Внеклассное мероприятие по технологии на тему Праздник русского самовара

Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Праздник русского самовара. «Мы за чаем не скучаем».

Цель: Развитие комукативных навыков учащихся, познавательного интереса.

Форма: театрализованное представление, познавательная конкурсная программа. Информация к размышлению:

«Самая большая роскошь на свете - это роскошь человеческого общения». Антуан де Сент-Экзюпери.

Подготовительный этап:

  • изучить историю чая (сценарий);

  • узнать о полезных свойствах чая;

  • приготовить чайные рецепты;

  • собрать пословицы и поговорки о чае.

Оформление:

На сцене «история самовара в картинках», образцы самоваров, посередине стол, сервированный для чаепития (чашки с блюдцами, чайник для заварки, грелка на чайник, сахарница, молочник, ваза с сухарями, и баранками). Можно оформить репродукциями картин «Чаепитие в Мытищах» Перов В.Г., «Купчиха за чаем» Кустодиев Б.М.; табличками с русскими пословицами: «Гостю почет - хозяину честь», «Хоть не богат, а гостям рад», «Гость в дом - радость в дом». Плакат: « Чай усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, пробуждает мысль, облегчает и освежает тело и поясняет восприимчивость».

Ход праздника:

Сценарий: За столом сидят четыре подружки (ведущие) и, прихлебывая чай, о чем-то беседуют. Входит Ваня.

Ваня. Здравствуйте, сестрицы! Опять чай пьете? А что в нем полезного? И откуда он только взялся?!

1-я ведущая: Глупый ты, Ванюша! Если бы от чая проку не было, разве пили бы его люди столько лет? Садись с нами. Мы тебе за чаем все про него и расскажем.

Ваню усаживают за стол, наливают в чашку чай.

  1. я ведущая: В давние времена чай на Руси был неизвестен. В суровые зимы русские люди согревались ароматными и целебными напитками, приготовленными из лесных различных ягод и трав. В летние жаркие дни они прекрасно утоляли жажду, а после знаменитой русской бани были просто незаменимы. Богаты были лесные чаи витаминами, обладали целебными силами. Помогали и от простуды, лихорадки или другой какой хвори. В каждой семье свои любимые чаи были - у кого из листьев лесной земляники, у кого из малины и ежевики. А кто любил чай из листьев ароматной мяты, смородины или цветковой липы.

Однако особую славу завоевал иван-чай, который готовили из травы кипрей. Заготовка и сушка медоносного кипрея требовала знаний и умений, без них мог получиться не душистый иван-чай, а плохое сено. В Московском Кремле в 16 веке была палата Огородной слободы, где готовили и хранили сухие травы и, конечно, иван-чай, позднее получивший название копорского.

2~я ведущая: Кто знает, может и по сей день пили бы лесной иван-чай, если бы не вторгся в нашу жизнь напиток из восточных стран - китайский чай. Впервые он был испробован русскими людьми в 1638 году, когда из Монголии в подарок царю Федору Михайловичу было прислано четыре пуда чайного листа с инструкцией по заварке. Напиток понравился. А в 1679 году после заключения договора с Китаем о поставке в Россию чая этот напиток вошел в моду в среде высшей знати, дворянства, богатых купцов. Правда, вплоть до конца 18 века его пили преимущественно мужчины. Женщины отказывались пить чай, считая его слишком крепким и горьким.

3-я ведущая: В Китае это растение называли «тцай-йе» - молодой листок. Русские стали произносить это слово, как «чай». Для людей среднего достатка, а тем более для крестьян чай был недоступен из-за высокой цены. Так в 1674 году фунт чая (405 г) стоил 30 копеек. За эти деньги можно было купить 65 - 80 кг ржи. От сюда и появились выражения: «побаловаться чайком», «дать на чай», т.е получить вознаграждение за личные услуги.

Высокая стоимость чайного листа была обусловлена большими расходами по его транспортировке из Китая в Россию. Но после строительства Транссибирской магистрали чай существенно подешевел, и с тех пор чаепитие у самовара стали рассматривать как элемент национального бытового уклада.

  1. я ведущая: Чаепитие происходило по определенным правилам, утвержденным традицией. Для кипячения воды использовался самовар, а для заварки - фарфоровый или фаянсовый чайник.

3-я ведущая: У самовара своя история. В 18 веке так называли металлический прибор для кипячения воды с топкой внутри. Самый близкий к самовару по своей конструкции и назначению нагревательный прибор - сбитенник. Это был чайник, внутри которого располагалась труба с поддувалом.

Ваня: А я знаю, что самовар ставят на поднос.

  1. я ведущая: Правильно. Это делали для того, чтобы угли из поддувала и капли горячей воды из крана не падали на стол. Особую славу приобрели подносы с яркими цветами жостовской росписи.

  1. я ведущая: В купеческих домах чай могли пить в любое время дня: самовар постоянно кипел, приглашая к столу всех желающих. В интеллигентных обеспеченных семьях, в барских усадьбах чай подавался каждый день утром и вечером. А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин» так описывает чаепитие в помещичьем доме:

Смеркалось; на столе, блистая,

Шипел вечерний самовар,

Китайский чайник нагревая;

Под ним клубился легкий пар.

Разлитый Ольгиной укою

По чашкам темною струею

Уже душистый чай бежал,

И сливки мальчик подавал.

  1. я ведущая: Интересно, что слово «напиток» произошло не от слова «пить», а от слова «напитать», т.е. накормить, насытить. Это в полной мере относится к чаю, обладающему ценными пищевыми свойствами. В нем содержатся тонизирующие вещества - танин, кофеин, дубильные вещества, витамины, кислоты. Питательность чая отражена и в том, что в 19 веке не говорили, что чай пьют: его, так же как и кофе, «кушали».

1-я ведущая: а сей час конкурсная программа. Нам нужны две команды по 5 участников. Команды должны придумать название.

Конкурс № 1: «Сбор чая».

Участвуют по одному представителю от команды.

Задание: Кто быстрее соберет надутые шары, к которым привязаны одноразовые пакетики чая.

Конкурс №2: «Принеси чай».

Участвуют по одному представителю от команды.

Задание: С закрытыми глазами выложить пакетики чая из коробочки и положить обратно в коробочку (каждому участнику выдается по коробочке пакетированного чая). Побеждает тот, кто быстрее справится с заданием

Конкурс № 3: «Принеси бублик».

Участвуют по 4 человека от команды.

Реквизит: 2 юбки, 2 косынки, 4 корзины (2 с равным количеством бубликов, две - пустые).

Задание: На двух стульях, стоящих напротив, стоят две пустые корзины. Необходимо надеть юбку, косынку, взять в руки корзину с бубликами, добежать до другого стула с корзиной, положить бублик в пустую корзину, вернуться обратно, передать корзину и вещи другому участнику. Побеждает та команда, которая быстрее справиться с заданием.

Конкурс № 4: «Веселые художники».

Участвуют по 5 человек от каждой команды.

Реквизит: Листы ватмана, фломастеры.

Задание: Каждая команда должна нарисовать чайник, причем участники рисуют по очереди:

  • первый - чайник,

  • второй - ручку,

  • третий - носик,

  • четвертый - крышку,

  • пятый - раскрашивает чайник.

Побеждает команда, быстрее справившаяся с заданием.

Конкурс № 5: «Реклама чая»

Задание: В течении 5 минут приготовить рекламу любой марки чая.

Ведущий: Мы узнали много нового о чае. Чай помогает людям лучше понять друг друга, способствует общению. Давайте отдохнем от всех испытаний, что встретились нам сегодня. Приглашаю вас получить удовольствие от чашки ароматного чая.

Команды приглашают друг друга за чайные столики. Можно поделиться рецептами заваривания чая.

Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создает атмосферу уюта, благополучия и счастья. Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создает атмосферу уюта, благополучия и счастья.

Праздник русского самовара. «Мы за чаем не скучаем».

Цель: Развитие комукативных навыков учащихся, познавательного интереса.

Форма: театрализованное представление, познавательная конкурсная программа. Информация к размышлению:

«Самая большая роскошь на свете - это роскошь человеческого общения». Антуан де Сент-Экзюпери.

Подготовительный этап:

  • изучить историю чая (сценарий);

  • узнать о полезных свойствах чая;

  • приготовить чайные рецепты;

  • собрать пословицы и поговорки о чае.

Оформление:

На сцене «история самовара в картинках», образцы самоваров, посередине стол, сервированный для чаепития (чашки с блюдцами, чайник для заварки, грелка на чайник, сахарница, молочник, ваза с сухарями, и баранками). Можно оформить репродукциями картин «Чаепитие в Мытищах» Перов В.Г., «Купчиха за чаем» Кустодиев Б.М.; табличками с русскими пословицами: «Гостю почет - хозяину честь», «Хоть не богат, а гостям рад», «Гость в дом - радость в дом». Плакат: « Чай усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, пробуждает мысль, облегчает и освежает тело и поясняет восприимчивость».

Ход праздника:

Сценарий: За столом сидят четыре подружки (ведущие) и, прихлебывая чай, о чем-то беседуют. Входит Ваня.

Ваня. Здравствуйте, сестрицы! Опять чай пьете? А что в нем полезного? И откуда он только взялся?!

1-я ведущая: Глупый ты, Ванюша! Если бы от чая проку не было, разве пили бы его люди столько лет? Садись с нами. Мы тебе за чаем все про него и расскажем.

Ваню усаживают за стол, наливают в чашку чай.

  1. я ведущая: В давние времена чай на Руси был неизвестен. В суровые зимы русские люди согревались ароматными и целебными напитками, приготовленными из лесных различных ягод и трав. В летние жаркие дни они прекрасно утоляли жажду, а после знаменитой русской бани были просто незаменимы. Богаты были лесные чаи витаминами, обладали целебными силами. Помогали и от простуды, лихорадки или другой какой хвори. В каждой семье свои любимые чаи были - у кого из листьев лесной земляники, у кого из малины и ежевики. А кто любил чай из листьев ароматной мяты, смородины или цветковой липы.

Однако особую славу завоевал иван-чай, который готовили из травы кипрей. Заготовка и сушка медоносного кипрея требовала знаний и умений, без них мог получиться не душистый иван-чай, а плохое сено. В Московском Кремле в 16 веке была палата Огородной слободы, где готовили и хранили сухие травы и, конечно, иван-чай, позднее получивший название копорского.

2~я ведущая: Кто знает, может и по сей день пили бы лесной иван-чай, если бы не вторгся в нашу жизнь напиток из восточных стран - китайский чай. Впервые он был испробован русскими людьми в 1638 году, когда из Монголии в подарок царю Федору Михайловичу было прислано четыре пуда чайного листа с инструкцией по заварке. Напиток понравился. А в 1679 году после заключения договора с Китаем о поставке в Россию чая этот напиток вошел в моду в среде высшей знати, дворянства, богатых купцов. Правда, вплоть до конца 18 века его пили преимущественно мужчины. Женщины отказывались пить чай, считая его слишком крепким и горьким.

3-я ведущая: В Китае это растение называли «тцай-йе» - молодой листок. Русские стали произносить это слово, как «чай». Для людей среднего достатка, а тем более для крестьян чай был недоступен из-за высокой цены. Так в 1674 году фунт чая (405 г) стоил 30 копеек. За эти деньги можно было купить 65 - 80 кг ржи. От сюда и появились выражения: «побаловаться чайком», «дать на чай», т.е получить вознаграждение за личные услуги.

Высокая стоимость чайного листа была обусловлена большими расходами по его транспортировке из Китая в Россию. Но после строительства Транссибирской магистрали чай существенно подешевел, и с тех пор чаепитие у самовара стали рассматривать как элемент национального бытового уклада.

  1. я ведущая: Чаепитие происходило по определенным правилам, утвержденным традицией. Для кипячения воды использовался самовар, а для заварки - фарфоровый или фаянсовый чайник.

3-я ведущая: У самовара своя история. В 18 веке так называли металлический прибор для кипячения воды с топкой внутри. Самый близкий к самовару по своей конструкции и назначению нагревательный прибор - сбитенник. Это был чайник, внутри которого располагалась труба с поддувалом.

Ваня: А я знаю, что самовар ставят на поднос.

  1. я ведущая: Правильно. Это делали для того, чтобы угли из поддувала и капли горячей воды из крана не падали на стол. Особую славу приобрели подносы с яркими цветами жостовской росписи.

  1. я ведущая: В купеческих домах чай могли пить в любое время дня: самовар постоянно кипел, приглашая к столу всех желающих. В интеллигентных обеспеченных семьях, в барских усадьбах чай подавался каждый день утром и вечером. А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин» так описывает чаепитие в помещичьем доме:

Смеркалось; на столе, блистая,

Шипел вечерний самовар,

Китайский чайник нагревая;

Под ним клубился легкий пар.

Разлитый Ольгиной укою

По чашкам темною струею

Уже душистый чай бежал,

И сливки мальчик подавал.

  1. я ведущая: Интересно, что слово «напиток» произошло не от слова «пить», а от слова «напитать», т.е. накормить, насытить. Это в полной мере относится к чаю, обладающему ценными пищевыми свойствами. В нем содержатся тонизирующие вещества - танин, кофеин, дубильные вещества, витамины, кислоты. Питательность чая отражена и в том, что в 19 веке не говорили, что чай пьют: его, так же как и кофе, «кушали».

1-я ведущая: а сей час конкурсная программа. Нам нужны две команды по 5 участников. Команды должны придумать название.

Конкурс № 1: «Сбор чая».

Участвуют по одному представителю от команды.

Задание: Кто быстрее соберет надутые шары, к которым привязаны одноразовые пакетики чая.

Конкурс №2: «Принеси чай».

Участвуют по одному представителю от команды.

Задание: С закрытыми глазами выложить пакетики чая из коробочки и положить обратно в коробочку (каждому участнику выдается по коробочке пакетированного чая). Побеждает тот, кто быстрее справится с заданием

Конкурс № 3: «Принеси бублик».

Участвуют по 4 человека от команды.

Реквизит: 2 юбки, 2 косынки, 4 корзины (2 с равным количеством бубликов, две - пустые).

Задание: На двух стульях, стоящих напротив, стоят две пустые корзины. Необходимо надеть юбку, косынку, взять в руки корзину с бубликами, добежать до другого стула с корзиной, положить бублик в пустую корзину, вернуться обратно, передать корзину и вещи другому участнику. Побеждает та команда, которая быстрее справиться с заданием.

Конкурс № 4: «Веселые художники».

Участвуют по 5 человек от каждой команды.

Реквизит: Листы ватмана, фломастеры.

Задание: Каждая команда должна нарисовать чайник, причем участники рисуют по очереди:

  • первый - чайник,

  • второй - ручку,

  • третий - носик,

  • четвертый - крышку,

  • пятый - раскрашивает чайник.

Побеждает команда, быстрее справившаяся с заданием.

Конкурс № 5: «Реклама чая»

Задание: В течении 5 минут приготовить рекламу любой марки чая.

Ведущий: Мы узнали много нового о чае. Чай помогает людям лучше понять друг друга, способствует общению. Давайте отдохнем от всех испытаний, что встретились нам сегодня. Приглашаю вас получить удовольствие от чашки ароматного чая.

Команды приглашают друг друга за чайные столики. Можно поделиться рецептами заваривания чая.

Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создает атмосферу уюта, благополучия и счастья. Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создает атмосферу уюта, благополучия и счастья.

© 2010-2022