Доклад Творческое развитие учащихся с умственной отсталостью в процессе трудовой деятельности

Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми формы художественно-эстетического освоения мира используются не только как средство их художественной культуры, но и оказывает на них лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии. Искусство и детское творчество  помогает детям развиваться и жить. Все формы детского творчества для ребенка с проблемами - это шанс реализоваться в этом мире.   Эта специфическая деятельность имеет кор...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОУ «Шербакульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»


Творческое развитие учащихся

с умственной отсталостью

в процессе трудовой деятельности






Давыдова О.Г.

учитель трудового обучения.




2014 г.

Гуманистический подход к образованию требует от психологов, педагогов пристального внимания к изучению природы ребенка.

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии (проблемы слуха, зрения, речи, задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение опорно-двигательного аппарата) сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как помочь, чем познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Средствами, способными решить все эти задачи, являются формы художественно-эстетического освоения мира. Это играет существенную роль в формировании художественной культуры ребенка с проблемами. Оно заключает в себе художественно-эстетическое, гуманистические, познавательные, нравственные ценности и воздействует на нравственное, духовное становление личности.

Как и массовая школа, специальная (коррекционная) школа призвана уделять большое внимание тому, чтобы психологически подготовить учащихся к трудовой деятельности. Следует, однако отметить, что наряду с общими задачами, стоящими перед массовой и специальной (коррекционной) школами, коррекционная школа имеет еще свои специфические задачи.

Одной из таких задач является коррекция недостатков общего психического развития умственно отсталого школьника. Эта задача находится в тесной связи с другой, не менее важной задачей - обеспечить сознательное и прочное усвоение учащимися сообщаемых в процессе трудовой деятельности знаний, навыков и умений. 3 слайд

В процессе трудового обучения у учащихся формируется правильное отношение к сообщаемым учителем сведениям и вырабатываемым навыкам. Исследователь Воронкова В.В. (1994) пишет, что, производя на уроках труда необходимые процессы измерения, взвешивания, определяя в процессе работы форму, величину, объем, цвет и другие качества материала, с которыми он оперирует, умственно отсталый школьник убеждается в том, что сообщенные учителем знания и сведения имеют для него важное практическое значение.

Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми формы художественно-эстетического освоения мира используются не только как средство их художественной культуры, но и оказывает на них лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии.

Искусство и детское творчество помогает детям развиваться и жить. Все формы детского творчества для ребенка с проблемами - это шанс реализоваться в этом мире.

Эта специфическая деятельность имеет коррекционную направленность, поскольку обеспечивает развитие мелкой моторики, координацию движений рук, зрительный контроль, умение планировать свою деятельность, устанавливать связь между действием и результатом, развивает внимание, воображение, сенсорику.

Детям с нарушением интеллекта непросто заниматься трудовой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встает первая важная задача - сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.

Процесс трудового воспитания тесно взаимосвязан с развитием сенсорно-перцептивной сферы ребенка с ограниченными умственными возможностями. Чтобы ребенок мог совершать трудовые операции, необходимо его знакомство со свойствами различных предметов и веществ: воды, бумаги, ткани, дерева.

Для того чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, педагог-дефектолог должен обладать огромным терпением и действовать в соответствии с принципом «пошагового обучения», который включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонента трудового процесса. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и способствовала развитию готовности заниматься трудовой деятельностью.

На занятиях творческим трудом в занимательной форме используются доступные детям виды практической деятельности, во внеурочное время воспитываются и прививаются социально-бытовые знания, умения и навыки, необходимые для жизни. В ходе этой работы у детей формируются такие личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности. Переход к усложненным формам ручной деятельности с использованием инструментов совершенствует мелкую моторику рук.

В настоящее время Шербакульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат обеспечена программами по следующим видам труда: столярное, кулинарное, швейное дело, изготовитель керамических изделий и специальной программой с сельскохозяйственным профилем обучения - пчеловодство. Перспективны программы, разработанные Мирским С.Л. (1994) по обслуживающему труду и Ковалевой Е.А. (1986) по цветоводству и декоративному садоводству как для школ сельской местности, так и городских школ. Исходя из местных условий, в нашей школе обучение ведется по тем видам труда, по которым учащиеся могут быть трудоустроены (швейное дело, столярное дело, кулинария, пчеловодство, изготовитель керамических изделий).

Исследователь Дьячков А.И. (1965) указывает, что в системе педагогических мер воздействия на психику умственно отсталого учащегося труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития аномальных детей. На трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах отводится треть учебного времени. Однако это обстоятельство не исключает целесообразности организации занятий по труду во внеклассное время.

Внеурочные занятия трудом - одна из форм работы с умственно отсталыми школьниками, которая в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей. Известно, что умственно отсталые дети слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Внеурочные занятия способствуют применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы.

Содержание внеклассных занятий должно помочь решению основных задач, которые стоят перед трудовым обучением в специальной (коррекционной) школе:

1.трудовое обучение должно быть социально значимо, т.е. оно должно практически готовить учащихся к включению в производительный труд общества;

2. трудовое обучение должно быть использовано для коррекции психофизических недостатков умственно отсталых детей;

3.трудовая деятельность должна способствовать формированию нравственных качеств личности ребенка.

Внеклассные занятия по труду являются естественным дополнением к тем видам работ, которые выполняются по программе трудового обучения. В нашей школе такими внеклассными занятиями являются занятия по декоративно-прикладному творчеству в 5- 9 классах. Это бумагопластика, бисероплетение, фелтинг, керамика. Все эти внеклассные занятия позволяют выполнять коррекционные функции, развивая у детей мелкую моторику, произвольное внимание, усидчивость, умение планировать свою деятельность и т.д.

Ученики младших классов на уроках труда работают с бумагой и картоном, текстильными материалами, занимаются лепкой, работают с древесиной. Ученики старших классов занимаются в основном одним из видов труда - швейным, столярным, слесарным, включая и работы по самообслуживанию.

На внеклассных занятиях ученики имеют дело с теми же материалами и инструментами, что и на уроках труда. Однако характер занятий и виды изделий существенно отличаются. Руководителям внеурочных занятий необходимо хорошо знать, что изучают дети на уроках труда, какие виды работ выполняют. Это поможет им спланировать свою работу с учетом программных требований, возрастных особенностей, уровня общеобразовательных знаний и трудовых умений и навыков.

Виды трудовой деятельности надо подбирать с таким расчетом, чтобы знания, умения и навыки, полученные на уроках труда и на уроках общеобразовательного цикла, можно было совершенствовать и закреплять на внеурочных занятиях.

Надо иметь в виду, что нестойкость познавательных интересов умственно отсталых детей, быстрая утомляемость от однообразной деятельности требуют в определенный момент смены видов труда.

Поэтому в содержание внеурочных занятий должно входить несколько разнообразных видов трудовой деятельности. Следует также принять во внимание чувственный опыт детей и внести в содержание обучения элементы изобразительной деятельности, игровые моменты, а также наблюдения в природе. Помимо того, что внеклассные занятия тесно связаны с уроками трудового обучения и общеобразовательными предметами, они еще имеют связи и с другими видами и формами детской самодеятельности. К ним относятся, например, кукольный и теневой театры.

Кукольный театр нашей школы объединяет учеников начальной школы, а помогают изготавливать костюмы для кукольного театра ученицы 6-7классов. Кроме того, в школе действуют два театральных коллектива для ребят 5-8 классов и для учащихся 9-11классов, которые ставят несколько спектаклей или миниатюр в год, успешно участвуют в различных муниципальных и областных конкурсах А это предполагает изготовление поделок, изготовление декораций, шитье костюмов и т.д.

Наиболее распространенной формой внеурочных занятий по труду являются различные кружки. В специальных (коррекционных) школах это кружки технического моделирования по металлу и дереву, кройки и шитья, вязания, "Умелые руки" и др. Они, как правило, создаются на базе существующих учебных мастерских. В этих кружках для работы на длительное время объединяются относительно небольшие группы учащихся, проявившие интерес и склонность к определенному виду труда. В большинстве случаев это те учащиеся, которые успешно занимаются и на уроках по трудовому обучению. Особой популярностью в нашей школе пользуются занятия по керамике. Ребята освоили технику изготовления несложных поделок, выполняют как групповые , так и индивидуальные работы, которые также становятся участниками и победителями различных конкурсов и выставок.

Единственный недостаток этой формы работы состоит в том, что к занятиям в кружках редко привлекаются те ученики, которые наиболее остро нуждаются в этой работе, те, у которых ничего не получается на уроках труда, и, чувствуя неуверенность в своих силах, они не решаются принять участие в этой работе . Хочется отметить, что на занятия данного кружка с удовольствием ходят дети, имеющие серьезные проблемы со здоровьем, например, с детским церебральным параличом. Руководителям кружков следует проявить максимум внимания к таким детям, терпеливо и настойчиво привлекать их к занятиям.

Внеклассные занятия по труду призваны способствовать более глубокому и прочному формированию трудовых навыков и умений, воспитанию культуры труда. При этом важно, что именно внеклассные занятия наиболее конкретно связаны с практической общественно полезной деятельностью, а это дает широкую возможность воспитания нравственных качеств умственно отсталых детей. Содержание, методика проведения и организация занятия должны быть направлены на развитие детского творчества. Для этого необходимо не только развитие эстетического необходимо не только развитие эстетического восприятия, воображения, формирование образных представлений, но и овладение детьми разнообразными способами выполнения своих работ, позволяющими передавать в них широкий круг явлений и предметов. Всё это даёт возможность детям свободно выражать свой замысел, вызывает положительное эмоциональное отношение к занятиям, побуждает к творческим поискам и решениям. Такие занятия должны быть направлены на формирование активности, самостоятельности ребенка, овладение им обобщенными способами действия. Всё это развивает творческие возможности детей.

Как известно, универсального метода развития творческого воображения не существует. Все методы используются в определенном сочетании, композиции, которая в конкретной педагогической ситуации может дать наибольший эффект и которая определяется педагогом с учетом целого ряда факторов: целей и задач воспитания, возраста детей, их индивидуальных особенностей, уровня подготовки, содержания учебного предмета, мастерства педагога и другие.

Создание ситуации успеха особенно важно в работе с детьми, у которых необходимо преодолеть пассивность, агрессию, страх, неуверенность, вызванные нарушениями в психическом развитии.

В художественно-творческой деятельности ситуация успеха достигается в результате определенных художественно-эстетических действий, связанных с выполнением тех или иных видов художественного творчества. Это может быть рисунок, поделка из бумаги, глины, дерева и так далее. При этом от педагога во многом зависит, получит ли ребенок удовлетворение от своей деятельности или нет. Задание, которое он дает ребенку, должно быть не только интересным, увлекательным, но и посильным. Он должен видеть положительный результат своей деятельности. Ощущение успеха рождается, когда ребенок с помощью педагога или самостоятельно преодолевает робость, неуверенность, страх, затруднение, прикладывая к этому усилия. Взрослый помогает ребенку преодолеть страх перед новой деятельностью, новым заданием, порожденный неуверенностью в себе. Помощь педагога направлена на то, чтобы ребенок поверил в себя, в собственные силы, способности. Необходимо поддерживать в нем оптимизм, веру в то, что он справится с выполнением задания.

Для того чтобы привлечь большее количество учащихся к занятиям, в нашей школе проводятся выставки работ учащихся . Примером такой выставки можно назвать выставку «Пасхальный вернисаж», которая была проведена в марте 2013года. На выставке были представлены работы не только учащихся, но и воспитанников дошкольной группы из различного материала. Нашу выставку посетили многие шербакульцы, в том числе и учащиеся церковно-приходской школы при Свято-Успенской церкви ,настоятель этой церкви о. Артемий. Многие работы данной выставки были представлены на зональной выставке «Преображение». Настоящим праздником для ребят и их наставников стало участие и победы на региональном конкурсе «Славянская буквица». А завершается учебный год в нашей школе участием в муниципальной выставке «Твори, выдумывай, пробуй», в которой участвуют все общеобразовательные школы района. В текущем учебном году мы продолжили эту традицию, принимая участие в муниципальном этапе регионального конкурса «Красота спасет мир», где наши ученики представили свои работы и рассказали о технологии их изготовления. Наградой для ребят и учителей стали одиннадцать дипломов и грамот победителям и призерам этого конкурса.

Все виды трудовой деятельности школьников, их участие в конкурсной деятельности помогают решать многие вопросы подготовки умственно отсталых учеников к жизни в обществе и труду в условиях общего производства, т.е. их социальной и трудовой адаптации.

Таким образом, в Шербакульской специальной (коррекционной) школе VIII вида, как и в других коррекционных школах при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности, которая может протекать в процессе учебной деятельности на уроках труда и во внеурочной деятельности (используются такие виды трудовой деятельности, как: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями и животными, ручной труд, общественно-полезный труд.

Творческий труд занимает большое место в системе реабилитационной работы в нашей школе. Здесь ребенок выступает в роли создателя чего-либо нового, полезного и красивого.

Наши дети под руководством опытных педагогов добиваются больших успехов в изготовлении мягких игрушек, расписных тарелок, композиций из природных материалов. Осуществляется связь эмоциональных состояний с конкретными ситуациями, которые могут повториться или встретиться ребенку в жизни. «Проигрывая» состояния через поделку, ребенок моторно закрепляет механизм саморегуляции. На образном уровне он держит «себя в руках», учится адекватно выражать свои чувства.

Все виды самостоятельных творческих работ очень привлекают ребят, а их выполнение способствует развитию эстетического вкуса, наблюдательности, художественному видению окружающей действительности, конструкторскому, творческому мышлению. Изготовление конкретных поделок не является самоцелью, а служит средством развития творческих способностей учащихся.

Занятия творческим трудом доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе творческой деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция).

Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого руководства педагога, учитывающего индивидуальные особенности каждого ребенка.


© 2010-2022