Методические рекомендации Сценарии тренинговых занятий

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарии тренинговых занятий

1. Методические рекомендации для учителя при организации тренинга

Тренинг не только развивает социальные навыки и навыки общения, но и совершенствует профессионально-психологическую компетенцию субъектов общения.

Тренинг - это прежде всего способ программирования модели управления своим поведением и деятельностью.

Цель тренинговых занятий заключается в расширении социально-психологической компетентности учащихся, в повышении уровня их взаимодействия с дошкольниками, с одноклассниками, в формировании позитивной направленности их личности, эмпатийности, рефлексии.

При организации тренинговых занятий учителям целесообразно опираться на положение о единстве теоретических знаний и практических действий, исходить из того, что тренинг является совокупностью продуманных психолого-педагогических действий и шагов, осуществляемых в определенной последовательности, дает знания и возможность их использования, способствует приобретению или коррекции уже сформированных умений; любое тренинговое занятие - это осознание целей, мотивов, содержания общения, личностной или профессиональной позиции будущего воспитателя.

Специфическими чертами тренинговых занятий как формы обучения являются: наличие постоянной группы участников (10-12 человек); направленность на приобретение определенных знаний, практических умений и личностных качеств; объективизация чувств и эмоций участников тренинга, рефлексии; углубление способности к созданию атмосферы раскованности, свободного и психологически безопасного общения участников.

При конструировании тренинговых занятий необходимо выделить ключевые моменты: определение целей тренинга, проектирование, создание атмосферы занятий. Центральным звеном является проектирование тренинга, включающего в себя разработку содержания занятия, выбор упражнений, отбор методов реализации упражнений, оценки занятия.

Содержание занятия. Охватывает три области: знания, умения, ценности; касается четырех сторон личности будущего специалиста: физической, эмоциональной, духовной, интеллектуальной.

Выбор упражнений для занятия. Упражнения, входящие в состав того или иного занятия, могут даваться всей группе, нескольким подгруппами учащихся, персонально участнику тренинга.

Отбор методов реализации упражнений, которые должны быть направлены на приобретение учащимися профессиональных качеств, умений и навыков через воздействие на личностную сферу участников тренинга. Предпочтение может отдаваться групповой дискуссии, ролевым играм, элементам проективного рисования, музыкальной терапии, психогимнастике, решению педагогических ситуаций.

Оценка занятия. Оцениваются результаты тренингового занятия в целом, деятельность каждого участника по достижению целей занятия и личностных целей.

Критериями оценки эффективности занятия и значимости его для каждого участника могут служить:

  • успешность (были ли достигнуты цели тренинга и какова его значимость для каждого участника);

  • эффективность (какие изменения произошли в развитии личностно-профессиональных качеств и умений участников тренинга);

  • производительность (достижение лучших результатов)

Важным элементом тренинговых занятий являются домашние задания, которые представлены двумя блоками:

  1. аутотренинговые упражнения, цель которых заключается в овладении педагогом элементарными навыками воздействия на свое физическое, психическое состояние с помощью самовнушения и полного мышечного расслабления;

  2. задания на закрепление умений по теме занятия, его рефлексию, реализацию впечатлений от него.

При организации учебных тренингов учитель может встретиться с трудностями. Часто учащиеся не осознают значимости тренинга как способа углубления их личностно-профессиональных качеств; ограниченные временные рамки учебного занятия не дают возможности полностью реализовать все принципы тренинговых занятий как формы активного социального обучения. Исходя из календарных сроков прохождения той или иной темы курса каждое последующее занятие отсрочено по времени от предыдущего, поэтому наблюдается сложность в закреплении полученных сведений.

Тренинговые занятия - это учебные занятия, поэтому учитель должен стараться, чтобы тренинг не превратился в некое подобие развлечения или, наоборот, затянувшейся дискуссии.

По окончании тренинговых занятий участникам предлагается ответить на вопросы экспресс-опроса.

  1. В чем вы видите цели тренинговых занятий?

  2. Как отдельное занятие и занятия по всему курсу способствовали вашей профессионализации?

  3. Удалось ли вам в процессе тренингов овладеть механизмами педагогического взаимодействия?

  4. Что дали вам тренинговые занятия в плане личностного и профессионального развития?

Приложение 1

Сценарий тренингового занятия «Кто я? Какой я?»

Цель. Освоение приемов самодиагностики, самораскрытия, активности общения.

Ход занятия.

Учитель. Дорогие друзья! Наша задача - заглянуть в свое Я, поскольку наше Я - одна из самых больших загадок. Иногда Я обладает большим здравым смыслом, иногда в нем звучит голос обиды, а подчас это голос озарения и творческой фантазии. Мы будем выражать свое я индивидуальными средствами; самовосприятие личности осуществлять через взгляд на себя, но как бы со стороны, через восприятие нас другими людьми; через самооценку своей деятельности, собственных внутренних состояний (эмоций, ощущений, мыслей); оценку своего внешнего облика.


Приветствие «Улыбка»

Цель. Принятие улыбки как приема привлечения внимания партнера и создания положительного эмоционального настроя на партнера и занятие

Учитель. Вспомните слова из песни В. Шаинского «Улыбка». Поприветствуйте своего партнера по общению открытой, доброй улыбкой. Обращаясь к нему с улыбой, скажите несколько приятных слов. И вы уже на пути к гармонии, определяемой тремя главными силами жизни: разума, духа и любви. Улыбнулись? Значит, вы готовы к занятию.

Анализ приветствия. Что вы чувствовали, когда улыбались другому человеку? Трудно ли улыбаться всем? Что вы испытываете, когда вам улыбаются?


Упражнение 1. «Автобиография»

Цель. Восприятие и проявление представлений о себе в социальном и психологическом плане.

Задание. Составьте рассказ о себе.

Инструкция. Нужно представить себя окружающим. Рассказать о том, где учитесь, где живете, какой вы человек, какие у вас интересы, сколько вам лет, какого вы роста… имейте в виду, что это ваша заявка о себе, сделайте ее оригинальной, интересной, привлекательной для окружающих.


Упражнение 2. «Свет мой, зеркальце, скажи»

Цель. Личная установка на самоанализ

Задание. Ответить на вопрос «Кто я?»

Инструкция. Вспомните сказку А.С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях». У царицы было зеркальце, которое она время от времени спрашивала:

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

Представьте, что вы держите в руках такое волшебное зеркальце и оно дает ответ на ваш вопрос «Кто я?». Возьмите лист бумаги и ответьте на вопрос искренне, запишите ваши определения; чем больше их будет, тем лучше.


Упражнение 3 «Принятие себя»

Цель. Развитие готовности работать над собой, понимать себя и доверять другим, осуществлять самоанализ.

Задание. Определение своих достоинств и недостатков.

Инструкция. Возьмите лист чистой бумаги, разделите его на две колонки: «Мои недостатки» и «Мои достоинства», предельно откровенно запишите в них все, что считаете нужным.


Упражнение 4. «Рисунок Я»

Цель. Создание собственного образа с помощью изобразительных средств.

Задание. Нарисовать свой собственный образ в аллегорической форме.

Инструкция. Возьмите цветные фломастеры и листы формата А-4, постарайтесь нарисовать образ своего Я. Можно рисовать все, что хочется: это может быть пейзаж, натюрморт, подражание детским рисункам, нечто в стиле ребуса, фантастический мир, абстракция - в общем все, что угодно, с чем вы ассоциируете, связываете, сравниваете себя, свое жизненное состояние, свою натуру. Не бойтесь, что у вас не получится или что вы не умеете рисовать.


Упражнение 5. «Девиз»

Цель. Отражение с помощью девиза жизненных установок.

Задание. Сформулировать свой девиз.

Инструкция. В старину у средневековых рыцарей был обычай - на воротах замка, гербе, щите воина писать девиз, то есть краткое изречение, выражающее идею, цель деятельности владельца. Ваш девиз должен заставить вас сконцентрироваться на главном, отражать ваше кредо, отношение к миру в целом, к самому себе - ответить на вопросы: что я умею в жизни, ради чего живу, чем дорожу. Можете дать к девизу пояснения, приготовьтесь к оглашению девиза перед другими участниками группы.


Упражнение 6 «Мое настроение сегодня»

Цель. Выражение с помощью цветовой палитры настроения от предложенной системы упражнений и общения с коллегами.

Задание. Выразить свое настроение, подняв цветную карточку, объяснить, почему был выбран именно этот цвет.

Инструкция. Выскажите свое настроение от занятия, свяжите его с цветом, который наиболее ярко отражает ваше эмоциональное состояние «здесь» и «теперь»

Анализ занятия. Анкета «Мнение»

Имя участника тренинга ______________________________________

Дата занятия ________________________________________________

  1. Степень твоей включенности: 0,1,2,3,4,5,6,7,8.9, 10 (Обведи кружочком соответствующий балл)

  2. Что мешает тебе быть более включенным в занятие?

  3. Твои основные ошибки в ходе занятия: а) по отношению к себе; б) по отношению к группе; в) по отношению к ведущему.

  4. Самые значимые для тебя эпизоды, упражнения, во время которых тебе удалось сделать определенный «прорыв», что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться.

  5. Что тебе очень не понравилось на прошедшем занятии? Почему?

  6. Твои замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятий и т.п.)

  7. Что ты еще хотел бы написать?

Домашнее задание «Какой Я»

На листе бумаги выпишите приведенные ниже вопросы и ответьте на них:

  1. Мой жизненный путь: мои основные успехи и неудачи.

  2. Мои дружеские связи: с кем я дружен и почему.

  3. Мои конфликты: в чем они состоят и чем я их объясняю.

  4. Мои стимулы: что или кто контролирует мою жизненную активность.

  5. Негативные воздействия: какие и как я хочу их устранить.

  6. Позитивные воздействия: какие хочу использовать или поддержать.

  7. Мои проблемы: что мне мешает жить и что я хочу в связи с этим изменить.

Приложение 2

Сценарий тренингового занятия «Мы и наши дети в общении»

Цель. Принятие субъективности ребенка в сфере коллективных отношений и взаимоотношений педагога как субъекта педагогического общения. Овладение навыками в общении с ребенком. Развитие умений адекватной оценочной деятельности, направленности на выявление позитивных средств общения с ребенком.

Ход занятия.

Учитель. Воспитатель создает для своих питомцев неповторимый детский мир, в котором много света, тепла, уюта, поэтому не случайно наши воспоминания о детстве связываются с детским садом. Уникальный «дом радости» может существовать только благодаря позитивному восприятию детей со стороны педагога, но научиться этому нелегко. Сегодняшнее занятие направлено на формирование навыков положительного, личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста.

Упражнения 1. «Возвращение в свое детство» (грамзапись песни о детстве)

Цель. Активизация уровня подсознательной памяти, вхождение взрослого в «детский мир», рефлексия детского восприятия взрослого (педагога).

Задание. Постарайтесь увидеть себя в ситуации общения с воспитателем в детском возрасте, описать свои ощущения и настроения. Мысленно увидеть себя как бы со стороны, взглядом взрослого (педагога), проанализировать возникшие ощущения.

Инструкция. Послушайте исполнение песни, настройтесь на детские воспоминания, сядьте удобно, закройте глаза, припомните какую-либо ситуацию общения с педагогом в детском возрасте, акцентируйте память на тех ощущениях или настроении в тот момент. Постарайтесь с позиции педагога проанализировать возникшие детские переживания.

Упражнение 2 «Дошкольник в эпитетах»

Цель. Формирование педагогически направленного мышления, позитивной установки на ребенка, интереса к детям.

Задание. Дать характеристику дошкольнику.

Инструкция. Сидя по кругу, каждый из присутствующих дает характеристику дошкольнику одним эпитетом. Повторение не допускается. Вариант выполнения задания: «нарисовать» образ дошкольника по представленным характеристикам (рисунок, словесный рассказ, сказка)


Упражнение 3. «Радость общения с ребенком»

Цель. Создание позитивной установки на общение с ребенком, снятие психологического напряжения и барьеров.

Задание. Закончите фразы «Мне нравится общаться с детьми, потому что…», «Длительное общение с детьми меня раздражает, потому что…». Разыграйте тактику педагогического общения с детьми в ситуациях, которые не вызывают положительных эмоций воспитателя, обсудите результаты.

Инструкция. Заканчивая предложения, выделите для себя причины описанных отношений к детям в ситуации общения. Разыгрывая ситуацию, сконцентрируйте внимание на своих ощущениях и способах нейтрализации негатива по отношению к детям.


Упражнение 4 «Жизненное пространство»

Цель. Установление дистанции и пространства общения с ребенком.

Задание. Провести упражнение «Живые скульптуры», выделить какие дистанции предпочтительнее для воспитателя в общении с ребенком.

Инструкция. Работа осуществляется в группах-диадах: каждый из вас по очереди будет представлять себя скульптором, который создает из вас обоих скульптурную группу, выражающую ваши взаимоотношения и ваше поведение.


Упражнение 5 «Если я сейчас…»

Цель. Выявление позиции взрослого в общении с ребенком. Выработка умения выстраивать собственную тактику общения с ребенком с максимальной пользой для него.

Вариант 1

Задание. Проигрывание ситуаций, когда необходимо занять позицию родителя, взрослого, ребенка.

Инструкция. Вспомните педагогические ситуации общения с детьми (две-три). Опишите их и проанализируйте поведение воспитателя (собственное поведение), сделайте вывод; приведите одну из ситуаций, в которой вам хотелось бы изменить свою позицию.

Вариант 2.

Задание. Закончите предложения: «Если я сейчас родитель, то…», «Если я сейчас ребенок, то...»

Инструкция. Закончите предложения. Ответьте на вопрос, какое из перечисленных эго-состояний в общении с детьми является наиболее комфортным, почему вы редко переходите в другие состояния.

Вариант 3.

Задание. Ответить на детские вопросы в позициях «ребенок - ребенку», «ребенок - взрослому». Прокомментировать свои ощущения.

Инструкция. Из книг (К.И. Чуковский «От 2 до 5» или М.М. Кольцова «Ребенок учится говорить») подберите серию детских вопросов. В качестве образца вопросов можно использовать следующие: 1) Почему Луна не падает на Землю? 2) Отчего люди смеются? 3) Почему зебра в полоску?


Упражнение «Активное слушание детей»

Цель. Формирование умения вникать в детские проблемы и «возвращать» ребенку в беседе то, что он нам поведал, при этом обозначив его чувство.

Задание. В анализе предложенных ситуаций поупражняйтесь в способах децентрации личности педагога в процессе общения с дошкольником.

Инструкция. Прочтите мини-ситуации, охарактеризуйте чувства ребенка.

  1. Ребенку сделали укол, плачет: «Доктор плохой!»

  2. Старший сын - маме: «Ты всегда ее (младшую сестру) защищаешь, говоришь «маленькая», а меня никогда не жалеешь».

  3. Ребенок роняет чашку, та разбивается: «Ой!!! Моя чашка…»

  4. Мама укладывает дочь спать. Маленькая Маша просит маму посидеть с ней.

  5. Мама сидит на скамейке в парке, к ней в слезах подбегает ее малыш: «Он отнял мою машинку!»

Перед данной работой обратитесь к советам автора книги «Общаться с ребенком. Как?» Ю.Б. Гиппенрейтер, которая обращает внимание на проблемы, возникающие при контакте взрослого с ребенком.

  1. Приказы, команды: «Сейчас же перестань!», «Вынеси!», «Сделай!», «Убери!»

  2. Предупреждения, предостережения, угрозы: «Если не прекратишь это делать, то…», «Не придешь вовремя, не сделаешь…» пеняй на себя», «Если еще раз повторится, то…»

  3. Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты должен…», «Ты обязан…»

  4. Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи…», «Я бы на твоем месте…», «По-моему, надо пойти и извиниться…»

  5. Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции»: «Пора бы знать, что перед едой…», «Сколько раз я тебе говорила…», «Не послушалась - пеняй на себя!»

  6. Критика, выговоры, обвинения: «На что это похоже…», «Опять все сделал(а) не так!», «Вечно ты…», «Все из-за тебя…»

  7. Похвала. Не слишком часто хвалить ребенка! (В похвале всегда есть элемент оценки: «Ты у нас самая красивая…») Когда ребенка постоянно хвалят, он к этому привыкает, может стать зависимым от похвалы, может заподозрить, что вы неискренни.

  8. Обзывание, высмеивание: «Плакса-вакса», «Не будь лапшой!», «Какой же ты лентяй!»

  9. Догадки, интерпретация: «Опять небось…», «Я все равно вижу что ты меня…» (обманываешь, говоришь неправду)»

  10. Выспрашивание, расследование: «Что же все-таки случилось?», «Нет, ты все-таки скажи», «Я все равно узнаю», «Ну почему же ты молчишь?»

  11. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания: «Не обращай внимания», «Перемелется, мука будет».

  12. Отшучивания, уход от разговора: «Не до тебя», «Вечно ты со своми жалобами…»

Анализ занятия
  1. Что понравилось на занятии больше всего?

  2. Какое упражнение показалось наиболее интересным?

  3. Какие трудности возникли во время работы на занятии?

Тренинговые занятия дают возможность адаптировать знания каждого учащегося к своей личностной структуре, помогают развивать способность к установлению контактов, пониманию и уважению окружающих, помогают развивать у будущих воспитателей творческий подход к профессиональной деятельности. Все это вместе взятое является необходимым компонентом гуманизации учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения.


© 2010-2022