Программа «Технология» 5 класс ФГОС II поколения

  Программа по предмету "Технология" составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной общеобразовательной прграммы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения.    Настоящая рабочая программа по технологии составлена на основе: 1.Закона Российской Федерации  «Об образовании» № 273 –ФЗ от 21.12.2012 года, с учетом  изменений, внесенных федеральными законами от 07.06.2013г. № 120 –ФЗ, от 02.07.2013г. № 170 –ФЗ, от 23.07.2013г. № 203 –ФЗ. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ от 09.03.2004 № 1312; 2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего  образования; М.: Просвещение, 2011 3. Примерная основная о...
Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 1»







УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Гимназия № 1»

_______________ / Елисеев А.В./

«______» ______________ 20____ г.





Рабочая программа

учебного предмета «Технология»

для 5 классов


в соответствии с ФГОС II поколения








Составитель:

Шилкин А.Н. учитель технологии

высшей квалификационной категории.








г. Воскресенск

2014г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Статус документа

Программа по предмету «Технология» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения.

Настоящая рабочая программа по технологии составлена на основе:

1.Закона Российской Федерации «Об образовании» № 273 -ФЗ от 21.12.2012 года, с учетом изменений, внесенных федеральными законами от 07.06.2013г. № 120 -ФЗ, от 02.07.2013г. № 170 -ФЗ, от 23.07.2013г. № 203 -ФЗ. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ от 09.03.2004 № 1312;

2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

М.: Просвещение, 2011

3Программа «Технология» 5 класс ФГОС II поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа - М. : Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-019043-

Технология: программа:5-8 классы / Т.А. Тищенко, Н.В. Синица.- М. : Вентана-Граф, 2013.

144с. - (Стандарты второго поколения) - ISBN 978-5-360-04389-8.(вариант для мальчиков)

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Технология. Индустриальные технологии. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./ А.Т. Тищенко. В.Д.Симоненко.- М.: Вентана - Граф, 2014.-192с. : ил.


Цели изучения предмета «Технология»

в системе основного общего образования

Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.

Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие цели учебного предмета «Технология».

Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.

Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.

В основной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.

Программа предмета «Технология» составлена с учетом полученных учащимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта трудовой деятельности.


Общая характеристика учебного предмета «Технология»


Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

Содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • технологическая культура производства;

  • распространенные технологии современного производства;

  • культура, эргономика и эстетика труда;

  • получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;

  • основы черчения, графики, дизайна;

  • элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;

  • знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;

  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

  • методы технической, творческой, проектной деятельности;

  • история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

В процессе обучения технологии учащиеся познакомятся:

  • с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;

  • с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства;

  • с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными технологиями;

  • с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;

  • с производительностью труда; реализацией продукции;

  • с рекламой, ценой, налогом, доходом и прибылью; предпринимательской деятельностью; бюджетом семьи;

  • с экологичностью технологий производства;

  • с экологическими требованиями к технологиям производства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий);

  • с устройством, сборкой, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (приборов, аппаратов, станков, машин, механизмов, инструментов);

  • с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда; культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;

овладеют:

  • навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

  • навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;

  • основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;

  • умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;

  • умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;

  • навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;

  • навыками организации рабочего места;

  • умением соотносить с личными потребностями и особенностями требования, предъявляемые различными массовыми профессиями к подготовке и личным качествам человека.

Общими во всех направлениях программы являются разделы «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» и «Современное производство и профессиональное образование». Их содержание определяется соответствующими технологическими направлениями (индустриальные технологии, технологии ведения дома ).

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи (его потребительной стоимости).

Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.

Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в примерной программе направлены на освоение различных технологий.

Для практических работ учитель в соответствии с имеющимися возможностями выбирает такой объект, процесс или тему проекта для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом педагог должен учитывать посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.

Темы раздела «Технологии домашнего хозяйства» включают в себя обучение элементам семейной экономики, освоение некоторых видов ремонтно-отделочных и санитарно-технических работ. Соответствующие работы проводятся в форме учебных упражнений.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов. При этом возможно проведение интегрированных занятий, создание интегрированных курсов или отдельных комплексных разделов.

Место предмета «Технология»

в базисном учебном (образовательном) плане

Универсальность технологии как методологического базиса общего образования состоит в том, что любая деятельность - профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая - должна осуществляться технологически, т. е. таким путем, который гарантирует достижение запланированного результата, причем кратчайшим и наиболее экономичным путем.

Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности.

Согласно, учебного плана на изучение предмета «Технология» в 5 классе выделяется 2 часа в неделю, 35 учебных недель в учебный год.

Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология»

В результате обучения учащиеся овладеют:

  • трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

  • умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

  • навыками использования распространенных ручных инструментов сельскохозяйственных орудий труда и приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого блока или раздела получает возможность познакомиться:

  • с основными сельскохозяйственными инструментами и приспособлениями

  • с основными технологическими понятиями и характеристиками;

  • с назначением и технологическими свойствами материалов;

  • с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

  • с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

  • с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

  • со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;

выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:

  • рационально организовывать рабочее место;

  • находить необходимую информацию в различных источниках;

  • применять конструкторскую и технологическую документацию;

  • составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;

  • выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;

  • конструировать, моделировать, изготавливать изделия;

  • выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;

  • соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;

  • осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали);

  • находить и устранять допущенные дефекты;

  • проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

  • планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;

  • распределять работу при коллективной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;

  • формирования эстетической среды бытия;

  • развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека;

  • получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;

  • организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

  • изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;

  • изготовления или ремонта изделий из различных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;

  • контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;

  • выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены;

  • оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;

  • построения планов профессионального образования и трудоустройства.

Результаты изучения предмета «Технология»

Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно, формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Общие результаты технологического образования состоят:

  • в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;

  • в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

  • в формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства;

  • в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.

Изучение технологии призвано обеспечить:

  • становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности - природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;

  • развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

  • формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;

  • приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:

  • проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

  • выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

  • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

  • самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

  • становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

  • планирование образовательной и профессиональной карьеры;

  • осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

  • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

  • готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

  • самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:

  • алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

  • определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

  • комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

  • проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

  • поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

  • самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

  • виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;

  • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;

  • выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

  • использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

  • согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

  • объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

  • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

  • диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

  • обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

  • соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:

В познавательной сфере:

  • рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

  • оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

  • ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

  • владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;

  • классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;

  • распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

  • владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;

  • применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;

  • владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

  • применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

В трудовой сфере:

  • планирование технологического процесса и процесса труда;

  • подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

  • проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;

  • подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

  • проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

  • соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

  • соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

  • обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

  • выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

  • подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;

  • выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

  • расчет себестоимости продукта труда;

  • примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

В мотивационной сфере:

  • оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

  • оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

  • выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;

  • выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;

  • согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

  • осознание ответственности за качество результатов труда;

  • наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

  • дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

  • моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

  • разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;

  • эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

  • рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.

    В коммуникативной сфере:

  • формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

  • выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;

  • оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;

  • публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

  • разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;

  • потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.

    В физиолого-психологической сфере:

  • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

  • достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

  • соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;

  • сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса (базовый уровень)

В результате изучения технологии учащиеся должны

Знать:

Что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;

Основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности и их взаимное расположение; уметь осуществить их контроль;

Пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;

Что такое текстовая и графическая информация;

Какие свойства материалов необходимо учитывать при их обработке;

Общее устройство столярного и слесарного верстака, уметь пользоваться им при выполнении столярных и слесарных операций;

Назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для пиления (стусла); уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций;

Основные виды механизмов по выполняемым функциям, а также по используемым в них рабочим частям;

Виды пиломатериалов;

Принципы ухода за одеждой и обувью;

Общее устройство и принцип работы сверлильных станков;

Технику безопасности при выполнении технологических операций

Уметь:

Рационально организовать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;

Выполнять основные операции по обработке древесины ручными налаженными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по инструкционно-технологическим картам;

Читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;

Понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;

Графически изображать основные виды механизмов передач;

Находить необходимую техническую информацию;

Осуществлять контроль качества изготовляемых изделий;

Читать чертежи и технологические карты, выявлять тех­нические требования, предъявляемые к детали;

Выполнять основные учебно - производственные операции и изготавливать детали на сверлильном станке;

Соединять детали из разных материалов (склеиванием, на гвоздях, шурупах, винтах, болтах.);

знать виды пиломатериалов;

Владеть простейшими способами отделки и художе­ственной обработки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов, покрывать морилкой, лаками, окрашивать поверхности водны­ми и масляными красками;

Применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности;

Должны владеть компетенциями:

Ценностно - смысловой;

Деятельностной ;

Социально - трудовой;иметь общее представление о черных и цветных металлах, о процессе их производства;

Познавательно - смысловой;

Информационно - коммуникативной;

Межкультурной;

Учебно - познавательной.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



I. «Технология ручной обработки металлов и искусственных материалов» (22 часа),

«Технология машинной обработки металлов и искусственных материалов» (2 часа)

Технология как учебная дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 5 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских. Организация теоретической и практической частей урока.

Знакомство с содержанием и последовательность изучения предмета «Технология» в 5 классе. Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средствами обучения.

Демонстрация детских проектов учащихся прошлых лет.

Черные и цветные металлы. Виды, способы получения и обработки отливок из метал­ла, проката. Виды, свойства и способы получения искусственных ма­териалов. Профессии, связанные с добычей и производством метал­лов.

Распознавание видов металлов и ис­кусственных материалов.

Особенности графических изображений деталей и изде­лий из различных материалов. Контрольно-измерительные и разметочные инструменты, при­меняемые при работе с металлами и искусственными матери­алами.

Чтение технических рисунков, эскизов и чертежей дета­лей и изделий из тонколистового металла, прово­локи и искусственных материалов.

Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесар­ных тисков. Ручные инструменты и приспособления для об­работки металлов и искусственных материалов, их назначение и способы применения. Основные технологические операции обработки металлов ручными инструментами, спецификация инструментов, особенности выполнения работ.

Организация рабочего места. Соблюдение правил безопасности труда. Уборка рабочего места.

Способы механической, химической и декоративной ла­кокрасочной защиты и отделки поверхностей изделий из ме­таллов и искусственных материалов.

Изготовление деталей по чертежу и технологической карте. Визуальный и инструментальный контроль качества дета­лей. Защитная и декоративная отделка изделия.

Сверлильный станок: устройство, назначение. Организа­ция рабочего места для работы на сверлильном станке. Приемы работы на сверлильном станке. Правила безопасно­сти труда при работе на сверлильном станке.

Организация рабочего места для сверлильных работ. Ознакомление с устройством, приспособлениями и прие­мами работы на сверлильном станке. Уборка рабочего места.

Практические работы:

П.р. 1 Изучение слесарного верстака.

П.р.2 Ознакомление с металлами и сплавами.

П.р.3 Графическое изображение деталей из металла.

П.р.4 Разработка тех. процесса.

П.р.5 Правка заготовок.

П.р. 6 Разметка заготовок.

П.р.7 Резание заготовок.

П.р.8 Зачистка заготовок.

П.р.9 Сгибание заготовок.

П.р.10 Пробивание отверстий.

П.р.11 Изучение устройства, сверление.

П.р.12 Соединение фальцевым швом. Шлифование.

II. «Технологии исследовательской и опытнической

деятельности» (12 часов)

Выбор тем проектов на ос­нове потребностей и спроса на рынке товаров и услуг.

Обоснование идеи изделия на основе маркетинговых опросов. Поиск необходимой информации и создание баз данных с использованием ЭВМ.

Технические и технологические задачи при проектирова­нии изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, по­рядка сборки, вариантов отделки).

Конструирование и дизайн-проектирование изделия с исполь­зованием компьютера, определение состава деталей. Выполне­ние эскиза, модели изделия.

Основные виды проектной документации.

Составление учебной инструкци­онной карты.

Изготовление изделия, выполнение технологических операции по ручной обработке материалов. Правила безопасной работы.

Способы проведения презентации проектов.

Оформление проектных материалов. Презентация проекта.

Практические работы:

П.р. 13 Разработка конструкции объекта труда. Эскиз.

П.р.14 Выбор материала. Эскизы деталей.

П.р.15 Обработка заготовок. Сверление отверстий.

П.р.16 Сборочные работы.

П.р.17 Экономический расчет.

III. Электротехнические работы 6ч .

Технические сведения. Оснащение рабочего места для выполнения электротехнических работ. Правила электробезопасности. Электрическая схема простейшей неразветвленной цепи, условные обозначения на ней источников электрического тока, лампы накаливания, выключателей и проводов. Понятие об электрической цепи и ее элементах. Последовательное и параллельное соединение потребителей энергии. Схемы одно- и двухламповых светильников. Проводники и изоляторы. Понятие о коротком замыкании. Устройство лампы накаливания, патрона, выключателя, штепсельной вилки, назначение проводов, применяемых в бытовых светильниках. Изоляционные материалы.

Виды, устройство и назначение электромонтажных инструментов. Устройство одно- и двухлампового светильников. Варианты конструкций (настольная лампа, бра, торшер и др.). Требования к конструкциям светильников: электробезопасность, соответствие формы изделия его назначению, эстетичность в оформлении и др. Приемы оконцевания и изоляции места соединении проводов. Соединения проводов и элементов цепи. Ознакомление с профессией электромонтёра.

Практические работы:

П.р.18 Сборка схемы.

П.р.19 Монтаж электрической цепи.

П.р.20 Изучение лампового патрона. Оконцевание проводов.

IV. «Технология домашнего хозяйства» 4 ч.

«Технология ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними» (2 ч)

«Эстетика и экология жилища» (2 ч)

Интерьер жилого помещения. Способы ухода за различными видами напольных покрытий, лакированной и мягкой мебели, их мелкий ремонт. Технология ухода за кухней. Средства для ухода. Экологические аспекты применения современных химических средств в быту.

Технологии ухода за одеждой и обувью. Способы удаления пятен с одежды и обивки мебели. Выбор технологий длительного хранения одежды и обуви. Профессии в сфере обслуживания и сервиса.

Выполнение мелкого ремонта обуви. Удаление пятен с одежды и обивки мебели. Соблюдение правил безопасности и гигиены.

Понятие об экологии жилища. Оценка и регулирование микроклимата в доме. Современные приборы для поддержа­ния температурного режима, влажности и состояния воздуш­ной среды. Роль освещения в интерьере

Практические работы:

П.р.21 Разработка интерьера жилого помещения.

П.р.22 Разработка технологии изготовления полезных для дома вещей

V. «Технология ручной обработки древесины и древесных материалов» (18 часов)

Правила внутреннего распорядка, правила ТБ, правила ПБ в кабинете технологии. Древесина, свойства и области применения. Пиломатери­алы, свойства и области применения. Пороки древесины. Про­фессии, связанные с производством древесины и древесных материалов и восстановлением лесных массивов.

Распознавание древесины и древесных материалов. Выявление природных пороков в материалах и заготовках.

Понятия «изделие» и «деталь». Технический рисунок, эс­киз, чертеж. Линии и условные обозначения. Прямоугольное проецирование (на одну, две и три плоскости). Технологи­ческая карта и ее назначение. Использование ЭВМ для под­готовки графической документации.

Чтение и выполнение технических рисунков. Определение последова­тельности изготовления изделий.

Виды контрольно-измерительных и разметочных инстру­ментов для изготовления изделий из древесины.

Ознакомление с ви­дами и способами применения контрольно-измерительных и разметочных инструментов

Столярный верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины и древесных ма­териалов. Правила безопасности труда при работе ручными столяр­ными инструментами

Организация рабочего места столяра. Соблюдение пра­вил безопасности труда при использовании ручного инстру­мента и оборудования верстака. Уборка рабочего места.

Основные технологические операции ручной обра­ботки древесины и древесных материалов, особенности их вы­полнения: разметка, пиление, долбление, сверление; столярная и декоратив­ная отделка деталей и изделий.

Ознакомление с видами и рациональными приемами ра­боты ручными инструментами, приспособлениями. Защитная и декоративная отделка изделия.

Практические работы:

П.р.23 Изучение столярного верстака.

П.р.24 Приемы строгания рубанком.

П.р.25 Обработка заготовки.

П.р.26 Строгание в размер

П.р.27 Пиление заготовок.

П.р.28 Обработка базовых

поверхностей.

П.р.29 Сверление отверстий в заготовках.

П.р.30 Сборка деталей изделия.

П.р.31 Выжигание и лакирование изделия.

VI. «Технология художественно-прикладной обработки материалов» (6 часов)

Технологии художественно-прикладной обработки материалов. Выпиливание лобзиком. Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания. Организация рабочего места. Правила безопасного труда.

Практические работы:

П.р.32 Выпиливание изделий из древесины лобзиком.

П.р.33 Отделка изделий из древесины выжиганием.

VII. Резервное время 2ч.


Планируемые результаты освоения программы:

Выпускник научится:

• находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;

• читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;

• выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;

• осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов.

• планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;

• представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.

Выпускник получит возможность научиться:

• грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов;

• осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющих инновационные элементы.

• организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений, планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;

• осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку цены произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.

Требования к оценке знаний обучающихся.

Оценка устного ответа:

Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.

Оценка «4» ставиться в том случае, если ответ полный и правильный; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены 1-2 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3» ставиться ученику, если ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2»ставиться в том случае,если при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя

Оценка «1»ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов

Оценка практических работ:

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца; изделие оформлено небрежно или не закончено в срок.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.

Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

Оценка самостоятельных письменных работ:

Оценка 5 ставится, если учащийся выполнил работу без ошибок и недочетов, допустил не более одного недочета.

Оценка 4 ставится, если учащийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета или не более двух недочетов.

Оценка 3 ставится, если учащийся правильно выполнил не менее половины работы, или допустил не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета, или не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов, или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится, если учащийся допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3" или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка 1 ставится, если учащийся не приступал к выполнению работы или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Для учащихся:

- Тищенко А.Т. В.Д. Симоненко. Технология. Индустриальные технологии. 5класс: учебник для учащихся обшеобразовательных учреждений, М.: . «Вентана-Граф» 2013г.

-Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений /А.Т. Тищенко, Н.А. Буглаева, -2-е изд. дораб.- М. «Вентана-Граф» 2013г.

- Карабанов И.А. Технология обработки древесины: учеб. для учащихся 5-9 классов общеобразвательных. учреждений. - 2 -изд. И.А. Карабанов. - М.: Просвещение, 1997г.

Для учителя:

- Поурочные разработки по « Технологии» 5 класс, под. редакцией К.Л. Дерендяева М. Вако 2009 г.;

- Уроки технологии (5-6 класс) с применением информационных технологий (ИКТ), автор - Боровых В.П., М. ( мультимедийный диск) М.: Планета 2011 г.;

-Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии. 5 класс, Методическое пособие, -2-е изд. доработанное, М. «Вентана-Граф» 2014г.

-Технология 5-8 классы, Деловые и ролевые игры на уроке, автор С.П. Шурупов, Изд-во «Учитель» - 2011 г.;

-Технология (5-9 классы), Организация проектной деятельности автор О.А. Нессонова и др., Изд-во «Учитель» Волгоград: 2009 г.;

- Раздаточный материал по технологии ( 5-8 класс), автор А.К. Бешенков, М. Дрофа - 2003 г.;

- Учебные задания по труду для программированного обучения 5 класс, автор Н.Ф. Якубин., М.: Просвещение 1991 г. ;

- Технология (5 класс) Сборник проектов под редакцией И.А. Сасовой М. Вента-Граф 2004 г. ;

- Объекты труда (5 класс) автор В.И. Коваленко, В.В. Кулененок М.: Просвещение 1990г.

--Технический справочник учителя труда 6 пособие для учителей 4-8 классы, 2-е изд., перераб. и доп.

Ю.А. Боровков, С.Ф. Легорнев, Б.А. Черепашенец. М.: Просвещение, 1980 год.

Перечень материально-технического обеспечения учебных мастерских.

Мастерские состоят из двух кабинетов расположенных на первом этаже. Слесарная мастерская имеет площадь 60 кв.м. ,Столярная мастерская - 72 кв. м. ,имеется инструментальная и кладовые комнаты.

В слесарной мастерской имеется:

- необходимый минимум ручных слесарных инструментов,

- слесарные верстаки с тисками и плитами для рубки металла, защитные сетки,

-щетки-сметки и совки для уборки рабочих мест,

-инструментальные шкафы,

-станочное оборудование - сверлильные станки, токарные станки, заточной станок,

-система принудительной вентиляции.

-дидактический материал, учебники, таблицы, компьютер.

-умывальник с горячей и холодной водой.

-стенды с правилами техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарии и гигиены.

Температурный режим и освещенность соответствует санитарно-гигиеническим стандартам.

В столярной мастерской имеется:

- необходимый минимум ручных столярных инструментов,

- столярные верстаки с винтовыми зажимами,

-щетки-сметки для уборки рабочих мест,

-инструментальные шкафы,

-станочное оборудование (сверлильные станки, токарные станки по обработке древесины, заточные станки, фуговально-пильный станок),

-система принудительной вентиляции.

-дидактический материал, учебники, таблицы, компьютер.

-умывальник с горячей и холодной водой.

-стенды с правилами техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарии и гигиены.

Температурный режим и освещенность соответствует санитарно-гигиеническим стандартам.

Кабинеты оснащены всем необходимым для проведения теоретических и практических занятий согласно «Паспорта кабинета».


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________/ Боровикова И.В. /

«______» ______________ 20____ г.

СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

протокол № ___ от «___» ________ 20 г.

Руководитель ШМО

_____________ /Сергеев И.В. /



© 2010-2022