Статья по технологии на тему Использование ИКТ на уроках технологии

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

В современном информационном мире очень трудно представить себе преподавание какого-либо школьного предмета без использования на уроке информационно-коммуникативных технологий.

Активное использование ИКТ существенно повышает эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Мир, который становится все более зависимым от современных компьютерных технологий, потребует от наших учеников огромного запаса знаний в этой области, поэтому и школьники и учителя должны освоить новые жизненно необходимые навыки.

Использование возможностей компьютерной техники и технологий стало реальной потребностью, потому что позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной потребности личности.

Большое влияние на формирование интересов школьников оказывают формы организации учебной деятельности. Разнообразие занимательных форм обучения на уроках создает положительный эмоциональный фон, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми. Все эти формы обучения можно реализовать с помощью ИКТ, отразить в презентации. Занимательность плюс иллюстративность особым образом окрашивают материал, делают процесс овладения знаниями более интересным и привлекательным. Все это является мощным средством развития познавательного интереса у обучающихся. Использование ИКТ повышает эффективность учебного процесса, освобождая учителя и ученика от многих рутинных операций и расширяет возможности для реализации творческих замыслов.

Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного наглядного материала: видеофильмов, слайдов, слайд-фильмов и т.д., так как их нехватка остро ощущается в учебном процессе. Можно создать банк творческих проектов, словари терминов, задания для выполнения самостоятельных работ, тесты с нормами оценок, организовать игровые ситуации.

В настоящее время очень популярны уроки-презентации. Это наиболее удачная форма наглядных пособий, она дает возможность продемонстрировать поэтапно в движении некоторые процессы, в зависимости от темы. Школьникам нравится работать с компьютером, и они с удовольствием включаются в деятельность. Стимуляция познавательных интересов у школьников вызывается новизной наглядных средств обучения. Систематичность применения ИКТ способствует формированию у школьников умений и навыков работы с компьютером. Презентация может оформляться всевозможными картинками, схемами, графиками, таблицами и т.п., может содержать в себе кроссворды, тесты и сопровождаться звуками, музыкой и речью, что позволяет эмоционально воздействовать на учащихся. Она позволяет лучше запечатлеть в сознании учащихся образы, дает возможность ближе и лучше рассмотреть какие-то события, факты, схемы, явления; применить игровой момент. Все слайд-презентации представляют собой структуру, работая с которой учитель может в любом месте приостановить показ, вернуться назад, делая при этом комментарии по теме. Использовать презентацию можно как фронтально на большом экране, так и индивидуально для каждого, в зависимости от уровня подготовленности учащихся и оснащения компьютерного класса.

Слайд-фильм, или презентация, как метод-современен и перспективен, он позволяет обеспечить лучшее осмысление и осознание той информации, которую учитель хочет донести до школьников.

Использование компьютера предъявляет большие требования к организации учебного процесса, которая должна отличаться четкостью, продуманностью, целесообразностью. Слово учителя предваряет, сопровождает и заключает демонстрацию наглядного пособия представленного в виде презентации.

Новые информационные технологии позволяют найти естественный путь превращения школьников в активных участников учебного процесса, а учителям помогает совершенствовать свой опыт и методику, совершенствуя таким образом и сам учебный процесс.

Применение ИКТ на уроках технологии позволяет как учителю, так и ученику использовать новые ресурсы. С помощью интернета учитель получает возможность представить многообразие учебного материала, Экономить время, расширить на уроке набор используемых форм обучения и установить новые формы общения ученика и учителя. Это связано с одной стороны с применением ИКТ в рамках традиционной классно-урочной системой обучения, с другой стороны с повышением уровня наглядности и эстетичности.

Ученик получает возможность использовать все это и, повысив свой уровень знаний и потенциал, легко переходит к проектной и исследовательской деятельности, что считается самым сложным в процессе обучения. Использование на уроке презентаций имеет следующие преимущества перед традиционным ведением урока:

-возможность обеспечить визуальное восприятие информации;

-обеспечивает последовательность рассмотрения темы;

-иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали;

- обозначенные на экране этапы практической работы в течение всего времени позволяют детям с различной степенью подготовленности спокойно выполнять задание;

-применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей.

ИКТ на уроках образовательной области «Технология» уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы. На уроках технологии предусматривается, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений, навыков учащихся в экономном ведении домашнего хозяйства, заготовке и хранении продуктов, уходе за жилищем, в способах художественной обработки материалов, моделирования и пошива одежды. Соответственно, большее количество времени должно уделяться практической деятельности учащихся. В случае применения ИКТ на уроке, как правило, практикуются выступления учителя или учеников с использованием компьютера, презентаций. Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи.

Эксперты уже давно заметили по результатам многочисленных экспериментов отчетливую сильную связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью восстановить этот материал в памяти. Например, только четверть услышанного материала остается в памяти. Если учащийся имеет возможность воспринимать этот материал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. При комбинированном воздействии доля усвоенного достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%.

Для учащегося наибольший эффект мультимедийные технологии дают при их использовании в следующих случаях:

-для более глубокого восприятия учебного материала;

-в проектной деятельности;

-в презентационной деятельности;

-при создании мультимедийных докладов, рефератов, сочинений;

-при работе в локальной и глобальной сети.

Обучение с использованием средств ИКТ позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности. Информационно-коммуникативные технологии становятся неотъемлемым компонентом целостного образовательного процесса в каждом образовательном учреждении. Но ИКТ не могут заменить классную доску и классические формы обучения, они только помогают учителю объяснить тему наиболее эффективным способом в тех случаях, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении.

Компьютеризация сама по себе не ведет автоматически ни к хорошему образованию, ни к плохому. Компьютеризация-это путь к другому образованию»,-сказал один из специалистов в области информатизации образования.

Применение ИКТ обеспечивает доступность и качественность образования, расширяет возможности учебного процесса, активизирует самостоятельность и творческую активность каждого ученика, повышает уровень наглядности учебного материала и позволяет достичь главной цели-подготовить разносторонне развитую личность.

© 2010-2022