2004. - №1.


3.Онишина В.В. Курс лекций "Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения школьников". - М.: ПАПО, 2006;

4.Лободин В.Т., Лавреченова Г.В. Лободина С.В. "Как сохранить здоровье педагога".

5.Леви В.Л.Искусство быть собой,М.Знание, 1971;

6.Халемский Г.А. Школа - территория здоровья// Педагогика. - 2005. - №3.





Интернет ресурсы

lib.sportedu.ru
history.ru

trava-myrava.ru/

beauty-in-health.net/

youtube.com/

© 2010-2022