Разработка урока по технологии на тему Вышивание Казахского орнамента 11 класс

Раздел Технология
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Вышивание Казахского орнамента на ткани». 11 класс.

Цели:
1. Дать учащимся понятия о видах вышивки и способах их применения. Углубить знания учащихся о казахском народном прикладном искусстве.
2. Развивать мелкую моторику рук, навыки вышивания на ткани, навыки пользования принадлежностями народного прикладного труда.
Развивать устную казахскую речь, внимание, логическое мышление.
3. Воспитывать любовь и уважение к народному творчеству. Воспитывать у учащихся эстетические чувства: понимание значения искусства в жизни каждого человека, её красоты.

Оборудование: необходимые материалы, инструменты и приспособления:
1. Ткань, нитки, иглы, ножницы, напёрсток, пяльцы.
2. «Виды и названия орнаментов» - альбом.
3. «Орнамент» - буклет.
4. Виды вышивки.
5. Виды одежды казахского народа - рисунки.
6. Изображение ковра.
7. Пословицы и поговорки.
8. Демонстрационные макеты - одежда невесты.
9. Карточки с видами вышивки.
10. Лоскуты с отметками.
11. Казахское народное прикладное искусство - 2 том.

СТРУКТУРА УРОКА.

I. Организационный момент.
II. Основная часть.
1. Опрос домашнего задания.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Сообщение нового материала.
4. Запись в тетрадях.
5. Физминутка.
6. Практическая работа.
7. Закрепление.
III. Заключительная часть.
1. Подведение итогов.
2. Оценки.
3. Уборка рабочего места.

ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
1. Организация класса, проверка рабочих мест, рапорт дежурного.
Учитель: Кто сегодня дежурный?
Рапорт дежурного.
Учитель: Кто скажет, сегодня какой день недели?
Правильный ответ: четверг - бейсенбі.
Учитель: Число, месяц, время года?
Правильный ответ: двадцать девятое января, время года - зима - жиырма тоғызынша қантар, қыс айы.
Записываю на доске число, месяц.
II. Повторение домашнего задания.
Учитель: Ребята, начнём наш сегодняшний урок с повторения домашнего задания. Кто мне скажет, какие виды верхней одежды у казахского народа вы знаете?
Правильный ответ: Виды одежды: ишик - ішік, тон; халат - шапан; женская безрукавка - камзол; женское платье - көйлек; штаны, шаравары - шалбар. Отвечает по картинке.
Учитель: Какие материалы использованы в изготовлении этих видов одежды?
Правильный ответ (демонстрационные макеты): Для платья - креп сатин, для камзола - парча и ещё используются дорогие материалы как велюр, вельвет.
Учитель: Какие виды узоров вы узнаёте на них?
Правильный ответ: ответ по узорам.
III. Повторение видов узоров: Раздаю конвертики. В конвертах рисунки с изображением орнамента: ковёр и тускииз.
Учитель: А теперь, я вам раздам эти конвертики, вы все должны за короткое время «сшить» тускииз и «соткать» ковёр. Активно участвующим командирам и ответившим на мои вопросы я раздаю фишки.
Дети собирают, даю на сборку пару минут, и задаю вопросы.
Учитель: Ребята, какие орнаменты изображены на этом рисунке? Название орнамента должно быть на двух языках.
Правильный ответ: № 1 - Здесь изображены разные виды рогообразных элементов - мүйіз тектес оюлар, бараний рог - қошқар мүйіз, парные рога - қос мүйіз.
№ 2 - А здесь изображён орнамент "Крестовина" - «төртқулақ».
Учитель: Правильно, эти узоры и орнаменты всегда с нами, мы их всегда и везде встречаем. (Показ картины). У казахов много предметов с орнаментом. Эти узоры можно передать в виде вышивки. Поэтому сегодня познакомитесь с видами вышивки. Наша тема: «Вышивка - любимый вид казахского прикладного искусства». Тему запишите в тетрадь.

IV. Объяснение нового материала.
Учитель: Одним из распространённых видов рукоделия является вышивание. Вышивание - дело трудоёмкое и сложное, требующее большой сноровки и опыта. Тех мастеров, которые придумывали орнаменты вышивок, называли - оюшы (чертёж нитками-аппликаторами).
Ребята, есть вышивка не только на ткани, но и на коже, на войлочных изделиях.
Мастера применяли четыре вида вышивки:
1. Тамбурный шов - бiз кесте;
2. Гладьевый шов - баспа кесте;
3. Канва - кенебе;
4. Двухрядовая вышивка - албыр кесте.
Красочными вышивками оформлялись тузкиизы, войлочные футляры для сундуков, постельные принадлежности, мужские и женские головные уборы и различные детали убранства юрты.
При вышивании применялись разноцветные нити: мулине, ирис и тонкий шёлк.
V. Запись в тетрадях.
Учитель: А теперь, открывайте тетради и запишите то, что мы сегодня прошли на уроке, с какими названиями вышивки вы познакомились.
Виды вышивок: тамбурный шов, гладьевый шов, канва, двухрядовая вышивка.
Виды ниток: мулине, ирис и тонкий шёлк.
Новые слова: мастерицы, чертёжники, аппликаторы.
Дети записывают, а я проверяю правильность записи, как сидят за партой, слежу за осанкой.
Учитель: Ребята, внимание на меня, вот я вам раздаю карточки, прочитайте на карточках виды вышивок и названия на двух языках. И постарайтесь их запомнить.
В это время я убираю вышивки, которые висели на доске.
VI. Игра на внимание.
Учитель: Повторим дети? Хорошо, карточки положите на стол и переверните. А теперь, внимание на доску. Мы с вами сейчас сыграем в прятки: «Вышивки спрятались». С начала я вам раздам карточки, а вы расставьте вышивки по местам согласно надписям.
Дети по местам расставляют вышивки.
Учитель: Ребята, давайте ещё раз повторим виды вышивок, и как они называются?
Дети повторяют. В это время быстро убираю надписи.
Учитель: После того, как всё повторим, карточки собираю, раздаю им надписи.
А теперь, согласно видам вышивки расставьте их названия.
Дети по местам расставляют названия вышивки.
VII. Практическая часть. Объяснение техники вышивания. Повторение правил техники безопасности с колющими и режущими предметами.
Учитель: Показываю на материале виды вышивки.
а) Тамбурный шов - бiз кесте, тамбурный стежок с лицевой стороны напоминает цепочку. Выполняют тамбурный стежок сверху вниз.
Оставляю иголку без ниток на столе.
Ученик: Иголку нельзя так оставлять, надо хранить в игольнице.
Учитель: Правильно, ребята, иголку всегда надо держать в игольнице.
б) Баспа кесте - гладьевый шов, при выполнении гладью рисунок заполняется стежками, прилегающими друг к другу. Они образуют гладкую поверхность.
При показе иголкой, сделаю вид, что уколола палец и спрашиваю: Дети, а что я сделала неправильно?
Ученик: Надо при шитье применять напёрсток.
Учитель: Правильно! Хорошо ребята, при шитье надо обязательно использовать напёрсток.
в) Канва - кенебе, здесь сам материал называется канва, открытые клетки надо заполнить маленькими крестиками или звёздочками, конечно по рисунку. Показываю виды вышивки, в конце закрепляю нитки и собираюсь откусить нити зубами.
Ученик: Неправильно делаете.
Учитель: Хороший ответ, после окончания работы нитку надо отрезать ножницами.
г) Двухрядовая вышивка - албыр кесте. Ими пользовались особенно наши бабушки. Двухрядовыми вышивками вышивали контуры вырезанного орнамента в виде аппликации.
Показываю вышивки, закрепляю нитку и одному ученику передаю ножницы острым концом вперёд.
Ученик: Вы неправильно передаёте ножницы, нельзя подавать ножницы острыми концами.
Учитель: Молодец, ножницы передаём ручкой вперёд, в сомкнутом виде.
Ребята сегодня мы с вами ознакомились с одним из древних и интересных видов декоративно прикладного искусства - вышивкой и некоторыми приёмами работы при вышивании и повторили технику безопасности при работе с колющими и острыми предметами. Я думаю, если допускала ошибки по технике безопасности, то вы не должны допускать этих ошибок во время практических работ, постоянно следите за собой.
VIII. Практическая работа.
Учитель: Но перед началом работы давайте разомнём наши пальчики, чтобы они у нас были ловкие, искусные и красиво шили.
1. Физминутка.
2. Практическая работа. Раздаю лоскуты.
Учитель: А теперь, дети, я вам раздам лоскутки с номерами. На лоскутках точками указаны виды вышивок. Номер на лоскутках совпадает с номером вышивки, который висит на доске. Вашей задачей является правильно научиться вышивать.
Ребята начинают практическую работу.
Я подхожу к каждому ребёнку, индивидуально помогаю и проверяю.
IX. Итог урока.
1. Просмотр работ учащихся, их анализ, выставление оценок.
2. Нацеливание на продолжение работы по данной теме с применением узора.
Учитель: Ребята, на втором уроке, кто хорошо вышивал, будет делать определённые работы, а с остальными учащимися мы продолжим работу по выполнению различных видов швов для вышивки, потренируемся.
На этом наш первый урок завершается.

© 2010-2022